«Дорожная карта» не для всех!

Мы с вами часто слышим выражение «дорожная карта» по зарплате. Вот и на днях в новостях оно прозвучало опять:

«…Во Владимирской области заявления на увольнение написали сразу 12 медсестер неврологического отделения Александровской райбольницы. Это произошло после того, как главврач больницы Александр Обидин сократил им стимулирующие выплаты из-за «перевыполнения дорожной карты по заработной плате»…»

Понятие дорожной карты медика

Что же это такое – «дорожная карта» по зарплате медиков?

Данный термин для россиян является новым. Он пришел из менеджмента и в оригинале звучит как technology roadmapping, что наши специалисты и перевели как «дорожная карта». Ну любят они все заковыристое и непонятное.

А по сути это синоним такого термина как «план мероприятий», пошаговая инструкция, стратегия развития с определением основных этапов развития с конкретными цифрами и мероприятиями, а не только декларативными утверждениями.

«Дорожной картой» называют Указ Президента РФ № 597 о повышении зарплаты, который был принят 07.05.2012.

Только никакого отношения к дорогам и автомагистралям он не имеет.

Суть принятого документа — повысить качество услуг в социальной сфере.

Ключевое направление «дорожной карты» Президента — это поэтапное повышение уровня оплаты труда работников медицины, образования, культуры и спорта. Но одним ростом зарплат проект не ограничивался.

И в результате исполнения комплекса мероприятий планировалось достичь следующих целей:

  • Повышение привлекательности и конкурентоспособности зарплаты работников медицинской сферы.
  • Повышение эффективности и результативности труда путем материального стимулирования.
  • Заключение эффективных контрактов с обозначенными категориями специалистов.
  • Установление прямой взаимосвязи заработка к качеству и объему оказанных услуг и работ.
  • Разработка региональных программ обновления и модернизации сферы здравоохранения.
  • Утверждение региональных дорожных карт.
  • Внедрение профессиональных стандартов для отдельных категорий работников.

Следовательно, «дорожная карта» — это план мероприятий, направленный на достижение определенного уровня оплаты труда медицинских специалистов, а также на повышение качества услуг в этой сфере. (скачать Указ )

В этом Указе есть много положительных моментов:

Во-первых, положения «дорожной карты» предусматривали поэтапное исполнение. Заработки должны были расти постепенно, позволяя оптимизировать и перераспределять расходы бюджета рационально. Ведь деньги в бюджете из ниоткуда не взялись.

Во-вторых, нормы «дорожной карты» содержали сдерживающие факторы в части оплаты труда руководящего персонала. Дирекция медучреждения не могла повысить свою зарплату «до небес». Появились строгие рамки. Причем ограничения напрямую привязывались к средней заработной плате основного персонала. Растет зарплата по дорожной карте в медицине – растет и заработок директора.

В третьих, выровнялось соотношение цена-качество. С введением эффективного контракта квалифицированные работники должны были получать в разы больше, т.е. «дорожная карта» позволяла обеспечить российскую медицину опытными и квалифицированными кадрами.

Влияние дорожной карты на зарплату медиков

«Дорожная карта» Президента в области здравоохранения была направлена на следующие цели:

  • зарплата младшего медицинского персонала должна вырасти не менее чем в два раза;
  • заработок среднего медперсонала повышается не менее чем в два раза;
  • оплата труда квалифицированных врачей повышена не менее чем в два раза.

Но грандиозный рост зарплаты касался далеко не всех работников системы здравоохранения.

Повышение было предусмотрено только в отношении сотрудников, оказывающих медицинские услуги.

Зарплата по «дорожной карте» в здравоохранении не увеличивается:

1) у заведующих медицинских учреждений, занимающихся исключительно административной работой. Исключение составляют сотрудники, совмещающие врачебную практику и руководящую должность;

2) у медперсонала, деятельность которого подпадает под действие федеральной программы «Здоровье»:

• врачей, занимающихся родами, а равно уходом за появившимися на свет младенцами;

• семейных врачей;

• участковых педиатров и терапевтов, а также у работающих с ними младших медицинских сотрудников;

3) у врачей, оказывающих высокотехнологичные услуги.

Кроме того, «дорожная карта» по зарплате медработников предусматривает дополнительные стимулирующие выплаты только тем работникам, чье профильное образование подтверждено документально.

Если диплом или справка отсутствует, то на доплаты рассчитывать не стоит.

Порядок выплат, о которых говорил Путин, регулируются двумя постановлениями правительства: №415 и №484.

Первое предусматривает надбавки за «особые условия труда и дополнительную нагрузку» при работе с коронавирусными пациентами и людьми из групп риска. Как объясняет соучредитель профсоюза работников здравоохранения «Действие» Андрей Коновал, рассчитывать на такие надбавки могут как врачи из больниц, перепрофилированных под лечение COVID-19, так и медики первичного звена, работающие в обычных стационарах, поликлиниках, фельдшерско-акушерских пунктах и на скорой помощи — при условии, что они контактировали с зараженными коронавирусом. Согласно постановлению №415, врачи могут рассчитывать на надбавку в размере 80% средней зарплаты в регионе, медсестры — 40%, а санитарки, младшие медсестры и диспетчеры — 20%.

В постановлении №484 говорится о поощрении «за выполнение особо важных работ при оказании помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция». Документ расширяет круг получаталей выплат: в их число теперь включили водителей скорой помощи, не упоминавшихся в первом постановлении. Врачи, решили на этот раз в правительстве, должны получать доплату по 80 тысяч рублей в месяц, фельдшеры и медсестры — 50 тысяч, а младший медицинский персонал и водители скорой — 25 тысяч.

При этом категории персонала, перечисленные в двух документах, пересекаются, поэтому некоторым медикам надбавки начисляют дважды — по обоим постановлениям.

Андрей Коновал называет постановления «неряшливо написанными», их неясные формулировки фактически оставляют свободу толкования за региональными минздравами, отмечает профсоюзный активист. Однако медицинское сообщество поняло слова Путина буквально — так, что на надбавки во время пандемии могут рассчитывать абсолютно все работники здравоохранения.

Выплаты согласно постановлениям правительства:

1. Постановление Правительства № 415 от 2 апреля 2020 года — выплаты, которые положены ВСЕМ медработникам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией. Период оплаты: ежемесячно в рамках срока, установленного субъектом РФ.

Постановление Правительства № 484 от 12 апреля 2020 года — выплаты, которые положены медработникам, непосредственно работающим в перепрофилированных под COVID-19 учреждениях.
Период оплаты: ежемесячно за апрель, май, июнь 2020 года.

Выплаты согласно постановлениям региональных правительств:

Например: в Москве вопрос подобных выплат регулируется отдельным Постановлением Правительства Москвы от 07.05.2020 № 517-ПП.
В Петербурге медицинские работники, пострадавшие вследствие оказания помощи пациентам с коронавирусной инфекцией, а также члены их семей получат единовременные выплаты (Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 20.04.2020 № 221).

Страховые выплаты:

В соответствии с Указом Президента РФ от 06.05.2020 № 313 «О предоставлении дополнительных страховых гарантий отдельным категориям медицинских работников» предусмотрена единовременная страховая выплата:

Дорожная карта в здравоохранении – цели, задачи

Объем мероприятий, который направлен на повышение эффективности системы здравоохранения, называется «дорожной картой». Для достижения повышения качества медицинской помощи населению необходимо выполнение первоочередных задач:

  1. Повышение эффективности деятельности медицинских учреждений и организаций.
  2. Повышение эффективности сотрудников сферы здравоохранения РФ.
  3. Определение уровней заработной платы сотрудников, которая должна зависеть от качества, объема предоставленных медицинских услуг.
  4. Установление конкурентноспособных уровней оплаты труда сотрудникам системы здравоохранения.
  5. Внедрение для медицинского персонала специализированных эффективных контрактов, в которых конкретно указаны параметры оценивания профессиональной деятельности каждого отдельного сотрудника, показатели его деятельности и условия для достижения и получения стимулирующих финансовых выплат.
  6. Разработка трансформации существующих принципов оказания медицинской помощи.
  7. Разработка, утверждение, осуществление деятельности эффективных региональных программ развития систем здравоохранения с последующей оценкой эффективности внесенных изменений и полученных результатов.

Для того, чтобы осуществить полноценное преобразование всех уровней оказания населению качественной и квалифицированной медицинской помощи в полном объеме, необходимо преобразование указанных ниже параметров и структур:

  1. Кадровые – повышение процента специалистов, прошедших аккредитацию.
  2. Нормативные – повышение качества разрабатываемых стандартов.
  3. Доля расходов на предоставление помощи вне медучреждений от общего количества расходов на обеспечение финансирования реализации государственных программ здравоохранения.
  4. Доля сотрудников, которые трудоустроились по окончании процесса обучения в рамках целевой подготовительной программы.
  5. Учет и динамика корреляции заработной оплаты сотрудников медицинских учреждений к средней зарплате в каждом отдельном регионе.
  6. Количество дней работы каждой койки в течение года и средняя длительность пребывания пациентов в стационаре.
  7. Оценка главных факторов, демонстрирующих здоровье граждан.

Для реализации указанных целей и задач местные органы власти при нехватке собственных средств могут произвести запрос на дополнительное финансирование в качестве материальной помощи у федеральных центров.

На что могут рассчитывать медики по дорожной карте

Положение «дорожной карты» не предусматривает беспричинный рост зарплаты. Просто так доплачивать никто не будет. Надбавки должны вводиться эффективными контрактами, в которых прописываются условия и критерии стимулирования.

Если с работником не заключили эффективный контракт либо не ввели дополнительную систему стимулирования, то говорить о доплатах неправомерно.

Но отсутствие эффективного контракта в 2019 году говорит о недееспособности руководства учреждения. Ведь срок исполнения майских указов настал еще в 2018 году. Следовательно, руководитель должен понести административную ответственность.

Если эффективный контракт заключен, то теперь работа медика оценивается не только по объему выполненной работы, но и по следующим факторам:

  • качество оказанных услуг,
  • наличие жалоб,
  • выявление осложнений после лечения,
  • выявление заболеваний на ранней стадии (знаю, что у нас, в Приморье, медики получают неплохую доплату за выявление рака на ранней стадии),
  • наличие действующей квалификации и другие критерии.

Значение средней заработной платы врачей к 2019 году должно было соответствовать 200% от средней заработной платы в соответствующем регионе, а среднего и младшего медперсонала — до 100%.

Обязательно выполнение этого Указа или нет?

Работа по «дорожной карте» обязательна только для государственной сферы деятельности. Отказаться от исполнения майских указов Президента в государственных и муниципальных учреждениях нельзя.

Ответственными за разработку стандартов были Министерство здравоохранения и Министерство труда, документы утверждались приказами.

Полномочия по разработке региональных программ получили и местные власти, которые также могли запросить материальную помощь у федерального центра при недостаточности собственных средств, получаемую на основании соглашения…

Всё, вроде бы, понятно. И требования Президента в Правительстве исполнили, и комплекс мероприятий для медицины утвердили Распоряжением Правительства РФ от 28.12.2012 № 2599-р… Но наши чиновники от медицины – народ очень неторопливый, неповоротливый, можно сказать…

Наступил 2019 год, пришло время подводить итоги реализации мероприятий «дорожной карты» в медицине. Зарплата врачей должна была вырасти на 200%, а среднего и младшего медперсонала – на 100%.

Президента РФ Владимира Путина практически при каждом удобном случае спрашивают об исполнении этих планов. В 2017 году на пресс-конференции он заявил, что они выполнены на 95-97%.

А на самом деле?

Все благие намерения не просто тормозятся, они – не выполняются, приведя нашу медицину к коллапсу.

Я уже писала об этом в своих статьях:

Вместо прорыва опять провал и «Оптимизация» здравоохранения: как это выглядит сейчас…

Чем больше ресурсов федеральные власти бросают на медицину, тем хуже становится нормальным, рядовым врачам и, конечно же, – их пациентам. Говорят, идеальный бизнес, позволяющий зарыть сколько угодно денег в песок, – это строительство дорог. Похоже, российская медицина в этом плане оказалась куда более благодатной посчвой.

Увольнения врачей

Итоги сложившегося положения не заставили себя ждать…

Так, заявления на увольнение в конце августа написали шесть хирургов Центральной горбольницы №1 Нижнего Тагила. Они жаловались на высокую нагрузку и низкую зарплату.

Сейчас ситуацию с работой врачей в Нижнем Тагиле удалось урегулировать. Пять хирургов забрали заявления об увольнении. Им компенсируют все переработки, а также снизят нагрузку. Кроме того, в Демидовской больнице временно, но уже вышли на работу и врачи из Екатеринбурга.

В горбольнице теперь проходит масштабный аудит. Главврачи двух больниц отстранены от работы… Неужели чиновникам от нашей медицины не хватило 7 лет, чтобы урегулировать этот вопрос?

И все же, что делать, если контракт заключен, а заработную плату не повышают?

Если условия эффективного контракта работником исполняются, но заработок остался прежним, необходимо обратиться к начальству, ознакомившись предварительно с заключением экспертной комиссии по начислению стимулирующих баллов и с нормативными положениями по оплате труда в учреждении.

Если это не помогает — следует обращаться в трудовую инспекцию либо в правоохранительные органы.

В целях дальнейшего совершенствования государственной социальной политики постановляю:

1. Правительству Российской Федерации:

а) обеспечить:

  • увеличение к 2018 году размера реальной заработной платы в 1,4 — 1,5 раза;
  • доведение в 2012 году средней заработной платы педагогических работников образовательных учреждений общего образования до средней заработной платы в соответствующем регионе;
  • доведение к 2013 году средней заработной платы педагогических работников дошкольных образовательных учреждений до средней заработной платы в сфере общего образования в соответствующем регионе;
  • доведение к 2018 году средней заработной платы преподавателей и мастеров производственного обучения образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, работников учреждений культуры до средней заработной платы в соответствующем регионе;
  • повышение к 2018 году средней заработной платы врачей, преподавателей образовательных учреждений высшего профессионального образования и научных сотрудников до 200 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе;
  • увеличение к 2020 году числа высококвалифицированных работников, с тем чтобы оно составляло не менее трети от числа квалифицированных работников;
  • создание ежегодно в период с 2013 по 2015 год до 14,2 тыс. специальных рабочих мест для инвалидов;

б) подготовить и внести до 1 сентября 2012 г. в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона о внесении в законодательство Российской Федерации изменений, касающихся разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов;

в) утвердить до 1 декабря 2012 г. план разработки профессиональных стандартов;

г) разработать к 2015 году и утвердить не менее 800 профессиональных стандартов;

д) в целях выработки единых принципов оценки профессиональной подготовки рабочих кадров:

  • подготовить и до 1 августа 2014 г. внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона о внесении в законодательство Российской Федерации изменений, касающихся порядка аккредитации организаций, осуществляющих деятельность по повышению профессионального уровня рабочих кадров;
  • создать в установленном порядке до 1 декабря 2015 г. базовый центр профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров;

е) в целях сохранения кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности профессий в бюджетном секторе экономики принять до 1 декабря 2012 г. программу поэтапного совершенствования системы оплаты труда работников бюджетного сектора экономики, обусловив повышение оплаты труда достижением конкретных показателей качества и количества оказываемых услуг и предусмотрев:

  • повышение к 2018 году средней заработной платы социальных работников, включая социальных работников медицинских организаций, младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг), среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) — до 100 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе, работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг), — до 200 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе;
  • установление базовых окладов по профессиональным квалификационным группам;
  • повышение заработной платы работников бюджетного сектора экономики с возможным привлечением на эти цели не менее трети средств, получаемых за счет реорганизации неэффективных организаций;

ж) создать прозрачный механизм оплаты труда руководителей организаций, финансируемых за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, установив соотношение средней заработной платы руководителей и работников этих организаций и предусмотрев представление руководителями этих организаций сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;

з) в целях расширения участия работников в управлении организациями:

  • подготовить до 1 декабря 2012 г. предложения по внесению в законодательство Российской Федерации изменений, касающихся создания в организациях производственных советов, а также определения их полномочий;
  • разработать комплекс мероприятий по развитию институтов самоуправления и принятию кодексов профессиональной этики;

и) представить к 1 марта 2013 г. предложения об использовании в отдельных отраслях бюджетного сектора экономики механизма нормативно-подушевого финансирования;

к) совместно с общественными организациями до 1 апреля 2013 г. обеспечить формирование независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, включая определение критериев эффективности работы таких организаций и введение публичных рейтингов их деятельности;

л) предусмотреть начиная с 2013 года меры, направленные на увеличение поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций;

м) разработать до 1 октября 2012 г. проект Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы, предусмотрев в нем механизм увеличения размера пенсии гражданам, выразившим намерение продолжать работать по достижении пенсионного возраста и принявшим решение отсрочить назначение пенсии, а также определив меры, гарантирующие сохранность пенсионных накоплений и обеспечивающие доходность от их инвестирования;

н) в целях дальнейшего сохранения и развития российской культуры:

  • создать к 2015 году в малых городах не менее пяти центров культурного развития;
  • включать ежегодно в Национальную электронную библиотеку не менее 10 процентов издаваемых в Российской Федерации наименований книг;
  • обеспечить поддержку создания публичных электронных библиотек, сайтов музеев и театров в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, а также размещение в свободном бесплатном доступе в сети Интернет фильмов и спектаклей выдающихся режиссеров кино и театра;
  • обеспечить увеличение до 1 октября 2012 г. бюджетных ассигнований федерального бюджета на выплату стипендий для деятелей культуры и искусства, творческой молодежи, а также на предоставление грантов для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства;
  • обеспечить создание до 1 марта 2013 г. передвижного фонда ведущих российских музеев для экспонирования произведений искусства в музеях и галереях малых и средних городов, а также создать к 2018 году 27 виртуальных музеев;
  • увеличить к 2018 году в два раза количество выставочных проектов, осуществляемых в субъектах Российской Федерации;
  • увеличить к 2015 году до 4 тыс. количество государственных стипендий для выдающихся деятелей культуры и искусства и молодых талантливых авторов;
  • увеличить к 2018 году в целях выявления и поддержки юных талантов число детей, привлекаемых к участию в творческих мероприятиях, до 8 процентов от общего числа детей.

2. Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

а) обеспечить до 1 августа 2012 г. разработку нормативных правовых актов, предусматривающих реализацию мер по поэтапному повышению заработной платы работников культуры;

б) разработать до 1 ноября 2012 г. комплекс мер по расширению практики обмена выставками между музеями Российской Федерации, по работе музеев в вечернее и ночное время и обеспечить их реализацию;

в) разработать до 1 ноября 2012 г. комплекс мер, направленных на повышение эффективности реализации мероприятий по содействию трудоустройству инвалидов, на обеспечение доступности профессионального образования, включая совершенствование методов профессиональной ориентации детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, на подготовку специализированных программ профессионального обучения инвалидов с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей, а также индивидуальных программ реабилитации инвалидов, на создание условий для повышения уровня занятости инвалидов, в том числе на оборудованных (оснащенных) для них рабочих местах.

3. Правительству Российской Федерации, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предусмотреть при формировании соответственно федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов бюджетные ассигнования на реализацию мер, предусмотренных настоящим Указом.

4. Настоящий Указ вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент

Российской Федерации

В. Путин

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *