Меры по профилактике коррупции

Предложение Минтруда

Минтруд предлагает включать антикоррупционные оговорки во все трудовые договоры и премировать «стукачей». Министерство продолжает разрабатывать правила по борьбе с коррупционной преступностью. Недавно чиновники выпустили для работодателей памятку «Закрепление обязанностей работников организации, связанных с предупреждением коррупции, ответственность и стимулирование», в которой призывают включать во все трудовые договоры сотрудников антикоррупционные оговорки, общие и специальные обязанности в этой сфере. Это необходимо, чтобы за невыполнение мероприятий по предупреждению коррупционных правонарушений в образовании, здравоохранении и любой другой сфере у работодателя была возможность привлечь нарушителя к дисциплинарной ответственности.

В Министерстве труда подчеркивают, что чем выше занимаемый пост, тем больше антикоррупционных стандартов обязан соблюдать работник. За несоблюдение утвержденной антикоррупционной политики его разрешено уволить. Впрочем, такая мера дисциплинарного воздействия допустима, если нарушение серьезное.

Есть и новое в антикоррупционном законодательстве 2020: чтобы политика и стандарты в организации заработали, чиновники рекомендуют ввести специальные стимулы — материальные и нематериальные. Работников, которые сообщат о фактах коррупции, надо премировать или отмечать наградами, сказано в памятке. Главное — тщательно проверять всю поступившую информацию, прежде чем выносить решение, поскольку сообщения не всегда правдивы, напоминают в ведомстве.

Поскольку в России не утверждены единые стандарты построения системы антикоррупционных мер, Министерство труда предлагает работодателям пользоваться методичкой «Меры по предупреждению преступлений в сфере коррупции в организациях», где перечислены ключевые инструменты для эффективной профилактики этого явления:

  • разработка и утверждение локальных актов;
  • назначение ответственных лиц;
  • оценка коррупционных рисков;
  • регулирование конфликта интересов;
  • утверждение стандартов и кодексов поведения;
  • регламентация порядка получения презентов;
  • предварительная проверка контрагентов;
  • аудит отдельных операций и сделок;
  • информационная работа с подчиненными;
  • наработка каналов получения информации о фактах коррупции;
  • обеспечение наличия органа, осуществляющего предупреждение коррупции;
  • мониторинг эффективности реализации принятых мер.

Что говорит закон

Под коррупцией обычно подразумевают использование должностным лицом своих служебных полномочий в личных целях. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» определяет это понятие как злоупотребление служебным положением, дача либо получение взятки, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения в целях получения выгоды для себя или для третьих лиц, либо незаконное предоставление этой выгоды данному лицу другими гражданами, совершение таких действий от имени или в интересах юридического лица.

Закон выделяет следующие элементы антикоррупционной деятельности: противодействие, предупреждение, выявление, пресечение, раскрытие и расследование коррупционных правонарушений.

Формы и виды коррупции

Угроза коррупции существует по отношению к любому должностному лицу, обладающему определенной властью либо возможностью распределения материальных благ: чиновник, депутат, судья, сотрудник правоохранительных органов и т. д. Выделяют следующие основные формы коррупции:

  • взяточничество;
  • злоупотребление должностным положением;
  • использование служебной информации;
  • покровительство (кумовство);
  • растрата.

В зависимости от субъекта, злоупотребляющего служебным положением, различают три вида коррупции:

  • бытовая — возникает в результате взаимодействия рядовых граждан и чиновников;
  • деловая — порождается взаимодействием власти и бизнеса;
  • верховная — относится к политическим деятелям.

Для повышения общей информированности о различных видах коррупционных нарушений Генеральная прокуратура Российской Федерации выпустила буклет «Коррупция: вчера, сегодня, завтра» и памятки «Что нужно знать о коррупции», которые удобно использовать в наглядной агитации.

Антикоррупционная памятка

Как предупредить угрозу

Чаще всего граждане сталкиваются с таким коррупционным проявлением, как взятка — получение должностным лицом материальных ценностей за действие либо бездействие в интересах взяткодателя. Самый наглядный пример, с которым еще в недалеком прошлом сталкивалось большинство автомобилистов, — это взяточничество сотрудников ГАИ. Принятые за последние годы меры безопасности в системе предупреждения коррупции в органах внутренних дел, в частности, оборудование машин ДПС видеорегистраторами, дали результаты, и сейчас мало кто из стражей порядка на дорогах рискует брать и тем более вымогать мзду с водителей.

Еще одним распространенным видом взятки является так называемый откат, заключающийся в том, что должностное лицо при выборе поставщика товаров или услуг выбирает конкретное предложение и за это получает от поставщика денежное вознаграждение в виде процента от сделки или фиксированной суммы. Принятые законодателем меры предписывают в таких случаях для закупки товаров, работ или услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд организовывать и проводить тендер. Но сплошь и рядом чиновники продолжают выбирать не самую выгодную для бюджета компанию, а ту, которая предложила лично ему небольшое вознаграждение, если заказ достанется этой организации.

Профилактические меры

Профилактика осуществляется путем применения следующих мер:

  • формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;
  • антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов;
  • предъявление определенных квалификационных требований к лицам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей, проверка сведений, предоставляемых этими гражданами о себе;
  • установление в качестве основания для увольнения чиновников непредоставление ими сведений либо предоставление заведомо недостоверных или неполных сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера как на себя, так и на своих супругов и несовершеннолетних детей;
  • обеспечение функционирования контролирующего органа;
  • развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства о противодействии коррупции.

Конфликт интересов

Установленные законом меры, обеспечивающие предупреждение взяточничества, обязывают чиновника не допускать возможности возникновения конфликта интересов и уведомлять работодателя о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно.

Под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность служащего влияет или, возможно, повлияет на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных обязанностей. Причем личная заинтересованность чиновника возникает и в тех случаях, когда выгоду получат иные лица — его родственники или друзья.

Пример 1

Д. является членом конкурсной комиссии при проведении тендера на размещение муниципального заказа. Его друг С. подал заявку на участие в тендере. Закон трактует ситуацию как конфликт интересов — Д. уполномочен известить об этом своего руководителя. Ему необходимо выдвинуть вопрос о невозможности исполнения Д. своих обязанностей при проведении этого конкурса.

Пример 2

Н. работает судьей в районном суде. В одном из судебных заседаний представителем одной из сторон становится брат Н. В соответствии с действующим законодательством, Н. не вправе рассматривать это дело и обязана взять самоотвод, так как в ситуации возможен конфликт интересов.

Антикоррупция в коммерции

В соответствии со ст. 6 Конвенции ООН против коррупции, Россия, как государство-участник, обязалась принимать все необходимые меры для расширения и распространения антикоррупционных знаний в сфере профилактики преступлений. В первую очередь, профилактика коррупции — это деятельность по выявлению и предупреждению коррупционных ситуаций до того, как они произошли.

Эта обязанность распространяется на все организации независимо от их форм собственности и штатной численности, то есть не только на государственные и муниципальные учреждения и предприятия, но и на акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, иные коммерческие и общественные организации. Предупреждение угроз в коммерческих организациях включает в себя:

  • определение подразделений или должностных лиц, ответственных за недопущение правонарушений и преступлений;
  • сотрудничество организации с правоохранительными органами;
  • разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы компании;
  • принятие кодекса этики и служебного поведения сотрудников;
  • предотвращение и урегулирование конфликта интересов;
  • недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.

Пределы предпринимаемых мер

Широта загадочной русской души не знает пределов ни в любви, ни в ненависти, и любая борьба со злом иногда переходит разумные границы и трансформируется в «охоту на ведьм». Сфера образования и медицина традиционно относятся в России к наиболее коррумпированным. Проблема осложняется тем, что в коррупционные отношения вовлекается значительное число лиц, в том числе несовершеннолетних. И здесь меры предупреждения преступности в сфере коррупции — это один из основных методов борьбы, считает законодатель. В Госдуме уже обсуждают инициативу запретить врачам и учителям получать любые подарки, кроме цветов и канцелярских товаров. А если педагогу подарили коробку конфет, стоит ли его считать взяточником? Спорный вопрос. Как и идея считать взяткой секс, к примеру, в ситуации начальника и подчиненного. При всей актуальности проблемы рекомендуем не перегибать палку и не доводить ситуацию до абсурда.

Главным направлением предупреждения коррупции и борьбы с ней является формирование бескомпромиссной политической воли государства в деле практической реализации антикоррупционной программы «Чистые руки».

Многочисленные декларации высших должностных лиц в течение последних лет реформирования общества о необходимости решительной борьбы с коррупцией во всех ветвях и эшелонах власти не находят адекватного практического воплощения и используются главным образом для межгрупповой и межпартийной борьбы

Формирование бескомпромиссной политической воли для борьбы с коррупцией требует от правящей политической и экономической элиты начать решительную борьбу с ней прежде всего с самих себя. Только такой подход может вернуть власти доверие народа, его веру в возможность построения правового демократического государства и сотрудничества с ней.

Рост коррупции в России обусловлен многими причинами, одной из них является разрушение прежнего социально-правового контроля за деятельностью государственных служащих и принимаемыми ими решениями без создания его новых демократических форм. Надежда на всеобщую саморегуляцию рыночных механизмов не оправдалась. Рыночная экономика не предполагает разрушение социально-правового контроля, наоборот, она развивается в условиях четких правовых установок.

Социально-правовой контроль нельзя рассматривать как репрессивную меру. Это контроль криминологический, предупредительный, хотя в него входит уголовно-правовая составляющая, когда предупреждение не сработало, он предполагает организацию жизни и деятельности на основе четко разработанных законов, принятых демократическим путем. Интенсификация деятельности по установлению жесткого социально-правового контроля за принятием решений государственными служащими является важным направлением предупреждения коррупционной деятельности.

Теневая экономика, экономическая и коррупционная преступность, будучи тесно связанными, могут быть относительно легализированы путем углубления различных форм гражданско-правового контроля за социально-экономическими процессами, за финансовыми и товарными потоками .

Следует воздействовать на экономико-коррупционную преступность путем местного внедрения открытости принятия экономически значимых решений (о приватизации, аннулировании) государственными должностными лицами. Нарушение порядка открытости должно рассматриваться в качестве коррупционного деяния, причем санкции за это могут быть предложены не меньше, чем за другие виды коррупции, чтобы нарушение было невыгодным.

Необходимо пересмотреть вопрос о представительстве государственных служащих в акционерных обществах с долей государственного капитала. По действующему законодательству государственным служащим запрещено заниматься другой оплачиваемой деятельностью, в некоторых странах, например в США, запрещена или ограничена даже научная и преподавательская оплачиваемая деятельность государственных служащих.

Необходимо поставить под контроль переход государственных служащих на должность руководителей коммерческих предприятий после их увольнения со службы. Во многих странах общепризнано, что государственное должностное лицо после увольнения в течение установленного периода должно получить разрешение правительства, прежде чем принять приглашение на работу в частном секторе или начать заниматься коммерческой деятельностью, имеющей отношение к его прежней должности.

Необходимо закрепить реально действующие формы коррупции в уголовном законодательстве. Коррупционный лоббизм, фаворитизм, протекционизм, взносы на политические цели, проведение выборов, инвестирование коммерческих структур за счет бюджета и другие изощренные коррупционные технологии представляют собой опасные и завуалированные формы коррупции, которые имеют широкое распространение в нашей стране, но не находят соответствующего отражения в действующем законодательстве.

Следует добиться законодательного решения вопроса о предоставлении государственными должностными лицами всех ветвей власти сведений об имущественном положении членов семей.

В сложившейся ситуации в России для бескомпромиссной борьбы с коррупцией государственных должностных лиц категории «А» необходимо создать специальные учреждения с особой процедурой назначения и снятия их руководителей. Руководство независимой структуры должно быть надежно защищено в течение всего срока пребывания в должности. Увольнение его должно происходить не по решению органов власти, а в соответствии с установленной законом процедурой (в 1999 году в России была создана организация — Национальный антикоррупционный комитет, который возглавил Сергей Степашин. Жаль, что это учреждение было создано как общественная организация, а не как государственное силовое ведомство).

Необходимо ускорить принятие проектов комплексных Законов прямого действия «О борьбе с коррупцией», «О борьбе с организованной преступностью».

Необходимо предусмотреть разработку Федерального кодекса поведения и этических правил государственных служащих, их прав и обязанностей, распространяющегося на все категории государственных должностных лиц и государственных служащих.

Необходимо более четко отрегулировать и ужесточить контроль взносов на выборы и другие политические цели со стороны отдельных предпринимателей, коммерческих и криминальных структур, которые предоставляют огромные средства в целях получения от избранного лица доступа к власти, финансовых и иных преимуществ. Бесконтрольное использование кандидатами огромных и неучтенных ресурсов со стороны и сверх предусмотренных лимитов разрушает демократический процесс и превращает избирательную кампанию в соревнование денежных мешков с применением дорогостоящих и грязных избирательных технологий, в покупку выборных должностных лиц «на корню».

Необходима полная практическая реализация конституционного принципа: все равны перед законом и судом. Это потребует принятия ряда законов, в частности об уточнении или устранении депутатского иммунитета, об ответственности должностных лиц категории «А» (в том числе и руководителей субъектов Федерации) за нарушения уголовного закона и о ликвидации необоснованных уголовно-процессуальных привилегий государственных должностных лиц всех ветвей власти. В демократических странах выборные лица, включая членов парламента (конгресса), не обладают никаким иммунитетом в случае совершения ими любого уголовного преступления.

Социально-правовой контроль над коррупционной деятельностью не может быть осуществлен в полной мере без активного сотрудничества государственных антикоррупционных структур с гражданским обществом. Поэтому необходимо разработать способы и средства, ориентированные на население, с тем чтобы поощрять общественность и отдельных граждан и представление объективной информации о коррупции чиновников.

На совершенно новом качественном уровне должна осуществляться деятельность по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, совершаемых должностными лицами в интересах организованных преступных групп и преступных сообществ.

Учитывая высокую степень латентности взяточничества, стремление к маскировке преступных действий, тщательную подготовку к совершению уголовно наказуемых деяний, практически невозможно уголовно-процессуальным путем выявить и раскрыть факт вымогательства взятки. Для решения этой задачи требуется совокупность специальных гласных и негласных оперативно-розыскных мер, представляющих собой постоянно действующую поисковую систему оперативного обслуживания. Поэтому в рамках настоящей работы мы и остановимся на отдельных вопросах оперативно-розыскного противодействия совершению взяточничества, а именно — на вопросах профилактики.

По разным оценкам, на взятки в России ежегодно тратится до 30 — 40 млрд. долларов. Уровень коррупции уже представляет угрозу национальной безопасности, поскольку ею пронизаны различные ветви власти. Именно эта причина мешает, например, эффективному проведению в нашей стране административной реформы. Чиновники и бизнесмены не хотят упускать из своих рук рычаги влияния. Под крылом министерств существуют посреднические коммерческие структуры, которые специализируются на так называемом откате, т.е. делят бюджетные потоки с чиновниками. Как правило, выделяемые под ту или иную государственную программу средства доходят до адресата в объеме, не превышающем 60 — 70%.

К числу необходимых мер, сдерживающих развитие негативных тенденций коррупции, и в частности рост взяточничества, в большинстве современных государств относят специальные комплексы мер предупреждения, направленные на своевременное выявление и нейтрализацию (устранение, локализацию, ограничение сферы влияния и т.д.) причин и условий, способствующих данным преступлениям, с целью их сокращения и сдерживания.

Эффективность общепрофилактической работы во многом определяется тем, насколько полно и своевременно были выявлены и проанализированы условия, создающие благоприятную обстановку для совершения преступления. Условно их можно разделить на две группы.

Первую из них образуют условия организационно-управленческого характера. К числу основных условий этой группы следует отнести следующие: а) несовершенство, неэффективность государственного и общественного контроля за соблюдением законодательства, регулирующего экономические отношения; б) бюрократизм, формализм, волокита в отдельных звеньях органов государственной власти и органов местного самоуправления; в) некомпетентность отдельных должностных лиц при принятии управленческих ре

Вторую группу образуют условия, носящие нормативно-правовой характер. В их числе следует прежде всего назвать такие, как: а) множественность подзаконных актов различного уровня, с формулировками, содержащими оценочные признаки, которые позволяют должностным лицам применять нормы по собственному усмотрению; б) недостатки действующего уголовного законодательства (в том числе отсутствие правовых гарантий, исключающих необоснованные обвинения оперативных работников в провокации взятки (ст. 304 УК РФ) при проведении оперативного эксперимента); в) недостатки в деятельности правоохранительных органов, обусловленные слабой оснащенностью оперативных подразделений специальными техническими средствами и низким уровнем взаимодействия оперативных подразделений с иными службами, особенно со следствием.

Считаем, что еще одним немаловажным фактом, влияющим на статистику взяточничества, является правовая неграмотность населения. В таких ситуациях люди не понимают, что они совершают преступление. Думается, росту взяточничества способствует низкая активность правоохранительных органов по изобличению и предупреждению взяточничества.

Предупреждение коррупции, формирование и проведение активной антикоррупционной политики как самостоятельной функции государства. На практике это означает необходимость безотлагательной разработки и реализации антикоррупционной программы, которая должна перерасти в постоянно действующую систему ограничения коррупции. Представляется, что такая программа должна базироваться на точном понимании природы коррупции, на анализе причин неудач борьбы с ней, осознании существующих предпосылок и ограничений; на ясных и продуктивных принципах. Предупреждение коррупции должно иметь безусловный приоритет перед иными мерами борьбы с этим явлением (в частности, репрессивными), и это направление антикоррупционной деятельности наиболее трудное, затратное, оно не может быть реализовано в короткий срок. Именно этому направлению антикоррупционной деятельности отдается приоритет и в Национальном плане противодействия коррупции.

Несомненно, важную роль в предупреждении коррупционных преступлений, совершаемых сотрудниками милиции, должна играть виктимологическая профилактика. Это в определенной мере обусловлено тем, что потерпевшие от противоправных действий сотрудников милиции зачастую сами провоцировали последних (каждый четвертый опрошенный сотрудник правоохранительных органов считает, что инициаторами дачи взятки выступают не государственные служащие, а сами граждане).

Как мы уже указывали, виктимологическая профилактика занимает особое место в системе криминологической превенции, хотя лишь в последние годы ей стало уделяться повышенное внимание (имеется в виду профилактика коррупционных преступлений).

С нашей точки зрения, виктимологическая профилактика коррупционных преступлений, представляет собой совокупность государственных и общественных мер, направленных на предупреждение коррупционной преступности путем снижения у населения и отдельных граждан риска стать жертвами коррупции. Мероприятия виктимологической профилактики коррупции могут включать в себя: 1) изготовление и распространение специальных брошюр-предостережений о том, как уберечься от коррупции и не стать жертвой этого преступления (например, в 2009 г. Федеральное агентство по образованию выпустило содержательную брошюру «Зачетка без взяток», которая была разослана в 150 российских вузов и различные молодежные организации); 2) извещение граждан через СМИ об имевших на территории региона фактах совершения коррупционных преступлений, типичных действиях коррупционеров и о том, как следует поступать гражданам в подобных случаях; 3) оказание практической помощи гражданам в технической и физической защите от данного вида преступлений; 4) разработка и внедрение специальных средств, позволяющих обеспечить экстренный вызов работников милиции; 5) проведение целенаправленных бесед с родителями, педагогами, школьниками, студентами о том, как следует вести себя и что делать в случае, когда граждан пытаются втянуть в коррупционные отношения; 6) проведение бесед с теми категориями населения, социальное положение и профессиональная деятельность которых вызывают повышенный интерес коррупционеров. Грамотная, своевременная виктимологическая профилактика способствует процессу девиктимизации, который представляет собой вид профилактической работы, имеющей целью нейтрализацию или устранение негативных последствий виктимизации. Девиктимизация направлена на нейтрализацию чувства страха перед чиновничьим произволом у населения, на поднятие престижа правоохранительных органов. Положительную роль здесь играют общественные приемные, телефоны доверия.

Таким образом, не вызывает сомнений, что при выработке современных стратегий борьбы с коррупционными преступлениями необходимо делать акцент на усиление институтов государственной власти, на повышение правосознания рядовых граждан, на активизацию деятельности общественных организаций. Необходимо провести реорганизацию правоохранительных органов, которая бы позволила улучшить эффективность их работы. Следует обратить особое внимание на создание системы социального правового контроля, предполагающего организацию жизни и деятельности как конкретных чиновников, так и государственных структур на основе демократических законов. Учитывая высокую приспособляемость коррупционных процессов к меняющимся условиям социальной действительности, необходимо дальнейшее изучение скрытых, «закамуфлированных» коррупционных технологий, которые в дальнейшем должны получать соответствующую уголовную или административную оценку. На уровне государств СНГ необходимо создание специальной независимой комиссии с широкими полномочиями, руководство которой было бы надежно защищено от любых внешних воздействий.

Коррупция как социальное явление в системе государственной службы дезорганизует управленческие отношения, разлагает кадровый состав, создает реальную угрозу для безопасности личности, общества и государства. Вместе с тем неэтично безосновательно обвинять всех без исключения служащих в нечистоплотности, недобросовестности, злоупотреблении служебными полномочиями, вымогательстве взяток. В нашем государстве довольно много служащих, стремящихся выполнять свои обязанности принципиально, честно, порядочно и прозрачно.

Очевидно, что этих законодательно предложенных мер явно недостаточно для борьбы с таким сложным системным явлением, как коррупция. В качестве дополнительных мер превентивного характера можно предложить следующие.

  • 1. Укрепление судебной власти, в том числе путем изменения способа формирования судейского корпуса и квалификационных коллегий судей в целях достижения открытости и прозрачности процедуры избрания судей, обеспечение доступного и независимого правосудия, повышение его эффективности, дальнейшее усовершенствование порядка применения дисциплинарных взысканий к судьям при сохранении гарантий независимости суда.
  • 2. Обеспечение независимости правоохранительных органов, ликвидация дублирования полномочий в системе правоохранительных органов, усиление их специализации.
  • 3. Расширение сферы действия парламентского и общественного контроля.
  • 4. Политическая конкуренция, прозрачность в финансировании и деятельности партий, ужесточение государственного, а также общественного контроля за выборными процедурами.
  • 5. Дальнейшее формирование гражданского общества, расширение возможности его участия в управлении государством, привлечение институтов гражданского общества к осуществлению деятельности по противодействию коррупции, обеспечению прозрачности и открытости в государственном и муниципальном управлении, преодоление укоренившейся пассивности общества в восприятии коррупции как угрозы национальной безопасности.
  • 6. Усиление роли средств массовой информации, гарантирование свободы информации, информирование общества о реализации антикоррупционных программ в стране.
  • 7. Снижение административных барьеров на пути предпринимательства, введение упрощенных процедур государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, представления отчетности.
  • 8. Реальный коллегиальный конкурсный отбор при поступлении на государственную и муниципальную службу и формировании кадрового резерва, позволяющие открыто и честно проводить отборочные процедуры, осуществлять проверку на профессиональную и психологическую пригодность претендентов.
  • 9. Четкое определение полномочий, сокращение объема управленческих решений, зависящих от усмотрения государственного (муниципального) служащего.
  • 10. Сокращение численности служащих за счет исключения дублирующих полномочий органов власти.
  • 11. Повышение престижа государственной и муниципальной службы.

Кроме этого, для предупреждения коррупционных проявлений следует законодательно предусмотреть реальный и эффективный контроль за имуществом и доходами сотрудников правоохранительных органов, судей, государственных гражданских служащих и членов их семей.

Коррупция — это:

а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;

б) совершение деяний, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица;

Противодействие коррупции — деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Правовую основу противодействия коррупции составляют Конституция РФ, федеральные конституционные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, а также нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты иных федеральных органов государственной власти, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты.

Противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность; публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений; комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер; приоритетное применение мер по предупреждению и профилактике коррупции

Профилактика коррупции осуществляется путем применения следующих основных мер:

1) формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;

2) антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов;

3) предъявление в установленном законом порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы, а также проверка в установленном порядке сведений, представляемых указанными гражданами;

4) установление в качестве основания для освобождения от замещаемой должности и (или) увольнения лица, замещающего должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, с замещаемой должности государственной или муниципальной службы или для применения в отношении его иных мер юридической ответственности непредставления им сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей; (в ред. Федерального закона от 21.11.2011 N 329-ФЗ)

5) внедрение в практику кадровой работы федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления правила, в соответствии с которым длительное, безупречное и эффективное исполнение государственным или муниципальным служащим своих должностных обязанностей должно в обязательном порядке учитываться при назначении его на вышестоящую должность, присвоении ему воинского или специального звания, классного чина, дипломатического ранга или при его поощрении;

6) развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции.

Сотрудники МОМВД России «Бузулукский» сообщают, что предоставленная информация от граждан о фактах получения и вымогательства взятки, злоупотребления должностными полномочиями, незаконного участия должностных лиц в предпринимательской деятельности или иных проявлениях коррупции в правоохранительной системе и других органах государственной власти позволит полиции оперативно реагировать и пресекать совершаемые преступления, а также привлекать виновных к установленной законом ответственности.

Контактные телефоны: 8(35342) 6-00-09,6-00-23, 02.

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *