Когда необходимо создавать службу охраны труда в организации или вводить должность специалиста по охране труда?
Какие требования предъявляются к работникам этой службы?
Какие документы необходимо оформить, создавая службу охраны труда?
Когда необходимо создавать службу охраны труда?
Вопросы создания и организации деятельности службы охраны труда регламентируются ст. 217 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ), Рекомендациями по организации работы Службы охраны труда в организации, утвержденными Постановлением Минтруда России от 08.02.2000 № 14 (далее — Рекомендации), а также другими нормативными актами и документами рекомендательного характера.
Работодатели (организации, индивидуальные предприниматели) обязаны создавать службу охраны труда либо вводить в штатное расписание должность специалиста по охране труда, если соблюдаются следующие условия (ч. 1 ст. 217 ТК РФ):
- численность работников превышает 50 человек;
- работодатель ведет производственную деятельность.
К сведению
Под производственной деятельностью понимается совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию. Такая деятельность включает производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг (ч. 9 ст. 209 ТК РФ).
Производственная деятельность осуществляется в разнообразных формах, в разных отраслях экономики физическими и юридическими лицами (организациями). Это деятельность по производству не только материальных, но и нематериальных благ, оказание различных услуг во всех сферах (см. Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности, утвержденный Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст).
Организации, которые не занимаются производством, а оказывают услуги, считают, что нормы ч. 1 ст. 217 ТК РФ на них не распространяются. Однако это не так. Согласно разъяснениям Минтруда России указанные нормы в полной мере распространяется на организации, оказывающие различные виды услуг. Поэтому организации, которые оказывают услуги, обязаны создать службу охраны труда или ввести в штатное расписание должность специалиста по охране труда (письмо Минтруда России от 10.06.2016 № 15-2/ООГ-2136).
Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, может создать службу охраны труда или ввести должность специалиста по охране труда — в зависимости от специфики своей производственной деятельности (ч. 2 ст. 217 ТК РФ).
Согласно ч. 3 ст. 217 ТК РФ, если у работодателя нет службы охраны труда или штатного специалиста по охране труда, их функции выполняют:
- работодатель — индивидуальный предприниматель (лично);
- руководитель организации;
- другой уполномоченный работодателем работник;
- сторонняя организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору.
Договор о выполнении функций службы охраны труда можно составить на основе примерной формы, приведенной в приложении к письму Минтруда России от 16.11.1994 № 2207-КВ.
Обратите внимание!
Оказывать услуги в области охраны труда могут только аккредитованные организации. Правила аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 01.04.2010 № 205н.
Нормы ч. 3 ст. 217 ТК РФ распространяются только на работодателей, численность работников которого не превышает 50 человек.
Если численность работников превышает 50 человек, работодатель обязан создать службу охраны труда или ввести в штатное расписание должность специалиста по охране труда, на которых возлагаются функции по организации работы по охране труда в организации (письмо Минтруда России от 11.11.2016 № 15-2/В-3673). Руководствоваться нормами ч. 3 ст. 217 ТК РФ в этом случае нельзя!
Таким образом, у любого работодателя, включая малые предприятия и микропредприятия, индивидуальных предпринимателей, должны быть лица, уполномоченные заниматься вопросами охраны труда.
Если у работодателя нет ни службы охраны труда, ни специалиста по охране труда и никто не выполняет их функции, он может быть привлечен к ответственности за нарушение законодательства об охране труда по ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Например, отсутствие штатной единицы специалиста по охране труда в организации, численность работников которой превышает 50 человек, является нарушением требований ч. 1 ст. 217 ТК РФ. Это может послужить основанием для привлечения должностных лиц и организации к административной ответственности (письмо Минтруда России от 26.12.2016 № 15-2/ООГ-4698).
Структура и численность службы охраны труда
При определении структуры службы охраны труда и численности ее работников работодателю следует руководствоваться:
- Рекомендациями по организации работы Службы охраны труда в организации, утвержденными Постановлением Минтруда России от 08.02.2000 № 14 (далее — Рекомендации);
- Межотраслевыми нормативами численности работников службы охраны труда в организациях, утвержденными Постановлением Минтруда России от 22.01.2001 № 10 (далее — Межотраслевые нормативы).
На основе Рекомендаций в организациях, осуществляющих производственную деятельность, разрабатываются Положения о службе охраны труда, с учетом специфики их организационно-правовых форм (письма Минтруда России от 26.12.2016 № 15-2/ООГ-4698, от 30.01.2017 № 15-2/ООГ-222).
Как оформить создание службы охраны труда?
Решение о создании службы охраны труда в виде отдельного структурного подразделения или введении в штат должности специалиста по охране труда необходимо оформить документально.
В первую очередь необходимо внести соответствующие изменения в штатное расписание работодателя. Для этого издают приказ (распоряжение) по основной деятельности (примеры приказов о создании службы охраны труда и внесении изменений в штатное расписание и о введении в штатное расписание должности специалиста по охране труда см. далее).
Какие требования предъявляются к сотрудникам службы охраны труда?
Функции службы охраны труда (разделы II–III Рекомендаций):
- учет и анализ состояния и причин производственного травматизма, профессиональных заболеваний и заболеваний, обусловленных производственными факторами;
- помощь подразделениям в организации и проведении измерений параметров опасных и вредных производственных факторов, в оценке травмобезопасности оборудования, приспособлений;
- организация и участие в проведении специальной оценки условий труда;
- проведение совместно с представителями соответствующих подразделений и с участием уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов или иных уполномоченных работниками представительных органов проверок, обследований технического состояния зданий, сооружений, оборудования, машин и механизмов, приспособлений, средств коллективной и индивидуальной защиты работников, состояния санитарно-технических устройств, работы вентиляционных систем на соответствие требованиям охраны труда;
- участие в работе комиссий по приемке в эксплуатацию законченных строительством или реконструированных объектов производственного назначения, комиссий по приемке из ремонта установок, агрегатов, станков и другого оборудования в части соблюдения требований охраны труда;
- согласование разрабатываемой в организации проектной, конструкторской, технологической и другой документации в части требований охраны труда;
- разработка совместно с другими подразделениями планов, программ по улучшению условий и охраны труда, предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний, заболеваний, обусловленных производственными факторами; оказание организационно-методической помощи по выполнению запланированных мероприятий.
- участие в составлении разделов коллективного договора, касающихся условий и охраны труда, соглашения по охране труда организации;
- помощь руководителям подразделений в составлении списков профессий и должностей, в соответствии с которыми работники должны проходить обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, а также списков профессий и должностей, в соответствии с которыми на основании действующего законодательства работникам предоставляются гарантий и компенсаций за работу с вредными или опасными условиями труда;
- организация расследования несчастных случаев на производстве; участие в работе комиссии по расследованию несчастного случая; оформление и хранение документов, касающихся требований охраны труда (актов по форме Н-1 и других документов по расследованию несчастных случаев на производстве, отчета о проведении специальной оценки условий труда), в соответствии с установленными сроками;
- участие в подготовке документов для назначения выплат по страхованию в связи с несчастными случаями на производстве или профессиональными заболеваниями;
- составление отчетности по охране и условиям труда по формам, установленным Госкомстатом России;
- разработка программ обучения по охране труда работников организации, в том числе ее руководителя; проведение вводного инструктажа по охране труда со всеми лицами, поступающими на работу (в том числе временно), командированными, а также учащимися и студентами, прибывшими на производственное обучение или практику;
- организация своевременного обучения по охране труда работников организации, в том числе ее руководителя, и участие в работе комиссий по проверке знаний требований охраны труда;
- составление (при участии руководителей подразделений) перечней профессий и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда;
- оказание методической помощи руководителям подразделений при разработке и пересмотре инструкций по охране труда, стандартов организации Системы стандартов безопасности труда (ССБТ);
- обеспечение подразделений локальными нормативными правовыми актами организации (правилами, нормами, инструкциями по охране труда), наглядными пособиями и учебными материалами по охране труда;
- организация и руководство работой кабинета по охране труда, подготовка информационных стендов, уголков по охране труда в подразделениях;
- организация совещаний по охране труда;
- ведение пропаганды по вопросам охраны труда с использованием для этих целей внутреннего радиовещания, телевидения, видео- и кинофильмов, малотиражной печати, стенных газет, витрин и т. д.;
- доведение до сведения работников действующих законов и иных нормативных правовых актов об охране труда РФ и соответствующего субъекта РФ, коллективного договора, соглашения по охране труда организации;
- рассмотрение писем, заявлений, жалоб работников, касающихся вопросов условий и охраны труда, подготовка предложений руководителю организации (руководителям подразделений) по устранению выявленных недостатков;
- осуществление контроля за:
– соблюдением работниками требований законов и иных нормативных правовых актов об охране труда Российской Федерации и соответствующего субъекта Российской Федерации, коллективного договора, соглашения по охране труда, других локальных нормативных правовых актов организации;
– обеспечением и правильным применением средств индивидуальной и коллективной защиты;
– расследованием и учетом несчастных случаев на производстве;
– выполнением мероприятий, предусмотренных программами, планами по улучшению условий и охраны труда, разделом коллективного договора, касающимся вопросов охраны труда, соглашением по охране труда, а также за принятием мер по устранению причин, вызвавших несчастный случай на производстве (информация из акта по форме Н-1), выполнением предписаний органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, других мероприятий по созданию безопасных условий труда;
– наличием в подразделениях инструкций по охране труда для работников согласно перечню профессий и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда, своевременным их пересмотром;
– проведением специальной оценки условий труда;
– своевременным проведением соответствующими службами необходимых испытаний и технических освидетельствований оборудования, машин и механизмов;
– эффективностью работы аспирационных и вентиляционных систем;
– состоянием предохранительных приспособлений и защитных устройств;
– своевременным проведением обучения по охране труда, проверки знаний требований охраны труда и всех видов инструктажа по охране труда;
– организацией хранения, выдачи, стирки, химической чистки, сушки, обеспыливания, обезжиривания и ремонта специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной и коллективной защиты;
– санитарно-гигиеническим состоянием производственных и вспомогательных помещений;
– организацией рабочих мест в соответствии с требованиями охраны труда;
– правильным расходованием в подразделениях средств, выделенных на выполнение мероприятий по улучшению условий и охраны труда;
– своевременным и правильным предоставлением работникам компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда, бесплатной выдачей лечебно-профилактического питания, молока и других равноценных пищевых продуктов;
– использованием труда женщин и лиц моложе 18 лет в соответствии с законодательством.
- анализ и обобщение предложений по расходованию средств фонда охраны труда организации (при его наличии), разработка направлений их наиболее эффективного использования, подготовка обоснований для выделения организации средств из территориального фонда охраны труда (при его наличии) на проведение мероприятий по улучшению условий и охраны труда.
Чтобы организовать деятельность службы охраны труда, работодатель может разработать и утвердить локальный нормативный акт — Положение о службе охраны труда.
На практике в структуру службы охраны труда входят:
- руководитель службы охраны труда;
- специалисты по охране труда.
На должность специалиста по охране труда работодатель вправе назначить работника, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в области охраны труда (ч. 1 ст. 217 ТК РФ).
При этом следует учитывать квалификационные требования, установленные разделом «Квалификационные характеристики должностей специалистов, осуществляющих работы в области охраны труда» Единого квалификационного справочника должностей руководителей и специалистов (далее — ЕКСД), утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 17.05.2012 № 559н (см. письма Роструда от 06.08.2012 № ТЗ/6389-3-5, от 24.01.2013 № ТЗ/297-3-5).
К сведению
С 1 июля 2016 г. работодатели вправе применять профессиональный стандарт «Специалист в области охраны труда», утвержденный Приказом Минтруда России от 04.08.2014 № 524н, в соответствии с ч. 2 ст. 195.3 ТК РФ (письмо Минтруда России от 26.12.2016 № 15-2/ООГ-4698).
Квалификационные требования:
- к должности «руководитель службы охраны труда»:
– высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Техносферная безопасность» или соответствующим ему направлениям подготовки (специальностям) по обеспечению безопасности производственной деятельности;
– либо высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование (профессиональная переподготовка) в области охраны труда, стаж работы в области охраны труда не менее пяти лет;
- к должности «специалист по охране труда»:
– высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Техносферная безопасность» или соответствующим ему направлениям подготовки (специальностям) по обеспечению безопасности производственной деятельности;
– либо высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование (профессиональная переподготовка) в области охраны труда без предъявления требований к стажу работы;
– либо среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование (профессиональная переподготовка) в области охраны труда и стаж работы в области охраны труда не менее трех лет.
Помимо квалификационных требований в ЕКСД содержатся должностные обязанности, а также требования к знаниям таких работников. Их можно использовать при составлении трудовых договоров и должностных инструкций работников службы охраны труда.
Оформить работников на соответствующие должности в службе охраны труда можно посредством:
Обратите внимание: дополнительные обязанности и функции в рамках совмещения или работы по совместительству должны возлагаться только на основании добровольного решения работника (письмо Роструда от 24.06.2015 № ПГ/32250-3-2).
Шаг 6 | График проверки знаний по охране труда
В предыдущей статье мы остановились на обучении и проверке знаний работников. Это очень важный этап и пропустить даже день, может быть очень чревато.
Вообще, любые задержки в охране труда, будь это обучение, медосмотр или инструктаж, инструктор расценит как нарушение. Не стоит забывать, что это все же требование Трудового кодеса, к которому пренебрежительно относиться – большая ошибка.
Итак, чтоб не получить штраф в районе 130 000 рублей за каждого сотрудника, нужно в конце текущего года формировать график проверки знаний по охране труда на будущий год.
График представляет собой таблицу с информацией кому когда необходимо пройти обучение с точной датой по всем работникам организации на текущий год.
А чтобы оформить его правильно и ничего не напутать, разберем отдельные нюансы в следующих частях.
Что делать, если проверка знаний выпадает в выходной день работника
Однажды в моей практике возникла такая проблема: что делать, если проверка знаний выпадает в выходной день работника, например, он находится на свободной вахте? Могу ли я вызвать его для сдачи экзамена на работу или стоит организовать проверку заблаговременно?
Думаю, что охрана труда с нуля должна быть построена до мелочей, соответственно, нерешенный вопрос я не могла оставить без внимания, да и интересно, как поступить в сложившейся ситуации и не налететь на штраф. Перерыв множество нормативных актов, стало ясно, что четко вопрос о том, что делать, если проверка знаний попадает в выходной день, нигде не регламентирован.
Зато в статьях 106 и 107 ТК РФ четко прописано, что такое время отдыха и какие виды его бывают, из которых следует, что работодатель не вправе требовать явиться на работу для того, чтобы прошла проверка знаний в выходной день работника.
Получается, что проверка знаний по охране труда относятся к исполнению трудовых обязанностей, а соотственно может проходить только в рабочее время. Если вам срочно требуется их проверить, можете сделать это только с письменного согласия сотрудника. Ознакомьтесь с ч.5 статьи 113 ТК РФ.
Да, это формальность, но в случае, если сотрудник обратится в суд, такой документ будет вам «плюсиком в карму». Потому как судья потребует график проверки знаний и работы сотрудников, проанализирует и сделает выводы, что вы заблаговременно не побеспокоились о сроках проверки знаний и их проведении в рабочее время.
Вы можете организовать проверку знаний в первый же рабочий день после окончания выходных, но не позднее.
Если все же проверка знаний была проведена не в назначенный день, от штрафа можно спастись, если вы приведете в качестве аргумента по исчислению сроков статью 14 ТК РФ, в которой говорится о том, что если последний день срока приходится на нерабочий день, то днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Объясню на конкретном примере. Если проверка знаний по охране труда была назначена на субботу, а провели ее в понедельник, то в этом случае можно допустить просрочку, но не более того. Но если нужно было провести во вторник, а по факту проверка знаний была в среду или четверг, то штраф неизбежен.
Так что держите руку на пульсе и с календарем в руках формируйте график проверки знаний на будущий год.
Кто должен составлять и утверждать график проверки знаний
Составлять и контролировать своевременность проведения проверки знаний в текущем году, как правило, должен отдел охраны труда. График подготавливают на основе протоколов.
Законом составление данного документа не регламентировано, но для четкого контроля за обучением работников он необходим, особенно в крупных компаниях.
Подготовленный график проверки знаний утверждает руководитель организации, а сотрудники должны быть ознакомлены под подпись с датой предстоящей проверки знаний в текущем году.
Шаг 7 | Обеспечение работников СИЗ
Следующий очень важный шаг для выполнения плана “Охрана труда с нуля” и создания безопасных условий труда – это выдача спецодежды и средств индивидуальной защиты (СИЗ).
Основываясь на ст. 212 ТК РФ, работодатель обязан выдавать специальную одежду и обувь, которая будет защищать от вредных производственных факторов.
Для того, чтобы правильно купить и выдать СИЗ, нужно определить, что именно необходимо для каждой из должностей и в каком количестве. Для этого разрабатываются нормы выдачи спецодежды.
Используются для этого типовые нормы, которые предусмотрены для вашего вида деятельности. Если же какой-либо должности не нашли – используйте нормы сквозных профессий.
Как документально должна быть организована выдача средств индивидуальной защиты, рассказываю .
Довольно-таки муторная и утомительная работа, но откладывать в долгий ящик не стоит, если у вас на предприятии охрана труда с самого нуля.
И работодателю экономить на спецодежде и СИЗ не стоит, так как это может привести к плачевной ситуации и к административной ответственности.
За нарушение требований охраны труда, выразившейся в невыдаче работникам средств индивидуальной защиты, может «прилететь» наказание в виде ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ, которое составляет штраф в размере:
- на должностных лиц – от 20 000 до 30 000 руб.;
- на индивидуальных предпринимателей – от 20 000 до 30 000 руб.;
- для организаций – от 130 000 до 150 000 руб.
Если ранее уже по данной статье выписывался штраф, то наказание за отсутствие СИЗ увеличивается:
- для должностных лиц – от 30 000 до 40 000 руб. или дисквалификация от года до 3-х лет;
- для индивидуальных предпринимателей – от 30 000 до 40 000 руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток;
- для организаций – от 100 000 до 200 000 руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток.
И как мы помним, на усмотрение инспектора, штраф может выписываться за каждый случай нарушения трудового законодательства, то есть суммироваться.
Мда, очень серьезно, тем более, если учесть тот фактор, что привлечь работодателя могут и к уголовной ответственности. Это в том случае, если на предприятии произошел тяжелый или смертельный случай, а сотрудник не был обеспечен СИЗ, которая могла уменьшить тяжесть нанесенного вреда здоровью.
Выдача производится организованно, с записью в личную карточку. Обратите внимание: на лицевой стороне обязательно прописывают, чем именно работник должен быть обеспечен и на какой срок. На оборотной стороне фиксируется, что он получил, дата и подпись.
Работник же, в свою очередь, обязан бережно эксплуатировать бесплатно выданную ему спецодежду!
Причем не только беречь ее, но еще и использовать. В случае, если обнаружили пренебрежение этой обязанностью, вы имеете полное право отстранить сотрудника от работы и привлечь его к дисциплинарной ответственности: СИЗ выдана не для красоты или удобства, а для обеспечения безопасности во время работы.
Сертификат на спецодежду
Просто так «от фонаря» покупать и выдавать СИЗ руководитель не имеет право. Работодатель обязан закупать только сертифицированную спецодежду, об этом также говорится в Приказе 209н и в Постановлении Правительства РФ № 982.
Часто поставщики СИЗ забывают прикладывать копии сертификатов на все товары, обязательно напоминайте им об этой обязанности. Потому как сертификат на спецодежду должен быть у работодателя в обязательном порядке как доказательство того, что выдаваемая СИЗ качественно защищает работников от вредных и опасных производственных факторов.
Инспектор может запросить выборочно показать ему какой-нибудь на выбор сертификат соответствия на спецодежду, и если его не окажется, наказывает за отсутствие по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ. Штраф немаленький: на юридических лиц от 50 до 80 т.р.
Поэтому приучите снабженцев, получать вместе с новой партией спецодежды сертификаты, чтобы у них в будущем даже не возникало вопросов: “А нужен ли сертификат на спецодежду?”
Можно ли уменьшить нормы выдачи СИЗ
Очень часто специалисты, идущие по плану “Охрана труда с нуля”, задаются вопросом: “А можно уменьшить нормы выдачи СИЗ?” Да я и сама об этом подумывала, ведь многое из Приказов Минсоцздравразвития не используется.
Но составляя нормы выдачи СИЗ, не занижайте их, так как это приводит к ухудшению условий труда работников. Руководитель предприятия вправе их только улучшать, повышая уровень безопасности людей на предприятии.
То есть заменять один вид спецодежды на другой допустимо, но по согласованию с профсоюзом, а просто взять и не выдать – нельзя. Потому как нормы содержат тот набор средств защиты, который должен обеспечить работникам безопасность в любое время года и при разных погодных условиях, защитив их от профессиональных заболеваний и травм.
Уход за спецодеждой
На этом ответственность работодателя в плане спецовки не заканчивается! Работодатель должен обеспечить хранение спецодежды на предприятии в шкафчиках (п.31 Приказа 290н).
Причем количество шкафов нужно рассчитывать из общей численности персонала, чтобы никто не остался не у дел.
Не забудьте про обеспечение чистоты СИЗ и про ее ремонт – это такая же обязанность работодателя, как и все остальное.
То есть должен быть заключен договор с прачечной, если нет своей на территории. В случае проверки ГИТ этот момент не удастся обойти, а штраф за нарушение от 50 000 до 80 000 рублей.
Если работник надумает увольняться, он должен вернуть спецодежду. Если СИЗ пришла в негодность до истечения срока носки, одежда списывается и выдается новый комплект.
Вот такой вот длинный и очень важный шаг. Продолжим разбираться.
СОУТ
СОУТ – мероприятия по специальной оценке условий труда. Являются обязательными для всех видов организаций. На основе результатов СОУТ:
- выдаются СИЗ;
- работников направляют на медосмотры;
- осуществляется доплата за вредные условия работы.
Оценка условий труда проводится аккредитованной организацией, имеющей свой офис, лицензию. С такой организацией предприятие заключает договор.
Почему выгодно обращаться за помощью к специализированным компаниям
Привлекать к оценке условий труда и составлению программ по обучению работников нормам ОТ, проведению такого обучения, можно сторонние организации, это выгодно. Работодателю:
- нет необходимости держать в штате специалиста, который мог бы заниматься обучением остального персонала;
- не нужно выделять специальное место, где могли бы проходить уроки.
Важно! Специализированная компания обычно гарантирует прохождения сотрудником всех необходимых инструктажей. По завершении СОУТ или процесса обучения заказчику выдается соответствующий отчет.
Какая ответственность за нарушение в организации охраны труда
Если руководитель предприятия не принял меры по обучению работников нормам ОТ, он отвечает за это перед законом.
Уголовная ответственность
Данный вид ответственности наступает, если на предприятии произошел несчастный случай, связанный с несоблюдением правил по ОТ, и в нем было уличено ответственное лицо. К ответственности привлекают по ст. 143 УК РФ. Виновника случившегося наказывают в зависимости от степени вины и причиненного вреда. Суд вправе оштрафовать виновное лицо на сумму до 400 тыс. рублей*, отправить на принудительные, обязательные или исправительные работы, ограничить свободу на срок до 1 года (возможна потеря лицензии на этот же срок).
Если при этом погибли люди, то срок заключения увеличивают до 4 лет, а срок дисквалификации до 3 лет.
Административная ответственность
К административной ответственности привлекают по ст. 2.4 и ст. 5.27 КоАП РФ. На ответственных лиц налагают штраф или принудительно заставляют прекратить деятельность до устранения всех обнаруженных проверяющим лицом проблем с охраной труда.
Законодательная база
Законодательная база
Законодательная база по ОТ включает:
Нормативно-правовые акты подразделяются на общие и локальные. Последние предназначены для использования для организации ОТ в конкретной отрасли.
Правильно организованная охрана труда позволяет предприятию избежать наказания в случае проверки компетентного органа, снизить риск возникновения несчастного случая. Ответственным лицом является руководство компании. Директор фирмы вправе привлечь к разработке правил по ОТ и обучению им работников, для оценивания условий, в которых работают сотрудники, стороннюю организацию.
*Суммы штрафов актуальны на август 2019 г.
Для чего нужна охрана труда на производственном предприятии
Охрана труда на предприятии нужна:
- для снижения рисков образования производственных травм, в том числе и не совместимых с жизнью;
- улучшения условий работы, что автоматически уменьшает количество оплаченных больничных листов и сумму компенсации за вредность;
- для уменьшения времени простоя предприятия по причине отсутствия сотрудников, получивших травму.
С этой целью на каждом предприятии внедряют систему управления ОТ.
Примерный перечень документов
Система управления охраной труда в организации
Под системой управления ОТ понимают:
- организацию учебных классов и выделение соответствующих учебных часов на обучение сотрудников нормам и правилам ОТ;
- оборудование рабочего места в соответствии с нормами законодательства;
- создание условий работы, которые не оказывали бы негативного воздействия на организм сотрудника;
- организацию снабжения всех сотрудников СИЗ;
- работу над планами по ликвидации чрезвычайных ситуаций, влекущих за собой получения сотрудниками травм;
- меры по обеспечению работников необходимым лечением.
Перечень мер по улучшению ОТ внедряют постепенно.
Образец приказа по охране труда на предприятии
При выборе ответственного за охрану труда человека, руководитель предприятия обязан подписать соответствующий приказ. Он составляется по общепринятому образцу любым компетентным для этого сотрудником компании и содержит:
- информацию о предприятии;
- данные об ответственном лице;
- перечень обязанностей ответственного лица.
Приказ
Завершается документ проставлением номера и даты его составления.
Важно! Приказ может быть отпечатан или оформлен от руки, его не обязательно заверять печатью (у ИП печати может не быть).
Составление перечня вредных и опасных производственных факторов
При учете вредных и опасных факторов изучают:
- особенности оборудования, материалов и сырья, с которыми контактируют работники;
- результаты произведенных проверок;
- результаты испытаний и исследований на предмет наличия вредных или опасных факторов;
- сведения о ранее имевших место быть несчастных случаях, связанных с вредоносным воздействием производственных факторов на работников;
- предложения, поступившие от сотрудников.
Важно! Правильно составленный перечень вредящих сотрудникам предприятия факторов не исключает необходимости замера времени воздействия их на лиц конкретной профессии.
После учета всех факторов берут список сотрудников организации и на основании информации о профессии и должности каждого работника составляют перечень того, что можно признать вредным для здоровья и жизни, включив в него, к примеру, излучение монитора компьютера, недостаток или избыток света, громкие звуки.
План мероприятий по организации охраны труда
План мероприятий по организации ОТ обычно состоит из следующих пунктов:
- номера мероприятия;
- наименования;
- сроков реализации;
- графы для указания ответственного лица;
- строки для указания стоимости проведенной работы.
План может являться частью заключенного между работодателем и сотрудником трудового договора или самостоятельным документом. Перечень необходимых для улучшения качества ОТ мер содержится в Приказе Минтруда № 181н. Для его реализации потребуется:
- Создать систему управления ОТ на предприятии.
- Назначить лицо, ответственное за ОТ.
- Издать Приказ по ОТ.
- Принять Приказ о назначении ответственных за ОТ лиц.
- Утвердить инструкции по ОТ.
Важно! Реализовать мероприятия в соответствии с планом обязаны ответственные лица.
Организация обучения персонала
Все работающие в организации физлица обязаны периодически сдавать экзамен по охране труда. С этой целью:
- проводятся общие инструктажи для всех работников, которые только что устроились в компанию (один раз);
- специальные инструктажи (1 раз в год) для отдельных категорий работников (регулярно).
Всего нужно пройти 5 видов инструктажей:
- вводный (при устройстве на работу);
- первичный (проводит руководитель структурного подразделения);
- повторный (1 раз в 3 месяца);
- целевой (если технику нужно выполнить конкретную работу);
- внеплановый (если этого требует проверяющее лицо).
Если это необходимо, сотрудников организации направляют на обучение ОТ. После проведения инструктажа и сдачи экзамена на знание техники безопасности (ТБ) работники расписываются в журнале регистрации проведенного инструктажа.
Важно! На обучение руководителя отводится 40 часов, на обучение простых работников – не менее 20 часов.
Оформление программ проведения инструктажей
Учебный процесс невозможен без правильно разработанных инструкций и программ обучения, касающихся каждой профессии и вида выполненной работы. Готовые программы можно купить у занимающихся их составлением компаний.
Готовые программы инструктажей по охране труда
Знания работников проверяют по готовым программам инструктажа, после чего оформляют протокол проверки. Обучение работники должны проходить ежегодно или каждый раз, как только произошла смена профессии, должности, после перевода или перерыва в работе. Руководство переобучают 1 раз в 3 года.
Какой обязательный минимум по охране труда должен быть в каждой организации
Только что образованное предприятие обязано иметь в своем распоряжении следующий минимальный перечень документов по ОТ. Понадобятся бумаги, касающиеся охраны труда. Также потребуются кадровые документы. Предприятие не может начать работать без:
- штатного расписания;
- правил внутреннего распорядка;
- приказов о предоставлении отпусков и их графика;
- трудовых книжек и трудовых контрактов;
- инструкций, которые обязаны изучить все работники;
- личных карточек рабочих (может не быть у ИП);
- документов о порядке выдачи заработной платы.
Необходимо иметь документы, связанные с электробезопасностью:
- журнал для учета полученных работником знаний и норм в области работы с электроустановкой;
- список профессий и должностей, а также рабочих мест, за которыми закреплена группа по электробезопасности.
Понадобится и документация, касающаяся пожарной безопасности.
Большая часть документов имеется в готовом виде, руководству предприятия остается лишь интерпретировать их к собственному производству.
Документы
Самое сложное: изучить большой объем документов, регламентирующих вопросы организации работы по охране труда.
Для кого предназначена публикация: для тех, кто впервые пришел работать в данную область: начинающих инженеров по охране труда, лиц, на которых возложены обязанности по организации работы по охране труда, т.е. тех, кто находится в самом начале своего профессионального пути.
Алгоритм действий: с чего начать работу по охране труда в организации
Для организации работы и осуществления контроля по охране труда наниматели должны ввести должность специалиста по охране труда или создать службу охраны труда из числа лиц, имеющих необходимую подготовку (ст. 227 Трудового кодекса РБ (далее – ТК)). Таким образом, перед нанимателем (руководителем организации) стоит задача обеспечить здоровые и безопасные условия труда на каждом рабочем месте. Поэтому он должен правильно организовать работу по охране труда, распределить обязанности по данному вопросу между всеми работниками: от заместителей руководителя организации, руководителей управлений, отделов, служб, производств, цехов, участков до специалистов и рабочих – и обеспечить эффективный контроль за соблюдением законодательства об охране труда.
Важно!
Обязанности нанимателя (работодателя) по обеспечению охраны труда определены в ст. 226 ТК и ст. 13 Закона об охране труда.
В частности, Законом об охране труда закреплена обязанность нанимателя (работодателя) назначать должностных лиц, ответственных за организацию охраны труда.
Ведущая роль в организации работы по охране труда, осуществлении контроля за соблюдением установленных требований в данной области, исполнением работниками возложенных обязанностей по охране труда, координации деятельности в этой сфере отводится службе охраны труда или инженеру по охране труда.
Рассмотрим наиболее значимые этапы по организации работы по охране труда в организации.
Этап 1
Решение о создании службы охраны труда или назначении специалиста по охране труда принимает наниматель. Оно оформляется приказом по основной деятельности. Если в организации будет создаваться служба по охране труда, то следующим важным шагом будет разработка и утверждение Положения о службе охраны труда организации (далее – Положение). Данный документ определяет правовой статус службы, задачи, функции и т.д. Положение утверждает наниматель при участии профсоюза (если он создан в организации). Документы, которыми необходимо руководствоваться при разработке Положения, это:
– Закон РБ от 23.06.2008 № 356-З «Об охране труда» (далее – Закон об охране труда), а именно ст. 16 названного Закона;
– часть четвертая ст. 227 ТК;
– Нормативы численности специалистов по охране труда на предприятиях, утвержденные постановлением Минтруда РБ от 23.07.1999 № 94 (следует руководствоваться при комплектовании службы охраны труда);
– Типовое положение о службе охраны труда организации, утвержденное постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 24.05.2002 № 82.
Совет:
рекомендуем включить в Положение условия, касающиеся образования специалистов по охране труда, их стажа работы; сроки проверки знаний по охране труда; определить уровни подчиненности службы.
На каждого работника службы нужно разработать и утвердить должностную инструкцию. По своему статусу служба охраны труда приравнивается к основным производственно-техническим службам.
Этап 2
Необходимо ознакомиться с документами, определяющими деятельность организации. Это поможет вам определиться, какова структура управления в организации, какие должностные лица осуществляют ее управление, какие профессии работников имеются в организации. Ознакомьтесь с работой структурных подразделений, выясните, какие виды работ проводятся в организации и какое оборудование и технологии используются при этом, какие источники питания, материалы применяются в технологических процессах, каким видом ручного механизированного инструмента пользуются рабочие, какими средствами индивидуальной защиты они обеспечиваются и т.д. Все это займет много времени, однако пренебрегать этими действиями в данном случае нельзя.
Этап 3
На данном этапе нужно узнать, какие законодательные и иные нормативные правовые акты и технические нормативные правовые акты, устанавливающие требования по охране труда, должны соблюдать должностные лица организации и работники, а также требования к оборудованию (машинам и механизмам), технологическим процессам, сырью, материалам, организации работы по охране труда, обучению, инструктированию и проверке знаний работников по охране труда и т.д.
От редакции:
помните, что далеко не все технические стандарты, методические рекомендации, СниПы и СанПиНы имеются в электронных базах и в свободном доступе в Интернете. Возможно, что необходимые вам документы нужно будет приобретать самостоятельно за деньги.
Законодательные, нормативные правовые акты и технические нормативные правовые акты необходимо изучить, для того чтобы выработать ряд предложений нанимателю по организации работы по охране труда. Эти предложения оформите в виде докладной записки на имя руководителя организации.
Рассмотрим алгоритм более подробно.
Шаг 1. Подготовьте проект приказа о назначении должностного(-ых) лица (лиц), ответственного(-ых) за организацию охраны труда.
Общее руководство охраной труда осуществляет руководитель организации, непосредственно за обеспечение работ по охране труда отвечает один из его заместителей, за обеспечение работ по охране труда в структурных подразделениях – руководители структурных подразделений, а за организацию работы по обеспечению охраны труда в целом несет ответственность инженер по охране труда (руководитель службы по охране труда).
При назначении лиц, ответственных за охрану труда, необходимо учесть, что круг указанных лиц зависит от специфики организации, т.е. от наличия в ней объектов и производства работ повышенной опасности.
Шаг 2. Разработайте и утвердите должностную(-ые) инструкцию(-ии) на специалиста(-ов) по охране труда и инструкции по охране труда на все виды работ, которые осуществляются в организации, и для всех профессий.
Инструкции по охране труда тщательно разрабатываются для каждой профессии и должны быть в наличии в каждой организации независимо от формы собственности или численности работников. Проверьте, чтобы все работники были ознакомлены с инструкциями под роспись.
Важно!
Работодателем должны быть разработаны и приняты инструкции по охране труда для профессий и отдельных видов работ (услуг), выполняемых в организации работниками различных профессий и должностей, а также для работ, выполнение которых связано с повышенной опасностью (п. 4 Инструкции № 176).
Шаг 3. Подготовьте проект приказа о создании комиссии для проверки знаний по вопросам охраны труда.
Прежде чем создать комиссию, ознакомьтесь с Положением о комиссии организации для проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденным постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 30.12.2008 № 210.
Возглавлять комиссию должен руководитель организации или его заместитель. Одновременно могут быть созданы несколько комиссий в организации, а также соответствующие комиссии структурных подразделений (комиссия структурного подразделения). В организациях, где нет возможности создать комиссию, например в микроорганизациях, разрешается проводить проверки знаний рабочих в комиссиях организаций, осуществляющих аналогичные виды деятельности, или в комиссиях местных исполнительных и распорядительных органов для проверки знаний по вопросам охраны труда.
Справочно:
срок хранения журналов регистрации инструктажей – 10 лет с даты внесения по-следней записи (п. 62 Инструкции № 175).
Шаг 4. Приобретите журналы инструктажей по охране труда: вводного, первичного, повторного, внепланового, целевого.
Вы можете купить журналы инструктажей в специализированных организациях либо разработать их самостоятельно на основании форм, утвержденных соответствующими нормативными правовыми актами.
Шаг 5. Разработайте и утвердите программу вводного инструктажа по охране труда.
При разработке воспользуйтесь Типовым перечнем вопросов программы вводного инструктажа по охране труда, утвержденного постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 28.11.2008 № 175 «Об утверждении Инструкции о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда» (далее – постановление № 175).
Шаг 6. Подготовьте проект приказа об утверждении перечня профессий и должностей, которые должны проходить проверку знаний и стажировку по вопросам охраны труда.
Типовой перечень должностей руководителей и специалистов, которые должны проходить проверку знаний по вопросам охраны труда, содержится в приложении 6 к Инструкции*.
Справочно:
типовой перечень вопросов программы вводного инструктажа по охране труда определен в приложении 7 к Инструкции о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденной постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 28.11.2008 № 175.
Шаг 7. Выявите категорию работников для прохождения предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров, и организуйте их прохождение.
Для отдельных категорий работников прохождение медосмотра при поступлении на работу является обязательным (п. 6 ст. 26 ТК). Обязанности по организации и проведению предварительных медосмотров работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда или на работах, где есть необходимость в профессиональном отборе (при поступлении на работу), возложены на нанимателя ст. 228 ТК и обязательны:
– для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (часть первая ст. 228 ТК и ст. 21 Закона «Об охране труда»);
– лиц моложе 18 лет (ст. 275 ТК);
– потенциальных соискателей на должности (профессии), подпадающие под факторы, работы, указанные в приложениях к Инструкции о порядке проведения обязательных медицинских осмотров работающих и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства здравоохранения Республики Беларусь, утвержденной постановлением Минздрава РБ от 28.04.2010 № 47, а именно:
факторы производственной среды, показатели тяжести и напряженности трудового процесса, при работе с которыми обязательны предварительные, периодические и внеочередные медосмотры (приложение 1);
работы, для выполнения которых обязательны предварительные, периодические и внеочередные медосмотры (приложение 2);
работы, для выполнения которых обязательны предварительные, периодические и внеочередные медосмотры с целью предотвращения инфекционных и паразитарных заболеваний (приложение 3).
От редакции:
более подробно о предварительных и периодических медосмотрах см. в журнале «Я – специалист по кадрам», 2012, № 17, с. 44.
Для того чтобы определить, подлежит ли принимаемый работник (кандидат) по той или иной должности, профессии медосмотру, нужно свериться с указанными перечнями.
Инженер по охране труда (служба охраны труда) разрабатывает перечень работ, для выполнения которых обязательны предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры совместно с кадровой службой (специалистом по кадрам).
Шаг 8. Подготовьте проекты приказов о назначении ответственных лиц за безопасную эксплуатацию объектов повышенной опасности (сосуды под давлением, грузоподъемные механизмы, лифты и т.д.) и др. (если в вашей организации они используются).
Шаг 9. Определите категорию работников, которых необходимо обеспечить средствами индивидуальной защиты и примите меры по решению данного вопроса.
Обращаем внимание, что с 1 июня 2012 г. действует Технический регламент Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» (далее – Технический регламент)*.
Технический регламент разработан с целью установления на единой таможенной территории Таможенного союза единых обязательных для применения и исполнения требований к средствам индивидуальной защиты, обеспечения свободного перемещения средств индивидуальной защиты, выпускаемых в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза. Поэтому, приобретая для работников средства индивидуальной защиты, проверьте, соответствуют ли они вышеназванному регламенту.
Справочно:
когда в организации создается служба охраны труда, при определении ее функций и задач следует руководствоваться Типовым положением о службе охраны труда организации, утвержденным постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 24.05.2002 № 82.
Работники, выполняющие работы в организации по гражданско-правовым договорам, обеспечиваются средствами индивидуальной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами, если это указано в самом договоре.
Порядок обеспечения средствами индивидуальной защиты работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, связанных с загрязнением или осуществляемых в неблагоприятных температурных условиях, установлен в Инструкции, утвержденной постановление Минтруда и соцзащиты РБ от 30.12.2008 № 209.
Шаг 10. Установите перечень работ с повышенной опасностью.
Типовой перечень работ с повышенной опасностью смотрите в приложении 1 к Инструкции.
Справочно:
проверку знаний в т.ч. проходят работающие по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ (оказание услуг) и создание объектов интеллектуальной собственности (подп. 2.2 п. 2 Инструкциии № 175).
Лица, совмещающие несколько профессий (должностей), проходят обучение, инструктаж и проверку знаний по вопросам охраны труда по основной и совмещаемым профессиям (должностям) (п. 6 Инструкции № 175).
Лица, замещающие временно отсутствующих работников, дополнительно проходят обучение и проверку знаний по вопросам охраны труда в объеме требований по замещаемым должностям (профессиям) (п. 7 Инструкции № 175).
Шаг 11. Определите перечень должностных лиц, которые обязаны проходить предварительную (в течение месяца со дня назначения на должность) и периодическую (один раз в 3 года) проверку знаний по вопросам охраны труда.
Работающие по некоторым должностям руководители и специалисты проходят проверку знаний ежегодно, что установлено следующими отраслевыми нормативными правовыми актами по охране труда:
– приложение 4 к Правилам по охране труда при погрузочно-
разгрузочных работах на железнодорожном транспорте, утвержденным постановлением Белжд, Минтруда РБ от 28.07.1998 № 19/71;
– п. 44 Инструкции обучения безопасным методам и приемам работы, проведения инструктажа и проверки знаний по вопросам охраны труда работников организаций системы Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь, утвержденной постановлением Минстройархитектуры РБ от 20.09.2004 № 22;
– п. 3 Межотраслевой типовой инструкции по охране труда при выполнении работ по обслуживанию и ремонту зданий и сооружений, утвержденной постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 27.12.2007 № 186.
Шаг 12. Разработайте вопросы для проверки знаний по вопросам охраны труда работников различных категорий.
Вопросы для проверки знаний руководителей и специалистов по вопросам охраны труда нужно разрабатывать на основе Типового перечня вопросов, утвержденного постановлением Минтруда от 28.11.2008 № 175 для обучения и проверки знаний по вопросам охраны труда
руководителей и специалистов, определяемого Минтруда. Вопросы для проверки знаний работающих по рабочим профессиям разрабатывают на основе требований по охране труда для профессий и отдельных видов работ (услуг), содержащихся в нормативных правовых актах, в т.ч. технических нормативных правовых актах. Билеты с вопросами и для специалистов, и для рабочих профессий должны быть утверждены руководителем организации.
Шаг 13. Установите перечень профессий и должностей, работники которых имеют право на получение молока или равноценных пищевых продуктов.
Правила бесплатного обеспечения работников молоком или равноценными пищевыми продуктами при работе с вредными веществами утверждены постановлением Совета Министров РБ от 27.02.2002 № 260. Они распространяются на нанимателей независимо от форм собственности и организационно-правовых форм. Перечень вредных веществ, при работе с которыми в профилактических целях показано употребление молока или равноценных пищевых продуктов содержится в приложении к постановлению Минтруда и соцзащиты и Минздрава РБ от 19.03.2002 № 34/12.
Важно!
На основании типового перечня должностей руководителей и специалистов, которые должны проходить проверку знаний по вопросам охраны труда, руководитель организации утверждает соответствующий перечень (п. 38 Инструкции № 175).
Шаг 14. Определите перечень работ, связанных с загрязнением, при выполнении которых работникам выдается бесплатно мыло, смывающие и обезвреживающие средства.
Предоставление данных средств является обязанностью нанимателя (ст. 226 ТК). При этом работники должны обеспечиваться только смывающими и обезвреживающими средствами, которые прошли государственную гигиеническую регистрацию. Нормы обеспечения работников смывающими и обезвреживающими средствами установлены постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 30.12.2008 № 208 «О нормах и порядке обеспечения работников смывающими и обезвреживающими средствами». Обращаем внимание, что при наличии в организации санитарно-бытовых помещений, обеспеченных смывающими средствами, выдача смывающих средств непосредственно работникам на руки не производится.
Важно!
Контроль может осуществляться в форме проверок, обследований, осмотров, систематического учета показателей, характеризующих состояние условий и охраны труда, затребования необходимой информации, рассмотрения жалоб, заявлений. Контроль предусматривает выявление причин нарушений требований охраны труда и разработку мероприятий по их устранению и предупреждению (постановление Минтруда и соцзащиты РБ от 26.12.2003 № 159 «Об утверждении типовой инструкции о проведении контроля за соблюдением законодательства об охране труда в организации»).
Шаг 15. Оборудуйте кабинет либо уголок по охране труда.
Кабинет по охране труда оборудуется по утвержденному нанимателем проекту, разработанному с учетом требований Типового положения о кабинете охраны труда, утвержденного постановлением Минтруда РБ от 08.11.1999 № 144. Кабинет создается при численности работающих в организации или ее структурном подразделении 100 человек и более. При численности работающих до 300 человек кабинет по охране труда может быть совмещен с кабинетом для учебных занятий (техническим кабинетом). Уголки по охране труда создаются в структурных подразделениях организации. Если численность работающих менее 100 человек, функции кабинета по охране труда могут выполнять уголки по охране труда. Площадь кабинета определяется в зависимости от списочного количества работающих. Перечни оборудования кабинета и документации по охране труда приведены в приложениях 1 и 2 к Типовому положению о кабинете по охране труда.
Шаг 16. Организуйте контроль за соблюдением законодательства об охране труда в организации.
Контроль за соблюдением законодательства об охране труда в организации могут осуществлять уполномоченные лица по охране труда работников организации. Они назначаются приказом руководителя организации.
Шаг 17. Разработайте и внедрите в организации Систему управления охраной труда (СУОТ).
Только за январь – сентябрь 2012 г. система управления охраной труда (СУОТ) внедрена в 1 047 организациях. Эта цифра будет расти, потому что разрабатывать и внедрять процедуры, обеспечивающие идентификацию опасностей, оценку профессиональных рисков, подготовку и реализацию мероприятий по снижению профессиональных рисков, анализ их эффективности является обязанностью работодателя (ст. 13 Закона об охране труда). Разработанная СУОТ должна соответствовать СТБ 18001-2009 «Система управления охраной труда. Требования».
Справочно:
руководитель организации с учетом функций, роли и места структурных подразделений, отдельных работников в системе управления охраной труда устанавливает их обязанности и полномочия в этой области.
Если руководитель организации не назначил лицо, ответственное за организацию СУОТ, то его обязанности по ведению СУОТ он будет выполнять самостоятельно.
Михаил Тарасевич, инженер по охране труда