Охрана труда

ТО и ТР автомобилей необходимо выполнять в соответствии с общими требованиями Положения о техническом обслуживании и текущем ремонте подвижного состава автомобильного транспорта.

Производство работ исполнителем осуществляется в соответствии с инструкцией по охране труда, доводимой до исполнителя.

Участие водителей, работников других специальностей в техническом обслуживании и ремонте подвижного состава допускается при соответствии их квалификации и квалификационной характеристики выполняемых работ; в противном случае привлечение работников к этим работам возможно только после профессионального обучения. В связи с изменением условий труда с работниками обязательно проводится инструктирование по охране труда на рабочем месте.

ТО и ТР автомобилей производится в специально отведенных местах (постах), оснащенных необходимыми приборами и приспособлениями, инвентарем, оборудованием и инструментом, в том числе специализированным, предусмотренными определенным видом работ.

На посты ТО и ТР автомобили должны подаваться чистыми и в сухом состоянии.

Постановка автомобилей на посты ТО и ТР осуществляется под руководством мастера или начальника участка.

Не допускается въезжать в помещения стоянки, ТО и ТР на автомобиле, габариты которого превышают указанные над въездными воротами.

Автомобиль, установленный на напольный пост ТО и ТР, необходимо надежно закрепить путем установки не менее двух упоров под колеса, затормозить стояночным тормозом, при этом рычаг коробки переменных передач должен быть установлен в нейтральное положение, на автомобилях с бензиновыми двигателями следует выключить зажигание, а на автомобилях с дизельными двигателями перекрыть подачу топлива. Во всех случаях кнопка массы автомобиля должна быть выключена.

На рулевое колесо должна быть вывешена табличка с надписью «Двигатель не запускать! Работают люди!».

На автомобилях, имеющих дублирующее устройство для пуска двигателя, аналогичная табличка должна вывешиваться у этого устройства.

Перемещение автомобилей с помощью подъемников необходимо производить в соответствии с требованиями паспортов-инструкций подъемников.

При обслуживании автомобиля на подъемнике (гидравлическом, электромеханическом) на пульте управления подъемником должна быть вывешена табличка с надписью «Не трогать — под автомобилем работают люди!».

Перед вывешиванием подвижного состава с помощью грузоподъемных машин и механизмов все другие работы на нем должны быть прекращены, а исполнители этих работ должны быть удалены на безопасное расстояние.

В рабочем или подмятом положении плунжер гидравлического подъемника должен надежно фиксироваться упором или штангой, гарантирующим невозможность самопроизвольного опускания подъемника.

Посты ТО на поточных линиях с принудительным передвижением автомобилей должны быть оборудованы:

  • сигнализацией (световой, звуковой), предупреждающей работающих на линии обслуживания о начале передвижения автомобиля с поста на пост
  • устройством, обеспечивающим остановку передвижения с любого поста

Передвижение автомобилей с поста на пост разрешается только после получения сигналов со всех постов об окончании работы и подачи на все посты сигнала, предупреждающего о начале передвижения.

При работе с высоко расположенными деталями или агрегатами автомобилей следует применять устойчивые специальные подставки.

Не допускается пуск двигателя автомобиля на постах технического обслуживания и ремонта ремонтным рабочим, кроме водителя-перегонщика, а также бригадира или слесаря, назначаемых приказом по организации и инструктируемых каждый квартал.

Перед проведением работ, связанных с проворачиванием коленчатого и карданного валов, необходимо дополнительно проверить выключение зажигания (перекрытие подачи топлива для дизельных автомобилей), нейтральное положение рычага переключения передач, освободить рычаг стояночного тормоза. После выполнения необходимых работ автомобиль следует затормозить стояночным тормозом.

Не допускается проворачивать карданный вал при помощи лома или монтажной лопатки.

Рабочие, производящие обслуживание и ремонт автомобилей, должны обеспечиваться соответствующими исправными инструментами и приспособлениями.

При необходимости выполнения работ под автомобилем, находящимся вне осмотровой канавы, подъемника, эстакады, рабочие должны обеспечиваться лежаками.

Работать лежа на полу или земле без лежака не допускается.

При вывешивании части автомобиля, прицепа, полуприцепа подъемными механизмами (домкратами, талями и тому подобным), кроме стационарных, необходимо вначале подставить под неподнимаемые колеса противооткатные упоры, вывесить автомобиль, подставить под вывешенную часть козелки и опустить на них автомобиль. Перед вывешиванием задней оси расцепленного двухосного прицепа необходимо его поворотный круг зафиксировать стопорным устройством.

Не допускается:

  • выполнять какие-либо работы на автомобиле, прицепе, полуприцепе, вывешенном только на одних подъемных механизмах, кроме специальных разработанных подъемников, обеспечивающих безопасность их эксплуатации без дополнительных подставок при соблюдении требований, изложенных в инструкциях по эксплуатации этих подъемников
  • находиться в осмотровой канаве, под эстакадой при перемещении по нему обслуживаемых транспортных средств
  • подкладывать под вывешенный автомобиль, прицеп, полуприцеп вместо козелков диски колес, кирпичи и прочие случайные предметы
  • снимать и ставить рессоры на автомобилях, прицепах, полуприцепах всех конструкций и типов без предварительной их разгрузки от массы кузова путем вывешивания кузова с установкой козелков под него или раму автомобиля
  • проводить техническое обслуживание и ремонт автомобиля при работающем двигателе, за исключением отдельных видов работ, технология проведения которых требует пуска двигателя
  • поднимать или вывешивать автомобиль за буксирные приспособления, крюки путем захвата за них тросами, цепью или крюком подъемного механизма
  • снимать, устанавливать и транспортировать агрегаты при зачаливании их тросами или канатами
  • поднимать, даже кратковременно, грузы массой более чем это указано на табличке данного подъемного механизма
  • поднимать груз при косом натяжении троса или цепей
  • работать на неисправном оборудовании, а также с неисправными инструментами и приспособлениями
  • самому производить устранение неисправностей оборудования
  • оставлять инструмент и детали на краях осмотровой канавы

Ремонт, замена подъемного механизма кузова автомобиля-самосвала, самосвального прицепа или, долив в него масла, должны производиться после установки под поднятый кузов специального дополнительного упора, исключающего возможность падения или самопроизвольного опускания кузова.

  • работать под поднятым кузовом автомобиля-самосвала, самосвального прицепа без специального дополнительного упора
  • использовать случайные подставки и подкладки вместо специального дополнительного упора
  • работать с поврежденными или неправильно установленными упорами
  • пускать двигатель и перемещать автомобиль при поднятом кузове
  • производить ремонтные работы под поднятым кузовом автомобиля-самосвала, самосвального прицепа без предварительного его освобождения от груза

При ремонте и обслуживании автобусов и грузовых автомобилей рабочие должны быть обеспечены подмостями или лестницами-стремянками. Применять приставные лестницы не разрешается.

Подмости должны быть устойчивыми и иметь поручни и лестницу. Металлические опоры подмостей должны быть надежно связаны между собой.

Доски настила подмостей должны быть уложены без зазоров и надежно закреплены. Концы досок должны находится на опорах. Толщина досок подмостей должна быть не менее 40 мм.

Переносные лестницы-стремяки должны иметь врезные ступеньки шириной не менее 150 мм. Не допускается применять лестницы с набивными ступеньками.

Лестница-стремянка должна быть такой длины, чтобы рабочий мог работать со ступеньки, отстоящей от верхнего конца лестницы не менее, чем на один метр. Нижние концы лестницы должны иметь наконечники, препятствующие ее скольжению.

Убирать рабочее место от пыли, опилок, стружки, мелких металлических обрезков разрешается только щеткой. Не допускается сдувать пыль, опилки, стружку, мелкие обрезки сжатым воздухом.
При работе на поворотном стенде (опрокидывателе) необходимо предварительно надежно укрепить автомобиль на нем, слить топливо из топливных баков и жидкость из системы охлаждения, плотно закрыть маслозаливную горловину двигателя и снять аккумуляторную батарею, все незакрепленные предметы из кузова, кабины и салона следует удалить.

Для снятия и установки деталей, узлов и агрегатов массой 15 кг и более необходимо пользоваться подъемными транспортными механизмами, оборудованными специальными приспособлениями (захватами).

Тележки для транспортирования должны иметь стойки и упоры, предохраняющие агрегаты от падения и самопроизвольного перемещения по платформе.

Перед снятием узлов и агрегатов, связанных с системами питания, охлаждения и смазки автомобиля, когда возможно вытекание жидкости, необходимо сначала слить из них топливо, масло и охлаждающую жидкость в специальную тару, не допуская их проливания.

При прекращении подачи электрической энергии или перерыве в работе электроинструмент должен быть отсоединен от электрической сети.

Автомобили-цистерны для перевозки легковоспламеняющихся, взрывоопасных, токсичных и тому подобных грузов, а также резервуары для их хранения перед ремонтом необходимо полностью очистить от остатков вышеуказанных продуктов.

Ремонтировать бензиновые баки, заправочные колонки, резервуары, насосы коммуникации и тару из-под бензина можно только после удаления остатков бензина и обезвреживания их.

Работы по ТО и ТР холодильных установок на автомобилях-рефрижераторах должны выполняться специалистами в соответствии с действующими правилами по технике безопасности при их ремонте.

Для перегона автомобилей на посты диагностики, ТО и ТР, включая проверку тормозов, может быть выделен специальный водитель (перегонщик) или другое лицо, назначаемое приказом по организации.

Не допускается в производственных помещениях, где хранятся или используются горючие и легковоспламеняющиеся материалы или жидкости (бензин, керосин, сжатый или сжиженный горючий газ, краски, лаки, растворители, дерево, стружка, вата, пакля и тому подобное), пользоваться открытым огнем, переносными горнами, паяльными лампами и так далее.

В зоне ТО и ТР автомобилей не допускается:

  • мыть агрегаты, узлы и детали легковоспламеняющимися жидкостями (бензином, растворителями и тому подобным)
  • хранить легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, кислоты, краски, карбид кальция и так далее
  • заправлять автомобили топливом
  • хранить чистые обтирочные материалы вместе с использованными
  • загромождать проходы между стеллажами и выходы из помещений (материалами, оборудованием, тарой и тому подобным)
  • хранить отработанное масло, порожнюю тару из-под топлива, смазочных материалов и антифриза

При проведении ТО и ТР, связанного со снятием топливных баков, в также ремонта топливных проводов, через которые может произойти вытекание топлива из баков, последние перед ремонтом должны быть полностью освобождены от топлива. Слив топлива должен осуществляться в местах, исключающих возможность его возгорания.

Для хранения смазочных, лакокрасочных, горючих и легковоспламеняющихся материалов, а также химикатов должны предусматриваться отдельные специально оборудованные помещения.
Разлитое масло или топливо необходимо немедленно удалять с помощью песка или опилок, которые после использования следует ссыпать в металлические ящики с крышками, устанавливаемые вне помещения.

Отработанное масло должно сливаться в специальные металлические либо подземные резервуары, храниться в специальных огнестойких помещениях с соблюдением требований к хранению жидкостей с температурой вспышки паров выше +61 °С и реализовываться в установленном в организации порядке.

Использованные обтирочные материалы (промасленные концы, ветошь и тому подобное) должны немедленно убираться в металлические ящики с плотными крышками, а по окончании рабочего дня удаляться из производственных помещений в специально отведенные места.

При проведении ТО и ТР автомобилей вне организации следует соблюдать те же правила техники безопасности.

Оборудование, инструмент и приспособления, применяемые при ТО автомобиля, в течение всего срока эксплуатации должны отвечать требованиям безопасности согласно ГОСТ 12.2.003, СТБ 960, РСТ Беларуси 852, а также требованиям «Правил охраны труда на автомобильном транспорте», утвержденных постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь и Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 1 марта 2002 г. № 5/20. Подъемники и страховочные подставки должны быть испытаны в установленном порядке.

Помещения для ТО автомобиля должны обеспечивать возможность безопасного и рационального выполнения всех технологических операций при соблюдении санитарно-гигиенических норм и должны быть оборудованы первичными средствами пожаротушения (огнетушителями, песком, ведрами и т.п.), пожарной сигнализацией, автоматическими средствами пожаротушения и другими средствами противопожарной защиты в соответствии с требованиями ГОСТ 12.1.004 и ППБ 2.06.

ТО автомобиля должно производиться на специально отведенных осмотровых канавах (постах), оснащенных необходимым оборудованием и инструментом (в том числе специализированным), приборами и приспособлениями, инвентарем, предусмотренным определенным видом работ.

Расположение постов ТО, расстояние между автомобилями, установленными на этих постах, а также между автомобилями и конструкциями зданий должны соответствовать ОНТП-01.

На посты ТО автомобиль должен подаваться чистым и в сухом состоянии.

Постановка автомобиля на посты ТО осуществляется под руководством ответственного лица (мастера, начальника участка).

Автомобиль, устанавливаемый на пост ТО, необходимо надежно закрепить путем установки не менее двух противооткатных упоров под колесо, затормозить стояночным тормозом, при этом рычаг коробки перемены передач должен быть установлен в нейтральное положение. Во всех случаях клемма «массы» автомобиля должна быть выключена. На рулевое колесо должна быть вывешена табличка с надписью «Двигатель не запускать! Работают люди!».

Противооткатные упоры должны соответствовать требованиям РД РБ 02190.076.

При выполнении технологических операций необходимо соблюдать требования техники безопасности, указанные в руководствах по эксплуатации применяемого оборудования.

После вывешивания подъемником под мосты (за колеса) передней или задней частей автомобиля необходимо установить страховочные подставки под раму. На страховочных подставках должна быть указана максимально допустимая нагрузка.

При обслуживании автомобилей на подъемнике на пульте управления подъемником должна быть вывешена табличка с надписью «Не трогать! Работают люди!».

Рабочие, производящие ТО автомобиля, должны быть обеспечены соответствующим исправным инструментом и приспособлениями.

Инструменты и приспособления необходимо осматривать перед началом работы.

Для защиты работающих от опасных и вредных производственных факторов необходимо своевременно обеспечивать работников средствами индивидуальной защиты (спецодеждой, спецобувью и т.д.).

Запрещается запуск двигателя автомобиля на постах ТО ремонтными рабочими, кроме водителя-испытателя или водителя-перегонщика, а также бригадира или слесаря, назначаемых специальным приказом по предприятию и инструктируемых ежеквартально.

ЗАПРЕЩАЕТСЯ запуск двигателя автомобиля на постах ТО без подсоединения газоотвода и установки двух противооткатных упоров с обеих сторон колеса автомобиля.

ЗАПРЕЩАЕТСЯ вывешивание оси автомобиля без фиксации подъемника на рельсах и без установки соответствующих подставок на башмаки стоек подъемника. Установку подставок на башмаки стоек подъемника производить из осмотровой канавы.

ЗАПРЕЩАЕТСЯ работа на подъемнике без установки двух противооткатных упоров с обеих сторон под колесо моста (оси), противоположного вывешиваемому.

Рабочие допускаются к самостоятельной работе по ТО автомобилей только после прохождения соответствующего обучения (инструктажа) и проверки знаний по охране труда и пожарной безопасности в соответствии с требованиями ГОСТ 12.0.004.

Требования безопасности к рабочим местам должны соответствовать ГОСТ 12.2.061.

Процессы ТО должны соответствовать требованиям СТБ 960, ГОСТ 12.3.002, а также требованиям типовых инструкций по технике безопасности, утвержденных Министерством транспорта и коммуникаций, дополненных с учетом специфики предприятия.

Техника безопасности при ремонте.

Перед началом работ по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей, рабочий должен переодеть рабочую форму одежды. Причем обшлага рукавов должны быть застёгнуты, на голову одет головной убор. На наги одеты ботинки во избежание нанесения травмы при падении инструмента или деталей. Одежда хранится в специальном шкафу. Входить в этой одежде в общественные места и жилые помещения запрещается.
Перед началом работы под автомобилем, установленном на посту технического обслуживания, на видном месте вынести табличку с надписью «Двигатель не пускать, работают люди». Под колёса установить упоры, а автомобиль установить на низшую передачу. Необходимо проверить нет утечки масла, топлива, электролита и охлаждающей жидкости.
При любых работах по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей-самосвалов с поднятым кузовом необходимо ставить упоры, предохраняющие кузов от самовольного опускания. Работать не выполнив этого требования категорически запрещается.
Во время работы не класть инструмент и детали на раму, подножки и другие части автомобиля, откуда они могут упасть на работающего. Находясь под автомобилем, не курит и не зажигать и не пользоваться открытым огня.
Шиномонтажные работы необходимо выполнять только в установленных местах, строго соблюдать правила техники безопасности. Накачивать смонтированную шину воздухом обязательно в ограждении, предохраняющем от ушиба при срыве замочного кольца.
Тормозную систему проверять на специально отведённой площадке.
При работе с бензином и охлаждающей жидкостью необходимо
помнить, что бензин – это огнеопасное вещество. Особую осторожность нужно соблюдать с тарой, так как при соприкосновении с открытым огнём, имеющиеся в таре пары бензина воспламеняются и вызывают взрыв. Содержащийся тетраэтил свинец в бензине является сильным ядом. В случае попадания этилированного бензина на кожу необходимо это место промыть вначале керосином, а затем тёплой водой с мылом.
Пролитые на пол топливо, масло и прочие горюче – смазочные материалы необходимо сразу убрать на случай возникновения пожара, засыпают песком или опилками после чего его удаляют.
Рабочее место слесаря по ремонту автомобилей должно быть достаточно освещено. Но освещение должно быть расположено таким образом, чтобы не ослеплял рабочего.
Запрещается наращивать ключи трубами и прочими подручными средствами. При сборочных работах запрещается проверять совпадения отверстий пальцем, для этого не обходимо использовать специальные бородки, ломики или монтажные крючки. Необходимо при ремонтных работах пользоваться только исправным инструментом. Запрещается использовать молотки с трещинами на рукоятках, зубила со сколами и т.д.
Во время разборки и сборки узлов, агрегатов следует применять специальные ключи и съёмники. Трудно отворачиваемые гайки нужно сначала смочить керосином а затем отвернуть ключом.
Также необходимо соблюдать правила пожарной безопасности. Обтирочные материалы следует убирать в специально отведённый металлический ящик, с плотно закрывающейся крышкой, а по окончанию работы выносить в отведённые места для мусора.
Помещения должно иметь вентиляцию общую вентиляцию.

Пожарная безопасность.

В помещениях для стоянки, ремонта и технического обслуживания
автомобилей должны быть установлены огнетушители согласно установленных норм. В помещении должны оборудоваться пожарными щитами на котором находится ведро, багор, топор. Кроме того, должны быть предусмотрены ящики с сухим песком, у каждого ящика должна находиться лопата. При возникновении пожара необходимо сообщить об этом по телефону 101 и приступить к тушению пожара.
Автор — bora227

Условия безопасной работы по исключению опасных и вредных факторов на участке

Охрана труда — это комплекс взаимосвязанных мероприятий трудового законодательства, техники безопасности и промышленной санитарии.

Трудовое законодательство регламентирует основные нормы ведения трудовых процессов, определяет нормативы, и положение рабочего времени и отдыха. КЗОТ регламентирует трудовое отношение рабочих и служащих, устанавливая высокий уровень условий труда и всемирную охрану труда.

Обязанностью механика является следующее, обеспечивать:

безопасное состояние производственных и вспомогательных помещений, оборудования, инструмента, инвентаря, транспортных средств, сантехнических установок;

правовую организацию работ;

организовывать безопасное хранение транспортировку взрывоопасных и т.п. веществ;

контроль соблюдения рабочими норм, правил, инструкций, приказов по технике безопасности и промышленной санитарии;

не допускать работников к самостоятельной работе без проведения инструктажа и проверки знаний работы;

следить за правильной эксплуатацией механизмов;

обеспечивать, исправным инструментом;

обеспечивать специализированными одеждой, обувью, моющими средствами и т.п.;

следить за наличием на рабочем месте инструкций по безопасности;

проводить своевременно расследование по несчастным случаям;

участвовать в разработке инструктажей в области охраны труда.

Должностные лица, виновные в нарушении законодательства о труде, правил и норм по охране труда, в невыполнении обязательств по коллективным договорам и соглашениям по охране труда, препятствующие деятельности профессиональных союзов, могут привлекаться к дисциплинарной, административной, материальной и уголовной ответственности.

Гигиеническое состояние, срок службы, рациональное использование средств индивидуальной защиты в значительной мере зависит от своевременной профилактической обработки, химчистка, стирки и ремонта. Сроки этих мероприятий администрация СТО должна устанавливать с учетом производственных условий.

Создание безопасной работы на рабочем месте зависит от обучения рабочих безопасным приемам и методам труда отраженным в системе инструктажей:

вводный;

первичный;

повторный;

внеплановый;

целевой.

Для обеспечения безопасных условий труда необходимо проводить работы на постах оснащенных специализированным оборудованием, обеспечивающим снижение трудоемкости процессов.

Каждый работающий обязан знать и соблюдать технологический процесс ремонта в соответствии с технической документацией во избежание повреждения оборудования, ремонтируемого автомобиля или его узлов и деталей и во избежание получения травм и увечий в процессе работы.

Выполнение работ производится согласно технологической операционной карте. На участке имеется специализированный инструмент, что облегчает выполнение работ рабочим. Запрещается пользоваться неисправными приспособлениями и инструментами.

При сборочных работах запрещается проверять совпадение отверстий в соединяемых деталях пальцами.

В процессе работы необходимо использовать контрольно-измерительные приборы.

Применяемый ручной электроинструмент должен иметь двойную изоляцию.

Если возникла аварийная ситуация, необходимо:

отключить оборудование от системы питания;

вывесить табличку о неисправности оборудования и доложить о происшедшем администрации;

не приступать к работе на неисправном оборудовании до устранения неисправности;

при получении травм, отравлений немедленно известить механика и организовать первую медицинскую помощь.

После окончания работы рабочее место привести в порядок. Выключить электрооборудование, очистить оборудование от грязи и пыли, убрать инструмент и приспособления, аккуратно сложить детали и материалы. Негодные детали, промасленную ветошь, использованные обтирочные материалы вынести за пределы участка в специально отведенное для этого место.

Вымыть руки теплой водой с мылом или другим чистящим средством. При необходимости принять душ. Грязную спецодежду своевременно сдавать в прачечную.

Обеспечение требований санитарных норм на участке

Требования промышленной санитарии это комплекс мероприятий по оздоровлению, улучшению условий труда, по созданию оптимальной рабочей среды:

устройство приспособлений защищающих от вредных факторов;

рационализация освещения;

устройство вентиляционной системы;

оборудование санитарно-бытовых помещений;

средства индивидуальной защиты.

Вредный производственный фактор — это производственный фактор, воздействие которого на работающего в определенных условиях приводит к заболеванию или снижению работоспособности.

К вредным производственным факторам относятся:

понижение или повышение температуры воздуха или влажности на рабочем месте;

отсутствие или не удовлетворительная работа вентиляции;

содержание на рабочем месте вредных веществ превышающих ПДК;

отсутствие или недостаток естественного освещения;

недостаточное освещение рабочей поверхности в зимнее время;

неправильный выбор светильников без учета характера зрительной работы.

Производственные помещения СТО необходимо содержать в чистоте. В должны регулярно проводиться влажная уборка, очистка пола от следов грязи, воды и химических жидкостей.

Участки работ, на которых в соответствии с технологией выделяют вредные вещества, избытки теплоты, появляется шум, должны располагаться в отдельных помещениях, изолированных от других помещений стенами. Участки работ, на которых в соответствии с технологией выделяются вредные вещества, тепло и появляется шум, следует изолировать стенами до потолка.

Для хранения шин, агрегатов и деталей в горючей таре должны предусматриваться отдельные складские помещения. Совместное их хранение в одном помещении допускается лишь в том случае, если его площадь не превышает 50 м 2 и они размещены раздельно. Проходы между стеллажами, полками и шкафами должны быть шириной не менее 1 м и обеспечивать свободное перемещение обслуживающего персонала.

Для сохранения и работоспособности человека в процессе труда особое значение имеет состояние воздушной среды: чистота воздуха, микроклимат. Многие производственные процессы на СТО сопровождаются выделением в воздух рабочей зоны вредных веществ, к которым относятся различные газы, пары и пыль. Эти вещества проникают в организм человека через дыхательные пути, а также через кожу и пищеварительный тракт и могут вызвать раздражение и травмирование слизистых оболочек дыхательных путей, болезни кожного покрова, ожоги, отравления и другие изменения в организме человека.

Режим труда и отдыха на моторном участке.

Характеристика и анализ потенциальных опасностей реконструируемого моторного участка.

Моторный участок работает 305 дней в году, 7 дней в неделю, 1 смену в сутки.

Работа начинается с 9.00 часов и заканчивается в 18.00 часов, обеленный перерыв с 12.00 до 13.00 часов. Продолжительность рабочей смены 8 часов.

С учетом быстрой и эффективной врабатываемости, длительного поддержания высокого уровня работоспособности и производительности труда, необходимо в режимах труда и отдыха предусматривать регламентные перерывы, во время которых следует проветривать помещения, транслировать функциональную музыку.

В течение смены психофизическое состояние рабочего все время

изменяется, изменяется и его работоспособность, которую принято подразделять на три основные периода:

1) период врабатываемости;

2) период устойчивой работоспособности;

3) период пониженной работоспособности.

Необходимо делать 3-х минутный перерыв в конце первого часа работы, предназначенный для вводной гимнастики. Десяти минутный перерыв на 30-й минуте третьего часа работы, из них 5 минут для пассивного и 5 для активного отдыха.

Шестидесятиминутный перерыв на обед с 12 до 13 часов. В конце 6-ого и 7-ого часа пятиминутный перерыв для пассивного отдыха.

Музыкальные передачи следует подбирать в зависимости от характера труда, его ритмичности, степени умственной и физической нагрузки, напряжения внимания и уровня производственного шума.

Музыка не должна быть навязчивой. По громкости она должна превышать производственный шум.

Характеристика и анализ потенциальных опасностей реконструируемого моторного участка станции технического обслуживания СТОА «Центральная»

Охрана труда представляет собой систему законодательных актов и соответствующих им социально-экономических, технических, гигиенических и организационных мероприятий, обеспечивающих безопасность, сохранение здоровья и работоспособность человека в процессе труда.

На предприятиях, где охране труда работающих уделяется постоянное внимание, отношение инженерно-технических и руководящих работников к осуществлению мероприятий по улучшению условий труда в производственных условиях служит критерием их гражданской зрелости и профессиональной подготовленности.

Дипломный проект посвящен техническому переоснащению моторного участка станции технического обслуживания СТО «Центральная» От того, как осуществляется организация работ, в основном зависит безопасное состояние жизнедеятельности и качество выполняемых работ.

При реконструкции работ моторного участка могут возникать следующие потенциальные опасности и вредности:

— Несоответствие действительности расчета технико-экономических обоснований;

— Нерациональное использование площади участка;

— Отсутствие или некачественное проведение инструктажа, обучения руководства и надзора за работой;

— Отсутствие или недостаточность коммуникаций необходимых для обеспечения нормальных и безопасных условий труда;

— Отсутствие обеспечения в рабочей зоне эстетики, гигиены труда и производственной санитарии.

В технологической части могут быть опасности:

— Неправильный выбор оснастки и оборудования;

— Неисправность технологического оборудования;

— Несовершенство планировки и технологического оборудования;

— Нарушение выполнения операций технологического процесса;

— Неисправность системы удаления отработавших газов.

Потенциальные опасности и вредности в процессе производства работ могут вызвать и психофизиологические причины (связанные с неблагоприятной особенностью личного фактора)

— Несоответствие анатомо-физиологических и психологических особенностей организма человека условиям труда;

— Неудовлетворительность работой;

— Алкогольное или наркотическое опьянение, усталость;

— Непрофессионализм в трудовой деятельности и недостаточный уровень обучения работы на оборудовании.

Потенциальные опасности и вредности могут возникнуть по

конструкторским причинам:

— Неудобное проведение разборочно-сборочных работ;

— Неудовлетворительная компоновка оборудованием и инструментом;

— Несовершенство конструкций технологической оснастки.

На участке при проведении технического переоснащения будут находиться средства для оказания первой медицинской помощи.

Комплекс мероприятий фактической разработки и отражения «Охраны труда» в дипломном проекте

При реконструкции моторного участка СТО «Центральная» были учтены всевозможные потенциальные опасности и вредности процесса организации, производства работ и времени отдыха.

В первой части дипломного проекта выполнено исследование, технико-экономическое обоснование выбора темы по реконструкции моторного участка станции технического обслуживания СТО «Центральная» занимающегося ремонтом двигателей автомобилей. Для этого проведён анализ деятельности СТО «Центральная» за предыдущие годы, представлена характеристика предприятия.

Во второй части был произведен технологический расчет станции

технического обслуживания, определены: годовой объем работ всей станции и моторного участка, количество рабочих. Что даёт возможность повысить качество проведения работ и безопасность труда.

Согласно годового объема работ моторного участка произведён расчёт количества постов, проведён подбор необходимого оборудования и расчёт производственных площадей.

В третьей части разработана организация технологического процесса моторного участка. В результате данной разработки обеспечивается нормальная организация работ на достаточно высоком уровне.

В графической части дипломного проекта представлены: рабочий чертёж приспособлений для замены направляющих втулок клапанов, и планировка моторного участка, спроектированного согласно требованиям ВСН-01-89 и ОНИ 1-10-91. На участке будут обеспечиваться гигиенические требования к микроклимату согласно Санитарных правил и норм СанПии 2.2.4 548-96 и ГОСТ 12.1.003-83 ССБТ. Освещённость проектируется согласно СниП 23-05-95.

Оборудование, условия и безопасность труда на организуемом участке предусмотрены. Пожарная безопасность организовывается согласно ГОСТ 12.1.030-85-ССБТ, отопление, вентиляция согласно СНиП 2.04.05-91. На участке будет присутствовать противопожарный щит.

Таким образом, дипломный проект полностью соответствует всем требованиям «Охраны труда» для обеспечения нормальных и безопасных условий труда и отдыха.

Расчет искусственного освещения методом коэффициента использования светового потока

Освещение в помещении оказывает существенное влияние на качество ремонта и обслуживание двигателей. Хорошее освещение повышает производительность труда, снижает производственный травматизм и усталость рабочего.

Важно учитывать при установке освещения правильное направление

света, чтобы источники света не оказывали ослепляющего действия и не создавали теней.

Для поддержания уровня освещенности необходимо регулярно выполнять чистку и мойку окон и светильников.

Расчет искусственного освещения:

Тип источника света люминесцентная лампа.

Длина помещения А, м. 12

Ширина помещения В, м. 18

Высота подвеса hn, м 5

Высота потолка h, м 5

Напряжение в сети, В 220

Соотношение расстояний 1.8

Коэффициент запаса К3 1.8

Коэффициент отражения потолка Pn% 70%

Коэффициент отражения стен Pn% 50%

Рабочие места у стен. Есть

Emin, лк. 150

По заданному типу светильников, рекомендуемому соотношению y и высоте подвеса определяем расстояние между светильниками:

(3.1)

Расстояние L, от стен до первого ряда светильников выбираем:

(3.2)

L1 = 0.2*9=1.8 (м)

Определяем расстояние между крайними рядами светильников по ширине Lш помещения:

(3.3)

(м)

Определяем расстояние между крайними рядами светильников по длине Lд помещения:

(3.4)

(м)

Определяем общее количество светильников по длине и ширине помещения:

(3.5)

(шт.)

(3.6)

(шт.)

Находим общее количество светильников:

Nоб = Nд * Nш (3.7)

Nоб = 2.6*1.9=4.9 Принимаем Nоб=5 (шт.)

Пo размерам помещения А и В, высоте подвеса, определяем индекс показателя помещения:

(3.8)

где S — площадь помещения.

По типу светильника, показателю помещения и коэффициенту отражения потолка и стен определяем коэффициент использования светового потока = 48%

По типу светильника и отношению определяем коэффициент z, учитывающий неравномерность освещения. Для люминесцентных ламп z = 1.1.

Определяем расчётный (потребный)световой поток одной лампы:

(3.9)

(лм)

По напряжению в сети и световому потоку выбираем стандартную лампу необходимой мощности со световым потоком, близким к расчётному.

Лампа ЛХБ-65, Фтабл=3820, чтобы обеспечить Фрас требуется 7 ламп:

(лм) (3.10)

Определяем действительную освещённость при выбранных лампах:

(3.11)

(лк)

Сравниваем полученную по расчёту освещённость с Едейст с нормируемой Еmin. В случае Едейст < Еmin производим корректировку ламп. Должно быть Едейст > Еmin.

Число люминесцентных ламп ЛХБ-65 с учётом расчётных и табличных световых потоков будет 35 шт. В одном светильнике устанавливают две лампы, значит, количество светильников будет: 35: 2 = 18,5

Принимаем 18 шт.

Составляем схему светильников 18 шт.

Рисунок 3.2 — Схема расположения светильников на моторном участке

Вентиляция моторного участка

В воздух моторного участка попадают вредные вещества (пыль, окись углерода и др.). Такой воздух вредно действует на здоровье работающих, ухудшает их самочувствие и снижает производительность труда, а в некоторых случаях может привести к серьезным заболеваниям и отравлениям организма человека. Поэтому важно поддерживать воздух в чистом состоянии.

Расчет воздухообмена и подбор необходимого типа вентилятора.

Исходя из объема помещения и кратности обмена воздуха, производительность вентилятора определяется по формуле:

(3.12)

где V — объем помещения (м3)К — кратность обмена воздуха (час-1)

(м3/час)

(м3/час)

При подборе вентиляторов по производительности должно соблюдаться требование Wрас < Wдей расчетная производительность вентилятора должна быть меньше или равной сумме действительной производительности выбранных вентиляторов.

Рекомендуемая периодичность работ по обслуживанию рабочего помещения приведена в таблице 3.3.

Таблица 3.3 — Рекомендуемая периодичность работ по обслуживанию рабочего места

Вид выполняемых работ

Регулярность выполнения работ

Удаление пыли

Мытье полов

Побелка стен и потолков

Чистка светильников

Мойка окон

Проверка санитарного состояния среды

Ремонт оборудования и приспособлений

ежедневно

не реже 2-х раз в неделю

1 раз в два года

1 раз в месяц

2 раза в год

1 раз в три месяца

по заявкам

Пожарная профилактика

В соответствии с действующим законодательством ответственность за обеспечение пожарной безопасности на СТО несут их руководители.

Ответственность за пожарную безопасность отдельных цехов и участков возлагается на начальников соответствующих служб, назначенных приказом руководителя. Таблички, с указанием ответственных за пожарную безопасность, вывешиваются на видных местах.

На моторном участке должно быть:

— Огнетушителя порошковых марок ОП-50 — 2 шт.

— Ящик с песком — 1 шт.

— Асбестовое или войлочное полотно — 1 шт.

— Ломы — 2 шт.

— Багры — З шт.

— Топоры — 2 шт.

— Лопаты — 2 шт.

— Ведра пожарные — 2 шт.

Моторный участок относится к категории Д по взрывопожарной и пожарной безопасности, в котором находятся или обращаются негорючие вещества и материалы в холодном состоянии. В цехе имеется один пожарный щит, расположенный у входных ворот.

Охрана окружающей среды

Для создания условий снижения неблагоприятного воздействия моторного участка на окружающую среду, необходимо соблюдать следующие правила:

— Регулярно проводить с работниками участка инструктажи и занятия по основам экологической безопасности.

— Экологически вредные отходы складывать только в специально отведенных местах в специальной тape.

— Регулярно ремонтировать и очищать канализационные фильтры и отстойники.

— Моечно-очистные сооружения должны создаваться по замкнутому типу, чтобы исключить попадание токсичных веществ в общие канализационные стоки.

Техника безопасности на моторном участке

Для обеспечения безопасности работы слесаря-моториста необходимо соблюдать следующие требования:

— Все станки должны быть обязательно заземлены, во избежание вероятности поражения током.

— При работе с кран-балкой запрещается находиться непосредственно под грузом и балкой.

— При работе на стендах для ремонта двигателей необходимо надежно закреплять двигатель в нужном положении.

— Установку детали на станок для притирки клапанов осуществлять только в выключенном положении.

— Запрещается загромождать проходы между оборудованием и выходом из помещения.

— Использованные обтирочные материалы должны немедленно убираться.

— Разлитое масло или топливо необходимо удалить при помощи песка или опилок, которые после следует ссыпать в металлические ящики с крышкой, установленные вне помещения.

Инструкция по охране труда для мойщика автомобилей

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

1.1. К самостоятельной работе в качестве мойщика автомобилей могут быть допущены лица не моложе 18 лет, прошедшие медицинское освидетельствование и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья, прошедшие вводный и первичный на рабочем месте инструктажи по охране труда, обучение безопасным методам и приемам работы, стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований охраны труда, а также обучение правилам пожарной безопасности и проверку знаний правил пожарной безопасности в объеме должностных обязанностей; обучение правилам электробезопасности и проверку знаний правил электробезопасности в объеме должностных обязанностей с присвоением соответствующей группы допуска; обучение безопасным приемам выполнения работ и методам оказания первой помощи пострадавшему при несчастных случаях на производстве.
1.2. Не реже одного раза в 6 месяца мойщик автомобилей проходит повторный инструктаж на рабочем месте по охране труда, не реже одного раза в год – очередную проверку знаний требований охраны труда, периодический медосмотр – в соответствии с действующим законодательством РФ.
1.3. Работник, своевременно не прошедший соответствующий инструктаж по охране труда и ежегодную проверку знаний по охране труда, к работе не допускается.
1.4. Работник с признаками явного недомогания, в состоянии алкогольного или наркотического опьянения к работе не допускается.
1.5. Мойщик автомобилей обязан:
— соблюдать Правила внутреннего трудового распорядка;
— соблюдать требования настоящей инструкции, инструкции о мерах пожарной безопасности, инструкции по электробезопасности, а также инструкции заводов-изготовителей моечного оборудования;
— соблюдать правила личной гигиены, перед приемом пищи необходимо мыть руки с мылом;
— уметь оказывать первую помощь пострадавшему на производстве, знать место нахождения аптечки, а также уметь пользоваться средствами пожаротушения и знать место их нахождения;
— поддерживать порядок на рабочем месте;
— знать месторасположение главного и запасных выходов и пути эвакуации из зоны возникновения пожара или аварии.
— устройство, принцип действия и правила технической эксплуатации моечного оборудования, основные виды и принципы неполадок этого оборудования, безопасные приемы при выполнении операций по мойке автомобилей.
1.6. В процессе работы на мойщика автомобилей могут воздействовать следующие опасные и вредные производственные факторы:
1.7. Мойщик автомобилей должен быть обеспечен средствами индивидуальной защиты в соответствии с действующими Нормами выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты (СИЗ).
1.8. Выдаваемые специальная одежда, специальная обувь и другие СИЗ должны соответствовать характеру и условиям работы, обеспечивать безопасность труда, иметь сертификат соответствия.
1.9. Средства индивидуальной защиты, на которые не имеется технической документации, а также с истекшим сроком годности к применению не допускаются.
1.10. Использовать спецодежду и другие СИЗ для других, нежели основная работа, целей запрещается.
1.11. Мойщик автомобилей не должен прикасаться к электрооборудованию, не устранять самому неисправности электрооборудования.
1.12. Все вращающиеся и токоведущие оборудования электродвигателей и вспомогательных механизмов должны быть ограждены.
1.13. Компрессорное оборудование должно иметь звуковую и световую сигнализацию при выходе параметров за установленную величину.
1.14. Принимать пищу следует только в столовых, буфетах или специально отведенных для этого комнатах, имеющих соответствующее оборудование. Воду пить только кипяченую или бутилированную. Перед едой необходимо тщательно вымыть руки теплой водой с мылом.
1.15. Мойщик автомобилей извещает своего непосредственного руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, об ухудшении состояния своего здоровья.
1.16. Курить разрешается только в специально отведенном и оборудованном для этого месте.
1.17. Запрещается употреблять в рабочее время алкогольные напитки, токсические и наркотические вещества, а также находиться на рабочем месте или территории медучреждения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.
1.18. За невыполнение требований безопасности, изложенных в настоящей инструкции, в зависимости от характера допущенных нарушений и их последствий, работник несет дисциплинарную, материальную или уголовную ответственность согласно действующему законодательству Российской Федерации.

2. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

2.1. Надеть санитарную одежду и обувь, подготовить средства индивидуальной защиты, проверить их исправность. Одежда и обувь должны быть подобраны по размеру и не стеснять движений. Запрещается хранить в карманах острые и бьющиеся предметы.
2.2. Убедиться, что рабочее место в порядке, проходы вокруг моечной установки свободны.
2.3. Проверить:
— исправность привода, исполнительных механизмов установки и ее пусковые приспособления;
— наличие, исправность и надежность закрепления защитных ограждений;
— наличие и надежность заземления корпусов электродвигателей и пусковой аппаратуры;
— исправность изоляции электросиловой проводки;
— достаточность освещения рабочего места.
2.4. Проверить работу моечной установки без установки автотранспорта.
2.5. Обо всех недостатках и неисправностях, обнаруженных при проверке и осмотре, сообщить непосредственному руководителю и до их устранения к работе не приступать.

3. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

3.1. При установке автотранспорта на автоматическую мойку, водитель обязан покинуть машину и моечную установку.
3.2. При открытой шланговой мойке пост мойки должен располагаться в зоне, из которой струи воды не могут достигнуть открытых токоведущих проводников и оборудования, находящегося под напряжением.
3.3. При ручной мойке трапы и дорожки, по которым перемещается мойщик, должны иметь рифленую поверхность. Пол на посту мойки должен иметь уклон для стекания воды, под ноги рабочих должны быть поставлены деревянные решетки.
3.4. При ручной и закрытой механизированной мойке источники освещения, проводка и силовые двигатели должны быть герметически изолированны.
3.5. Электрическое управление агрегатами, как правила должно быть низковольтным (12В). Допускается питание магнитных пускателей и кнопок управлений моечных установок при напряжении 220В при соблюдении следующих условий: устройство механической и электрической блокировки при открывании дверей шкафов магнитных пускателей, гидроизоляции пусковых устройств и проводки, заземления корпусов, кабины и аппаратуры.
3.6. При обнаружении неисправностей, грозящих аварией или несчастным случаем, необходимо принять все меры к их устранению, немедленно остановить оборудование.
3.7. Не допускается курение, прием пищи на рабочем месте.
3.8. В случае плохого самочувствия прекратить работу, отключить оборудование, поставить в известность руководство.

4. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

4.1. При аварии поставить в известность непосредственного руководителя и поступать в
соответствии с полученными указаниями.
4.2. При замыкании, обрыве в системах электропитания отключить сетевой рубильник в
помещении, вызвать лицо, ответственное за эксплуатацию аппаратуры в подразделениях.
4.3. При возникновении пожара вызвать пожарную команду по телефону 101 или 112, до прибытия и встречи пожарной команды тушить возгорание первичными средствами пожаротушения.
4.4. При поломках коммуникационных систем водоснабжения, канализации, отопления и
вентиляции прекратить работу до ликвидации аварии.
4.5. При несчастном случае работу прекратить, отключить оборудование, извлечь пострадавшего из опасной зоны, соблюдая собственную безопасность, оказать ему первую помощь, при необходимости вызвать бригаду скорой помощи по телефону 103 или 112, сообщить о произошедшем руководителю отделения, по возможности сохранить обстановку на рабочем месте до начала расследования такой, какой она была в момент происшествия (если это не угрожает жизни и здоровью окружающих).
4.6. В случае получения травмы прекратить работу, по возможности оказать себе первую помощь и поставить в известность непосредственного руководителя или попросить сделать это окружающих.

5. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ

5.1. Убедиться, что электрооборудования моечной установки полностью отключено от электросети.
5.2. Привести в порядок рабочее место и моечную установку.
5.3. Обо всех замеченных неполадках сообщить непосредственному руководителю.
5.4. Снять средства индивидуальной защиты, спецодежду и обувь, все осмотреть, привести в порядок и убрать на место.
5.5. Вымыть руки и лицо теплой водой с мылом, при необходимости принять душ.

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *