Оплата труда водителей по новым правилам

Зарегистрирован в Минюсте РФ 1 ноября 2004 г.

Регистрационный N 6094

В соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ «Трудовой кодекс Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002; N 1 (ч. 1), ст. 3) приказываю:

Утвердить Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей согласно приложению.

Министр И. Левитин

Приложение

Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей

I. Общие положения

1. Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей (далее — Положение) разработано в соответствии со статьей 329 Федерального закона от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ «Трудовой кодекс Российской Федерации»1 (далее — Трудовой кодекс Российской Федерации).

2. Настоящее Положение устанавливает особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей (за исключением водителей, занятых на международных перевозках, а также работающих в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ), работающих по трудовому договору на автомобилях, принадлежащих зарегистрированным на территории Российской Федерации организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, ведомственной принадлежности, индивидуальным предпринимателям и иным лицам, осуществляющим перевозочную деятельность на территории Российской Федерации (далее — водители).

Все вопросы рабочего времени и времени отдыха, не предусмотренные Положением, регулируются законодательством Российской Федерации о труде.

В случаях, предусмотренных Положением, работодатель устанавливает особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей с учетом мнения представительного органа работников, а в случаях, предусмотренных коллективным договором, соглашениями, — по согласованию с представительным органом работников.

3. Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, предусмотренные Положением, являются обязательными при составлении графиков работы (сменности) водителей. Расписания и графики движения автомобилей во всех видах сообщений должны разрабатываться с учетом норм Положения.

4. Графики работы (сменности) на линии составляются работодателем для всех водителей ежемесячно на каждый день (смену) с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени и доводятся до сведения водителей не позднее чем за один месяц до введения их в действие. Графиками работы (сменности) устанавливается время начала, окончания и продолжительность ежедневной работы (смены), время перерывов для отдыха и питания, время ежедневного (междусменного) и еженедельного отдыха. График работы (сменности) утверждается работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

5. На междугородных перевозках при направлении водителей в дальние рейсы, при которых водитель за установленную графиком работы (сменности) продолжительность ежедневной работы не может вернуться к постоянному месту работы, работодатель устанавливает водителю задание по времени на движение и стоянку автомобиля с учетом норм Положения.

II. Рабочее время

6. В течение рабочего времени водитель должен исполнять свои трудовые обязанности в соответствии с условиями трудового договора, правилами внутреннего трудового распорядка организации и графиком работы (сменности).

7. Нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 часов в неделю.

Для водителей, работающих по календарю пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями, нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 8 часов, а для работающих по календарю шестидневной рабочей недели с одним выходным днем — 7 часов.

8. В тех случаях, когда по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная нормальная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода один месяц.

На перевозках пассажиров в курортной местности в летне-осенний период и на других перевозках, связанных с обслуживанием сезонных работ, учетный период может устанавливаться продолжительностью до 6 месяцев.

Продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать нормального числа рабочих часов.

Суммированный учет рабочего времени вводится работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

9. При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 10 часов, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 10, 11, 12 Положения.

10. В случае когда при осуществлении междугородной перевозки водителю необходимо дать возможность доехать до соответствующего места отдыха, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов.

Если пребывание водителя в автомобиле предусматривается продолжительностью более 12 часов, в рейс направляются два водителя. При этом автомобиль должен быть оборудован спальным местом для отдыха водителя.

11. При суммированном учете рабочего времени водителям, работающим на регулярных городских и пригородных автобусных маршрутах, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена работодателем до 12 часов по согласованию с представительным органом работников.

12. Водителям, осуществляющим перевозки для учреждений здравоохранения, организаций коммунальных служб, телеграфной, телефонной и почтовой связи, аварийных служб, технологические (внутриобъектные, внутризаводские и внутрикарьерные) перевозки без выхода на автомобильные дороги общего пользования, улицы городов и других населенных пунктов, перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании органов государственной власти и органов местного самоуправления, руководителей организаций, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов в случае, если общая продолжительность управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) не превышает 9 часов.

13. Водителям автобусов, работающим на регулярных, городских, пригородных и междугородных автобусных маршрутах, с их согласия рабочий день может быть разделен на две части. Разделение производится работодателем на основании локального нормативного акта, принятого с учетом мнения представительного органа работников.

Перерыв между двумя частями рабочего дня устанавливается не позже чем через 4 часа после начала работы.

Продолжительность перерыва между двумя частями рабочего дня должна быть не более двух часов без учета времени для отдыха и питания, а общая продолжительность ежедневной работы (смены) не должна превышать продолжительности ежедневной работы (смены), установленной пунктами 7, 9, 10 и 11 настоящего Положения.

Перерыв между двумя частями смены предоставляется в месте дислокации или месте, определенном для отстоя автобусов и оборудованном для отдыха водителей.

Время перерыва между двумя частями смены в рабочее время не включается.

14. Водителям легковых автомобилей (кроме автомобилей-такси), а также водителям автомобилей экспедиций и изыскательских партий, занятым на геологоразведочных, топографо-геодезических и изыскательских работах в полевых условиях, может устанавливаться ненормированный рабочий день.

Решение об установлении ненормированного рабочего дня принимается работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации.

Количество и продолжительность рабочих смен по графикам работы (сменности) при ненормированном рабочем дне устанавливаются исходя из нормальной продолжительности рабочей недели, а дни еженедельного отдыха предоставляются на общих основаниях.

15. Рабочее время водителя состоит из следующих периодов:

а) время управления автомобилем;

б) время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах;

в) подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в организацию, а при междугородных перевозках — для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены;

г) время проведения медицинского осмотра водителя перед выездом на линию и после возвращения с линии;

д) время стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров, в местах использования специальных автомобилей;

е) время простоев не по вине водителя;

ж) время проведения работ по устранению возникших в течение работы на линии эксплуатационных неисправностей обслуживаемого автомобиля, не требующих разборки механизмов, а также выполнения регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи;

з) время охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородных перевозок в случае, если такие обязанности предусмотрены трудовым договором (контрактом), заключенным с водителем;

и) время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем при направлении в рейс двух водителей;

к) время в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

16. Время управления автомобилем (подпункт «а» пункта 15 Положения) в течение периода ежедневной работы (смены) не может превышать 9 часов (за исключением случаев, предусмотренных в пунктах 17, 18 Положения), а в условиях горной местности при перевозке пассажиров автобусами габаритной длиной свыше 9,5 метра и при перевозке тяжеловесных, длинномерных и крупногабаритных грузов не может превышать 8 часов.

17. При суммированном учете рабочего времени время управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) может быть увеличено до 10 часов, но не более двух раз в неделю. При этом суммарная продолжительность управления автомобилем за две недели подряд не может превышать 90 часов.

18. При суммированном учете рабочего времени для водителей автобусов, работающих на регулярных городских и пригородных пассажирских маршрутах, может вводиться суммированный учет времени управления автомобилем. При этом суммарная продолжительность времени управления автомобилем за две недели подряд с учетом времени управления автомобилем в период работы сверх нормальной продолжительности рабочего времени (сверхурочной работы) не может превышать 90 часов.

19. На междугородных перевозках после первых 3 часов непрерывного управления автомобилем водителю предоставляется специальный перерыв для отдыха от управления автомобилем в пути (подпункт «б» пункта 15 Положения) продолжительностью не менее 15 минут, в дальнейшем перерывы такой продолжительности предусматриваются не более чем через каждые 2 часа. В том случае, когда время предоставления специального перерыва совпадает со временем предоставления перерыва для отдыха и питания (пункт 25 Положения), специальный перерыв не предоставляется.

Частота перерывов в управлении автомобилем для кратковременного отдыха водителя и их продолжительность указываются в задании по времени на движение и стоянку автомобиля (пункт 5 Положения).

20. Состав и продолжительность подготовительно-заключительных работ, включаемых в подготовительно-заключительное время (подпункт «в» пункта 15 Положения), и продолжительность времени проведения медицинского осмотра водителя (подпункт «г» пункта 15 Положения) устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации.

21. Время охраны груза и автомобиля (подпункт «з» пункта 15 Положения) засчитывается водителю в рабочее время в размере не менее 30 процентов. Конкретная продолжительность времени охраны груза и автомобиля, засчитываемого водителю в рабочее время, устанавливается работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации.

Если перевозка на одном автомобиле осуществляется двумя водителями, время на охрану груза и автомобиля засчитывается в рабочее время только одному водителю.

22. Время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем при направлении в рейс двух водителей (подпункт «и» пункта 15 Положения), засчитывается ему в рабочее время в размере не менее 50 процентов. Конкретная продолжительность времени присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем при направлении в рейс двух водителей, засчитываемого в рабочее время, устанавливается работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации.

23. Применение сверхурочных работ допускается в случаях и порядке, предусмотренных статьей 99 Трудового кодекса Российской Федерации.

При суммированном учете рабочего времени сверхурочная работа в течение рабочего дня (смены) вместе с работой по графику не должна превышать 12 часов, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 1, 3 части второй статьи 99 Трудового кодекса Российской Федерации.

Сверхурочные работы не должны превышать для каждого водителя четырех часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год.

III. Время отдыха

24. Водителям предоставляется перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов, как правило, в середине рабочей смены.

При установленной графиком сменности продолжительности ежедневной работы (смены) более 8 часов водителю могут предоставляться два перерыва для отдыха и питания общей продолжительностью не более 2 часов и не менее 30 минут.

Время предоставления перерыва для отдыха и питания и его конкретная продолжительность (общая продолжительность перерывов) устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников или по соглашению между работником и работодателем.

25. Продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе с временем перерыва для отдыха и питания должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену).

При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее 12 часов.

На междугородных перевозках при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха в пунктах оборота или в промежуточных пунктах не может быть менее продолжительности времени предшествующей смены, а если экипаж автомобиля состоит из двух водителей, — не менее половины времени этой смены с соответствующим увеличением времени отдыха непосредственно после возвращения к месту постоянной работы.

26. Еженедельный непрерывный отдых должен непосредственно предшествовать или непосредственно следовать за ежедневным (междусменным) отдыхом, и его продолжительность должна составлять не менее 42 часов.

27. При суммированном учете рабочего времени выходные дни (еженедельный непрерывный отдых) устанавливаются в различные дни недели согласно графикам работы (сменности), при этом число выходных дней в текущем месяце должно быть не менее числа полных недель этого месяца.

28. На междугородных перевозках при суммированном учете рабочего времени продолжительность еженедельного отдыха может быть сокращена, но не менее чем до 29 часов. В среднем за учетный период продолжительность еженедельного непрерывного отдыха должна быть не менее 42 часов.

29. Привлечение водителя к работе в выходной день, установленный для него графиком работы (сменности), производится в случаях, предусмотренных статьей 113 Трудового кодекса Российской Федерации, с его письменного согласия по письменному распоряжению работодателя, в других случаях — с его письменного согласия по письменному распоряжению работодателя и с учетом мнения представительного органа работников.

30. Работа водителей в нерабочие праздничные дни допускается в случаях, предусмотренных статьей 112 Трудового кодекса Российской Федерации. При суммированном учете рабочего времени работа в праздничные дни, установленные для водителя графиком работы (сменности) как рабочие, включается в норму рабочего времени учетного периода.

1 Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1 (ч.1), ст. 3.

Режим труда и отдыха водителя пригородного автобуса

  • Перерыв для отдыха и питания (обед);
  • Ежедневный (междусменный отдых);
  • Еженедельный непрерывный отдых (выходной);

Для каждого из видов устанавливаются собственные нормативы. Рассмотрим их подробнее.

Например. Пусть в понедельник водитель работает с 8 до 17 часов (перерыв на обед 1 час). В этом случае время отдыха между сменами должно составлять 15 часов. Т.е. следующий рабочий день должен начаться не раньше, чем в 8 часов.

При 7 часовом рабочем дне следующий рабочий день может начаться на 2 часа раньше чем предыдущий.

При суммированном учете рабочего времени длительность ежедневного отдыха должна быть не меньше 12 часов.

1. До 9 часов на городских и пригородных регулярных перевозках. При этом после окончания второй рабочей смены водитель должен получить междусменный отдых не менее 48 часов.

2. До 11 часов на междугородних перевозках. Кроме того, время отдыха может быть уменьшено до 9 часов, но не больше 3-х раз за неделю. При этом до конца следующей недели водителю должен быть предоставлен дополнительный отдых, соответствующий «потерянному» количеству часов.

Кроме того, на междугородних перевозках междусменный отдых может быть разбит на две или три части. Одна из этих частей должна быть не менее 8 часов. Общее время отдыха должно быть не менее 12 часов.

Таким образом, при стандартной 5-дневной рабочей неделе продолжительность отдыха в выходной должна быть не меньше, чем 42 15 = 57 часов.

Если водитель не участвует в ремонте или выполняет незначительные поручения, помогает ремонтникам, то оплату можно установить по среднему заработку. Этот момент обязательно указать в Положении по оплате труда.

В таком варианте оплаты на ремонте водитель может быть не заинтересован в скорейшем его окончании, поэтому не рекомендую его применять.

Однако зачастую ремонт транспортного средства выполняется силами самого водителя. Тогда применение такого вида оплаты правомерно и справедливо. Стоит больше внимания уделить организации ремонта, чтобы его сроки не затягивались из-за недостатка финансирования или отсутствия запчастей и оборудования.

В крайнем варианте машина отправляется в ремонт на СТО или выполняется силами специализированного подразделения. Это характерно для дорогой спецтехники. Водитель не занят в ремонте, и несправедливо оплату делать в полном размере.

В таком случае рекомендуется сделать временный перевод водителя на другое транспортное средство или другую работу (с его согласия). Как вариант, можно отправить его в отпуск (очередной или без содержания). Но это будет зависеть и от согласия самого водителя.

При этом время отдыха и питания в перерыв не включается.

Действия водителя Фактическое время Рабочее время
Управление автобусом 4 часа 4 часа
Перерыв 2 часа
Обед 2 часа
Управление автобусом 4 часа 4 часа
Итого 12 часов 8 часов

Данная схема может использоваться, например, чтобы водитель автобуса привозил работников предприятия и развозил их по домам. При этом первая часть рабочего времени с 7:30 до 11:30, чтобы доставить работников к 9 часам, а вторая часть рабочего времени с 15:30 до 19:30, чтобы развезти работников, окончивших смену в 18 часов.

Действия водителя Пн Вт Чт Пт Сб Вс
Предрейсовый медицинский осмотр 7:30 6:00 17:00 14:00 14:00
Управление автобусом 7:45 6:15 17:15 14:15 14:15
Специальный перерыв для отдыха 17:00
Управление автобусом 17:15
Перерыв 11:45
Обед 13:45 10:00 21:00 19:00 17:00
Управление автобусом 14:45 11:00 22:00 20:00 18:00
Специальный перерыв для отдыха 16:45 13:00 00:00 22:00 19:15
Управление автобусом 17:00 13:15 00:15 22:15 19:30
Специальный перерыв для отдыха 19:00 15:15 00:15
Управление автобусом 19:15 15:30 00:30
Послерейсовый осмотр 20:45 16:45 01:45 01:45 20:45
Междусменный отдых 21:00 17:00 02:00 02:00 21:00
Еженедельный отдых 14:00
Рабочее время, ч 10,5 10 0 8 11 0 6

Данная таблица составлена таким образом, чтобы показать различные возможные варианты планирования рабочих дней:

  1. В понедельник (с 12 до 14) водитель имеет перерыв, который не включается в рабочее время.
  2. Время управления автобусом в понедельник 9,5 часов. В пригородных автобусах это допускается.
  3. Время междусменного отдыха между понедельником и вторником составляет 9 часов. Поскольку это меньше положенных 12 часов, то во вторник водитель получает междусменный отдых длиной 48 часов (в 17:00 вторника). Обратите внимание, фактически это выходной день, однако он не является еженедельным отдыхом.
  4. Междусменный отдых в пятницу составляет 12 часов. Он заканчивается в 14:00 субботы. Только после этого начинается выходной день.
  5. Еженедельный отдых (выходной день) на этой неделе только 1. Он начинается в 14:00 субботы и заканчивается в 14:00 воскресенья.
  6. Водитель отработал за неделю 45,5 рабочих часов. Поскольку график составляется на месяц, в дальнейшем у водителя появится возможность дополнительного отдыха (за счет другого расписания).

В настоящее время для контроля режима труда и отдыха водителей используются специальные приборы — тахографы. За нарушение режима предусмотрен административный штраф от 1 000 до 3 000 рублей.

Оснащаться тахографами должны только транспортные средства юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, занимающихся перевозками. Т.е. на водителей личных автомобилей установленный законодательством режим труда и отдыха не распространяется. Тем не менее я не рекомендую проводить чересчур много времени за рулем, т.к. усталость может стать причиной дорожно-транспортного происшествия.

46 % открытых вакансий — 56,6–84,4 тыс. р.
31 % открытых вакансий — 28,8–56,6 тыс. р.
16,9 % открытых вакансий — 84,4–112,2 тыс. р.

Средняя зарплата водителя автобуса варьируется от 40 до 70 тысяч.

Конкретный размер оклада зависит как от специфики работы, так и от компании-работодателя.

Должность
Требования
График
Зарплата (тыс. р.)

Туристический автобус в Москве
Опыт работы — от 5 лет, наличие водительских прав российского образца
Полный день
50,0–70,0

Корпоративный автобус
Опыт работы — от 3 до 7 лет, водительское удостоверение категории Д, великолепное знание правил дорожного движения, знание правил безопасности при перевозке пассажиров
Полный день
44,0

Перегонщик
Опыт работы — от 1 до 4 лет, водительские права категории D, DЕ, стрессоустойчивость, внимательность
Полный день
От 25,0

Служебный автобус
Опыт работы — от 3 до 7 лет, водительский стаж — от 5 лет, ответственность, отсутствие ДТП за последние 3 года, профессиональное вождение, навыки работы персональным водителем
Полный день
От 50,0

Автобус регулярных пассажирских перевозок
Опыт работы — от 3 лет по трудовой книжке, наличие водительского удостоверения категории Д, наличие действующей водительской медицинской справки
Полный день
60,0–80,0

Оплата труда водителей: принимаем во внимание мнение Минсоцполитики

Перед вами два письма Минсоцполитики, посвященных одной теме — оплате труда водителей, занятых обслуживанием органов исполнительной власти и местного самоуправления . Напомним: зарплата таким работникам выплачивается в соответствии с приказом Минтруда «Об условиях оплаты труда рабочих, занятых обслуживанием органов исполнительной власти, местного самоуправления и их исполнительных органов, органов прокуратуры, судов и других органов» от 02.10.96 г. № 77 (далее — приказ № 77 ).

Далее о каждом из писем поговорим отдельно.

Может ли быть установлен ненормированный рабочий день водителю автобуса?

Ответ на этот вопрос дан в письме от 24.09.2013 г. № 825/13/156-13. Почему он возник?

Как известно, особенности регулирования рабочего времени и времени отдыха водителей определены Положением о рабочем времени и времени отдыха водителей колесных транспортных средств, утвержденным приказом Минтранса от 07.06.2010 г. № 340 (далее — Положение № 340 ). Его нормы распространяются также и на водителей, занятых обслуживанием органов исполнительной власти и местного самоуправления.

Пунктом 2.10Положения № 340 указано: водителям легковых автомобилей (кроме такси) в случае необходимости может устанавливаться ненормированныйрабочий день , т. е. больше нормальной продолжительнос­ти рабочего времени.

Стоит ли понимать эту норму так, что такой режим работы не может устанавливаться водителю автобуса, ведь транспортное средство, которым он управляет, не является легковым автомобилем?

Ответим: вовсе нет. Ведь в отношении применения ненормированного рабочего дня руководствуются прежде всего Рекомендациями относительно порядка предоставления работникам с ненормированным рабочим днем ежегодного дополнительного отпуска за особый характер труда, утвержденными приказом Минтруда от 10.10.97 г. № 7 (далее — Рекомендации № 7 ).

Порядок оплаты труда водителя служебного автомобиля в учреждении

коп. за каждую операцию, а водителям грузовых автомобилей, работающим с низкорамными полуприцепами и полуприцепами «Юмбо», оплату операций по погрузке и разгрузке производить в размере руб. коп. за каждую операцию. Вторая, третья загрузка оплачиваются в половинном размере.

6. Оплата труда водителей, работающих по однодневному путевому листу (форма 4-П) определяется путем умножения часовой тарифной ставки на отработанное время, которое определяется как разность между часами заезда и выезда минус время обеденного перерыва плюс подготовительно-заключительное время медицинского осмотра.

— при работе по обслуживанию предприятия — руб. коп.

— при работе у клиента — руб. коп.

7. Водителям, переведенным в АРМ для выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей (с согласия начальника АРМ), оплата труда производится по тарифной ставке 3 разряда с выплатой премии согласно положению о премировании ремонтных рабочих.

8. Водителям-стажерам, работающим по однодневному путевому формы 4-П, оплата производится в размере 0,75 заработной платы водителя-наставника, рассчитанной по этому путевому листу.

Для водителей грузовых автомобилей, осуществляющих международные и междугородние перевозки грузов, вводится 6-дневная рабочая неделя с одним выходным днем, исходя из 7-часового дня при 40-часовой рабочей неделе.

Финансовый директор

4.2.1.1.Сдельная заработная плата.

где сдельная расценка за 1 тонну перевозимого груза, руб;

где норма времени погрузки и разгрузки 1 т груза, мин (выбрать из справочной литературы)

часовая тарифная ставка водителя 3 класса, руб. (принять по данным АТП);

сдельная расценка за 1 ткм транспортной работы, руб.;

где норма времени на 1 ткм, мин. (выбрать по справочной литературе)

объем перевозок и грузооборот за расчетный период;

коэффициент учитывающий класс перевозимого груза

(для первого класса -1,0

для второго класса – 1,25

для третьего класса – 1,66

для четвертого класса – 2,0)

4.2.1.2.Оплата подготовительно-заключительного времени.

4.2.1.3. Надбавку за классность водителям 1 и 2 класса.

(руб),

Где — количество водителей 1 и 2 класса

— процент надбавки за классность, % (1 класс-25%; 2 класс-10%)

4.2.1.4. Доплата водителям за экспедирование груза.

Где процент доплаты за экспедирование груза (смотри раздаточный материал)

4.2.1.5. Доплата за руководство бригадой.

Где 173,1 –средний месячный фонд рабочего времени 1 водителя, час;

12- число месяцев в году;

количество водителей, являющихся бригадирами, чел.

Где число водителей в 1 бригаде, чел.

процент премии водителям за руководство бригадой, % (по данным АТП)

4.2.1.6. Доплата за работу в ночное время.

Где количество часов работы в ночное время в среднем за сутки, час ( 1 час)

количество смен работы в ночное время за расчетный период (при шестидневной рабочей недели – 305 дней; при пятидневной – 254 дня)

среднее значение количества водителей работающих в ночное время ( 10 % от общего количества водителей), чел.

процент доплаты водителям за работу в ночное время, % (40 %)

4.2.1.7. Премии, носящие регулярный характер.

процент регулярных премий, % (60-70 %).

4.2.1.8. Премии водителям за экономию материальных ресурсов.

4.2.1.9. Фонд заработной платы за отработанное время.

4.2.1.10. Фонд заработной платы за неотработанное время.

Где процент заработной платы за неотработанное время, %

Где продолжительность ежегодного отпуска, дней (принять по трудовому законодательству)

количество выходных дней в году;

количество праздничных дней в году

4.2.1.11 Общий фонд заработной платы водителей.

4.2.1.12. Среднемесячная заработная плата одного водителя.

Данные расчетов заносим в таблицу № 4

Таблица № 4

Наименование показателей Буквенное обозначение Единицы измерения Числовое значение
1. Сдельная заработная плата
2. Оплата подготовительно-заключительного времени
3. Надбавка за классность
4. Доплата за экспедирование
5. Доплата за руководство бригадой
6. Доплата за работу в ночное время
7. Премии, носящие регулярный характер
8. Премии за экономию материальных ресурсов

Фонд заработной платы за отработанное время

10. Фонд заработной платы за неотработанное время
11. Общий фонд заработной платы
12. Среднемесячная заработная плата водителя

Фонд заработной платы за отработанное время

Для автоводителей первых лиц и дальнобойщиков может быть установлен ненормированный рабочий день.

За работу в режиме ненормированного рабочего дня предоставляется компенсация только в виде дополнительного оплачиваемого отпуска (ст. 119 ТК РФ). Но работодатель может платить работнику премии за работу в режиме ненормированного рабочего дня.

В чем особенности оплаты труда водителей автомобилей? Как оплачивать труд водителя на период ремонта автомобиля?

Водители автотранспорта – особая категория сотрудников организации. Для них установлен особый режим работы и отдыха и, как следствие, оплата труда водителей автомобилей может отличаться от порядка выплаты зарплаты остальным сотрудникам компании. В этой статье мы поговорим о порядке оплаты труда водителей организации, рассмотрим ее виды и особенности начисления.

Оплата труда водителя грузового транспорта компании – это вознаграждение, которое он получает за выполнение своих трудовых функций. Уровень заработной платы водителей, а также система выплаты вознаграждений регулируется законодательством, а также нормативными актами и положениями, принятыми в организации.

По состоянию на март 2018 года по специальности «Водитель» в столице открыто 823 вакансии. Сегодня зарплата водителя в Москве варьируется от 28,0 до 112,2 тыс. рублей.

Одним из таких является положение об оплате труда водителей грузовых автомобилей на предприятии. Документ регулирует порядок начисления денежных вознаграждений за работу данной категории сотрудников, а также учитывает систему работы компании, график труда водителей грузовых автомобилей, уровень сложности выполняемых ими задач по перевозке грузов и другие вопросы.

Уровень оплаты труда водителя грузового транспорта зависит от таких нюансов, как:

  • категория грузового транспорта;
  • классность водителя;
  • рабочие смены (дневной график или ночной);
  • наличие переработок (выполнение плановых показателей, время работы, тоннаж перевозимого груза, расстояния и др.).

Водители грузового транспорта делятся на несколько категорий. Принадлежность к какой-либо из них оценивается исходя из грузоподъемности транспорта и расстояний, в радиусе которых осуществляются перевозки.

1. Почасовая ставка. Такая система оплаты труда водителя грузового автомобиля возможна, если сотрудник в процессе выполнения трудовых обязанностей не преодолевает больших расстояний. При этом вес перевозимого груза небольшой.

2. Сдельная ставка. Вознаграждение сотрудника по такой системе производится с учетом перевезенных тонн груза или прохождения тонно-километров. Сдельная система заработной платы применяется для водителей грузового транспорта, которые перевозят объемные грузы на большие расстояния.

Сдельная оплата труда водителей грузовых автомобилей применяется на основе выработки транспортного средства. Уровень заработной платы в этом случае напрямую зависит от самого сотрудника.

К критериям расчета вознаграждения водителя относятся:

  • пройденный километраж;
  • объем перевезенного груза в тоннах;
  • тонно-километры.

Сдельная система расчета вознаграждения применяется, если:

  • повременная система оплата труда не представляет выгоды для сотрудника и не является целесообразной;
  • имеются тонкости обслуживания транспортного средства и сложности при выполнении трудовых обязанностей;
  • необходимо мотивировать работника к высокой выработке с целью увеличения производительности труда.

Такая система расчета денежного вознаграждения выгоднее повременной для водителей, которые за определенный промежуток времени производят трудоемкие и результативные работы на транспорте.

Сдельная оплата труда водителей грузового транспорта может быть:

  • коллективной – актуальна, когда транспортное средство находится в работе непрерывно. Применяется если сотрудникам необходимо выделить время на отдых, которое не будет приводить к ущербу производительности компании. При коллективной сдельной оплате труда для каждого сотрудника вознаграждение рассчитывается исходя из их личной производительности и удельного веса их функционального участия;
  • индивидуальной – актуальна, когда положением об охране труда не требуется выделения дополнительного времени на отдых и водитель укладывается в оптимальный график (смена не должна превышать 12 часов).

Индивидуальная система наиболее приемлема и оптимальна для компании. В этом случае водитель отвечает за транспортное средство и объем производительности самостоятельно.

Система оплаты труда устанавливается нанимателем. Она не должна противоречить нормативным документам или трудовому соглашению с сотрудником.

Оплата труда водителей автомобилей также зависит от категории и классности водителя. Этот показатель определяется в компании посредством прохождения аттестации. Классность присваивается водителю специальной комиссией и утверждается приказом нанимателя. Этот показатель имеет три уровня:

  • III – водитель, который только начал работу на этой должности и не работал ранее в другой организации;
  • II – водитель, имеющий непрерывный стаж работы в компании от трех лет;
  • I – водитель, который проработал в компании, имея II класс, не менее двух лет.

За классность водителю положена надбавка, размер которой устанавливается нанимателем и прописывается в положении об оплате труда водителей легковых автомобилей.

Кроме того, этот документ содержит основные условия оплаты труда, минимальные тарифные ставки, размеры компенсации за определенные условия выполнения трудовых обязанностей и т.д.

Водителям также могут быть положены премиальные вознаграждения. Их размер и основания для начисления прописываются в положении, утвержденном компанией. Премиальные выплаты возможны за следующие достижения:

  • высокую производительность труда сотрудника и перевыполнение плановых показателей за отчетный период;
  • высокий уровень качества производимых работ на транспортном средстве;
  • оперативное выполнение срочных дополнительных задач;
  • добросовестное отношение к выполнению основных функций и интенсивность труда.

Если в вашей организации работают штатные водители, с 05.06.2018 организовывать режим труда и отдыха для них нужно по-новому. Каким образом, разъяснил Минтранс в приказе от 03.05.2018 № 170.

Что нового:

  1. Режим работы и отдыха водителей на обычных и междугородних перевозках следует установить одинаковым.
  2. Если вы считаете рабочее время водителей методом суммированного учета, с 05.06.2018 делать это нужно с учетом такого правила: водителю нельзя управлять автомобилем больше 56 часов в неделю (п. 4 приложения к приказу Минтранса № 170).
  3. Впервые прописано, как считать рабочую неделю автомобилистам: нужно взять время с 0 часов понедельника до 24 часов воскресенья. Из-за этого придется пересчитать нагрузку работников с ночными сменами. Междусменный отдых работника должен быть вдвое дольше смены. Также нужно запланировать еженедельный отдых не меньше 42 часов.
  4. Сверхурочкой на транспорте считается 12 часов вместе с трудом по графику в течение дня. Это равно максимальной трудовой смене.
  5. Водителям вменено в обязанность отдыхать (п. 5 приложения к приказу Минтранса № 170). Теперь именно работники отвечают за перерывы в течение смены. Все водители должны отдыхать в пути не меньше чем по четверти часа. В первый раз нужно сделать перерыв через 4 часа после начала движения, а затем через каждые 2 часа управления автомобилем. Если перерыв совпал со временем обеда, то отдельно отдыхать от руля не требуется.

Напомним, что за неправильные графики для водителей работодателя оштрафуют на сумму до 50 тыс. руб. (ч. 1 ст. 5.27 КоАП). Инспектор ГИБДД выпишет штраф до 3 тыс. руб. водителю, который управляет машиной без перерыва (ч. 2 ст. 11.23 КоАП). Для работодателя за это ответственности нет.

Также работодатель вправе оформить водителю дисциплинарное взыскание, если сможет подтвердить самовольное нарушение режима. Подойдут сведения из системы ГЛОНАСС, данные тахографа.

Таким образом, если вы работаете с водителями, рекомендуем срочно пересмотреть режим их работы и внести соответствующие изменения в правила трудового распорядка. Это можно сделать как отдельным внутренним документом (только для водителей), так и путем внесения изменений в трудовой договор с каждым из водителей. В любом случае во всех договорах понадобится отразить новую обязанность водителя отдыхать.

О нюансах внесения изменений в трудовой договор читайте в нашем материале.

Изменятся ли путевые листы в связи с новыми правилами, можно уточнить в нашей ветке в ВК.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *