Общественный контроль за охраной труда

3.1. Административно-общественный контроль в системе управления охраной труда следует считать основной формой контроля администрации и профсоюзного комитета (или иного представительного органа работников) за состоянием охраны труда на рабочих местах, производственных участках, в цехах, а также за соблюдением всеми службами, должностными лицами и работающими требований трудового законодательства, стандартов безопасности труда, правил, норм, инструкций и других нормативно-технических документов по охране тру­да (положение об организации административно-общественного контроля утверждается руководителем организации в виде специального стандарта).

3.2. Административно-общественный контроль за состоянием охраны труда направлен на привлечение рабочих, инженерно-технических работников к участию в работе по улучшению условий труда в организации, профилактике несчастных случаев на производстве, общей и профессиональной заболеваемости трудящихся, повышению культуры производства.

3.3. Административно-общественный контроль должен проводиться в три этапа (ступени).

3.4.В зависимости от специфики производства, структуры организации и масштабов ее подразделений трехступенчатый контроль за состоянием охраны труда должен проводиться:

— на первой ступени — на участке цеха, в смене, бригаде или лаборатории (далее — участок);

— на второй ступени — в цехе, отделе, на производстве или участке организации (далее — цех);

— на третьей ступени — в организации в целом.

3.5. Проведение трехступенчатого контроля осуществляют руководитель и председатель профсоюзного комитета организации (или иного пред­ставительного органа работников).

3.6. Первая ступень контроля состояния охраны труда осуществляется ежедневно руководителем соответствующего участка (мастером, начальником смены, заведующим лабораторией, механиком и т.д. в зависимости от структуры цеха) и уполномоченным (доверенным) лицом по охране труда до начала рабочей смены.

3.6.1. На первой ступени проверяются:

— состояние и правильность организации рабочих мест (расположение и наличие необходимого инструмента, приспособлений, заготовок и др.):

— состояние проходов, переходов, проездов;

— безопасность технологического оборудования, грузоподъемных и транспортных средств;

— исправность приточной и вытяжной вентиляции, местных отсосов, пыле- и газоулавливающих устройств;

— соблюдение работающими правил электробезопасности при работе на электроустановках и с электроинструментом;

— соблюдение правил складирования заготовок и готовой продукции;

— соблюдение правил безопасности при работе с вредными и пожароопасными веществами и материалами;

— наличие и соблюдение работающими инструкций по охране труда;

— наличие и правильность использования средств индивидуальной защиты;

— выполнение мероприятий по устранению нарушений, выявленных предыдущей проверкой.

3.6.2. В процессе проверки необходимо принимать оперативные меры устранению выявленных нарушений под непосредственным контролем руководителя участка.

3.6.3. О выявленных нарушениях, которые не могут быть устранены рогами участка, мастер (бригадир) должен по окончании осмотра доложить вышестоящему руководителю для принятия соответствующих мер.

3.6.4. В случае выявления грубого нарушения правил и норм охраны труда, которые могут причинить ущерб здоровью работающих или привести к аварии, работу необходимо приостановить до устранения этого нарушения сообщить вышестоящему руководителю о приостановке работы.
3.6.5. Результаты проверки с конкретными мероприятиями по устранению выявленных недостатков и нарушений следует записывать в журнал первой ступени контроля (приложение №1).

Перечень мероприятий подписывают мастер и уполномоченное (доверенное) лицо по охране труда, проводившие первую ступень контроля.
3.6.6. Мастер и уполномоченное (доверенное) лицо по охране труда ежедневно по материалам проведения первой ступени контроля на десятиминутных планерках с начала смены информируют свои коллективы о нарушениях, выявленных в результате проверки и о принятых мерах.

3.6.7. Старший мастер (начальник участка) еженедельно проверяет качество проведения первой ступени контроля и записывает свои замечания каждому мастеру в журнале первой ступени.

3.7. Вторую ступень контроля следует проводить два раза в месяц в установленный графиком день комиссией, возглавляемой начальником цеха.

В состав комиссии входят уполномоченное (доверенное) лицо по охране труда, руководители служб цеха, медработник, закрепленный за данным цехом. Инженер по охране труда в порядке контроля не реже одного раза в месяц участвует в проведении второй ступени контроля.

3.7.1. На второй ступени трехступенчатого контроля следует проверять:

— организацию и результаты работы первой ступени контроля;

— выполнение мероприятий, намеченных в результате проведения второй и третьей ступеней контроля;

— выполнение приказов и распоряжений руководителя организации и начальника цеха, решений профсоюзного комитета, представлений уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда (приложение №2), мероприятий по предписаниям и указаниям органов надзора и контроля, по материалам расследования несчастных случаев;

— исправность и соответствие производственного оборудования, транспортных средств и технологических процессов требованиям стандартов безопасности труда (ССБТ) и другой нормативно-технической документации по охране труда;

— соблюдение работающими правил, норм и инструкций по охране труда;

— выполнение графиков планово-предупредительных ремонтов производственного оборудования, вентиляционных и аспирационных систем и установок, соблюдение технологических режимов и инструкций;

— состояние проходов, проездов, переходов и галерей, прилегающей к цеху территории;

— состояние кабинетов и уголков по охране труда, наличие и состояние учебных пособий, иллюстративных и информационных материалов;

— наличие и состояние защитных сигнальных и противопожарных средств и устройств, контрольно-измерительных приборов;

— своевременность и качество проведения инструктажа работающих по охране труда;

— наличие спецодежды, спецобуви, средств индивидуальной защиты и правильность их использования работающими;

— обеспечение работающих лечебно-профилактическим питанием, молоком и другими профилактическими средствами;

— состояние санитарно-бытовых помещений и устройств;

— соблюдение установленного режима труда и отдыха, трудовой дисциплины.

3.7.2.Выявленные недостатки в процессе проведения второй степени контроля заносятся в журнал второй ступени контроля (приложение№3).При этом комиссия намечает мероприятия, назначает исполнителей и сроки исполнения.

3.7.3.Для устранения недостатков, которые не могут быть решены силами цеха, издается распорядительный документ с поручением службе охраны труда организации.

3.7.4.В случае грубых нарушений правил и норм охраны труда, которые могут причинить ущерб здоровью работающих или привести к аварии, работа должна быть приостановлена до устранения этого нарушения.

3.7.5.Начальник цеха организует выполнение мероприятий по устранению недостатков и нарушений по охране труда, выявленных комиссией второй ступени контроля.

Контроль за выполнением мероприятий второй ступени контроля осуществляют начальник цеха, инженер по охране труда и уполномоченные (до­веренные) лица по охране труда по поручению профсоюзного комитета.

3.7.6.Итоги проведения второй ступени контроля рассматриваются на совещании, организуемом начальником цеха. На нем присутствуют руководители участков и служб цеха, председатель профсоюзного комитета цеха, работник медсанчасти, закрепленный за цехом, а также могут приглашаться при необходимости бригадиры и рабочие.

3.7.7.Решение совещания по охране труда оформляется протоколом, в котором следует определить меры по устранению имеющихся недостатков в работе по охране труда с указанием конкретных исполнителей и сроков.

3.8. Третью ступень контроля следует проводить не реже одного раза в квартал комиссией, созданной приказом руководителя, или комитетом (комиссией) по охране труда.

В состав комиссии входят один из заместителей руководителя организации, руководитель (специалист) службы охраны труда, председатель комитета (комиссии) по охране труда, главные специалисты и другие специалисты, ответственные за организацию охраны труда в организации.

3.8.1. Проверку следует приводить в присутствии начальника цеха и уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда.

3.8.2. Крупную организацию следует проверять по отдельным цехам по годовому графику, составленному с таким расчетом, чтобы в течение года был обследован каждый цех не менее четырех раз, а цехи с повышенной опасностью и неблагополучные в отношении безопасности труда не менее шести раз в год.

График согласовывается с профсоюзным комитетом, утверждается руководителем организации и выдается руководителям всех цехов.

3.8.3. На третьей ступени трехступенчатого контроля проверяются:

— организация и результаты работы первой и второй ступеней контроля;

-выполнение приказов и распоряжений вышестоящих хозяйственных организаций, постановлении и решении профсоюзных opганов, предписаний и указаний органов надзора и контроля, приказов и распоряжений руководителей организации, решений профсоюзного комитета по вопросам охраны труда;

— выполнение мероприятий, предусмотренных коллективными договорами, соглашениями по охране труда и другими документами;

— выполнение мероприятий по материалам расследования тяжелых, групповых несчастных случаев и аварий;

— правильность проведения аттестации рабочих мест по условиям труда;

— организация внедрения стандартов безопасности труда;

— техническое состояние и содержание зданий, сооружений, помещений цехов и прилегающей к ним территории в соответствии с требованиями нормативно-технической документации по охране труда, состояние проезжей пешеходной частей дорог, тоннелей, переходов и галерей;

— соответствие технологического, грузоподъемного, транспортного, энергетического и другого оборудования требованиям стандартов безопасноститруда и другой нормативно — технической документации по охране труда;

— эффективность работы приточной и вытяжной вентиляции, пыле- и газоулавливаюших устройств;

— выполнение графиков планово-предупредительного ремонта производственного оборудования, наличие схем коммуникаций и подключение энергетического оборудования;

— обеспеченность работающих спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты, правильность их выдачи, хранения, организации стирки, чистки и ремонта;

— состояние санитарно-бытовых помещений и устройств;

— организацию лечебно-профилактического обслуживания работающих;

— состояние кабинетов и уголков по охране труда, своевременное правильное их оформление;

— своевременность проведения обучения и инструктажа работающие по охране труда;

— соблюдение установленного режима труда и отдыха, трудовой дисциплины и т.п.

3.8.4.Результаты проверки по третьей ступени контроля по каждом) цеху должны оформляться актом, в котором следует указывать подробный перечень обнаруженных недостатков и решение комиссии (приложение 4).

3.8.5.Результаты проверки по третьей ступени контроля следует обсуждать в установленный «День охраны труда» (ежемесячно или не реже одного раза в квартал) на совещании у руководителя или главного инженера.

3.8.5.1.Перед проведением «Дня охраны труда» составляется повестка дня, в которой указываются участники его проведения, как правило, это руководство организации, руководители структурных подразделений, главные специалисты, профсоюзный актив по охране труда и уполномоченные (дове­ренные) лица по охране труда.

3.8.5.2.Для четкой организации «Дней охраны труда» инженером по охране труда готовятся приказ и программа, утверждаемая руководителем организации, в подразделении — его начальником.

В приказе указываются лица, ответственные за проведение как в целом по организации, так и по каждому структурному подразделению (участку, цеху).

3.8.5.3. В программу включаются следующие мероприятия по охране труда:

— проверка состояния охраны труда на участках, в цехах, на рабочих местах;

— выполнение предписаний органов надзора и контроля;

— проверка хода работ по выполнению намеченных мероприятий по охране труда на год;

— рассмотрение состояния охраны труда в подразделении, заслушива­ние руководителей участков, цехов, инженерно-технических работников;

— рассмотрение имевших место случаев нарушения требований правил, норм охраны труда;

— изучение передового опыта по охране труда, безопасной технологии производства работ, материалов по несчастным случаям, приказов и указаний, протоколов и других руководящих документов по охране труда;

— организация работ по устранению замечаний по охране труда, выполнение мероприятий по улучшению условий труда.

3.8.5.4.По итогам проведения «Дня охраны труда» разрабатываются мероприятия по устранению выявленных нарушений, при необходимости издается приказ или распоряжение.

3.8.5.5.Проведение совещания оформляется протоколом (приложение №5) с указанием мероприятий по устранению выявленных нарушений, сроков выполнения и ответственных лиц.

3.8.6. В организациях, где отсутствует административно-общественный контроль, функции контроля за состоянием охраны труда осуществляет комитет (комиссия) по охране труда.

3.8.6.1. Комитет создается на паритетной основе из представителей работодателя, профессионального союза и иного уполномоченного работниками представительного органа и осуществляет свою деятельность в целях организации сотрудничества и регулирования отношений работодателей и работников и (или) их представителей в области охраны труда в организации.

С учетом возложенных на комитет законодательством задач по анализу состояния условий и охраны труда в организации он в пределах своих полномочий проводит проверки и о результатах информирует работников об обстановке с охраной труда на рабочих местах, производственных участках, в цехах и организации в целом.

3.8.6.2. Для выполнения поставленных задач рекомендуется возложить (приказом) на комитет следующие контрольные функции:

— участие в проведении обследований по обращениям работников и выработка в необходимых случаях рекомендаций по устранению выявленных нарушений;

— изучение причин производственного травматизма и профессиональных заболеваний, анализ эффективности проводимых мероприятий по условиям и охране труда, подготовка информационно-аналитических материалов о фактическом состоянии охраны труда в организации;

— анализ хода и результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, участие в подготовке подразделений и организации в целом к проведению обязательной сертификации рабочих мест на производственных объектах на соответствие требованиям охраны труда;

— участие в разработке проекта бюджета фонда охраны труда организации;

— содействие работодателю во внедрении в производство более совершенных технологий, новой техники, автоматизации и механизации производственных процессов с целью создания здоровых и безопасных условий труда, ликвидации тяжелых физических работ;

— изучение состояния и использования санитарно-бытовых помещений и санитарно-гигиенических устройств, обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, правильности их применения, предоставления лечебно-профилактического питания;

— оказание содействия работодателю в организации обучения безопасным методам и приемам выполнения работ, проведении своевременного и качественного инструктажа работников по безопасности труда;

— участие в работе по пропаганде охраны труда, повышению ответственности работников за соблюдение требований по охране труда.

Примечание: В отдельных организациях с учетом специфики системы управления охраной труда сложилась практика по осуществлению четырехступенчатого метода контроля: 1 ступень — мастер совместно с уполномоченным по охране труда; 2 ступень — начальник цеха совместно со старшим уполномоченным по охране труда; 3 ступень — главные специалисты (заместители директора по производству и ремонту, главные электрик и механик); 4 ступень — комплексная провер­ка под руководством директора по производству — главного инженера при участии главных специалистов службы охраны труда, лаборатории, пожарного отряда, специалистов всех видов надзора, медико-санитарной части и начальников цехов.

Приложение №1

Форма журнала первой ступени административно-общественного контроля по охране труда

Дата проведения Выявленные нарушения Мероприятия по устранению нарушений Ответственные за выполнение мероприятий Срок выполнения Отметка о выполнении Подпись мастера и уполномоченного (доверенного) лица

Примечание:на первой странице следует привести памятку по проведению первой ступени контроля, на второй – выдержки из Постановления Минтруда РФ от 08.04.94 г. № 30 «Об утверждении рекомендаций об организации работы уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профессионального союза или трудового коллектива».

Приложение № 2.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

Дата добавления: 2017-02-04; просмотров: 4795;

Виды контроля

Контроль охраны труда на предприятии можно разделить на следующие виды:

  1. Технический. Объектами проверки в данном случае являются предметы труда. А именно выпускаемые товары, документация компании и др.
  2. Социальный. Проверке подвергается деятельность работников предприятия.

Контроль на производстве, в свою очередь, можно разделить на другие 2 группы:

  1. Ведомственный. Осуществляется на конкретном предприятии вышестоящей организацией. Это может быть контроль охраны труда, который проводится систематически, проверка условий труда по требованию работников подведомственной организации или же контроль со стороны государства. За соблюдением всех государственных нормативов на предприятии следит такой орган, как Федеральная инспекция труда.
  2. Общественный. Инициаторами проверок состояния охраны труда являются профсоюзы, которые действуют в интересах работников производства. Эти организации, согласно статье 370 Трудового Кодекса РФ, следят за выполнением работодателем условий, отраженных в трудовых договорах.

Проверки органов государственного надзора за охраной труда

Проверки органов надзора и контроля за охраной труда в России могут быть плановыми или внеплановыми. Основные причины внеплановых проверок:

• жалобы, заявления, обращения работников, представителей общественных организаций, фондов, других лиц о нарушениях работодателем требований ОТ;
• окончание срока для устранения нарушений, выявленных предыдущей проверкой;
• требование провести проверку, поступившее от вышестоящей организации, прокурора, Правительства РФ;
• запрос трудящегося о проведении мониторинга условий его труда;
• несчастный случай, авария, другое внезапное событие, которое показывает, что в организации есть проблемы с безопасностью труда.

Когда в организации с безопасностью труда все хорошо, государственный надзор за охраной труда в ней ведется в плановом порядке. Каждый из органов надзора и контроля за охраной труда составляет график проверок, с которым знакомит представителей предприятия. Законодательством установлена периодичность мероприятий контролирующего характера. Например, инспекторы Минтруда посещают организации в плановом порядке 1 раз в 3 года.

Как проходит проверка органов надзора и контроля в области охраны труда?

Как правило, представители органов надзора и контроля в области охраны труда уведомляют предприятия о своем намерении их посетить. Однако, по ст. 360 ТК РФ, делать это они не обязаны, если такое извещение может повлиять на результат проверки. Приходя на проверку, инспектор должен иметь удостоверение, которое подтверждает его полномочия. Если на предприятии введен пропускной режим, пропуск для проверяющих стоит подготовить заранее. Во время работы инспекторы обязаны соблюдать конфиденциальность, обеспечивать сохранность переданных в их распоряжении материалов и документов.

Обычную проверку условно можно разделить на 2 части – работа с документацией и осмотр подразделения: проверка оборудования, технологии ведения работ, укомплектованности СИЗ. Инспектор может затребовать любые документы, входящие в сферу его компетенции, общаться с персоналом – проверять знание инструкций, безопасных методов работы и др. По результатам проверки составляется акт, в него вносятся обязательные для выполнения мероприятия, о выполнении которых необходимо отчитаться в установленный срок. Акт проверки составляется в 2 экземплярах, каждый из которых подписывается 2 сторонами. Один экземпляр акта остается в организации, второй забирает инспектор.

Хотя проверка контролирующих органов – достаточно волнующее мероприятие для «принимающей стороны», следует помнить, что основная задача инспектора такая же, как у инженера по охране труда, – добиться, чтобы в организации полностью соблюдались все требования законодательства по ОТ. В ходе проверки инспектор обратит внимание на недочеты, которые могут иметь место, и даст рекомендации по их устранению. Конструктивное сотрудничество с ним пойдет только на пользу организации. Однако если требует ситуация, к защите интересов предприятия необходимо привлекать юристов, работников службы кадров, технологов и других специалистов.

Из этой статьи вы узнали, как организован контроль за охраной труда в России, какие органы его выполняют, какими полномочиями они наделены, как проходят проверки инспекторов и какие задачи перед ними стоят.

Оцените пожалуйста сайт или материал!

Надзор и контроль за охраной труда

Из этой статьи вы узнаете, какие существуют виды надзора и контроля за безопасностью труда, какие органы надзора и контроля за охраной труда в России их реализуют на практике, ознакомитесь с кратким перечнем их основных полномочий, узнаете, как проходит проверка по ОТ.

Организация безопасной работы, надзор и контроль в области охраны труда во всех подразделениях предприятия возложены на соответствующую службу. Для этого специалисты по безопасности труда:

1. Регулярно проводят проверки:

• состояния оборудования, территории, сооружений;
• правильности ведения документации по ОТ;
• наличия СИЗ и адекватного их использования работниками;
• качества обучения по ОТ, применения работниками безопасных приемов труда;

2. Анализируют существующие и возможные опасности, ведут учет НС и ПЗ, участвуют в аттестации и сертификации рабочих мест, оборудования, производственных процессов.

3. Составляют списки должностей, видов работ по подразделениям, на которые требуются инструкции по ОТ.

4. Разрабатывают мероприятия по предотвращению опасных ситуаций, снижению влияния на трудящихся производственных опасностей и вредностей.

5. Оказывают методическую помощь по ОТ подразделениям: снабжают их инструкциями, правилами, нормативами, журналами, помогают составлять списки на медосмотры, СИЗ, предоставляют льготы и др.

6. Организовывают обучение рабочих и ИТР, участвуют в комиссиях по проверке знаний.

7. Участвуют в подготовке документации: коллективного договора, приказов, распоряжений, согласовывают и визируют проекты, порядки и др.

8. Участвуют в работе комиссий по приемке оборудования из ремонта, введению в эксплуатацию законченных объектов строительства, приемке заказанных у поставщиков спецодежды и СИЗ, др.

9. Проводят вводные инструктажи.

10. Составляют и вовремя сдают отчетность по ОТ.

11. Курируют использование средств фонда ОТ организации.

12. Хранят документацию по ОТ.

Чтобы специалисты по безопасности могли проводить надзор и контроль за охраной труда во вверенных им подразделениях беспрепятственно, служба ОТ подчиняется руководителю предприятия или его заместителю с соответствующими должностными обязанностями. Поэтому проверять, как эта служба справляется со своими обязанностями, приходится другим организациям.

Виды надзора и контроля за безопасностью труда

В зависимости от принадлежности проверяющих организаций, в России существуют такие виды надзора и контроля за безопасностью труда:

Государственный. Государственный надзор за охраной труда ведут профильные инспекции и наделенные соответствующими полномочиями госорганы. Он осуществляется на федеральном и местных уровнях;

Ведомственный. Такой надзор и контроль в области охраны труда выполняют вышестоящие организации. Это могут быть ведомства, министерства, организации, которым подчиняется данная структура в системе предприятий (в холдинге, объединении, союзе и т. д.). Контрольные функции собственной службы ОТ организации также относятся к этой разновидности надзора;

Общественный. Благодаря демократическому развитию нашего общества, сегодня проверить, как работает этот вид надзора и контроля за безопасностью труда, может каждый желающий. Его ведут профсоюзные органы, разные фонды, общественные движения, партии, СМИ, отдельные граждане и уполномоченные трудовых коллективов по вопросам ОТ. Общественный надзор и контроль за охраной труда предполагает максимальную открытость: его результаты часто получают широкую огласку, публикуются в СМИ и социальных сетях.

Высший надзор и контроль за охраной труда во всех организациях и предприятиях страны – прерогатива Генерального прокурора РФ. Его функции на местах исполняют нижестоящие прокуроры.

Формат площадки подразумевает регулярное (не реже одного раза в месяц) проведение экспертных и публичных обсуждений, выявление и анализ отечественного и мирового опыта в сфере общественного контроля.

В межфорумный период активная деятельность экспертной площадки проходит в рамках рабочих групп. Чтобы быть в курсе событий и принять участие в текущей работе, нужно вступить в группу в социальной сети Facebook.

Рабочая группа «Гражданин и полиция»

Реализуемая с 2014 г. общероссийская кампания «Гражданин и полиция» является хорошим примером взаимодействия правоохранительных органов и гражданского общества в сфере общественного контроля.

Кампания «Гражданин и полиция» успешно развивается в течение трех лет. Московская Хельсинкская Группа и ее партнеры в регионах, при конструктивной помощи Министерства внутренних дел (МВД), посетили различные подразделения внутренних дел. В 2014 году кампания прошла в двадцати субъектах России: был осуществлен мониторинг 568 объектов, в 2015 г. кампания проходила в пятнадцати российских регионах: ею было охвачено 465 объектов. В 2016 году кампания прошла в тридцати трёх субъектах РФ, целью мониторинга стали боле 1300 объектов, включая 234 отдела полиции, 11 линейных отделов, 483 участковых уполномоченных полиции, 523 наряда дорожно-патрульной службы, 44 регистрационно-экзаменационных отдела, 12 стационарных постов ГИБДД и т.д. За этими цифрами стоит самоотверженная работа примерно двухсот волонтеров, которым иногда надо было ехать за несколько сотен километров, причем за свой счет. Поскольку одним из основных критериев работы полиции является общественное мнение, то нашими активистами было опрошено более 2 тыс. граждан о работе полиции. О ходе кампании только в 2016 году было сделано около 300 сообщений в прессе, на телевидении и в социальных сетях.

В рамках кампании наблюдались положительные изменения и укрепление конструктивных взаимоотношений между гражданами и полицией.

Во время текущей работы корректируется стратегия и вырабатываются методические рекомендации для развития и популяризации общественного контроля в правоохранительной системе. Также обсуждаются практики взаимодействия с правоохранительными органами и вырабатываются рекомендации для гражданских активистов по улучшению взаимодействия с государственными структурами, на примере работы с системой МВД.

Рабочая группа «Гражданский контроль в судах»

Координатор: Николай Кретов, участник Объединённой группы общественного наблюдения (ОГОН), со-координатор кампании “Суд глазами граждан”, сотрудник Московской Хельсинкской Группы.

Главные цели рабочей группы:

— обмен опытом наблюдения в судах;

— обсуждение возможности для развития и популяризации идеи гражданского контроля за судебной системой;

— поиск актуальных предметов мониторинга в судах.

Группа уделит внимание двум типам наблюдения:

— непосредственному присутствию граждан на значимых судебных процессах;

— кампаниям, посвящённым мониторингу отдельных аспектов работы судов.

Будут представлены модели наблюдения, используемые в рамках деятельности ОГОН и в рамках кампании “Суд глазами граждан”.

Рабочая группа «Общественный контроль в сфере соблюдения правил благоустройства муниципальных образований, питание в школьных столовых»

Координатор: Василий Рыбаков, член Общественной наблюдательной комиссии по Свердловской области.

В Российской Федерации в каждом муниципальном образовании имеется нормативно-правовой акт, регламентирующий правила благоустройства. В правилах благоустройства прописывается, где и как в городе размещаются необходимые жителям элементы благоустройства. Как правило, власти муниципалитета забывают про свои обязанности, прописанные в правилах благоустройства. Отсутствие указателей на домах, урн для мусора, скамеек — обычная ситуация для многих муниципальных образований.

С целью контроля и побуждения (а где необходимо – и принуждения) муниципальных властей к выполнению требований правил благоустройства муниципального образования гражданские активисты разработали методику, которая была апробирована в городах Екатеринбург, Нижний Тагил, Санкт-Петербург. В результате в муниципальных образованиях стали появляться указатели улиц, пандусы, ремонтироваться фасады зданий.

В 2016 г. была опробована методика контроля правил благоустройства в г. Екатеринбурге. Предполагается расширение ее использования в муниципальных образованиях различных регионов. Также показала свою эффективность методика общественного контроля за питанием школьных столовых в Свердловской области.

В перспективе группа намерена расширить свою деятельность на всю сферу ЖКХ, а также на сферу образования.

Рабочая группа «Полиция и гендерное насилие»

Концепция рабочей группы включает в себя разработку и проведение мониторинга отделов полиции для выявления уровня защищенности обращающихся за помощью лиц, переживших сексуальное и бытовое насилие.

Как показывает практика, большая часть людей, переживших насилие, не обращается в полицию, в том числе по причине нежелания последних принимать заявления об этих преступлениях. Мы провели анкетирование и мониторинг отделов полиции и участковых в Свердловской области и выявили ряд проблем, которые необходимо решать в первую очередь. Рабочая группа на основе собственного опыта и опыта зарубежных коллег занимается разработкой методики мониторинга отделов полиции и общих рекомендаций для отделов полиции в целях более качественной защиты лиц, столкнувшихся с гендерным насилием.

В ходе нашего пилотного мониторинга подразделений МВД в 2016 г. было отмечено появление информационных материалов о том, куда можно обратиться по данной проблеме в отделах полиции Екатеринбурга, Москвы и Сочи. В связи с этим предлагается проанализировать и способствовать более широкому распространению этой практики на уровне отделов полиции путём размещения в общедоступных местах (рекомендации переданы министру внутренних дел):

1. Информационные стенды с указанием адресов, телефонов ближайших кризисных центров для помощи пострадавшим от домашнего насилия, травмпунктов, общественных организаций в регионе, осуществляющих помощь, пунктов бесплатной юридической и психологической помощи — общероссийских телефонов доверия, и о приложении для мобильных телефонов Насилию.нет.

2. Информационные материалы для пострадавших: образцы заявлений, листовки о том, как обеспечить безопасность и получить помощь пострадавшим от домашнего насилия.

Также предлагается провести обучение личного состава по работе с обращающимися с заявлениями гражданами, пострадавшими от насилия в семье (повышение лояльности, разъяснение прав, быстрое реагирование на заявление, эффективная помощь и т.д.).

Рабочая группа «Гражданский контроль за здравоохранением»

Координаторы:

Любовь Прямоносова, председатель Региональной общественной организации общественного контроля «За права человека» по Курганской области, член общественного совета при департаменте здравоохранения г. Кургана;

Ирина Халай председатель региональной общественной организации содействия защите прав пострадавших от теракта «Волга-Дон», председатель комиссии по вопросам здравоохранения Общественной палаты г. Волгодонска, секретарь Общественного совета по вопросам здравоохранения г. Волгодонска (Ростовская область).

В ходе проведения пилотного мониторинга в 2015-2016 гг. был выявлен ряд сложностей в деятельности учреждений здравоохранения, которые мешают их эффективной работе. В результате анализа проведенного мониторинга выявилась повышенная нагрузка на врачей (в том числе документарная), низкая мотивация всего медицинского персонала к работе, проблемы с привлечением узких специалистов для работы в детских лечебных учреждениях, большое количество материально-технических проблем (слабое обеспечение оргтехникой и канцелярскими товарами, системами кондиционирования), отсутствие системы распространения информации об услугах, в том числе популяризации сайтов поликлиник, трудность с записью на прием врача через сайт и портал госуслуг и дефицит процедур разъяснения работы этих инструментов для определённых групп населения (прежде всего – представителей старших возрастных категорий), необходимость ремонта и обновление оснащения большинства поликлиник и больниц города Волгодонска и больницы ст. Романовской Волгодонского района Ростовской области, низкие тарифные ставки для врачей и медсестер, низкий уровень знаний граждан о своих правах и низкая активность граждан в отстаивании этих прав.

Группа осуществляет разработку методик контроля за разными типами медицинских учреждений. Есть апробированные в Ростовской области методики. Анализ этих практик и их описание позволит сформировать модели работы по общественному контролю в сфере здравоохранения на муниципальном уровне.

Рабочая группа по общественному контролю в сфере образования в стадии формирования.

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает требования по организации и проведению контроля соблюдения требований охраны труда в ОАО «РЖД».
Настоящий стандарт предназначен для применения подразделениями аппарата управления ОАО «РЖД», филиалами и структурными подразделениями ОАО «РЖД».
Применение настоящего стандарта дочерними обществами ОАО «РЖД» устанавливается соглашениями о взаимодействии ОАО «РЖД» и дочернего общества в соответствии с регламентом ОАО «РЖД» .
Применение настоящего стандарта сторонними организациями оговаривается в договорах (соглашениях) с ОАО «РЖД».

5 Внутренний аудит

5.1 Внутренний аудит в филиалах ОАО «РЖД» и их структурных подразделениях проводят лица, обладающие необходимыми знаниями и практическим опытом работы в области охраны труда, прошедшие специальный курс обучения по программе аудита в обучающих организациях, имеющих лицензию на право ведения образовательной деятельности.

5.2 Внутренний аудит проводят по всем основным элементам системы управления охраной труда, установленным СТО РЖД 1.15.002 в соответствии с разработанными программами.

5.3 Организацию внутреннего аудита в ОАО «РЖД» осуществляет ЦБТ в соответствии с СТО РЖД 1.15.005.

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *