Организация погрузочно-разгрузочных и складских работ

Погрузочно-разгрузочные работы на складе

Адиль Гаджинский

Масштабы и назначение склада не играют никакой роли при оптимизации выгрузки и погрузки.

Какими бы ни были масштабы и назначение склада, на нем всегда реализуются такие складские операции, как выгрузка и погрузка. О том, как подойти к оптимизации этих важнейших функций складского хозяйства, пойдет речь в данной статье.

Как известно, технологический процесс на складе представляет собой следующую последовательность операций:

  • разгрузка транспорта;
  • приемка товаров;
  • размещение на хранение (укладка товаров в стеллажи, штабели);
  • отборка товаров из мест хранения;
  • комплектование и упаковка товаров;
  • внутрискладское перемещение грузов;
  • погрузка.

В данной статье будут рассмотрены отдельные аспекты организации и проведения первой и последней из перечисленных операций, а также вопросы организации экспедиции на складе.

ЗОНА ЛОГИСТИЧЕСКОГО КОНТАКТА

Наиболее тесный логистический контакт склада с поставщиками и клиентами возникает при осуществлении операций с входным и выходным материальными потоками, то есть при выполнении разгрузочных и погрузочных работ. Именно здесь остро ощущается необходимость в совместных технических и технологических решениях, в совместном планировании. Операции разгрузки и погрузки определяются следующим образом:

  • разгрузка — операция, заключающаяся в освобождении транспортного средства от груза;
  • погрузка — операция, заключающаяся в подаче, ориентировании и укладке груза в транспортное средство.

Технология выполнения погрузочно-разгрузочных работ на складе зависит от характера груза, типа транспортного средства, а также от вида используемых средств механизации.

Существенным резервом повышения эффективности функционирования материалопроводящих систем является переход от традиционно разрозненного решения задач складирования и транспортировки к проектированию единых транспортно-складских процессов. Сопряженность складского процесса с внешней средой достигается решением различных задач, значительная часть которых связана с обработкой материальных потоков на постах разгрузки и приемки товаров.

Организация процесса разгрузки товаров на складе включает в себя решение следующих вопросов:

  • устройство площадок для маневра и парковки прибывающих под разгрузку грузовых автомобилей;
  • устройство и оборудование разгрузочных площадок;
  • организацию работ разгрузочных постов;
  • определение численности технических средств и количества рабочих для выполнения работ по разгрузке товаров;
  • организацию сбора и утилизации отходов крепежных и упаковочных материалов;
  • координацию работ по разгрузке с работами на других участках склада.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПАРАМЕТРОВ УЧАСТКА РАЗГРУЗКИ

Размер площадки для парковки и маневра прибывающего под разгрузку автомобильного транспорта определяется длиной и глубиной фронта разгрузки. Длина фронта разгрузки зависит от количества и размеров транспортных средств, прибывающих на склад (автомобилей или вагонов), а также от времени, необходимого для их разгрузки.

Количество транспортных средств, прибывающих на склад за смену, можно определить, разделив средний сменный грузооборот склада на среднюю грузоподъемность автомобиля. При этом необходимо учесть коэффициент использования грузоподъемности, а также коэффициент неравномерности поступления грузов на склад.

Формула 1. Коэффициент неравномерности поступления грузов определяют, разделив месячный грузооборот самого напряженного месяца в году на среднемесячный грузооборот склада

Количество автомобилей, одновременно находящихся под разгрузкой, должно соответствовать количеству постов разгрузки (N), которое можно определить по формуле 2:

Средняя производительность вычисляется как отношение продолжительности смены (ч/смен) к среднему времени разгрузки автомобиля (ч/автомобиль).

Общая длина фронта разгрузки рассчитывается по формуле 3:

где N – необходимое количество постов разгрузки; L – длина фронта разгрузки, м lавтомобиля — ширина кузова автомобиля, м

lпромежутка между автомобилями — расстояние между грузовиками, установленными перпендикулярно рампе, м (принимается равным 1–1,2 м).

Известно, что габариты автотранспортных средств не должны превышать по ширине 2,5 м (для рефрижераторов и изотермических кузовов допускается 2,6 м). Следовательно, расстояние между осями для мест разгрузки не должно быть менее 3,6 м

PAСЧЕТ ЧИСЛЕННОСТИ БРИГАД И ПОСТОВ

В описанном выше методе определения длины разгрузочного фронта берется в расчет среднестатистическое значение величины входного потока транспортных средств и средней производительности одного разгрузочного поста. Реальные входные потоки автомобилей могут существенно колебаться в течение дня. Избежать возникновения очереди в этом случае можно увеличивая производительность одного поста, то есть увеличивая численный состав бригад, осуществляющих разгрузочные работы.

Рассмотрим, например, выгрузку из автомобиля тарно-упаковочных грузов (грузы в ящиках с массой одного места от 31 до 50 кг). Содержание работ: формирование пакета, то есть взятие груза в автомобиле, укладка на поддон, перемещение груза погрузчиком (грузоподъемность 1 т) и укладка его в штабель на складе. Норма времени на выгрузку 1 т будет зависеть от состава бригады (табл. 1).

Таблица 1. Межотраслевые нормативы выгрузки из автотранспорта тарно-упаковочных грузов:

Состав бригады Норма времени, мин/т1
1 механизатор и 4 грузчика 4 минуты 26 секунд
1 механизатор и 3 грузчика 5 минут 17 секунд
1 механизатор и 2 грузчика 6 минут 54 секунды
1 механизатор и 1 грузчик 9 минут 50 секунд

Как видим, при увеличении числа грузчиков от одного до четырех время разгрузки сокращается более чем в два раза. Система оперативного управления складом должна своевременно реагировать на изменения входного потока транспортных средств, меняя производительность участка разгрузки. Верное решение по количеству технических и трудовых ресурсов склада, направляемых на выполнение работ по разгрузке товаров, позволит, с одной стороны, снять проблему очередей транспортных средств, с другой — сократить простой персонала склада, то есть позволит повысить надежность и экономичность работы склада. Увеличение количества постов для выполнения погрузочно-разгрузочных работ влечет за собой не только рост переменных затрат (количество потраченных человеко-часов персонала склада), но и рост постоянных расходов, вызванных выделением и обустройством дополнительных площадок под разгрузку. Сокращение количества постов увеличивает очередь ожидающего обслуживания транспорта, что также отражается на постоянных и переменных расходах склада. Рост постоянных расходов обусловлен увеличением потребность в площади для парковки и маневрирования транспорта. Переменные расходы возникают в связи с увеличением времени ожидания разгрузки, то есть в связи с дополнительным с простоем транспорта.

Таким образом, при определении количества постов обслуживания транспорта необходимо находить компромисс между:

  • размером расходов на строительство и эксплуатацию постов обслуживания транспорта;
  • размером суммарных расходов на строительство площадок для ожидания и маневрирования транспорта и расходов на возможный простой транспортных средств в ожидании обслуживания

В общем виде сказанное можно выразить формулой

г де Собщ — суммарные затраты и потери, связанные с функционированием участка разгрузки С1 — затраты, связанные со строительством и эксплуатацией одного поста обслуживания транспорта; N — количество постов обслуживания; C2 — затраты и потери, связанные с организацией ожидания и возможным простоем транспорта, приходящиеся на единицу транспортного средства; K — среднее число единиц транспорта, разгружающихся и ожидающих разгрузки.

Очевидно, что при увеличении числа постов N очередь, то есть значение К, сокращается. Оптимальным будет такое количество постов обслуживания, которое обеспечит минимальные общие затраты (рис. 1).

Рис. 1. Определение оптимального количества постов разгрузки

Входной поток автомобилей, поступающих под разгрузку, может носить либо вероятностный, либо планово определенный характер. В первом случае без простоя бригад, обслуживающих участок разгрузки, не обойтись, как и не обойтись и без очереди из автомобилей. Планово определенный характер входного потока транспорта предусматривает прибытие автомобилей под разгрузку точно в назначенное время, что позволит исключить очереди на разгрузку и простои бригад. Отношения с поставщиком и транспортной организацией должны строиться таким образом, чтобы информация о прибытии транспорта с товаром поступала на склад заблаговременно. Например, при железнодорожных поставках станция назначения груза, согласно Уставу железных дорог, обязана уведомлять грузополучателя о прибытии груза не позднее 12 часов следующего дня. Со своей стороны руководство склада, получив упреждающую информацию о прибытии груза, должно заранее предусмотреть для выгрузки товаров выделение рабочих и использование имеющихся транспортных и грузоподъемных машин и приспособлений: погрузчиков, кранов и др .

ГАБАРИТЫ И ПРОПУСКНАЯ СПОСОБНОСТЬ РАЗГРУЗОЧНОЙ ПЛОЩАДКИ

Пропускная способность погрузочно-разгрузочной зоны зависит не только от числа постов, но и от грузоподъемности поступающего транспорта. Проведенные методом теории массового обслуживания расчеты показывают, что при заданном числе постов, например 4, и при заданном значении очереди на разгрузку, например не более одной машины, количество обрабатываемых на участке грузов прямо пропорционально грузоподъемности обслуживаемого транспорта. Характер зависимости имеет форму кривой, представленной на рис. 2

Рис. 2. Зависимость пропускной способности участка разгрузки склада от количества груза, доставляемого одной машиной (число разгрузочных постов — 4, максимальная длина очереди — одна машина)

Эффект этот возникает в связи с наличием подготовительных операций, связанных с разгрузкой. Действовавший в начале 1990-х годов прейскурант 13-01-01 \»Тарифы на перевозку грузов и другие услуги, выполняемые автомобильным транспортом\» предусматривал нормы времени на погрузку или разгрузку автомобилей-фургонов, в зависимости от массы груза, погружаемого (выгружаемого) в автомобиль (автопоезд): до 1,0 включительно — 13 мин, свыше 1,0 т за каждую полную или неполную тонну добавляется 3 мин.

Глубина фронта разгрузки определяется длиной грузовиков и их положением относительно разгрузочной рампы. Глубина площадки, необходимой для маневра и парковки грузового автомобиля перпендикулярно рампе, должна на 2 м превышать удвоенную длину транспортного средства (рис. 3)

Рис. 3. Размеры площадки, необходимой для маневра и парковки грузового автомобиля

Прием и отправка грузов со склада могут выполняться на одном совмещенном участке, а могут быть пространственно разъединены (рис. 4). И тот и другой вариант имеют свои преимущества и недостатки.
Рис. 4. Варианты взаимного расположения участков поступления и отпуска грузов

Совмещение участков поступления и отпуска груза позволяет:

  • сократить размер площади, необходимой для выполнения соответствующих операций;
  • облегчить контроль операций разгрузки и погрузки — операций с высокой интенсивностью материальных, транспортных и людских потоков;
  • повысить использование оборудования за счет сосредоточения в одном месте всего объема погрузочно-разгрузочных работ, более гибко использовать персонал.

Основным недостатком совмещения участков приемки и отпуска грузов является появление так называемых встречных грузовых потоков, со всеми вытекающими сложностями, в том числе и с возможной путаницей между отправляемыми и получаемыми товарами.

Организация в одном месте приемки и отправки будет существенно затруднена, если тип и размеры прибывающего и отправляемого со склада транспорта различны. Облегчить организацию совмещенного участка может разъединение по времени операций поступления и отправки.

Развитие складского хозяйства и укрупнение складских помещений сопровождается, как правило, ориентацией на создание грузопотока без встречных перевозок, то есть выгрузка и приемка товаров по возможности организуются с одной стороны склада, а погрузка их при отпуске — с противоположной стороны

ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫЕ РАМПЫ

Остановимся на параметрах погрузочных и разгрузочных рамп, то есть тех технологических зон склада, на которых выполняются операции поступления и отправки грузов.

Выгрузка товаров может осуществляться с уровня дороги либо со специальной рампы, поднятой на уровень кузова транспортного средства.

Большинство отечественных грузовых автомобилей имеет двери и борта в задней части кузова. Разгружать такие автомобили лучше с рамп, так как это позволяет вводить в кузов погрузочно-разгрузочную технику. Автомобили, оснащенные боковыми по отношению к продольной оси дверьми, можно разгружать с уровня дороги.

Минимальная ширина рампы, используемой для погрузки и разгрузки транспорта, должна быть не меньше радиуса поворота работающего на ней погрузчика плюс еще приблизительно 1 м. Следует иметь в виду, что скорость обслуживания транспорта, то есть скорость выезда погрузчика из кузова транспортного средства и последующего разворота, возрастет, если оператору предоставить некоторый запас пространства. Большинство новых складов имеют ширину разгрузочных рамп 6 м. Места для выполнения погрузочно-разгрузочных работ лучше проектировать с некоторым избытком площади, чем с недостатком.

Как уже отмечалось, расстояние между осями дверных проемов и постов погрузки автомобилей должно быть не менее 3,6 м. В этом случае автомобили могут въезжать задним ходом на места погрузки без особых трудностей.

Высота рамп должна быть согласована с высотой кузова обслуживаемого транспорта. У грузового автомобильного транспорта высота кузова от уровня дороги колеблется в зависимости от типа: от 550 до 1450 мм. Кроме того, высота кузова зависит от загрузки автомобиля. Кузов полностью груженого автомобиля может быть на 30 см ниже незагруженного. Платформы автомобилей-рефрижераторов обычно выше, чем у автомобилей для дальних перевозок, не оборудованных холодильной камерой. В связи с этим рампы необходимо оснащать устройствами для приема автомобилей с разной погрузочной высотой. Такими устройствами могут быть стационарные или передвижные грузоподъемные площадки или грузовые мостики. Предпочтение следует отдавать приспособлениям, которые не требуют дополнительной площади для их хранения вблизи места разгрузки.

При проектировании автомобильных рамп следует учитывать общую тенденцию снижения погрузочной высоты автомобилей. Например, если в конце 1960-х годов в Европе высота автомобильных рамп доходила до 1,4 м (56 дюймов), то к середине 1980-х оптимальное значение снизилось до 1,2 м.

В России в настоящее время более 80% эксплуатируемого грузового транспорта имеет погрузочную высоту в интервале от 1100 до 1300 мм. Здесь также имеет место тенденция снижения погрузочной высоты.

На железнодорожном транспорте, так же как в автотранспорте, существует тенденция к увеличению габаритов вагонов, как рефрижераторных, так и обычных: дверные проемы становятся шире, длина вагонов увеличивается. Появилось множество специализированных вагонов.

Независимо от того, будут поступать на склад специализированные вагоны или нет, необходимо проектировать участок разгрузки таким образом, чтобы принимать не только небольшие вагоны длиной 12 м с дверями шириной 1,8 м, но и вагоны длиной свыше 25 м, ширина дверей у которых значительно больше.

Освещение разгрузочной площадки должно быть не менее 30 люмен на уровне 80 см от пола, а в зоне, где работник склада и водитель просматривают документы на прибывший груз — 50 люмен. При выгрузке с заездом погрузчика внутрь транспортного средства водителю погрузчика рекомендуется также включать свое освещение.

ЗАДАЧИ ПРИ ОТГРУЗКЕ

В процессе отгрузки товаров со складов решаются следующие основные задачи:

  • формирование и группировка товаров по маршрутам;
  • контроль качества упаковки товаров, исключающий случаи их порчи при транспортировке;
  • формирование маршрутов движения автотранспорта;
  • своевременная отправка товаров покупателям;
  • ликвидация излишних простоев автотранспорта под погрузкой;
  • контроль возврата оборотной тары (если эта категория тары используется);
  • оформление документов.

Работы по отгрузке товаров могут выполняться либо персоналом склада, работающим также и на других участках, либо специализированным подразделением склада, занятым исключительно обработкой упакованных, опечатанных и подготовленных к отпуску со склада грузов. Необходимость в специализации работ с грузом возникает при большом количестве заказов на централизованную доставку товаров со складов предприятия.

ЭКСПЕДИЦИЯ СКЛАДА

Цели и задачи экспедиции

Создание так называемой экспедиции склада позволяет четче организовать работу по обслуживанию входящих и исходящих товарных потоков, повысить эффективность использования транспорта, улучшить качество доставки, а также решить ряд других задач торгового предприятия, связанных с доставкой товаров.

Экспедиция предприятия создается с целью:

  • организации и осуществления централизованной доставки товаров в собственную сбытовую сеть и клиентам фирмы в две-три смены;
  • приемки товаров, поступающих как в рабочее, так и в нерабочее для всей фирмы время;
  • временного хранения товаров;
  • обеспечения четкой работы автотранспорта.

В задачи экспедиции входят: концентрация, формирование и группировка товаров по маршрутам; контроль за качеством упаковки товаров, исключающий случай их порчи при транспортировке грузополучателям; формирование маршрутов движения автотранспорта; своевременная отправка товаров покупателям; ликвидация излишних простоев автотранспорта под погрузкой; контроль за возвратом оборотной тары (если эта категория тары используется); оформление всех видов документов.

Экспедиция строит свою работу по графику, который составляется в зависимости от принятой схемы транспортно-экспедиционных операций, включающих в себя:

  • приемку товаров со складов фирмы;
  • подготовку товаров к отправке грузополучателям;
  • комплектацию товаров в партии, составление маршрутов завоза товаров;
  • разработку графиков централизованной доставки товаров;
  • оформление заявок на автотранспорт;
  • доставку товаров грузополучателям;
  • сбор многооборотной инвентарной тары от клиентов компании;
  • ремонт тары;
  • приемку товаров, возвращаемых клиентами компании;
  • передачу товаров, тары, доставленных от клиентов фирмы на склады;
  • оформление приходно-расходной и внутрискладской документации.

Порядок функционирования экспедиции

Работники экспедиции принимают упакованные товары со складов фирмы по количеству мест в соответствии с товаросопроводительными документами. При этом проверяется количество мест, целостность тары и наличие сопроводительной документации. Принятые со складов товары регистрируют в специальном журнале.

В экспедиции товары, упакованные в транспортную тару, перемещают с помощью аккумуляторного погрузчика, рокл и грузовых тележек.

Планировка экспедиционного склада разрабатывается с учетом имеющихся складских площадей, объема грузооборота, количества грузополучателей, технологического процесса переработки проходящих грузов, используемых технологических средств при условии механизации погрузочно-разгрузочных работ.

Планировка помещения экспедиции должна предусматривать прежде всего наличие достаточного количества мест для комплектования товаров по маршрутам.

Перед отправкой товаров работники экспедиции проверяют комплектность партии по количеству мест на основе документации на отгрузку.

Автомобильный транспорт при централизованной доставке товаров работает по утвержденным рейсовым графикам, что требует оперативности и быстроты погрузки, которая ускоряется за счет использования средств механизации.

Из экспедиции на рампу товары могут перемещаться с помощью аккумуляторных погрузчиков, тележек с гидравлическим подъемом вил (рокл), ручных тележек, а также с использованием ленточных транспортеров, рольгангов.

Грузчик-экспедитор принимает товар по количеству мест, проверив целостность тары, и расписывается в журнале в получении груза.

В кузов автомобиля грузы укладывают с учетом максимального использования его площади, грузоподъемности и расположения грузополучателей на маршруте. Размещение товарных мест по глубине кузова должно соответствовать порядку их выгрузки при движении по маршруту.

Если экспедиционный склад работает в одну смену, то содержание его деятельности может сводиться к двум основным стадиям:

  • стадия 1 — подготовительная — начинается после обеденного перерыва и заканчивается в конце рабочего дня; работники экспедиции базы принимают от складов все подготовленные к отправке товары, регистрируют их в журнале, комплектуют товары по маршрутам, заказывают автомобили, принимают многооборотную тару;
  • стадия 2 — отправка товаров грузополучателям — начинается с утра следующего дня и заканчивается к обеденному перерыву.

Работники экспедиции загружают прибывшие автомобили, оформляют водителям транспортные документы, возвращают складам документы на доставленные покупателям товары.

Работа экспедиции при сменном графике

Переход автомобильного транспорта на работу в полторы и две смены вызывает необходимость увеличения сменности работы экспедиционного склада. Это достигается путем изменения графика работы экспедиции и ее планировки.

При полуторасменной работе подготовительная стадия начинается не после обеденного перерыва, а несколько раньше — за 1-2 часа до обеда и проходит параллельно с отправкой товара до конца рабочего дня. Товары комплектуются по маршрутам на высвободившихся местах. На товары вывешиваются таблички определенного цвета, указывающие те или иные маршруты.

Отпуск товаров потребителям начинается с началом рабочего дня и заканчивается в основном за 3 ч до конца работы. Время работы каждого работника экспедиции регулируется ленточным графиком.

В условиях двухсменной работы время подготовительного периода соответственно увеличивается: сбор товаров со складов начинается с 11.00 и заканчивается к 13.00. Завоз товаров получателям осуществляется с 7.00 до 23.00, как и в варианте полуторасменной работы экспедиции, сбор и комплектование товаров по маршрутам проходит параллельно с завозом товаров в соответствии с заказами.

Инструкция

1 Область применения

Инструкция устанавливает процедуры проведения погрузочно-разгрузочных работ, транспортирования, хранения продукции таким образом, чтобы гарантированно обеспечить сохранность ее до поступления к потребителям (производственным подразделениям, предприятиям-потребителям).

Продукция — материалы, покупные комплектующие изделия, заготовки, детали, сборочные единицы, готовая продукция.

Положения данной инструкции распространяется на работников складов ПДО (оперативных, центрального, готовой продукции), а также на сотрудников дирекции по маркетингу и продажам, бухгалтерии.

2 Нормативные ссылки

  • ГОСТ 3282-74 Проволока стальная низкоуглеродистая общего назначения Технические условия
  • ГОСТ 9.014-78 Единая система защиты от коррозии и старения. Временная противокоррозионная защита изделий. Общие требования
  • ГОСТ 9.510-93 Единая система защиты от коррозии и старения. Полуфабрикаты из алюминия и алюминиевых сплавов. Общие требования к временной противокоррозионной защите, упаковке, транспортированию и хранению
  • ГОСТ 12.3.009-76 Система стандартов безопасности труда. Работы погрузочно-разгрузочные. Общие требования безопасности
  • ГОСТ 12.3.010-82 Система стандартов безопасности труда. Тара производственная. Требования безопасности при эксплуатации.
  • ГОСТ 12.3.020-80 Система стандартов безопасности труда. Процессы перемещения грузов на предприятии. Общие требования безопасности.
  • СТП Управление процессами Обеспечение культуры производства на предприятии
  • СТП Управление несоответствующей продукцией Основные положения.
  • Методика Порядок идентификации и прослеживаемости продукции в производстве.
  • Инструкция Порядок оформления паспортов-сертификатов на отгружаемую продукцию.
  • ИОТ для транспортного рабочего
  • ИОТ для транспортировщиков участка гальваники и очистных сооружений
  • ИОТ по приемке, транспортировке, хранению и выдачи баллонов для сжатых, сжиженных и растворенных газов
  • ИОТ при производстве погрузочно-разгрузочных работ.
  • ИОТ при эксплуатации подъёмника механического, грузоподъемностью 300 кг.
  • ИОТ при транспортировке, хранении и применении ЛВЖ и ГЖ

3 Обозначения и сокращения

  • ГЖ — горючая жидкость
  • ДМП дирекция по маркетингу и продажам
  • ДЗЛ — дирекция по закупкам и логистике
  • ИОТ — инструкция по охране труда
  • ЛВЖ — легковоспламеняющаяся жидкость
  • ПСИ -приемо-сдаточные испытания
  • ПДО -планово-диспетчерский отдел
  • СГП — склад готовой продукции
  • ТТН — товарно-транспортная накладная

4 Общие положения

4.1 Любое перемещение материалов, покупных комплектующих изделий, заготовок, деталей, сборочных единиц, готовой продукции внутри цеха, между цехами и на склады должно осуществляться на технически исправных средствах транспортирования (грузовых тележках, автомобилях, подъемниках, транспортерах и так далее).

Средства транспортирования должны быть технически исправны.Перед их применением необходимо визуальным осмотром убедиться в этом.

4.2 Грузы на транспортировочном средстве должны быть уложены таким образом, чтобы исключить их движение по поверхности транспортировочного средства или возможность падения во время транспортировки (при необходимости груз должен быть закреплен).

4.3 Перемещение грузов должно осуществляться лицами, прошедшими инструктаж по технике безопасности и знающими свойства и особенности транспортируемых грузов. К управлению грузоподъемными машинами, строповки грузов, транспортировки особо опасных грузов допускаются лица не моложе 18 лет, обученные безопасным методам труда и имеющие удостоверение на право производства этих работ.

4.4 Хранение и транспортирование материалов, покупных комплектующих изделий, заготовок, деталей, сборочных единиц, готовой продукции необходимо осуществлять в таре, указанной в технологической документации, конструкторской документации и технических условиях.

4.5 При выдачи материалов, покупных комплектующих изделий, заготовок, деталей, сборочных единиц в производство, а также поставке готовой продукции следует руководствоваться принципом FIFO.

Принцип FIFO — приоритетная отгрузка (выдача) товара, пришедшего первым (первым пришел, первым ушел).

4.6 Межоперационную консервацию заготовок, деталей, сборочных единиц проводить при ‹ наличии в технологической документации операции «консервация» и в соответствии с технологической инструкцией на консервацию.

4.7 Периодически, не реже 1 раза в месяц, заведующий складом или ответственный кладовщик проводит проверку склада.

Bo время проверки, оценивается:

  • состояние продукции (осмотром);
  • соблюдение сроков хранения;
  • обеспечение условий хранения (целостность окон, отсутствие протечек на потолке и в системе отопления, других факторов влияющих на продукцию).

О результатах проверки делается соответствующая запись в Журнале (форма произвольная) с указанием: — места проверки, даты проверки, результатов проверки, принятие мер (в случае обнаружения недостатков).

В случае обнаружения продукции с истекшим сроком хранения или любой другой продукции под подозрением (не идентифицированная продукция; продукция, подвергшаяся падению или соударению; продукция, при хранении которой были нарушены правила хранения или транспортирования; другая продукция, качество которой вызывает сомнение) ее необходимо идентифицировать, переместить в зону заблокированной продукции и сообщить руководителю.

4.8 Требования безопасности

4.8.1 Работы по упаковыванию, консервации, погрузочно-разгрузочные работы, транспортирование деталей, сборочных единиц и готовых изделий должны проводиться лицами прошедшими инструктаж.

4.8.2 При выполнении упаковочных операций должны соблюдаться требования безопасности к перемещению тары в соответствии с ГОСТ 12.3.010.

4.8.3 При консервации необходимо выполнять требования безопасности согласно требований ГОСТ 9.014.

4.8.4 При проведении погрузочно-разгрузочных должны выполняться требования безопасности в соответствии с ГОСТ 12.3.009.

4.8.5 При транспортировании деталей, сборочных единиц и готовых изделий должны выполняться требования ГОСТ 12.3.020.

4.9 Требования к складским помещениям для хранения деталей, сборочных единиц и готовых изделий

4.9.1 Складские помещения должны быть сухими, чистыми, защищенными от атмосферных осадков и испарений. Должны быть обеспечены условия, исключающие попадание грязи на продукцию.

4.9.2 Температура воздуха в отапливаемых складских помещениях должна быть от 5 до 35 градусов. Относительная влажность допускается до 80 %. При отклонении от установленных норм (повышенная или пониженная относительная влажность воздуха) применять осушители или увлажнители воздуха.

Ежедневно должен осуществляться контроль за температурой и влажностью воздуха с регистрацией в Журнале климатических параметров.

4.9.3 Освещение складских помещений должно быть только электрическое, установка светильников, электропроводка должны соответствовать требованиям, предъявляемым Правилами устройства электроустановок 1985 г.

4.9.4 В складских помещениях должно быть размещено необходимое количество первичных средств пожаротушения согласно плана эвакуации на случай пожара.

4.9.5 Места хранения должны быть оборудованы стеллажами (поддонами).

Ежегодно проводится контроль технического состояния стеллажей, с указанием даты проверки на идентификационной бирке стеллажа.

Минимальное расстояние между стеллажом и стеной (колонной, выступающей конструкцией, приборами отопления) должно быть не менее 1 метра, между штабелем и светильником — не менее 0,5 метра.

5 Хранение

5.1 Продукция должна храниться в таре или производственной упаковке.

5.2 Тара должна быть чистой (без грязи, стружки, масла и т.д.).

5.3 При установке тары с деталями, сборочными единицами, готовой продукции (а также материалами, покупными комплектующими изделиями, заготовками) по высоте в несколько ярусов, дно вышестоящего ящика не должно касаться деталей или сборочных единиц (и др.), лежащих в нижнем ящике.

При хранении готовой продукции максимальное количество рядов (вверх) согласно установленных требований в приложении А.

5.4 В таре должна находится сопроводительная документация (ярлыки, Идентификационные бирки, сопроводительные карты и др.).

5.5 При хранении готовых изделий необходимо соблюдать требования манипуляционных знаков на упаковочных коробках и транспортных пакетах.

Расшифровка манипуляционных знаков согласно приложению В

5.6 Допускается хранение продукции на подставках штабелем.

5.7 Хранение готовой продукции со схожими обозначениями должно осуществляться раздельно, чтобы не допустить пересорта при отгрузке.

6 Транспортирование

6.1 Перемещение грузов должно осуществляться в специальной технологической таре, которая предусмотрена в технологических процессах и другой нормативной документации.

6.2 В случае отсутствия требований к технологической таре, транспортирование грузов должно исключать их соскальзывание, падение, свешивание с транспортировочных средств. При необходимости, груз должен быть закреплен на транспортировочном средстве.

6.3 При установке технологической тары на транспортировочном средстве по высоте в несколько ярусов, дно вышестоящего ящика не должно касаться груза, лежащего в нижнем ящике.

6.4 При перемещении грузов на транспортировочном средстве без специальной тары (навалом) необходимо обеспечить такую высоту погрузки грузов, чтобы нижние слои не мялись и не деформировались. В этом случае лицо, производящее транспортирование, должно получить дополнительный инструктаж.

6.5 Транспортирование грузов необходимо производить, исключая удары, толчки, резкие остановки во избежание повреждения грузов.

6.6 Каждый вид груза должен перемещаться только с соответствующим сопроводительным документом (сопроводительная карта, технологический паспорт, сдаточная накладная, ярлык и др.), оформленным соответствующим образом.

6.7 За сохранность груза при его транспортировании несет ответственность лицо, производящее транспортирование.

6.9 Транспортирование прутков металла

Стальные прутки, поставляемые в деревянной упаковке или бандаже должны быть распакованы.

Прутки d 5-12 мм должны быть увязаны в пакет термически обработанной проволокой ГОСТ 3282 в трех местах и транспортироваться на производственный участок пакетом двумя транспортными рабочими. Не допускаются деформация прутков и механические повреждения наружной поверхности. Допускается использование деревянной тары.

Максимальное количество прутков длиной 3 метра в пакете:

  • 5 -100 штук,
  • 6,2 — 70 штук,
  • 7,2 — 50 штук,
  • 9 — 33 штук,
  • 12 — 18 штук.

При транспортировании в деревянной таре количество прутков в пакете может быть уменьшено с учетом веса тары.

Прутки d 19 и выше допускается транспортировать без увязки в пакет. При транспортировании указанных прутков пакетом максимальное количество прутков длиной 3 метра должно быть следующим:

  • 18- 8 штук,
  • 19- 7 штук,
  • 33 -2 штуки,
  • 25 36 -1 штука.

Количество прутков менее 3 метров в пакете увеличивается пропорционально уменьшению длины.

6.10 Транспортировка готовых изделий

6.10.1 Перемещение готовой продукции на склад осуществляется только в упакованном виде с соблюдением требований технических условий на данный вид продукции в части транспортировки и укладке на высоте (приложение А).

6.10.2 При транспортировании готовых изделий соблюдать требования манипуляционных знаков на упаковочных коробках и транспортных пакетах. Расшифровка манипуляционных знаков согласно приложению В.

6.10.3 При транспортировании изделий с глянцевым внешним видом потребителю, необходимо пластиковую тару с этими деталями, скрепить стрейппинг-лентой вместе с поддоном, на котором они располагаются, а при погрузке в машину поддоны с этими изделиями необходимо располагать ближе к кабине водителя.

6.11 Действия транспортных рабочих в случае рассыпания готовых деталей, сборочных единиц и изделий при транспортировании

6.11.1 При рассыпании готовых деталей, сборочных единиц ‚изделий транспортный рабочий должен немедленно сообщить своему руководителю о случившемся факте.

По данному факту собирается комиссия с последующими действиями

6.11.2 B случае падения коробок продукции при транспортировке, погрузке, выгрузке или другой складской операции, данная продукция должна быть идентифицирована, как несоответствующая и передана цеху-изготовителю для перепроверки в объеме ПСИ и принятия решения о годности.

7 Хранение и транспортирование заготовок деталей согласно требованиям ГОСТ 9510-93

7.1 Требования к размещению заготовок при хранении

7.1.1 Заготовки на складе необходимо размещать по номенклатуре (листы, плиты, профили и т.д.) маркам и размерам

Запрещается хранение заготовок навалом, без сортировки.

7.1.2 Заготовки укладывают на стеллажи, стойки или хранят в штабелях.

Запрещается хранить заготовки на полу.

7.1.3 Все заготовки в форме профилей (кроме профилей прямоугольного сечения) если позволяют габариты тары, должны храниться в таре. Заготовки профилей, длиной до 550 мм хранить в таре длиной до 700 мм. Тара должна быть чистой, без стружки, масла, грязи и т.п. допускается хранение на поддонах.

7.1.4 При установке тары с заготовками по высоте в несколько ярусов, дно вышестоящего ящика не должно касаться заготовок лежащих в нижнем ящике. Допускаемой количество рядов должно быть не превышающим 700 мм в высоту.

7.1.5 Заготовки, длины которых больше 700 мм, должны храниться непосредственно на поддоне, располагаясь рядами с расстоянием между соседними деталями в ряду не менее 10 мм. Допускаемое количество рядов должно быть не превышающим 500 мм в высоту.

7.1.6 Если заготовки имеют длину более 1 м, такие заготовки должны располагаться на стеллаже в один ряд, с расстоянием между заготовками не менее 10 мм, на необходимом количестве поддонов.

7.1.7 Заготовки в форме плит допускается хранить на поддоне, располагая их друг на друге и впритык друг к другу, высотой не более 500 мм.

7.1.8 Заготовки в форме листов должны располагаться на поддонах, пачками, расстояние между соседними пачками не менее 10 мм. Высота пачки не должна превышать 200 мм.

7.1.9 He допускается совместное хранение заготовок изалюминия и алюминиевых сплавов с материалами из черных металлов,неметаллическими материалами, а также материалами, пораженными коррозией. Недопускается совместное хранение заготовок с химическими, легкогорючими и воспламеняющимисявеществами.

7.2 Контроль заготовок при хранении

7.2.1 В процессе хранения проводится визуальный осмотр не реже одного раза в год 3-5% от партии заготовок.

7.2.2 При обнаружении коррозионных повреждений заготовки данной партии, а также других партий, поступивших на хранение в те же сроки, подвергают 100% ому контролю. В случае обнаружения заготовок пораженных коррозией — заменяют всю закладку.

7.2.3 Все заготовки должны быть распакованы, расконсервированы, осмотрены, а при необходимости дальнейшего длительного хранения законсервированы вновь.

7.2.4 Осмотр заготовок производят осторожно, во избежание повреждения поверхности и средств консервации. Перекладывать или перемещать заготовки с одного места на другое следует аккуратно, чтобы не допустить механических повреждений поверхности. При перекладке заготовок в форме листов каждый надо снимать с общей пачки (стопы), а не сдвигать его по соседнему листу.

7.2.5 Расконсервация и осмотр заготовок в форме листов должны проводится на столах, обитых бакелизированной фанерой, пластиком или линолеумом. Осмотр других видов заготовок проводят на обычных столах или специальных стойках.

7.2.6 Поверхность заготовок должна быть чистой, сухой, без коррозионных поражений, солевых осадков и пыли. При наличии следов влаги или отпотевания, а также при наличии солевых осадков и пыли, заготовки немедленно протереть.

7.2.7 При работе с заготовками следует пользоваться матерчатыми перчатками, рукавицами, промасленной или парафинированной бумагой или соответствующими приспособлениями (щипцами, сетками и др.). Запрещается прикасаться к металлу голыми руками.

7.2.8 Все заготовки перед длительным хранением подлежат временной, противокоррозионной защите. Допускается не консервировать заготовки при сроке хранения до 1 года в отапливаемом помещении.

7.2.9 При хранении до 3 лет для консервации используется бумага противокоррозионная марок МБГИ-З-40 или МБГИ-8-40. При хранении до 10 лет используется масло индустриальное марки И-12А или И-20А. Требования по технологии временной консервации указаны 8 ГОСТ 9.510.

7.3 Транспортирование

7.3.1 Транспортирование заготовок должно осуществляться с помощью тележек (или электрокары), с обеспечением условий, исключающих падение заготовок и попадание на них загрязнений.

7.3.2 Заготовки с длиной до 700 мм должны транспортироваться в таре. Допускается располагать тары с заготовками в несколько рядов. Допускаемая высота рядов с тарой должны быть не выше 700 мм, исключающая падение. Допускается транспортировка на поддонах.

7.3.3 Заготовки длиной от 700 мм должны транспортироваться на поддоне. Расположение заготовок на поддоне должно быть аналогично указанным в разделе 7.1.

7.3.4 Ряды заготовок из листов и профиля должны при транспортировании быть переложены бумагой для исключения повреждений поверхностей.

8 Погрузочно-разгрузочные работы

Погрузка и разгрузка с помощью транспортировочных средств осуществляется с соблюдением мер по исключению повреждения грузов.

8.1 При поперечной установке паллет с продукцией ручной гидравлической тележкой в кузове автомашины, паллету устанавливают так, чтобы вилы ручной и гидравлической тележки не выступали передней частью за габариты паллеты.

8.2 Перемещая паллету в кузове автомашины необходимо поднимать вилы ручной, гидравлической тележки на высоту не более высоты самого поддона, установленного в кузове.

8.3 При маневрировании ручной гидравлической тележки исключить возможность повреждения уже установленных паллет.

8.4 Категорически запрещается бросать, кидать, переворачивать тару, в которой находятся детали, полуфабрикаты и готовые изделия.

8.5 Погрузка готовых изделий для отправки потребителю осуществляется с выполнением требований технических условий в части транспортирования.

Груз должен быть уложен таким образом, чтобы исключить его самопроизвольное перемещение, падение с верхнего яруса.

8.6 Разгрузочные работы в цехах, участках, складах осуществляются в специально отведенных местах, согласно схем размещения грузов (идентифицированных зон, стеллажей и др.).

9 Отгрузка готовой продукции

9.1 Поступление изделий от изготовителя к Потребителю должно укладываться в сроки (от даты изготовления), указанные в приложении 5

Отсчет ведется по дате на этикетке (или штрих коде) упаковки

9.2 План отгрузки продукции формируется на основании формализованных Покупателями и согласованных с ними ДМП графиков отгрузки на текущий период поставки.

9.3 Отгрузка продукции производится в соответствии с планом отгрузок.

9.4 Менеджеры ДМП постоянно актуализируют в «план-факте» план отгрузки продукции, как с точки зрения сроков, так и объёмов планируемых отгрузок потребителям. Не позднее, чем за один рабочий день до начала отгрузки они должны сообщить о предполагаемой дате отгрузки, номенклатуре и количестве отгружаемых товаров кладовщику СГП (для подбора продукции), в транспортную службу ДЗЛ, ПДО и в Дирекцию по производству.

Ответственность за коммуникации с задействованными в процессе структурными подразделениями несёт менеджер по продажам ДМП.

9.5 По запросу ДМП транспортная служба ДЗЛ сообщает данные по водителю и автомобилю, планируемых задействовать при отгрузке продукции.

9.6 Накануне предполагаемой отгрузки офис-менеджер ДМП с учетом плана отгрузок и текущей ситуации на складе готовой продукции и в производстве, a также последних пожеланий потребителя формирует товарную накладную на текущую отгрузку в 1С.

По запросу ДМП бухгалтерия сообщает № ТТН и счёта-фактуры для отгрузки. В соответствии с требованиями договоров офис-менеджер формирует весь пакет отгрузочных документов и подписывает у ответственных руководителей.

Ответственность за правильность и полноту оформления отгрузочной документации несёт офис-менеджер ДМП.

9.7 Далее офис-менеджер ДМП передаёт оформленные документы на СГП для комплектования отгружаемой продукции с обязательным соблюдением принципа FIFO.

9.8 B случае необходимости работники СГП проводят паллетирование и формирование партий продукции в соответствии с полученным комплектом документов на отгрузку. Формирование сборных отгрузок производить раздельно по номенклатуре, и только после пересчета объединять их в общую паллету.

Ответственность за правильность комплектования отгружаемой продукции несёт кладовщик СГП.

9.9 Затем погрузку и раскладку скомплектованной для отправки продукции в автомобиль осуществляют работники логисты центрального склада под непосредственным контролем кладовщика и работника службы охраны.

Погрузочно-разгрузочные работы регламентируются п.6.10.8 и приложением А

Ответственность за сохранность продукции при погрузке и раскладку её в автомобиле согласно нормам складирования несут логисты ЦС.

9.10 Кладовщик СГП, проконтролировав процесс загрузки продукции в автомобиль, ставит свою подпись на отгрузочных документах, получает подпись лица, ответственного за перевозку и вручает весь пакет грузоперевозчику.

Ответственность за полноту вручаемых грузоперевозчику документов несёт ДМП.

10 Требования к средствам транспортирования

10.1 Каждая грузовая тележка (платформенная или гидравлическая) должна иметь табличку (надпись) с указанием грузоподъемности, инвентарного номера, наименования структурного подразделения. Надписи должны быть четкими и нестирающимися.

Дляправильной организации перемещения грузов вцехе необходимо определить удобные для разгрузки площадки и наполу краской обозначить их границы. Площадки для складирования должны быть ровными и чистыми, а в зимнюю пору очищены от снега и льда.

Круглые детали и ящики необходимо устанавливать на прокладки, чтобы легче было завести и удалить чалочные канаты. Высота штабелей грузов не должна превышать 1,8м. Между каждым рядом деталей или ящиков необходимо предусмотреть прокладки. Ширина проходов между штабелями должна быть не менее 1м.

При складировании листового материала со строповкой вручную высота штабеля не должна превышать 2м. Между листами или группами листов должны быть установлены деревянные прокладки.

Длинномерный металл укладывают в штабель высотой до 3м, причем связки металла или труб четного яруса должны быть размещены впродольном направлении штабеля, а нечетного – в поперечном. При укладке труб среднего и большого диаметров трубы располагают вплотнуюк надежным упорам или по 3 трубы скрепляют между собой с обеих сторон штабеля.

При укладке пакетов труб в карманы в несколько рядов необходимо между рядами укладывать прокладки, причем на стойках карманов не выше 2-хметров должны быть нанесены габаритные линии, указывающие предельную высоту укладки труб. Количество прокладок между пакетами должно быть не менее двух.

Бочки можно укладывать на торец или в горизонтальном положении в виде усеченной пирамиды.

Штабеля должны располагаться на безопасных расстояниях:

· от кромки проезжей автодороги – 1,5м;

· от головки рельса кранового пути – 2м;

· от головки ж/д рельса при высоте штабеля до 1,2м – 2м;

· при высоте штабеля 1,2-1,5м – 2,5м;

· от ограждения площадки – 3м.

В каких местах запрещается разгружать грузы?

Разрешать перемещаемый кранами груз разрешается только на предназначенные для этого места, исключающие возможность падения, опрокидывания исползания груза.

Запрещается укладывать грузы:

· вблизи ж/д полотна;

· на перекрытиях выстроенных помещений;

· нанаклонных плоскостях настила;

· на краю откоса или канавы, если при этом он может сползти и опрокинуться;

· на проходах и проездах;

· на перекрытиях троншей, тонелей, лотков, по которым проходят технологические трубопроводы и кабели энергоснабжения;

· на захламленных площадках.

ВСЕ ДОКУМЕНТЫ —>55 УПАКОВКА И РАЗМЕЩЕНИЕ ГРУЗОВ —>55.220 Хранение. Складирование

Обозначение ПОТ Р О-14000-007-98
Заглавие Положение. Охрана труда при складировании материалов
Дата 25.02.1998
Код по ОКС 55.220
Утвержден Департамент экономики машиностроения Минэкономики РФ
Разелы

55 УПАКОВКА И РАЗМЕЩЕНИЕ ГРУЗОВ—>55.220 Хранение. Складирование

Наличие документа Нет

На машиностроительном портале www.mashinport.ru Вы можете бесплатно скачать интересующие нормативные документы, такие как ГОСТ, ОСТ, ТУ, ПУЭ, СНиП, ОНТП, НПБ, ВСН и многие другие. В данный момент в базе содержится около 9000 документов Документы представлены здесь в ознакомительных и учебных целях и получены либо с других сайтов, предлагающих бесплатно скачать ГОСТ и прочую нормативную документацию, либо присланы на безвомездной основе другими пользователями. Поэтому администрация портала не несет ответственности за неточность в предоставленной информации. Вы используете скачанные с нашего сайта ГОСТы, ОСТы, ТУ, СниПы и т. д. на свой страх и риск.
К сожалению, на портале представлены не вся нормативная документация, поэтому мы будем очень признательны тем кто пришлет недостающие на сайте документы, такие как СНиП, ОСТ, ТУ, ВСН и т. д.
Документы представлены в формате *.doc, *.tiff, *.pdf и др. и упакованы в архив rar.
Рекомендации по поиску гостов, снипов, всн, ост, онтп, нпб и т.д. :
Если Вы не знаете точного названия ГОСТа, или другого документа, то вводите в поле поиска слова без окончаний. Результаты поиска зависят от порядка слов в запросе, поэтому если Вам с первого раза не удалось найти нужный документ, рекомендуем поменять порядок слов.
Пример: требуется найти ГОСТ 8645-68 «Трубы стальные прямоугольные. Сортамент». Если ввести в поле поиска «гост сортамент труб» то поиск вернет 0 документов, если же ввести «гост труб сортамент», то поиск вернет 13 документов, в том числе и требуемый.
Благодарим Вас за внимание к порталу, и надеемся что представленная информации оказалась полезной! Успехов в работе и учебе

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *