Эффективный контракт в здравоохранении: плюсы и минусы новой системы

2 Июня 2014

Для перехода работников российского здравоохранения на эффективный контракт необходима модернизация нормативного и методического обеспечения, сокращение трудозатрат на оформление документов, разработка системы оценки медработников и системы стимулов для них, считают члены Экспертного совета при Правительстве РФ, проанализировавшие данную тему.

Во исполнение поручения Председателя Правительства по итогам прямой линии с Президентом России Минздраву, Минтруду России и министру РФ Михаилу Абызову было поручено совместно с регионами представить информацию об эффективности применяемых нормативов оплаты труда медработников с учетом особенностей условий их труда, а также иных факторов, влияющих на размер их зарплаты.

Ранее Минздрав России утвердил Методические рекомендации по разработке региональными и муниципальными органами власти показателей эффективности деятельности учреждений, их руководителей и работников. На основе этих рекомендаций субъекты утвердили соответствующие показатели. Для повышения базовой ставки оплаты труда Минздрав России планирует переместить надбавки за стаж и квалификацию из стимулирующей в базовую часть оплаты труда. Также планируется введение новой системы нормирования труда.

Эффективный контракт — это новый вид трудового договора, в котором более конкретно оговариваются обязанности работника, его зарплата, критерии оценки эффективности его труда и размер стимулирующих выплат. Предполагается так организовать систему начисления зарплаты, чтобы учитывалась и сложность работ, и их качество.

По итогам 2013 года средняя зарплата врача в России составила 42 248 рублей, среднего медперсонала — 24 102 рубля, младшего персонала — 14 313 рублей в месяц. Согласно майским указам Президента, к 2018 году размер зарплат врачей должен вырасти до 200% от средней по региону, при начислении должен применяться более дифференцированный подход.

Вопрос о переходе на эффективный контракт неоднократно поднимался Экспертным советом, в том числе при анализе бюджетных расходов. Так, для обеспечения долгосрочной устойчивости бюджетов эксперты рекомендовали обеспечить выполнение указов Президента и реализовать идеи эффективного контракта, развивать аутсорсинг и государственно-частное партнерство, вывести за штат младший медицинский персонал и неквалифицированный персонал учреждений культуры.

Повышение сбалансированности региональных бюджетов требует четкой скоординированной работы федерального центра и региональных властей по нескольким направлениям — от исполнения указа Президента по вводу эффективного контракта для работников бюджетной сферы в регионах и инвентаризации налоговых льгот до частичной приватизации государственного и муниципального имущества, изменения методики расчета зарплат бюджетников и сокращения неэффективных расходов», — говорил ранее министр по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов.

Говоря о повышении зарплат медикам, эксперты опасаются, что при сохранении действующей организации перехода на эффективный контракт благосостояние медиков, привлекательность их труда будет повышаться, но без повышения качества медицинской помощи.

До сих пор базовые оклады работников медицинской сферы остаются низкими, говорится в заключении. Во-первых, это связно с тем, что некоторые виды постоянных доплат (за стаж и проч.) во многих регионах относятся к стимулирующим надбавкам. Во-вторых, отсутствуют эффективные механизмы аттестации медработников, учитывающие их квалификацию.

Согласно исследованиям ВШЭ, при существующем порядке повышения оплаты труда лишь около 30% врачей и не более 25% медицинских сестер увеличили бы свою трудовую отдачу. Одного этого механизма недостаточно для повышения качества их работы, считают эксперты. Необходима увязка размера базовой оплаты труда с уровнем квалификации работника и сложностью проводимых работ через новый механизм аттестации медицинских работников, говорится в заключении.

Кроме того, эксперты предложили разработать типовое положение о порядке оценки деятельности работников и установления стимулирующих надбавок по конкретным специальностям и профессионально-квалификационным группам, а также установить в нем набор обязательных показателей, соответствующих главным направлениям политики охраны здоровья населения, которые могут быть дополнены субъектами РФ с учетом региональной специфики.

Обеспечение увязки коллективных и индивидуальных стимулов будет еще одним механизмом при переходе на эффективный контракт. Эксперты считают, что система показателей должна носить «сквозной» характер: учреждения получают целевые показатели повышения качества и результативности медицинской помощи, им соответствуют индивидуальные показатели для групп работников. Этот общий методологический подход дополняется установлением специфических показателей для отдельных групп работников.

Эксперты предлагают также разработать методические рекомендации по установлению базовых окладов работников в зависимости от уровня их квалификации, предусмотреть в них существенные изменения в процедурах присвоения квалификационных категорий, перестройку работы аттестационных комиссий. В первую очередь речь идет об изменении порядка формирования комиссий, уровня открытости их работы, критериев присвоения категорий.

Важна активизация работы по нормированию труда в отрасли в увязке со стандартами и порядками оказания медицинской помощи, а также разделение плановых темпов роста базовой и стимулирующей частей оплаты труда, считают в Экспертном совете.

Еще один механизм повышения производительности труда медиков: сокращение временных затрат на оформление документов и передача части врачебных функций среднему медицинскому персоналу и административным работникам. По данным опросов НИУ ВШЭ, сегодня оформление документов занимает 55% рабочего времени врачей и среднего медицинского персонала. Внедрение электронных технологий по обработке и оформлению документации пока радикально не меняет ситуации: на оформление документов в электронной форме тратится 29% времени.

Переход на эффективный контракт невозможен без реструктуризации сети медучреждений, поэтому эксперты рекомендуют конкретизировать направления такой реструктуризации. Сами учреждения нужно стимулировать повышением зарплат. Эксперты считают важным разработать методические подходы для повышения показателей реструктуризации здравоохранения, а субъектам РФ рекомендуют предложить «меню» комплексных стратегий перевода медицинских работников на эффективный контракт.

Все события

Соотношение с трудовым договором

Контракт и договор понятия тождественные, только в первом содержатся более подробные положения. Он определяет, какие конкретные должностные обязанности должен выполнять сотрудник. Безусловно, это является важным моментом, потому что ранее при заключении договора, полагались на должность, а не на обязанности этой должности.

Преимущества и недостатки

Основываясь на положениях эффективного контракта в сфере здравоохранения, мы можем сделать вывод о преимуществах инновации:

  1. Мотивация для сотрудников. В случае выполнения работ сверх плана, ему начисляются значительные премиальные выплаты;
  2. Отмечается улучшение качества и сервиса медицинских услуг;
  3. Для получения надбавок, сотрудники должны выполнять свои обязанности более тщательно. В результате пациенты получают медицинские услуги более высокого уровня;
  4. Увеличение среднего уровня заработной платы работников медицинских учреждений.

Наравне с этим, у существующей программы оценивания трудовой деятельности сотрудников имеются несколько серьезных недостатков.

Итак, изначально задумка заключалась в разработке нормативов эффективности труда для отдельно взятой должности (к примеру, система баллов).

Сотруднику начисляются баллы за выполненную им работу, они суммируются между собой, а далее эту сумму умножают на константу. Выплаты производятся на основании полученного результата. Но для реализации этой идеи необходимо создать новое подразделение в учреждении, которое будет заниматься этими подсчетами, т.к в государственных учреждениях численность сотрудников может достигать пару сотен человек.

Еще одной важной проблемой является нехватка финансирования в сфере здравоохранения.

Фонд заработной платы просто не предназначен для того, чтобы все сотрудники выполняли план на 100%. По этой причине руководство медицинских учреждений часто попадает врасплох, когда план сотрудником был выполнен, а средств на оплату нет.

Таким образом, работодатели, в трудовых договорах, должны изначально указывать средний стимулирующий коэффициент, а при достаточном финансировании, увеличивать его размер.

  • Общая информация
    • Структура
    • Полномочия, задачи и функции
    • Контакты
    • Руководители
    • Пресс-центр
    • Государственные закупки
    • Результаты проверок
    • Достижение показателей
    • График приема граждан
    • Общественный совет
    • Подведомственные организации
    • Политика в отношении обработки персональных данных
  • Здравоохранение
    • Диспансеризация
    • Федеральные нормативные правовые акты
    • Региональные нормативно-правовые акты
    • Организация медицинской помощи
    • Программа государственных гарантий
    • Комиссия по разработке территориальной программы
    • Лекарственное обеспечение
    • Информация о ценах на ЖНВЛП
    • Профилактическая работа с населением
    • ГП НАО «Развитие здравоохранения Ненецкого автономного округа»
    • Информация о закупках
    • Информация для врачей
    • Оценка качества медицинской помощи
    • Клинические рекомендации
    • Рейтинг медицинских организаций Ненецкого автономного округа
    • Телефоны «горячих линий» по вопросам оказания медицинской помощи
    • Структурные преобразования
    • Антидопинговое обеспечение
    • Год волонтера в России
    • Порядки оказания медицинской помощи
    • Национальный проект «Здравоохранение»
    • Статистическая информация
  • Труд и занятость
    • ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ
    • Содействие занятости населения
    • Охрана труда и трудовых отношений
    • Трудовая миграция
    • Содействие добровольному переселению в РФ соотечественников
    • Межведомственная комиссия по легализации трудовых отношений и ликвидации просроченной задолженности по оплате труда Ненецкого автономного округа
    • Трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений в Ненецком автономном округе
    • Прогноз потребностей регионального рынка труда
    • Альтернативная гражданская служба
    • Прогноз баланса трудовых ресурсов
    • Прогноз потребности регионального рынка труда в специалистах различных направлений на 2014-2020 годы
    • Информация для граждан
    • Государственный контроль
    • Подведомственное учреждение
    • Анонсы
    • Методические рекомендации
    • Содействие занятости лиц, находящихся в отпуске по уходу за ребенком
    • Профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование лиц в возрасте 50-ти лет и старше, а также лиц предпенсионного возраста
  • Социальная защита
    • Социальная поддержка
    • Социальное обслуживание
    • Доступная среда
    • Дорожные карты
    • Доклады
    • Доклад о мерах, принимаемых в НАО по Конвенции о правах инвалидов
    • Реестр негосударственных реабилитационных центров, прошедших квалификационный отбор
    • ​МЕРЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ГРАЖДАН В НЕНЕЦКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ
    • Гранты по развитию гражданского общества
    • Реализация Федерального закона №442
    • Государственные задания учреждений (организаций), подведомственных ДЗТиСЗН НАО
    • Отчеты по государственным заданиям учреждений (организаций), подведомственных ДЗТиСЗН НАО
    • Государственные программы Ненецкого автономного округа
    • Отчеты по государственным программам Ненецкого автономного округа
    • РЕЕСТР ПОСТАВЩИКОВ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ
    • Координационные совещательные органы в сфере социальной защиты
  • Семейная политика, опека и попечительство
    • Структура
    • Нормативные правовые документы
    • Информация для населения
    • Устройство детей в семью
    • Видеоролики
    • Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации
    • Постановление Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей»
    • Административные регламенты
    • Государственная программа «Профилактика социального сиротства, обеспечение жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ненецком автономном окурге»
    • Положение о комитете по семейной политике, опеке и попечительству
    • Координационный совет по вопросам семьи, материнства, отцовства и детства
    • Проверки подведомственной организации
    • Комплекс мер по развитию системы подготовки к самостоятельной жизни воспитанников организаций для детей-сирот
    • Об оказании содействия граждан в случае международного похищения детей
  • Лицензирование в сфере здравоохранения
    • Общая информация
    • Нормативные правовые и иные документы
    • Административные регламенты
    • Формы и образцы заявлений для лицензиатов и соискателей лицензии
    • Реквизиты для оплаты и размеры государственной пошлины
    • Мониторинг рассмотрения документов на лицензирование и принятия решения
    • Региональный реестр лицензий
    • Доклад о лицензировании в сфере здравоохранения
    • Памятки, методические и информационные материалы для ЮЛ и ИП
    • Статистические данные
  • Запись к врачу
  • Социальная политика в жилищной сфере
    • Переселение из НАО
    • Ипотечное жилищное кредитование
    • Статистическая информация
    • Социальная поддержка при строительстве на селе
    • Предоставление жилых помещений отдельным категориям граждан
    • Предоставление единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения
  • Детский отдых
  • Государственная служба
    • Порядок поступления на службу
    • Сведения о вакантных должностях
    • Условия и результаты конкурсов
    • Контактная информация
    • Квалификационные требования к кандидатам на замещение вакантных должностей государственной службы
    • Порядок обжалования результатов конкурса
  • Противодействие коррупции
    • Нормативные правовые и иные акты
    • Независимая антикоррупционная экспертиза
    • Методические материалы
    • Формы, бланки
    • Сведения о доходах
    • Деятельность комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов
    • Доклады, отчёты, обзоры, статистическая информация
    • Обратная связь для сообщений о фактах коррупции
    • Часто задаваемые вопросы
    • Контактная информация
    • Антимонопольный комплаенс
  • Госуслуги
    • Общий перечень гос.услуг и функций
    • Регламенты
    • Государственные услуги
    • Государственные функции (контроль)
    • Проекты регламентов государственных услуг и функций
    • Портал государственных услуг
    • Инфографика
  • Открытые данные
    • Перечень сведений, подлежащих представлению с использованием координат
  • Ведомственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности
    • Нормативные правовые и иные документы
    • План-график плановых проверок
    • Информация о результатах проверок
    • Статистические данные
  • Совершенствование системы оплаты труда в государственных и муниципальных учреждениях
    • Примеры лучших практик внедрения «эффективного контракта» в здравоохранении, культуре и образовании в 2016 году
  • Нормативные и иные документы
    • Нормативные правовые акты
    • Проекты Нормативно-правовых актов
    • Государственные программы
    • Формы обращений
    • Формы отчетов
  • Бюджет для граждан
    • Отчет о размере и структуре доходов бюджета Департамента
    • Отчет о результатах деятельности учреждений, находящихся в ведении Департамента ЗТ и СЗН НАО и об использовании закрепленного за ними государственного имущества
    • Отчет об исполнении бюджета в форме ведомственной структуры
    • Отчет об исполнении бюджета 2018
    • Информация о мерах социальной поддержки
    • Средняя заработная плата отдельных категорий работников социальной сферы и науки Ненецкого автономного округа
  • Государственный контроль
    • Перечень обязательных требований
    • Региональный государственный контроль
  • Информация для подведомственных организаций
    • АХД
    • Распоряжения Департамента
    • ИС «Мониторинг здравоохранения»
    • АС Прогноз
    • РМИС НАО
    • Вопросы подключения к РМИС НАО организаций здравоохранения, расположенных в сельской местности НАО.
    • Ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства
    • Базовые нормативы затрат
  • Независимая оценка качества условий оказания услуг
    • Независимая оценка качества условий оказания услуг медицинскими организациями
    • Независимая система оценки качества в сфере социальной защиты
  • Кадровая политика
    • Целевое обучение
  • ОБРАЩЕНИЯ ГРАЖДАН
    • Виртуальная приемная
    • Порядок и время приема
    • Установленные формы обращений
    • Обзоры обращений граждан
    • Общероссийский день приёма граждан
    • Порядок рассмотрения обращений
    • Нормативные правовые акты
    • Прием от активных граждан сведений об Интернет-ресурсах с запрещенным контентом
    • Часто задаваемые вопросы
  • Дополнительная информация
    • Предоставляемые льготы
    • Статистические данные
    • Информационные системы
    • Учрежденные СМИ
    • Защита населения от ЧС
    • Порядок обжалования административного и судебного обжалования нормативных правовых актов
    • Для людей с ограниченными возможностями
  • Клинические рекомендации
  • Федеральные нормативные правовые акты
  • Телефоны «горячих линий»
    • «Горячая линия» для работников сферы здравоохранения и социальной защиты по вопросам оплаты труда
    • Телефоны «горячих линий» по вопросам оказания медицинской помощи
    • Телефоны «горячих линий» по вопросам оказания социальной помощи
    • Телефоны «горячих линий» по вопросам труда, занятости и задолженности по оплате труда
    • Телефоны «горячей линии» по вопросам выплаты работникам, оказывающим помощь пациентам с COVID-19
    • Телефон «горячей линии» по вопросам соблюдения режима повышенной готовности
  • Приоритетные проекты
  • Опросы жителей
    • Общественный транспорт
    • О мерах по повышению рождаемости и поддержке семей с детьми
  • Проектная деятельность в рамках Указа Президента РФ от 07.05.2018 № 204
    • Общая информация
    • Паспорта региональных проектов
    • Рабочие группы по реализации региональных проектов
    • Отчеты о ходе реализации региональных проектов
    • Нормативные правовые акты
    • Презентации по реализации национальных проектов в Ненецком автономном округе
  • Увидели ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter!
  • Меню

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *