Изолирующие средства индивидуальной защиты

Изолирующее средство индивидуальной защиты – это такое устройство, которое защищает организм человека от попадания в него отравляющих веществ из зараженной атмосферы путем его изоляции от контакта с окружающей средой.

Изолирующие средства защиты органов дыхания обеспечивают человека необходимым количеством кислорода и могут использоваться при любом составе и концентрации опасных паров или аэрозолей в воздухе.

Изолирующие средства защиты кожи изготавливаются из специальных пленочных полимерных материалов, также не допускающих воздействия на кожу вредных химикатов.

Виды изолирующих СИЗ

По направленности на защиту конкретной части тела, изолирующие СИЗ делятся на

— средства индивидуальной защиты органов дыхания
— средства индивидуальной защиты кожи

К изолирующим СИЗОД относятся респираторы, противогазы, дыхательные аппараты, шланговые аппараты, самоспасатели.

К СИЗ кожи относятся специальные защитные костюмы, перчатки, сапоги.

Изолирующие СИЗ органов дыхания

Изолирующие средства индивидуальной защиты органов дыхания делятся на автономные и шланговые.

Автономные СИЗОД

Автономные – это аппараты, работающие на химически связанном кислороде (изолирующие респираторы, изолирующие противогазы), и дыхательные аппараты, работающие на сжатом воздухе или кислороде.

Изолирующие автономные СИЗОД могут быть двух видов:

— работающие по открытому циклу, при котором выдыхаемый воздух выходит в окружающую атмосферу. Работа в такого рода аппаратах ограничивается запасами имеющегося кислорода.
— работающие по закрытому циклу, при котором выдыхаемый воздух очищается от углекислого газа, обогащается кислородом и вновь поступает в органы дыхания. Такие аппараты более сложны как по устройству, так и по использования, но время работы в них значительно выше.

Автономные дыхательные аппараты открытого цикла обеспечивают органы дыхания кислородной смесью из имеющихся в составе аппарата баллонов со сжатым воздухом.

Изолирующие противогазы и изолирующие респираторы работают по принципу регенерации выдыхаемого воздуха. Состоят такие устройства из лицевой части и части, отвечающей за процесс регенерации и очищения воздуха – регенеративного патрона, дыхательного мешка, клапанной системы. Перед непосредственным использованием изолирующих аппаратов необходимо обеспечить выделение первых порций кислорода, для чего на регенеративном патроне располагается пусковой брикет. После приведения его в действие также разогревается регенеративный продукт, и аппарат начинает свою работу. Выдыхаемый воздух направляется в регенеративный патрон, в котором сперва очищается от углекислого газа, затем или в том же патроне, или в дыхательном мешке обогащается кислородом, который может дополнительно подаваться из кислородного баллона, и через клапан вдоха поступает в подмасочное пространство, а затем и в органы дыхания.

Изолирующие самоспасатели работают похожим способом. Выдыхаемый воздух в патроне очищается от углекислого газа и лишней влаги, там же выделяется необходимое количество кислорода. Затем дыхательная смесь поступает в дыхательный мешок, из которого при вдохе, опять проходя через патрон, дополнительно очищается от углекислого газа и направляется в органы дыхания.

Шланговые СИЗОД

Изолирующие шланговые средства защиты органов дыхания представляют собой устройство, состоящее из лицевой части и шланга, по которому подается воздух из чистой внешней среды. То есть работа в таких аппаратах ограничивается длиной шланга. Наибольшей популярностью шланговые сиз пользуются при работе в колодцах, цистернах и прочих замкнутых пространствах.

Такие СИЗОД делятся на самовсасывающие, аппараты с подачей воздуха с помощью воздуходувки, или работающие от сети компрессорной линии.

Изолирующие средства индивидуальной защиты кожи

К изолирующим СИЗ кожи относятся герметичные защитные костюмы (перчатки, рукавицы, сапоги) изготовленные из пленочного полимерного материала или прорезиненной ткани. Они также изолируют все тело от внешней среды, не пропускают ни воздух, ни влагу, ни тем более ядовитые химикаты.

ГОСТ Р 12.4.267-2012
Группа Т58

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Система стандартов безопасности труда

СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ

Эксплуатационные требования

Occupational safety standards system. Personal protective means for respiratory system. Operational requirements

ОКС 13.340.30

Дата введения 2013-12-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом «Корпорация «Росхимзащита» (ОАО «Корпорация «Росхимзащита»)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации средств индивидуальной защиты ТК 320 «СИЗ»

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 ноября 2012 г. N 1825-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (gost.ru)

1 Область применения

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на средства индивидуальной защиты органов дыхания (СИЗОД) и устанавливает номенклатуру эксплуатационных требований, рекомендуемых для использования при выборе СИЗОД.
Настоящий стандарт не распространяется на СИЗОД:
— военного назначения;
— для эвакуации при пожарах;
— специально разработанные для подразделений пожарной охраны и подразделений, обеспечивающих ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
— специально разработанные для использования в авиационной, космической технике и при подводных работах;
— специально разработанные для использования в медицинских целях и микробиологии;
— используемые в качестве образцов при проведении выставок и торговых ярмарок.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использована нормативная ссылка на ГОСТ 12.4.034-2001 (ЕН 133-90) Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты органов дыхания. Классификация и маркировка

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 адекватность СИЗОД внешним условиям: Способность СИЗОД снижать воздействие вредного (опасного) вещества до ПДК при указанных внешних условиях.

3.2 вредное вещество: Вещество, воздействие которого на человека может привести к его заболеванию или ухудшению здоровья.

3.3 вредный фактор: Фактор, воздействие которого на человека может привести к его заболеванию или ухудшению здоровья.

3.4 время защитного действия фильтрующего СИЗОД; ВЗД: Показатель, определяемый временем, до достижения нормированной проскоковой концентрации тест-вещества за фильтром/фильтрующей полумаской в заданных условиях испытаний.

3.5 время защитного действия изолирующего СИЗОД; ВЗД: Время действия изолирующего СИЗОД до достижения предельных параметров дыхания и параметров вдыхаемой ГДС.

3.6 газовая дыхательная смесь; ГДС: Газовая смесь, пригодная для безопасного дыхания.

3.7 составная часть СИЗОД (комплектующие): Часть СИЗОД (в том числе материалы), предназначенная для сборки самоспасателя.

3.8 коэффициент защиты; : Кратность снижения концентрации вредного и/или опасного вещества, обеспечиваемая СИЗОД.

3.9 коэффициент проникания; , %: Показатель, выраженный процентным отношением концентрации тест-вещества под лицевой частью СИЗОД к концентрации тест-вещества в атмосфере в заданных условиях испытаний.

3.10 коэффициент подсоса: Показатель, выраженный процентным отношением концентрации тест-вещества под лицевой частью средства индивидуальной защиты органа дыхания к его концентрации в атмосфере, определяемый при проникании воздуха под лицевую часть по полосе обтюрации через клапаны выдоха и вдоха, если таковые имеются, и неплотности соединения отдельных составных компонентов СИЗОД, минуя фильтр.

3.11 коэффициент проницаемости через фильтр (фильтрующий материал): Показатель, характеризующий проницаемость, выраженный процентным отношением концентрации тест-вещества после его прохождения через фильтр (фильтрующий материал) к концентрации тест-вещества до фильтра (фильтрующего материала) в заданных условиях испытаний.

3.12 опасное вещество: Вещество, воздействие которого на человека может привести к его травме или гибели.

3.13 опасный фактор: Фактор, воздействие которого на человека может привести к его травме или гибели.

3.14 предельно допустимая концентрация; ПДК: Предельно допустимая концентрация ГДС в воздухе.
Примечание — ПДК зависит от времени экспозиции. При ежедневной (кроме выходных дней) работе в течение 8 ч или при другой продолжительности, но не более 41 ч в неделю, в течение всего рабочего стажа, ПДК — это концентрация вредных веществ, которая не может вызывать заболеваний или отклонений в состоянии здоровья, обнаруживаемых современными методами исследований, в процессе работы или в отдаленные сроки жизни настоящего и последующих поколений. При времени использования СИЗОД в течение нескольких часов значение ПДК может увеличиваться.

3.15 средство индивидуальной защиты органов дыхания; СИЗОД: Устройство, предназначенное для защиты органов дыхания от опасных и вредных факторов, воздействующих ингаляционно.

3.16 самоспасатель: СИЗОД, отделяющее дыхательные пути от окружающей атмосферы и предназначенное для экстренной защиты органов дыхания и зрения человека в случае возникновения непригодной для дыхания атмосферы, используемое при эвакуации и/или в ожидании помощи.

3.17 СИЗОД изолирующее: СИЗОД, подающее пользователю воздух (ГДС) из источника, не зависимого от окружающей среды.

3.18 СИЗОД фильтрующее: СИЗОД, обеспечивающее очистку воздуха, вдыхаемого пользователем из окружающей среды.

3.19 тест-вещество: Химическое вещество, с помощью которого определяют параметры СИЗОД, характеризующие эффективность его применения.

3.20 факт первичного приведения изделия в рабочее состояние: Факт использования изделия по назначению или самопроизвольного запуска изделия, после которого изделие становится непригодным для использования.

3.21 эксплуатационные требования к СИЗОД: Требования, от которых зависят эффективность и безопасность СИЗОД при эксплуатации.

7 Взаимозаменяемость и унификация

Конструкция и размеры соединительных узлов разных видов СИЗОД должны исключать возможность применения элементов от другого вида СИЗОД. Допускается применение других элементов, если они специально унифицированы и если такая взаимозаменяемость предусмотрена нормативными документами на эти изделия.

Строение и функции органов пищеварительной системы

  1. Рассмотрите рисунок. Подпишите названия обозначенных на нем органов пищеварения.

2 . Выпишите цифры, которыми на рисунке обозначены.

3 . Подпишите названия обозначенных на рисунке частей зуба.

4 . Выпишите в тетрадь основные гигиенические правила, которые необходимо соблюдать при уходе за зубами.

Полоскание рта после приёма пищи, дважды в день чистить зубной пастой, менять зубную щётку раз в 2-3 месяца, удалять налёт, не допускать перепадов температуры.

5 . Изучив материал § 39 учебного пособия, заполните таблицу.

Органы и функции пищеварительной системы

Орган Особенности строения Выполняющие функции
Ротовая полость ограничена верхним нёбом, щеками и губами измельчение, перемешивание, смачивание пищи, химическая обработка
Глотка соединяет ротовую полость с пищеводом, а носовую — с гортанью глотание
Пищевод мышечная трубка — 25 см, стенки выделяют слизь проведение пищи в желудок, смачивание слизью
Желудок расширение пищевода, состоит из нескольких слоёв мышц перемешивание, накопление и переваривание пищи
Кишка тонкая 5-6 м, делится на двенадцатиперстную, тонкую, слизистая оболочка содержит ворсинки переваривание и всасывание питательных веществ
Кишка толстая 1,5-2 м, не имеет желез и ворсинок, имеет выпячивание — слепую кишку с отрастанием аппендицита всасывание воды, минеральных веществ; формирование каловых масс

6 . Как происходит акт глотания?

Язык проталкивает пищу в глотку, вход в трахею прикрывается надгортанником, пищевой комок проталкивается в пищевод.

7 . Выпишите в тетрадь определение понятия и запомните его.

Кариес — заболевание, вызываемое растворением оболочек зуба кислотами ротовой полости.

Регуляция пищеварения

1 . Прочтите § 41 учебного пособия и заполните схему.

Центр слюноотделения — центр в продолговатом мозгу, регулирующий процессы образования слюны.

Пищевой центр — часть ЦНС, отвечающая за чувства голода и насыщения.

Аппетит — эмоциональное ощущение, связанное со стремлением к потреблению пищи.

Основы рационального питания. Гигиена питания

1 . Прочтите § 42 учебного пособия. Сформулируйте принципы ра-ционального питания.

Умеренность в количестве; режим питания; разнообразие пищи; безвредность и экологичность; соответствие энергетическим затратам.

2 . К каким последствиям приведет повышение или снижение ка-лорийности пищи, если двигательная активность при этом оста-нется на прежнем уровне?

К увеличению или уменьшению веса, в редком случае ожирение и истощение.

3 . Объясните смысл понятия «режим питания».

Распределение суточного рациона во времени.

4 . Объясните слова и. П. Павлова: «если чрезмерное и исключи-тельное увлечение едой есть животность, то и высокомерное невнимание к еде есть неблагоразумие, и истина здесь, как и всюду, лежит в середине: не увлекайся, но оказывай должное внимание».

Еда не должна быть целью жизни, но её надо уделять должное внимание, поскольку от неё зависит здоровье.

5 . Заполните таблицу.

Анатомо-физиологические обоснования правил гигиены питания

Основные правила гигиены питания Анатомо-физиологическое обосно-вание
1 2
Часть пищи должна употреб-ляться в вареном или жаре-ном виде пища частично обрабатывается, что облегчает переваривание
В рационе обязательно должны присутствовать овощи и фрукты источник необходимых витаминов и клетчатки
Вредно съедать за один раз много пищи нагрузка на желудочно-кишечный тракт, пища плохо перерабатывается
Не следует заставлять ребен-ка есть через силу это может сформировать привычки есть много и привести к ожирению
Хранение скоропортящихся продуктов вне холодильника опасно они могут испортиться до истечения срока годности
Во время еды нельзя разгова-ривать и читать чтобы не отвлекаться и более тщательно переваривать
Важно хорошо пережевывать пищу, есть медленно это облегчает переваривание в следующих отделах желудочно-кишечного тракта
Перед едой следует мыть руки избежание попадания инфекции

Пищеварение

По вертикали : 2. Совокупность процессов механической и хи-мической переработки пищи (пищеварение ).

Обмен веществ. Витамины

1 . Изучите материал § 43 учебного пособия и заполните таблицу. Сравнительная характеристика веществ

Сравнительная характеристика вещества

2 . Выпишите в тетрадь определения понятий и запомните их.

Витамины — низкомолекулярные органические соединения, входящие в состав ферментов.

Гиповитаминоз — недостаток витаминов.

Гипервитаминоз — избыточное поступление витаминов.

3 . Заполните таблицу.

Витамины и их значение

Название витамина Источники поступления Значение Признаки гипо- или авитаминоза
$C$ кислые фрукты, овощи (лук), красное вино необходим для синтеза белка, антител развитие цинги
$B_1$ рис, овощи и мясо птицы повышает активность ферментов бери-бери
$B_6$ мясо, рыба, печень, молоко принимает участие в обмене белков дерматиты
$A$ морковь, помидоры, шпинат поддерживает сумрачное зрение развитие куриной слепоты
$D$ рыбий жир, печень, желток регулирует обмен кальция и фосфора рахит

Назовите тип и фазу деления клеток, изображённых на рисунках. Какие процессы они иллюстрируют? К чему приводят эти процессы?

Пояснение.

1) Тип и фаза деления: Мейоз — профаза1.

2) Процессы: кроссинговер, обмен гомологичными участками хромосом. Взаимный обмен участками между гомологичными (попарными) хромосомами.

3) Результат: новая комбинация аллелей генов, следовательно, комбинативная изменчивость

Примечание:

в пункте 2 был указан процесс «конъюгация», убран из критериев, т.к.

Конъюгация хромосом — попарное временное сближение гомологичных хромосом, во время которого между ними может произойти обмен гомологичными участками (а может и не произойти).

Пояснение от «пользователя» сайта Евгения Скляр — уточнения к пункту 2. Тоже засчитаются проверяющими «как верные»

2) Процессы: конъюгация (синапсис) — сближение и контакт гомологичных хромосом, кроссинговер — обмен гомологичными участками хромосом.

3) Результат: новая комбинация аллелей генов, следовательно, повышение генетической разнородности хромосом и, как следствие, образующихся гамет (спор).

Без комбинативной изменчивости, т.к. об изменчивости можно говорить только судя по новому поколению организмов.

Си́напсис — конъюгация хромосом, попарное временное сближение гомологичных хромосом, во время которого между ними может произойти обмен гомологичными участками… (учебник для профильных классов под ред. Шумного)

Следовательно кроссинговер — есть часть конъюгации как минимум по временным рамкам.

Источник: ЕГЭ по биологии 30.05.2013. Основная волна. Сибирь. Вариант 4., ЕГЭ- 2017

Гость 19.08.2015 17:20

В пояснении ошибка. На рисунке изображен процесс кроссинговера: 1. бивалент до кроссинговера, 2. бивалент после крассинговера.

КОНЪЮГАЦИИ НА РИСУНКЕ НЕТ.

Гульнара 01.06.2016 13:49

Кроссинговер это и есть обмен гомологичными участками хромосом, зачем отдельно через запятую писать кроссинговер, обмен участками гомологичный хромосом???

Наталья Евгеньевна Баштанник

нет, это три разных процесса:

конъюгация, кроссинговер, обмен гомологичными участками хромосом

Светлана Васильева 17.11.2016 02:56

Кроссинговер может произойти без конъюгации???? Конъюгация (сближение гомологичных хромосом) происходит всегда, а вот кроссинговер не всегда, только в 30%! Кроссинговер — это контакт гомологичных хромосом, после чего между их идентичными участками происходит обмен….. или не так?

Наталья Евгеньевна Баштанник

В чём суть вопроса?

Кроссинговер — это перекрест , взаимный обмен гомологичными участками гомологичных хромосом в результате разрыва и соединения в новом порядке их нитей — хроматид; приводит к новым комбинациям аллелей разных генов.

Почему 30%??? Вероятность кроссинговера разная , зависит от расстояния между генами. 1% кроссинговера=1М (Морганиде).

Если произошел кроссинговер — перекрест, это ещё не значит, что произойдет обмен.

Работа 98. Найдите у себя околоушную слюнную железу (2) и поднижнечелюстную железу (3).

Подъязычная слюнная железа (1) лежит глубоко, ее прощупать не удастся.

Укажите, каким цветом на рисунке показаны слюнные железы.

В кружке отметьте (+ или -), заполнился ли рот слюной при давлении на область околоушной железы + ,на область поднижнечелюстной железы + .

Если приноднять язык к верхним зубам, то у корня уздечки (тяж, который связывает язык с дном ротовой полости) открывается выход протока подъязычной железы. Найдите его на рисунке.

При резком захвате языка зубами и давлении на него иногда выбрасывается фонтанчик слюны.

Сделайте несколько попыток. В случае удачи поставьте в кружочек крестик.

Работа 99. Укажите номер органа пищеварительной системы в соотвествии с рисунком. Если номер позиции на рисунке отсутствует, поставьте прочерк.

Работа 100. Выпишите номера пищеварительных желез и укажите стрелкой, куда впадают их протоки, используя рисунок к работе 99.

Работа 101.

1. Укажите, какой цифрой обозначены на рисунке:

верхняя десна — 1;

нижняя десна — 5;

твердное небо — 2;

мягкое небо — 3;

язычок — 4;

миндалины — 7;

2. Как называется хроническое воспаление миндалин?

3. Чем оно опасно?

Их функции нарушаются и они становятся резервуаром инфекций.

Работа 102. Рассмотрите рисунок.

1. Определите, какой субъект (А или Б) сделал глотательное движение, а какой спокойно дышит.

А — дышит.

Б — сдлал глотательное движение.

2. Напишите названия органов.

1 — надгортанник.

2 -подъязычная кость.

3 — щитовидный хрящ.

3. Укажите, в каком положении находились язычок мягкого неба и надгортанник во время спокойного дыхания:

расслаблены.

и во время глотания:

надгортанник закрыл вход в гортань, язычок приподнялся.

4. Обозначьте, каким цветом закрашены надгортанник и язычок на рисунках А и Б.

5. Нащупайте щитовидный хрящ и сделайте глотательное движение. Чувствуется его движение вверх. Что происходит при этом?

глотание. Надгортанник закрывает вход в гортань, язычок приподнимается.

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *