Ограничения при поступлении на государственную гражданскую службу

Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»

Статья 17 (Комментарий). Запреты, связанные с гражданской службой

Закон N 79-ФЗ различает две правовые категории, связанные с правовым статусом гражданского служащего: ограничения и запреты. Ограничения означают, что при наличии или возникновении определенных обстоятельств, предусмотренных в законодательстве (см. ст. 16 Закона), гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий, уже занимающий государственную должность, должен быть освобожден от этой должности и уволен с гражданской службы в связи с несоблюдением ограничений, установленных законодательством (см. п. 13 ч. 1 ст. 33 Закона). Соблюдение указанных ограничений, связанных с гражданской службой, обязательно как для граждан, желающих поступить на гражданскую службу, так и для сторон служебного контракта.

1. Комментируемая статья в развитие общих обязанностей и ограничений гражданского служащего, установленных ст. 15 и 16 Закона, предусматривает ряд дополнительных ситуаций, которые несовместимы с замещением должности гражданской службы. Эти обстоятельства законодатель называет запретами, связанными с гражданской службой. Целевое назначение запретов, установленных в данной статье, очевидно — повышение эффективности деятельности всей системы государственной службы и лиц, на ней занятых. В случае возникновения таких ситуаций или совершения гражданским служащим перечисленных в комментируемой статье действий, к нему могут быть применены меры ответственности, вплоть до прекращения служебного контракта и увольнения с гражданской службы по п. 14 ч. 1 ст. 33 Закона (см. к данной статье).

В соответствии с п. 1 ч. 1 комментируемой статьи гражданскому служащему категорически запрещено участие в работе органов управления коммерческой организацией на платной основе. Статья говорит об исключениях, установленных федеральным законом, однако на сегодняшний день не существует федерального закона, предусматривающего такую возможность.

Перечень видов коммерческих организаций (организаций, преследующих извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности) является исчерпывающим. Их виды предусмотрены ст. 50 ГК. К ним относятся: хозяйственные товарищества (в форме полного товарищества и товарищества на вере (коммандитного товарищества) и общества (в форме акционерного общества, общества с ограниченной или с дополнительной ответственностью), производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия.

Гражданский служащий может участвовать в деятельности органа управления коммерческой организацией, являясь его членом, в рамках своих служебных обязанностей. Более того, при представлении интересов государства на него возлагаются вполне определенные обязанности. Это предусмотрено, в частности, постановлением Правительства РФ от 22 февраля 1997 г. N 214 «Об обязанностях представителей государства в органах управления акционерных обществ, часть акций которых находится в федеральной собственности, при возникновении задолженности этих акционерных обществ по заработной плате, обязательным платежам в бюджеты всех уровней и страховым взносам в государственные внебюджетные фонды». Эта деятельность осуществляется в рамках служебной деятельности, при которой невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей может явиться основанием для привлечения к дисциплинарной ответственности, а полномочия по представлению интересов государства в органах управления этих коммерческих организаций могут быть прекращены.

В то же время гражданскому служащему не запрещено осуществлять аналогичную деятельность (в том числе и на платной основе) в органах управления некоммерческих организаций, которые могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом. Так, например, он может входить в правление товарищества собственников жилья, осуществляя в нем за плату определенные функции. Однако в любом случае необходимо соблюдение общего требования о недопустимости конфликта интересов.

Принципы построения системы гражданской службы предусматривают жесткий запрет, закрепляемый п. 2 ч. 1 комментируемой статьи, на продолжение занятия должности гражданской службы в случае совмещения правового статуса гражданского служащего с правовым статусом: а) лиц, избранных или назначенных на государственные должности, б) лиц, избранных на выборные должности в органах местного самоуправления, в) лиц, избранных на оплачиваемые выборные должности в профсоюзных органах.

Прежде всего не допускается замещение должности гражданской службы в случае избрания или назначения на государственную должность. Статья 1 Закона относит к государственным должностям РФ и государственным должностям ее субъектов должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов, и должности, устанавливаемые конституциями (уставами), законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий их государственных органов.

Принцип разделения властей предполагает невозможность замещения одним лицом должности гражданской службы и выборной должности на постоянной основе в органах законодательной власти, в органах местного самоуправления, в органе профессионального союза. В силу этого гражданский служащий не может продолжать находиться на государственной службе в случае избрания депутатом Государственной Думы Федерального Собрания РФ, законодательного органа субъекта РФ, занимать выборную должность на постоянной основе в органе местного самоуправления, в профессиональных союзах, включая должности в выборном органе первичной профсоюзной организации государственного органа.

Если такая ситуация возникает, то гражданский служащий должен приостановить государственную службу на время исполнения обязанностей в указанных выше органах и организациях. Его служебный контракт приостанавливается с освобождением от замещаемой должности гражданской службы, оставлением в соответствующем реестре гражданских служащих и включением в кадровый резерв — по п. 3 ч. 1 ст. 39 Закона как обстоятельству, не зависящему от воли сторон. Основанием для издания приказа о приостановлении нахождения на гражданской службе является заявление самого служащего и документ, подтверждающий наличие юридического факта (избрания, назначения на должность). После окончания срока работы на выборной должности в таком же порядке издается приказ о восстановлении на гражданской службе.

Период замещения государственных должностей, должностей муниципальной службы, выборных должностей в органах местного самоуправления включается в стаж (общую продолжительность) гражданской службы для установления ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную гражданскую службу (ст. 54 Закона).

Гражданскому служащему запрещается осуществлять предпринимательскую деятельность (п. 3 ч. 1 комментируемой статьи). Гражданское законодательство, регулируя отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходит из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (ст. 2 ГК). Именно нацеленность на получение прибыли является ключевым критерием в определении предпринимательской деятельности.

Гражданским служащим запрещено заниматься любыми видами деятельности, которые могут быть отнесены к предпринимательской — производство, реализация или приобретение продукции или товаров, оказание услуг, выполнение работ с целью извлечения прибыли; владение, пользование, распоряжение имуществом, составляющим материальную основу предпринимательской деятельности; приобретение имущественных прав на нематериальные объекты (товарные знаки, промышленные образцы, торговые секреты, фирменные наименования и т.д.).

Гражданским служащим запрещено лично или через представителя голосовать посредством принадлежащих им акций, паев, долей участия при принятии решений хозяйственным обществом или товариществом. Если они являются собственниками акций, пая (дающих право на участие в управлении) в результате приватизации, то они обязаны на время прохождения государственной службы передавать в доверительное управление под гарантию государства все находящиеся в их собственности доли в уставном капитале хозяйствующих субъектов. Общие условия и формы такой передачи установлены гл. 53 «Доверительное управление» ГК.

Гражданский служащий не имеет права приобретать ценные бумаги, по которым может быть получен доход в случаях, установленных федеральным законом (п. 4 ч. 1 комментируемой статьи).

Ценной бумагой является документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении (ст. 142 ГК). В соответствии со ст. 143 ГК к ценным бумагам относятся: государственная облигация, облигация, вексель, чек, депозитный и сберегательный сертификаты, банковская сберегательная книжка на предъявителя, коносамент, акция, приватизационные ценные бумаги и другие документы, которые законами о ценных бумагах или в установленном ими порядке отнесены к числу ценных бумаг.

Правовой режим ценных бумаг регулируется также рядом федеральных законов. Важнейшими из них являются следующие: от 22 апреля 1996 г. N 39-Ф3 «О рынке ценных бумаг» (в ред. от 30 декабря 2006 г.), от 29 июля 1998 г. N 136-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» (в ред. от 19 декабря 2006 г.), от 11 ноября 2003 г. N 152-ФЗ «Об ипотечных ценных бумагах» (в ред. от 27 июля 2006 г.).

Закон говорит о запрете на приобретение ценных бумаг. Если же ценные бумаги имелись у гражданина к моменту начала его деятельности в качестве гражданского служащего, он обязан на время прохождения государственной службы передать их в доверительное управление под гарантию государства. В настоящее время на подзаконном уровне не определен порядок такой передачи.

Кроме того, ч. 2 комментируемой статьи устанавливает запрет на владение гражданским служащим приносящими доход ценными бумагами, акциями (долями участия в уставных капиталах организаций), если оно может привести к конфликту интересов. В этом случае он обязан передать принадлежащие ему указанные ценные бумаги, акции (доли участия в уставных капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством РФ.

Однако ч. 2 ст. 71 Закона, определяя порядок вступления его в силу, предусматривает, что данная норма вступает в силу после определения организации, уполномоченной государством осуществлять доверительное управление принадлежащими гражданским служащим и приносящими доход ценными бумагами, акциями (долями участия в уставных капиталах организаций). Пока такая организация не определена.

Гражданскому служащему запрещается быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы, либо в государственном органе или организации, непосредственно подчиненных или подконтрольных данному государственному органу (п. 5 ч. 1 комментируемой статьи). Введение этого запрета совершенно очевидно и оправдано, так как представитель должен действовать в интересах представляемого им лица, что изначально приводит к конфликту интересов (даже при отсутствии материальной выгоды). Этим, по сути, гражданскому служащему запрещается заниматься лоббистской деятельностью.

Гражданским служащим запрещено получать вознаграждения, связанные с исполнением должностных полномочий (п. 6 ч. 1 комментируемой статьи). Целью запрета является установление заранее обусловленных барьеров на пути возможного соблазна оказать предпочтение кому-либо при выполнении обязанностей по гражданской службе. Гражданский служащий не должен никому ничем быть лично обязанным.

Основные возможные варианты вознаграждений прямо перечислены в комментируемой статье. Отнесение конкретных форм вознаграждения к данному перечню зависит от конкретных обстоятельств, при которых такое вознаграждение может быть получено. Ими могут быть и безвозмездная передача какого-либо объекта в собственность, и передача требования, и исполнение имущественных обязательств гражданского служащего и т.п.

На практике встречаются самые разнообразные варианты «скрытого» вознаграждения — например передача в пользование (безвозмездное или на льготных условиях) объектов недвижимости, транспортных средств, оплата командировок, отдыха, лечения, развлечений, вручение дорогих подарков и т.п. (в том числе и для членов семьи гражданского служащего). Возможно предоставление необоснованных привилегий и преимуществ в учебной и научной деятельности, при выполнении работ по авторским договорам, при получении кредитов и ссуд и т.п.

Гражданские служащие не вправе при поездках в командировки получать средства сверх выделяемых государственным органом от любых юридических и физических лиц; не вправе пользоваться их услугами по оплате личных расходов.

Участие гражданских служащих в протокольных мероприятиях может сопровождаться получением подарков в связи с этими мероприятиями. Такие подарки признаются федеральной собственностью или собственностью субъекта РФ. Они должны быть переданы получившими их гражданскими служащими в государственный орган по акту.

Безусловно, данный запрет не лишает гражданских служащих возможности принимать символические знаки внимания и подарки в соответствии с общепринятыми нормами протокола, вежливости и гостеприимства, а также сувениры при проведении протокольных и иных официальных мероприятий. В подобных случаях следует руководствоваться ст. 575 ГК, в соответствии с которой не допускается дарение государственным служащим в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей, за исключением подарков, стоимость которых не превышает 5 МРОТ.

Следует иметь в виду, что в данном случае речь идет не о реальном МРОТ, устанавливаемом специальным федеральным законом в целях оплаты труда, а о неком параметре, используемом при исчислении сумм штрафов, государственных пошлин (на сегодняшний день он составляет 100 руб.).

Гражданский служащий может выезжать за пределы Российской Федерации для исполнения служебных обязанностей только в рамках служебных командировок (п. 7 ч. 1 комментируемой статьи). Речь в данном случае идет не только о факте выезда в командировку, но и обо всех расходах, с ними связанных (проживание, питание и т.п.).

Исключение могут составлять выезды в зарубежные командировки на основе международных договоров, на взаимной основе по договоренности между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами иностранных государств, международными и иностранными организациями. В этих случаях не запрещается пользоваться услугами принимающей стороны по организации размещения, питания, предоставления транспорта (в необходимых и разумных пределах, оправдываемых целью поездки).

Соответственно, категорически запрещено выезжать в такие командировки за счет физических и юридических лиц (в том числе для участия в научных конференциях, симпозиумах, иных мероприятиях).

Гражданскому служащему запрещено использовать в неслужебных целях средства материально-технического обеспечения и имущество, а также передавать их другим лицам (п. 8 ч. 1 комментируемой статьи). Имеется в виду использование оргтехники, средств коммуникации, иных видов оборудования или государственного имущества в рамках служебного времени или вне его, в личных интересах или в интересах других лиц. Это может быть эксплуатация компьютера (в том числе с выходом в Интернет и использованием других его функций), средств коммуникации (телефон, факс и др.), множительной техники, использование с нарушением установленного порядка финансовых средств и т.п.

Данный запрет предусматривает два типа возможных правонарушений. В первом случае гражданский служащий может использовать материально-техническое обеспечение и имущество в личных целях, во втором — те же действия он может совершить в интересах других лиц. В качестве средства служебного обеспечения может рассматриваться и информация в связи с тем, что Закон неоднократно упоминает об обязанности гражданского служащего соблюдать установленные правила работы с предоставляемой в служебных целях информацией. Для привлечения гражданского служащего к ответственности за нарушение данного запрета не имеет значения, какой из названных вариантов использования имущества был применен.

Гражданскому служащему запрещено разглашать или использовать в целях, не связанных с гражданской службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей (п. 9 ч. 1 комментируемой статьи).

Под конфиденциальной информацией применительно к целям Закона следует понимать сведения, хотя и не составляющие государственную тайну, тем не менее не предназначенные для широкого доступа. Такая информация может стать доступной, например, для средств массовой информации, не будучи для этого предназначенной. Гражданский служащий, разгласивший подобные сведения, может и не иметь корыстных интересов, тем не менее нарушение запрета будет налицо. Наличие же материальной заинтересованности может стать при выборе мер ответственности для гражданского служащего квалифицирующим фактором.

Практическая реализация мер, направленных на недопущение разглашения гражданскими служащими сведений, составляющих конфиденциальную информацию, предполагает реализацию ряда конкретных условий. Во-первых, в каждом государственном органе применительно к конкретному гражданскому служащему должен быть определен соответствующий перечень сведений, составляющих информацию подобного рода. Во-вторых, требование о неразглашении конфиденциальной информации (наряду со сведениями, составляющими государственную и служебную тайну) должно быть включено в должностной регламент гражданского служащего. В-третьих, это требование должно быть продублировано в служебном контракте гражданского служащего в качестве одной из его основных обязанностей.

Неразглашение или неиспользование конфиденциальной информации в целях, не связанных с гражданской службой, означает обязанность гражданского служащего не разглашать ее в интересах организаций или физических лиц не только в период гражданской службы, но и после увольнения с гражданской службы.

Запрет в отношении возможности критических высказываний, суждений и оценок, которые может допустить гражданский служащий, снабжен целым рядом оговорок. Прежде всего, эти высказывания должны быть публичными (в том числе они могут быть озвучены и через средства массовой информации). Наряду с этим запрет касается деятельности государственных органов, их руководителей, включая решения вышестоящего государственного органа либо государственного органа, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы. И, наконец, сама возможность высказываний со стороны гражданского служащего не должна входить в его должностные обязанности.

Следует отметить, что данная формулировка запрета, зафиксированная в п. 10 ч. 1 комментируемой статьи, в значительной мере дублирует ряд его же положений (только существенно жестче). Так, ст. 15, перечисляя основные обязанности гражданского служащего, включает в их число и такие, как: соблюдение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституций (уставов), законов субъектов РФ, иных нормативных правовых актов РФ и обеспечение их исполнения; исполнение должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом; неразглашение сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведений, ставших ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведений, касающихся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающих их честь и достоинство; соблюдение ограничений, выполнение обязательств и требований к служебному поведению, ненарушение запретов, которые установлены Законом N 79-ФЗ и другими федеральными законами. Статья 18, перечисляя требования к служебному поведению гражданского служащего, включает в них обязанности: соблюдать ограничения, установленные данным Законом и другими федеральными законами для гражданских служащих; соблюдать нейтральность, исключающую возможность влияния на свою профессиональную служебную деятельность решений политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций; не совершать поступки, порочащие его честь и достоинство; не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа; соблюдать установленные правила публичных выступлений и предоставления служебной информации. Все эти положения с лихвой перекрывают запрет, установленный в п. 10 ч. 1 комментируемой статьи.

Права госслужащего

Обязанностям госслужащего корреспондируют и его собственные права, которые, должны быть достаточными для обеспечения госслужащему выполнения его служебных обязанностей. Они закрепляются в четырнадцатой статье ФЗ № 79-ФЗ.

Гражданский служащий обладает правами на:

  1. Обеспечение должных организационно-технических условий, которые нужны для исполнения должностных обязанностей.
  2. Ознакомление с должностным регламентом и прочей документацией, которая определяет его права и обязанности по замещаемой должности гражданской службы, по критериям оценивания эффективности исполнения должностных обязанностей, по показателям результативности профессиональной служебной деятельности, а также по условиям должностного роста.
  3. Отдых, который обеспечивается установлением допустимой продолжительности служебного времени, предоставлением выходных дней, а также нерабочих праздничных дней, ежегодных оплачиваемых отпусков (основного и дополнительных).
  4. Оплату труда и прочие выплаты в строгом соответствии с настоящим ФЗ, прочими нормативным актами РФ, со служебным контрактом.
  5. Получение в строго установленном порядке информации и материалов, которые нужны для исполнения собственных должностных обязанностей, на внесение предложений касательно совершенствования деятельности госоргана.
  6. Доступ согласно установленному порядку к сведениям, которые составляют государственную тайну, если исполнение должностных обязанностей связано с использованием подобных сведений.
  7. Доступ строго в установленном порядке из-за исполнения должностных обязанностей в госорганы, органы местного самоуправления, общественные объединения, а также прочие организации.
  8. Ознакомление с имеющимися отзывами касательно его профессиональной служебной деятельности и прочих документов до внесения их в его собственное личное дело, материалами данного личного дела, а также на приобщение к его личному делу объяснений в письменной форме и прочих документов и материалов.
  9. Защиту имеющихся сведений о гражданском служащем.
  10. Должностной рост строго на конкурсной основе.
  11. Профессиональную переподготовку, повышение своей квалификации, стажировку в том порядке, который установлен данным ФЗ и прочими ФЗ,
  12. Членство в профсоюзе.
  13. Рассмотрение индивидуальных споров служебного характера в строгом соответствии с данным ФЗ и прочими ФЗ.
  14. Проведение по его собственному заявлению определенной служебной проверки.
  15. Защиту собственных прав, а также законных интересов на гражданской службе, в том числе и обжалование в суде их нарушений.
  16. Медицинское страхование в соответствии с данным ФЗ и ФЗ касательно медицинского страхования госслужащих страны.
  17. Гос. защиту собственных жизни и здоровья, а также жизни и здоровья членов своей семьи, принадлежащего непосредственно ему имущества.
  18. Государственное пенсионное обеспечение в строгом соответствии с ФЗ.

Замечание 5

Еще одним специальным правилом для госслужащего можно считать его невозможность состоять в разноплановых объединениях, членство в которых влечет за собой такие обязанности, которые отражаются непосредственно на его госслужбе. Как правило, за рубежом данное ограничение госслужащего напрямую связано с доктриной нейтральности госслужащего, которая вызвана многопартийностью, а также сменой правящей партии после выборов. Правящие партии сменяются у власти, а госслужащий должен относиться к событиям с нейтральной позиции при выполнении собственных служебных обязанностей. В РФ бывший мэр города Санкт-Петербурга А. Собчак состоял членом Мальтийского ордена, из-за чего по общественному телевидению демонстрировались передачи касательно процедур таинства посвящения в члены данного ордена, то есть, по сути, некая реклама организации.

Всё ещё сложно? Наши эксперты помогут разобраться

1. Государственный служащий не вправе:

1) заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности;

2) быть депутатом законодательного (представительного) органа Российской Федерации, законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;

3) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;

4) состоять членом органа управления коммерческой организацией, если иное не предусмотрено Федеральным законом или если в порядке, установленном Федеральным законом и законами субъектов Российской Федерации, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией;

5) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он состоит на государственной службе либо который непосредственно подчинен или непосредственно подконтролен ему;

6) использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, другое государственное имущество и служебную информацию;

7) получать гонорары за публикации и выступления в качестве государственного служащего;

8) получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), связанные с исполнением должностных обязанностей, в том числе и после выхода на пенсию;

ГАРАНТ:

Согласно ГК РФ, введенному в действие с 1 марта 1996 г., не допускается дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает пяти МРОТ, государственным служащим и служащим органов муниципальных образований в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей

9) принимать без разрешения Президента Российской Федерации награды, почетные и специальные звания иностранных государств, международных и иностранных организаций;

10) выезжать в служебные командировки за границу за счет физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации или на взаимной основе по договоренности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации с государственными органами иностранных государств, международными и иностранными организациями;

11) принимать участие в забастовках;

ГАРАНТ:

О неправомерности проведения забастовок работниками налоговых органов см. письмо Госналогслужбы РФ от 5 февраля 1997 г. N ВК-6-18/106

Обычный правовой режим госслужащего предусматривает некоторые запреты и ограничения, которые обусловлены спецификой госслужбы. Служба в госорганах считается по своей сути политической службой, и из-за этого среди основных ограничений прав гражданина, который является госслужащим, ограничиваются именно его права политического характера. Политические права госслужащих ограничены рамками правовой системы страны.

Замечание 1

Так как госслужащие в собственной деятельности выражают прямую волю и позицию именно государства, а не свою собственную или кружковую, то их публичные выступления оцениваются именно как выступления государственных должностных лиц. Данное положение не позволяет им выступать в публичных случаях без соответствующего уполномочия стоящих выше должностных лиц. В данное время работники Администрации Президента РФ имеют право выступать в СМИ по вопросам собственной служебной деятельности, а также по вопросам деятельности Администрации российского Президента исключительно в том порядке, который устанавливается руководителем Администрации российского Президента (пункт шестой Указа Президента РФ от двадцать девятого января 1996 года № 117). За границей такое положение закрепляется, к примеру, в статье тридцать восьмой Устава Римской курии, где указывается, что без надлежащего разрешения компетентного органа никто не обладает правом выступать с заявлениями, а также давать интервью относительно персонала, нынешней деятельности и направлений работы Римской курии. Все официальные сообщения и заявления прессе необходимо осуществлять исключительно через пресс-службу Святого престола согласно нормам статьи сто пятнадцатой параграфа восемь.

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *