Нарушение требований пожарной безопасности

Новая редакция Ст. 20.4 КоАП РФ

1. Нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

2. Те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима, —

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц — от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.

3. Утратила силу с 9 июня 2017 г. — Федеральный закон от 28 мая 2017 г. N 100-ФЗ.

4. Утратила силу с 9 июня 2017 г. — Федеральный закон от 28 мая 2017 г. N 100-ФЗ.

5. Утратила силу с 9 июня 2017 г. — Федеральный закон от 28 мая 2017 г. N 100-ФЗ.

6. Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и уничтожение или повреждение чужого имущества либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью человека, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот пятидесяти тысяч до четырехсот тысяч рублей.

6.1. Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и причинение тяжкого вреда здоровью человека или смерть человека, —

влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

7. Неисполнение производителем (поставщиком) обязанности по включению в техническую документацию на вещества, материалы, изделия и оборудование информации о показателях пожарной опасности этих веществ, материалов, изделий и оборудования или информации о мерах пожарной безопасности при обращении с ними, если предоставление такой информации обязательно, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от девяноста тысяч до ста тысяч рублей.

8. Утратила силу с 9 июня 2017 г. — Федеральный закон от 28 мая 2017 г. N 100-ФЗ.

9. Нарушение экспертом в области оценки пожарного риска порядка оценки соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности, установленным законодательными и иными правовыми актами Российской Федерации, при проведении независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности) либо подписание им заведомо ложного заключения о независимой оценке пожарного риска (аудите пожарной безопасности) —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

Комментарий к Статье 20.4 КоАП РФ

1. Объектом административного правонарушения выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе обеспечения защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.

2. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 1, выражается в нарушении требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами.

Требованиями пожарной безопасности являются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. Основным нормативным документом, регламентирующим обеспечение пожарной безопасности, является Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности». Нарушение требований пожарной безопасности состоит в невыполнении либо ненадлежащем выполнении требований пожарной безопасности.

Положения комментируемой части 1 не распространяются на случаи, предусмотренные статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса.

3. Объективная сторона части 2 состоит в совершении действий, предусмотренных частью 1, но в условиях особого противопожарного режима.

Противопожарным режимом следует считать правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания помещений (территорий), обеспечивающие предупреждение нарушений требований безопасности и тушения пожаров.

4. Объективная сторона части 3 заключается в нарушении стандартов, норм и правил пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара без причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека либо без наступления иных тяжких последствий.

Объективная сторона данного правонарушения предусматривает наличие последствий в виде пожара и причинно-следственных связей между нарушением норм пожарной безопасности и возникновением пожара.

5. Объективная сторона части 4 выражается в выдаче сертификата соответствия на продукцию без сертификата пожарной безопасности в случае, если сертификат пожарной безопасности обязателен.

6. Объективная сторона части 5 состоит в продаже продукции или оказании услуг, подлежащих обязательной сертификации в области пожарной безопасности, без сертификата соответствия.

Представляется, что не совсем логично закреплять в данной статье правонарушения, предусмотренные частями 4 и 5 комментируемой статьи. Данные правонарушения логичное было бы квалифицировать по статье 19.19 — нарушение обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации. Нарушение требований нормативных документов по обеспечению единства измерений.

7. Объективная сторона части 6 проявляется в несанкционированном перекрытии проездов к зданиям и сооружениям, установленным для пожарных машин и техники.

8. Субъектами правонарушения выступают граждане, должностные лица, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридические лица.

9. С субъективной стороны правонарушения, предусмотренные 1, 2 и 3 частями, могут быть как умышленными, так и неосторожными, правонарушения, предусмотренные 4, 5 и 6 частями, являются умышленными.

10. Протоколы об административных правонарушениях уполномочены составлять должностные лица органов внутренних дел и должностные лица органов государственного пожарного надзора.

11. Рассматривают дела об административных правонарушениях должностные лица органов государственного пожарного надзора

Виды нарушений требований пожарной безопасности

Регулярно сотрудники ГПН фиксируют различные правонарушения, которые влекут за собой возникновение пожара. Среди наиболее распространенных можно выделить:

  • несоблюдение правил использования электросетей и оборудования;
  • отсутствие первичных средств тушения пожара;
  • отсутствие инструкций и плана эвакуации;
  • отсутствие автоматизированных систем и противопожарной сигнализации;
  • загромождение запасных выходов;
  • несоответствие маршрута эвакуации установленным нормам;
  • использование легковоспламеняющихся и токсичных материалов отделки в местах общего пользования;
  • допуск к работе специалистов, не прошедших инструктаж;
  • отсутствие источников водоснабжения в местах массового скопления людей;
  • около выхода на крышу здания нет информации о местонахождения ключа.

В российском законодательстве предусмотрена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности. Каждый из перечисленных пунктов является противоправным деянием и может привести к серьезным последствиям.

Виды ответственности

Существует три основных меры пресечения, позволяющих эффективно противодействовать нарушениям в области ПБ. Среди них дисциплинарная, административная и уголовная. Выбор наказания производится в соответствии тяжестью и масштабами нарушения.

Понести ответственность, обоснованную нарушением требований ПБ могут как физические, так и юридические лица. Это могут быть простые граждане, а также руководители предприятий и сотрудники организаций.

Дисциплинарная ответственность

Работодатель выявив несоблюдение требований может назначить дисциплинарное наказание в отношении работника, на которого были возложены должностные обязанности по обеспечению ПБ на предприятии. Работодатель вправе использовать следующие меры пресечения:

  • замечание;
  • выговор;
  • увольнение (если сотрудник продолжает систематически нарушать требования).

Данные виды наказания предусмотрены трудовым кодексом и назначаются, основываясь на периодичность нарушений, а так же их последствия.

Другой комментарий к Ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Объектом правонарушений, ответственность за которые предусмотрена ч.1 и 2 данной статьи, являются общественный порядок и общественная безопасность, пожарная безопасность.

пожарная безопасность — состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров;

требования пожарной безопасности — специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом;

нарушение требований пожарной безопасности — невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности;

меры пожарной безопасности — действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности.

К нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

2. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч.1 комментируемой статьи, представляет собой противоправное действие либо бездействие, нарушающее требования по пожарной безопасности, установленные нормами, стандартами, правилами и т.д. (в соответствии с диспозицией статьи сюда не могут быть отнесены правонарушения, предусмотренные ст.8.32 и ст.20.4 КоАП РФ — нарушение правил пожарной безопасности в лесах и нарушение правил пожарной безопасности на железнодорожном, морском, внутреннем водном и воздушном транспорте соответственно).

3. Субъектами правонарушения, предусмотренного ч.1 данной статьи, являются граждане, должностные лица и юридические лица.

Согласно ст.38 Федерального закона «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители предприятий; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.

4. Правонарушение, предусмотренное ч.1 комментируемой статьи, может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.

5. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч.2 этой же статьи, может выражаться в том же действии (бездействии), что и в ч.1 (см. п.2 комментария к данной статье), но в условиях особого противопожарного режима.

В ст.1 Федерального закона «О пожарной безопасности» приведено понятие противопожарного режима, под которым понимаются правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания помещений (территорий), обеспечивающие предупреждение нарушений требований пожарной безопасности и тушение пожаров.

В случае возникновения пожарной опасности решением органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих территориях может устанавливаться особый противопожарный режим.

На период действия особого противопожарного режима на соответствующих территориях устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности, согласованные с Государственной противопожарной службой (ст.30 Закона).

6. Субъектами правонарушения, предусмотренного ч.2 комментируемой статьи, являются граждане, должностные и юридические лица (см. п.3 комментария к данной статье).

7. Правонарушения, предусмотренные ч.2 комментируемой статьи, могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.

8. Объектом правонарушения, предусмотренного ч.3 этой статьи, являются общественный порядок и общественная безопасность, пожарная безопасность.

9. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч.3 комментируемой статьи, может выражаться в противоправном действии (бездействии). В данном случае следствием такого действия (бездействия) является возникновение пожара, однако не причинившее тяжкого (средней тяжести) вреда здоровью людей и иных тяжких последствий. Если же вред и последствия такой степени тяжести наступили, квалификация деяния будет осуществляться в соответствии с нормами действующего УК.

10. Субъектами правонарушения, предусмотренного ч.3 рассматриваемой статьи, являются граждане, должностные лица и юридические лица (см. п.3 комментария к данной статье).

11. Субъективная сторона правонарушения выражается виной в форме умысла или неосторожности.

12. Объектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4 данной статьи, являются общественный порядок, общественная безопасность и пожарная безопасность.

Федеральным законом «О пожарной безопасности», Законом РФ от 10 июня 1993 г. «О сертификации продукции и услуг» установлены правила и порядок сертификации продукции и услуг в области пожарной безопасности.

Сертификация — деятельность по подтверждению соответствия продукции и услуг установленным требованиям пожарной безопасности, осуществляемая в соответствии с законодательством РФ органами сертификации.

Сертификат соответствия — документ, выдаваемый по правилам системы сертификации для подтверждения соответствия сертифицированной продукции установленным требованиям.

Сертификат пожарной безопасности — документ, выданный в соответствии с правилами Системы сертификации в области пожарной безопасности.

13. Под объективной стороной правонарушения, предусмотренного ч.4 данной статьи, понимается противоправное действие по выдаче сертификата соответствия на продукцию без сертификата пожарной безопасности в случае, если сертификат пожарной безопасности обязателен.

14. Субъектами правонарушения, предусмотренного ч.4 комментируемой статьи, могут быть должностные лица и юридические лица, ответственные за выдачу сертификата соответствия.

15. Правонарушение, предусмотренное ч.4 данной статьи, совершается умышленно.

16. Объектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.5 этой же статьи, являются общественный порядок, общественная безопасность, пожарная безопасность.

Согласно ст.14 Закона «О сертификации продукции и услуг» запрещается реализация продукции, подлежащей обязательной сертификации, без сертификата, выданного или признанного в установленном порядке.

17. Объективной стороной правонарушения, предусмотренного ч.5 комментируемой статьи, является противоправное действие — продажа продукции или оказание услуг без сертификата соответствия, в том случае, если указанные продукция или услуги подлежат обязательной сертификации в области пожарной безопасности.

18. Субъектами правонарушения, предусмотренного ч.5 данной статьи, являются должностные и юридические лица, осуществляющие такую продажу или оказание услуг.

19. Правонарушение, предусмотренное ч.5 рассматриваемой статьи, совершается умышленно.

20. Объектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.6 комментируемой статьи, являются общественный порядок и общественная безопасность.

21. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч.6 комментируемой статьи, может выражаться как в противоправном действии, так и в бездействии. Под действием следует понимать, например, парковку автомашин, мешающую проезду пожарных машин. Бездействие может выражаться в неустранении должностным лицом помех на дороге для проезда пожарных машин, иной техники, если это входит в его обязанности.

22. Субъектами правонарушения, предусмотренного ч.6 данной статьи, являются граждане, должностные и юридические лица.

23. Правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.

Уголовная ответственность за нарушение

В уголовном кодексе есть статья 219, которая так же предусматривает наказание в виде заключения под стражу или исправительных работ. Если нарушение правил ПБ повлекло причинение тяжкого вреда здоровью человека, ответственное лицо может получить срок лишения свободы до трех лет. В случае гибели людей срок возрастает до пяти лет. Если погибло более двух человек – до семи лет.

1. Согласно Федеральному закону от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (в ред. Федерального закона от 10 января 2003 г. N 15-ФЗ) под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; под противопожарным режимом подразумеваются правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания помещений (территорий), обеспечивающие предупреждение нарушений требований безопасности и тушение пожаров.

Правила пожарной безопасности в Российской Федерации утверждены Приказом МЧС России от 18 июня 2003 г. N 313 (зарегистрирован в Минюсте России 27 июня 2003 г. N 4838). Неисполнение, ненадлежащее исполнение указанных Правил гражданами, должностными лицами, юридическими лицами квалифицируется по ч. 1 комментируемой статьи.

2. Нарушение Правил пожарной безопасности, повлекшее причинение легкого вреда здоровью человека, квалифицируется по ч. 3 комментируемой статьи.

О признаках причинения легкого вреда здоровью см. комментарий к ст. 12.24.

Нарушение правил пожарной безопасности, совершенное лицом, на котором лежала обязанность по их соблюдению, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека, смерть человека или иные тяжкие последствия, квалифицируется как преступление (ст. 219 УК).

3. Согласно ст. 33 Федерального закона «О пожарной безопасности» под сертификацией понимается деятельность по подтверждению соответствия продукции и услуг установленным требованиям пожарной безопасности, осуществляемая в соответствии с законодательством Российской Федерации. Перечень продукции и услуг, подлежащих обязательной сертификации, определяется Государственной противопожарной службой.

По инициативе граждан и юридических лиц может проводиться добровольная сертификация на условиях договора между заявителем и органом по сертификации. Сертификат пожарной безопасности является обязательной составной частью сертификата соответствия.

Оплата работ по сертификации производится изготовителем (продавцом, исполнителем) продукции и услуг. При этом затраты на проведение сертификации относятся на себестоимость продукции и услуг. (О правовых режимах добровольной сертификации, обязательной сертификации, установленных Федеральным законом «О техническом регулировании», см. подп. Б п. 7 комментария к ст. 13.12, а также п. 2 комментария к ст. 19.19.)

4. Согласно Федеральному закону от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежат следующие виды деятельности:

— деятельность по предупреждению и тушению пожаров;

— производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений. В соответствии с Перечнем федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2002 г. N 135, лицензирование по указанным видам деятельности отнесено к ведению МЧС России.

Согласно указанному Перечню лицензирование деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов осуществляют МЧС России и Госгортехнадзор России.

5. В соответствии с Положением о лицензировании деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 14 августа 2002 г. N 595, под пожароопасными производственными объектами понимаются объекты, на которых:

а) используются (производятся, хранятся, перерабатываются) легковоспламеняющиеся, горючие и трудногорючие жидкости, твердые горючие и трудногорючие вещества и материалы (в том числе пыль и волокна), вещества и материалы, способные гореть при взаимодействии с водой, кислородом воздуха и друг с другом;

б) ведутся подземные и открытые горные работы по добыче и переработке полезных ископаемых, склонных к самовозгоранию, а также работы на других горных объектах, технология которых предусматривает ведение пожароопасных работ, в том числе не связанных с добычей полезных ископаемых.

Лицензирование деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов осуществляют МЧС России в отношении деятельности, осуществляемой на объектах, указанных в подп. «а»; Госгортехнадзор России — в отношении деятельности, осуществляемой на объектах, указанных в подп. «б».

Лицензионные требования и условия по указанному виду деятельности установлены п. 3 Положения.

Совершение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем — лицензиатом административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 — 3 комментируемой статьи, рассматривается в качестве нарушения лицензионных требований и условий и влечет за собой санкции в виде приостановления действия лицензии или ее аннулирования независимо от привлечения нарушителя к административной ответственности, меры которой определены комментируемой статьей (см. также п. 6 комментария к ст. 14.1).

6. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются должностными лицами Государственной противопожарной службы МЧС России, указанными в ч. 2 ст. 23.34 КоАП, с учетом процессуальных особенностей, определенных ч. 3 названной статьи (см. комментарий к указанной статье).

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *