Алгоритм квотирования рабочих мест для инвалидов и молодежи

Основная цель любой коммерческой организации — получение прибыли. Однако Российская Федерация — социальное государство, поэтому закон устанавливает для бизнеса требования и в социальной сфере. В частности, государство поддерживает инвалидов и молодежь, так как этим категориям граждан труднее всего найти работу. И главным инструментом содействия их занятости является квотирование рабочих мест.

Вопросы квотирования рабочих мест регулируются Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в ред. от 01.06.2017; далее — Федеральный закон № 181-ФЗ), Законом РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (в ред. от 29.07.2017) и другими нормативными актами, в том числе субъектов Российской федерации.

Например, в Москве данный вопрос регулируется Законом г. Москвы от 22.12.2004 № 90 «О квотировании рабочих мест» (в ред. от 30.04.2014; далее — Закон г. Москвы № 90). Также в Москве действует Положение о квотировании рабочих мест в городе Москве (утверждено Постановлением Правительства Москвы от 04.08.2009 № 742-ПП; далее — Положение о квотировании), которое определяет порядок организации квотирования рабочих мест (постановка и снятие с учета, предоставление отчетности и т. д.). Эти нормативные правовые акты определяют правовые, экономические и организационные основы квотирования рабочих мест.

Разберемся, что работодателю надо сделать, чтобы организовать работу с квотированием.

ШАГ 1. ОПРЕДЕЛИТЬ, ОБЯЗАНА ЛИ ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНИМАТЬСЯ КВОТИРОВАНИЕМ

Квотированием рабочих мест для инвалидов и молодежи, согласно ст. 21 Федерального закона № 181-ФЗ, должны заниматься все работодатели, у которых численность работников превышает 100 человек.

Законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 % до 4 % среднесписочной численности работников.

Исключение составляют общественные объединения инвалидов и образованные ими организации.

Работодателям, численность работников которых составляет от 35 до 100 человек, законодательство субъекта Российской Федерации может устанавливать квоту для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 % среднесписочной численности работников.

Перед началом работы по квотированию необходимо выяснить, кого именно региональное законодательство относит к работникам, принимаемым по квотам.

Если в отношении инвалидов все ясно — это работники, признанные таковыми федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, — то критерии для отнесения к молодежи могут быть различными.

Пример
Закон г. Москвы № 90 относит к молодежи:
• несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет;
• детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечительства, в возрасте до 23 лет;
• выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования в возрасте от 18 до 24 лет и выпускников вузов в возрасте от 21 года до 26 лет, ищущих работу впервые.

Также могут разниться условия совместного квотирования инвалидов и молодежи.

Пример
Согласно ч. 3 ст. 3 Закона г. Москвы № 90, если количество инвалидов, принятых на квотируемые рабочие места, составляет более 2 % от среднесписочной численности работников, то количество квотируемых рабочих мест для молодежи уменьшается на соответствующую величину. Однако «обратной» нормы, позволяющей уменьшать квоту для инвалидов, если принять на работу молодежь сверх установленной квоты, этот закон не предусматривает.
Таким образом, московский работодатель может обеспечить выполнение квоты только при условии трудоустройства инвалидов, так как сделать это только за счет трудоустройства молодежи нельзя.

ШАГ 2. ОПРЕДЕЛИТЬ РАЗМЕР КВОТЫ

Квоту организация рассчитывает самостоятельно, исходя из среднесписочной численности работников.

Для расчета среднесписочной численности рекомендуем пользоваться указаниями Росстата по вопросам заполнения формы № П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников» (далее — форма № П-4) (Приказ Росстата от 01.09.2017 № 566).

Обратите внимание, что при расчете квоты на инвалидов не учитываются рабочие места с вредными и опасными условиями труда (ст. 21 Федерального закона № 181-ФЗ).

Пример
Среднесписочная численность работников в организации в Москве без учета рабочих мест с вредными условиями труда составляет 250 человек.
Размер квоты на инвалидов составит:
250×0,02 = 5 чел.

Возникает вопрос, как быть, если в результате расчета квоты получилось дробное число. Однозначного ответа на этот вопрос нет. Если возникнет такая ситуация, лучше всего уточнить в службе занятости, как поступить. Например, в Москве должностные лица службы занятости предлагают округлять результат расчета в меньшую сторону.

ШАГ 3. ИЗДАТЬ ЛОКАЛЬНЫЙ НОРМАТИВНЫЙ АКТ О КВОТИРОВАНИИ

Если понятно, что организация обязана заниматься квотированием, и размер квоты рассчитан, следует принять соответствующее положение, в котором определить размер квоты, порядок работы по квотированию и ответственное за этот процесс лицо.

ШАГ 4. ВСТАТЬ НА УЧЕТ В СЛУЖБЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

Учет работодателей для целей квотирования, как правило, ведут местные центры занятности.

Рассмотрим порядок учета работодателей на примере Закона г. Москвы № 90.

В Москве работодателей, осуществляющих квотирование, учитывает Отдел квотирования рабочих мест Центра занятости населения города Москвы.

Работодатели в течение месяца после государственной регистрации в налоговых органах встают на учет в территориальном подразделении Отдела квотирования. При постановке на учет работодатели заполняют регистрационную карточку, которая подписывается руководителем организации и главным бухгалтером и заверяется печатью организации, а также представляют следующие сведения и нотариально удостоверенные документы:

• копию устава или учредительного договора;

• информационное письмо органов государственной статистики об учете в Статистическом регистре Федеральной службы государственной статистики;

• данные о среднесписочной численности работников на день установления квот (форма П-4 или, если работодатель не сдает форму в органы статистики, письмо за подписью руководителя и главного бухгалтера, заверенное печатью).

При постановке на учет работодателю присваивается регистрационный номер, который указывается при сдаче статистической отчетности.

Обо всех изменениях регистрационных данных работодатель уведомляет территориальное подразделение Отдела квотирования.

Если у работодателя изменится место постановки на учет в налоговых органах, придется пройти перерегистрацию, а в случае ликвидации организации — сняться с учета.

Для снятия работодателя с учета представляется заявление работодателя о снятии с учета или решение собственника или судебных органов о ликвидации организации.

ШАГ 5. СДАВАТЬ ОТЧЕТНОСТЬ ПО КВОТИРОВАНИЮ РАБОЧИХ МЕСТ

Работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов (ст. 25 Закона РФ № 1032-1).

Какие именно формы необходимо сдавать, уточняйте непосредственно в службе занятости вашего региона.

Например, работодатели г. Москвы ежеквартально до 30 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, обязаны предоставлять в территориальное подразделение Отдела квотирования сведения о выполнении установленной квоты по определенной форме.
Предоставлять эти сведения в Москве можно также через «Личный кабинет» Интерактивного портала Центра занятости населения (https://czn.mos.ru/).

Также работодатели обязаны представлять в органы статистики отчет по установленной форме. Форму № П-4 заполняют организации всех видов экономической деятельности и форм собственности, кроме субъектов малого предпринимательства.

В случае непредставления этой формы организацию могут привлечь к ответственности по ст. 13.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) в виде штрафа:

• на должностных лиц — от 10 000 до 20 000 руб. (при повторном нарушении — от 30 000 до 50 000 руб.);

• на организацию — от 20 000 до 70 000 руб. (при повторном нарушении — от 100 000 до 150 000 руб.).

Сведения об инвалидах в Службу занятости

Сведения об инвалидах в Службу занятости

Работодатели, которые согласно закону №181-ФЗ обязаны обеспечить трудоустройство инвалидов, ежемесячно составляют отчет о выполнении/невыполнении установленной квоты и подают документ в территориальный орган Службы занятости по месту регистрации организации (месту жительства ИП).

Особенности составления и подачи отчета рассмотрим ниже.

Бланк документа

Работодатели информируют ЦЗН о создании (выделении) рабочих мест для инвалидов и трудоустройстве лиц с ограниченными возможностями путем подачи специального отчета («Информация о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствие с установленной квотой»).

Отчет составляется на бланке установленного образца, который можно скачать здесь ⇒ Информация о рабочих местах для инвалидов.

Форма отчета состоит из 3-х блоков:

1-й блок – Информация о работодателе
В блоке отражаются данные об организации/ИП: наименование фирмы (ФИО ИП), ИНН, ОГРН, контакты, юридический и фактический адреса, форма собственности, ОКОПФ.

2-й блок – Информация о рабочих местах для инвалидов
В таблице работодатель заполняет следующие графы:

  • отчетный период (календарный месяц);
  • средняя численность сотрудников (общая и рассчитанная в целях определения квотируемых рабочих мест для инвалидов);
  • количество рабочих мест, подлежащих квотированию (в том числе специально оборудованных);
  • количество выделенных (созданных) рабочих мест для инвалидов;
  • численность инвалидов, работающих на квотируемых рабочих местах (на начало отчетного периода, принято, уволено, на конец отчетного периода);
  • невыполнение/перевыполнение квоты (количество сотрудников);
  • количество вакансий из числа квоты, заявленных в ЦЗН.

3-й блок – Информация о рабочих местах для инвалидов, арендованных у других работодателей
В блоке работодатель указывает количество рабочих мест для инвалидов, арендованных в других организациях, а также численность сотрудников, занимающих данные рабочие места на конец отчетного периода.

Порядок заполнения отчета регламентируется нормативными актами региона. В общем порядке отчет составляется ежемесячно, накопительным итогом. Данные в отчете отражаются в разрезе отчетного периода (календарного месяца).

Как правило, обязанность по составлению отчета и его подаче в ЦЗН возлагается на сотрудника отдела кадров, ответственного за кадровый документооборот. Если речь идет о небольшом предприятии или ИП-работодателе, то отчет может быть составлен непосредственно руководителем фирмы или предпринимателем.

Читайте также статью ⇒ «Как заполнить справку о среднем заработке для центра занятости: инструкция, образец».

Образец заполнения

Рассмотрим образец заполнения Информации о рабочих местах для инвалидов на примере работодателя из Ханты-Мансийска. В данном регионе установлены следующие показатели квоты для инвалидов:

  • предприятия со среднесписочной численностью от 101 до 500 человек обязаны обеспечить одно специальное рабочее место для инвалида;
  • организации с численностью сотрудников от 501 до 1000 человек обязаны обеспечить два специальных рабочих места;
  • для компаний численностью от 1001 до 5000 человек квота составляет три специальных рабочих места.

Работодатели Ханты-Мансийска подают отчет о выполнении квоты в ЦЗН ежемесячно, не позже 5-го числа месяца, следующего за отчетным.

Представим, что производственный комбинат «Жилстрой-5» ведет деятельность в Ханты-Мансийске. Среднесписочная численность работников предприятия составляет 1312 человек, в связи с чем работодатель обязан обеспечить трудоустройство 3-х инвалидов.

Сотрудник отдела кадров комбината «Жилстрой-5» заполнил Сведения об инвалидов для ЦЗН следующим образом:

ИНФОРМАЦИЯ О СОЗДАННЫХ ИЛИ ВЫДЕЛЕННЫХ РАБОЧИХ МЕСТАХ ДЛЯ ТРУДОУСТРОЙСТВА ИНВАЛИДОВ

Отчетный период (по месяцам) Среднесписочная численность работников в отчетном периоде (чел.) Среднесписочная численность работников для исчисления квоты * в отчетном периоде (чел.) Количество рабочих мест, подлежащих квотированию у данного работодателя** в отчетном периоде (ед.) Количество рабочих мест, фактически созданных (выделенных) в пределах установленной квоты **** на конец отчетного периода, в том числе с указанием рабочих мест (ед.) Численность инвалидов, работающих на квотируемых рабочих местах, на начало отчетного периода (чел.) Принято инвалидов на квотируемые рабочие места, в отчетном периоде (чел.) Выбыло (уволено) в отчетном периоде (чел.) Численность инвалидов, работающих на квотируемых рабочих местах, на конец отчетного периода (чел.) Невыполнение квоты на конец отчетного периода (чел.) Численность инвалидов, работающих сверх установленной квоты, на конец отчетного периода (чел.) Количество вакантных рабочих мест для инвалидов на конец отчетного периода, заявленных в органы занятости (ед.)
Всего в т. ч. специальных рабочих мест в пределах установленной квоты *** Всего в т.ч. специальных рабочих мест Всего в т.ч. на специальных рабочих местах Всего в т.ч. на специальные рабочие места Всего в т.ч. со специальных рабочих мест Всего в т.ч. на специальных рабочих местах Всего из них по специальным рабочим местам Всего в т.ч. на специальных рабочих местах Всего в т.ч. на специальные рабочие места
Январь 2020 1312 1210 3 3 3 1 4 1

Должности, на которых трудоустроены инвалиды по состоянию на конец отчетного периода (из гр. 14, 15): помощник архивариуса, ассистент менеджера по продажам, помощник кладовщика.

*В соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»

**** В соответствии с локальным нормативным актом работодателя 12.05.2011 года №14-3/5 Положение о трудоустройстве лиц с ограниченными возможностями.

Сведения о рабочих местах, арендованных у других работодателей либо созданных или выделенных иными способами в соответствии с законодательством Всего (с указанием должностей, профессий) в т.ч. на специальных рабочих местах (с указанием должностей, профессий)
Количество рабочих мест, арендованных у других работодателей, либо созданных или выделенных рабочих мест иными способами в пределах установленной квоты
Численность инвалидов, работающих на данных рабочих местах, на конец отчетного периода, из числа инвалидов, указанных в гр. 14, 15 (чел.)

Подпись руководителя, печать (при наличии) Петрушнев /Петрушнев В.Д./

Исполнитель, телефон Сурикова /Сурикова С.Л./
+7 346 733-35-51

Порядок и срок подачи

Сведения о трудоустройстве инвалидов ежемесячно подаются в территориальный орган Службы занятости в письменном виде. Срок подачи отчета устанавливается законодательными актами региона и, как правило, составляет до 10-ти дней после истечения отчетного периода (например, за январь 2020 – до 10.02.2020).

Согласно КоАП, для работодателей, не обеспечивших трудоустройство инвалидов в пределах установленной квоты и не предоставивших соответствующий отчет в ЦЗН, предусмотрен штраф в размере до 10.000 руб.

Читайте также статью ⇒ «Сведения о вакансиях в Службу занятости: как составить, образец, срок подачи».

В какие сроки сдавать новый отчет в службу занятости

Появление новых требований связано с выходом Постановления Правительства от 08.04.2020 № 460. Речь в нем идет в основном о назначении повышенных пособий по безработице гражданам, потерявшим работу из-за антикоронавирусных мер. Чтобы упростить таким людям регистрацию и обращение за пособием, службу занятости обязали самостоятельно проверять предоставленную гражданином информацию об увольнении и заработке.

Подобными оперативными данными на момент принятия постановления фонд занятости не располагал. Поэтому специалистов фонда наделили правом запрашивать информацию у ПФР и у работодателей.

Это привело к двум важным последствиям для кадровых служб работодателей:

1. Форму СЗВ-ТД надо сдавать в ПФР на следующий рабочий день после состоявшегося увольнения.

Формально министры не имели права менять положения федерального закона (до 01.01.2021 действовала отсрочка обязанности сдавать СЗВ-ТД на следующий день после кадровых изменений по Закону от 01.04.1996 № 27-ФЗ «О персучете»). Однако законопроект, который уже рассматривается Госдумой, введет необходимые правовые поправки задним числом — с 01.04.2020. Поэтому новшества нужно выполнять.

2. Еженедельно предоставлять в службу занятости отчет с данными, сформулированными в Приказе Минтруда № 152.

Пока отдельного официального документа нет. Сотрудники службы занятости сами информируют руководство работодателей о необходимости подачи сведений и сроках. Штрафов за несдачу или ошибки пока тоже не предусмотрено. Но учитывая оперативность, с которой появляются новые НПА, регулирующие ситуацию с введением мер по противодействию вирусной пандемии, новые законы и штрафы возникнут очень скоро.

📌 Реклама Отключить

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *