Организация работы по охране труда в организации в соответствии с законодательством России

Содержание

Когда необходимо создавать службу охраны труда в организации или вводить должность специалиста по охране труда?

Какие требования предъявляются к работникам этой службы?

Какие документы необходимо оформить, создавая службу охраны труда?

Когда необходимо создавать службу охраны труда?

Вопросы создания и организации деятельности службы охраны труда регламентируются ст. 217 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ), Рекомендациями по организации работы Службы охраны труда в организации, утвержденными Постановлением Минтруда России от 08.02.2000 № 14 (далее — Рекомендации), а также другими нормативными актами и документами рекомендательного характера.

Работодатели (организации, индивидуальные предприниматели) обязаны создавать службу охраны труда либо вводить в штатное расписание должность специалиста по охране труда, если соблюдаются следующие условия (ч. 1 ст. 217 ТК РФ):

  • численность работников превышает 50 человек;
  • работодатель ведет производственную деятельность.

К сведению

Под производственной деятельностью понимается совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию. Такая деятельность включает производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг (ч. 9 ст. 209 ТК РФ).

Производственная деятельность осуществляется в разнообразных формах, в разных отраслях экономики физическими и юридическими лицами (организациями). Это деятельность по производству не только материальных, но и нематериальных благ, оказание различных услуг во всех сферах (см. Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности, утвержденный Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст).

Организации, которые не занимаются производством, а оказывают услуги, считают, что нормы ч. 1 ст. 217 ТК РФ на них не распространяются. Однако это не так. Согласно разъяснениям Минтруда России указанные нормы в полной мере распространяется на организации, оказывающие различные виды услуг. Поэтому организации, которые оказывают услуги, обязаны создать службу охраны труда или ввести в штатное расписание должность специалиста по охране труда (письмо Минтруда России от 10.06.2016 № 15-2/ООГ-2136).

Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, может создать службу охраны труда или ввести должность специалиста по охране труда — в зависимости от специфики своей производственной деятельности (ч. 2 ст. 217 ТК РФ).

Согласно ч. 3 ст. 217 ТК РФ, если у работодателя нет службы охраны труда или штатного специалиста по охране труда, их функции выполняют:

  • работодатель — индивидуальный предприниматель (лично);
  • руководитель организации;
  • другой уполномоченный работодателем работник;
  • сторонняя организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору.

Договор о выполнении функций службы охраны труда можно составить на основе примерной формы, приведенной в приложении к письму Минтруда России от 16.11.1994 № 2207-КВ.

Обратите внимание!

Оказывать услуги в области охраны труда могут только аккредитованные организации. Правила аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 01.04.2010 № 205н.

Нормы ч. 3 ст. 217 ТК РФ распространяются только на работодателей, численность работников которого не превышает 50 человек.

Если численность работников превышает 50 человек, работодатель обязан создать службу охраны труда или ввести в штатное расписание должность специалиста по охране труда, на которых возлагаются функции по организации работы по охране труда в организации (письмо Минтруда России от 11.11.2016 № 15-2/В-3673). Руководствоваться нормами ч. 3 ст. 217 ТК РФ в этом случае нельзя!

Таким образом, у любого работодателя, включая малые предприятия и микропредприятия, индивидуальных предпринимателей, должны быть лица, уполномоченные заниматься вопросами охраны труда.

Если у работодателя нет ни службы охраны труда, ни специалиста по охране труда и никто не выполняет их функции, он может быть привлечен к ответственности за нарушение законодательства об охране труда по ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Например, отсутствие штатной единицы специалиста по охране труда в организации, численность работников которой превышает 50 человек, является нарушением требований ч. 1 ст. 217 ТК РФ. Это может послужить основанием для привлечения должностных лиц и организации к административной ответственности (письмо Минтруда России от 26.12.2016 № 15-2/ООГ-4698).

Структура и численность службы охраны труда

При определении структуры службы охраны труда и численности ее работников работодателю следует руководствоваться:

  • Рекомендациями по организации работы Службы охраны труда в организации, утвержденными Постановлением Минтруда России от 08.02.2000 № 14 (далее — Рекомендации);
  • Межотраслевыми нормативами численности работников службы охраны труда в организациях, утвержденными Постановлением Минтруда России от 22.01.2001 № 10 (далее — Межотраслевые нормативы).

На основе Рекомендаций в организациях, осуществляющих производственную деятельность, разрабатываются Положения о службе охраны труда, с учетом специфики их организационно-правовых форм (письма Минтруда России от 26.12.2016 № 15-2/ООГ-4698, от 30.01.2017 № 15-2/ООГ-222).

Как оформить создание службы охраны труда?

Решение о создании службы охраны труда в виде отдельного структурного подразделения или введении в штат должности специалиста по охране труда необходимо оформить документально.

В первую очередь необходимо внести соответствующие изменения в штатное расписание работодателя. Для этого издают приказ (распоряжение) по основной деятельности (примеры приказов о создании службы охраны труда и внесении изменений в штатное расписание и о введении в штатное расписание должности специалиста по охране труда см. далее).

Какие требования предъявляются к сотрудникам службы охраны труда?

Функции службы охраны труда (разделы II–III Рекомендаций):

  • учет и анализ состояния и причин производственного травматизма, профессиональных заболеваний и заболеваний, обусловленных производственными факторами;
  • помощь подразделениям в организации и проведении измерений параметров опасных и вредных производственных факторов, в оценке травмобезопасности оборудования, приспособлений;
  • организация и участие в проведении специальной оценки условий труда;
  • проведение совместно с представителями соответствующих подразделений и с участием уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов или иных уполномоченных работниками представительных органов проверок, обследований технического состояния зданий, сооружений, оборудования, машин и механизмов, приспособлений, средств коллективной и индивидуальной защиты работников, состояния санитарно-технических устройств, работы вентиляционных систем на соответствие требованиям охраны труда;
  • участие в работе комиссий по приемке в эксплуатацию законченных строительством или реконструированных объектов производственного назначения, комиссий по приемке из ремонта установок, агрегатов, станков и другого оборудования в части соблюдения требований охраны труда;
  • согласование разрабатываемой в организации проектной, конструкторской, технологической и другой документации в части требований охраны труда;
  • разработка совместно с другими подразделениями планов, программ по улучшению условий и охраны труда, предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний, заболеваний, обусловленных производственными факторами; оказание организационно-методической помощи по выполнению запланированных мероприятий.
  • участие в составлении разделов коллективного договора, касающихся условий и охраны труда, соглашения по охране труда организации;
  • помощь руководителям подразделений в составлении списков профессий и должностей, в соответствии с которыми работники должны проходить обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, а также списков профессий и должностей, в соответствии с которыми на основании действующего законодательства работникам предоставляются гарантий и компенсаций за работу с вредными или опасными условиями труда;
  • организация расследования несчастных случаев на производстве; участие в работе комиссии по расследованию несчастного случая; оформление и хранение документов, касающихся требований охраны труда (актов по форме Н-1 и других документов по расследованию несчастных случаев на производстве, отчета о проведении специальной оценки условий труда), в соответствии с установленными сроками;
  • участие в подготовке документов для назначения выплат по страхованию в связи с несчастными случаями на производстве или профессиональными заболеваниями;
  • составление отчетности по охране и условиям труда по формам, установленным Госкомстатом России;
  • разработка программ обучения по охране труда работников организации, в том числе ее руководителя; проведение вводного инструктажа по охране труда со всеми лицами, поступающими на работу (в том числе временно), командированными, а также учащимися и студентами, прибывшими на производственное обучение или практику;
  • организация своевременного обучения по охране труда работников организации, в том числе ее руководителя, и участие в работе комиссий по проверке знаний требований охраны труда;
  • составление (при участии руководителей подразделений) перечней профессий и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда;
  • оказание методической помощи руководителям подразделений при разработке и пересмотре инструкций по охране труда, стандартов организации Системы стандартов безопасности труда (ССБТ);
  • обеспечение подразделений локальными нормативными правовыми актами организации (правилами, нормами, инструкциями по охране труда), наглядными пособиями и учебными материалами по охране труда;
  • организация и руководство работой кабинета по охране труда, подготовка информационных стендов, уголков по охране труда в подразделениях;
  • организация совещаний по охране труда;
  • ведение пропаганды по вопросам охраны труда с использованием для этих целей внутреннего радиовещания, телевидения, видео- и кинофильмов, малотиражной печати, стенных газет, витрин и т. д.;
  • доведение до сведения работников действующих законов и иных нормативных правовых актов об охране труда РФ и соответствующего субъекта РФ, коллективного договора, соглашения по охране труда организации;
  • рассмотрение писем, заявлений, жалоб работников, касающихся вопросов условий и охраны труда, подготовка предложений руководителю организации (руководителям подразделений) по устранению выявленных недостатков;
  • осуществление контроля за:

– соблюдением работниками требований законов и иных нормативных правовых актов об охране труда Российской Федерации и соответствующего субъекта Российской Федерации, коллективного договора, соглашения по охране труда, других локальных нормативных правовых актов организации;

– обеспечением и правильным применением средств индивидуальной и коллективной защиты;

– расследованием и учетом несчастных случаев на производстве;

– выполнением мероприятий, предусмотренных программами, планами по улучшению условий и охраны труда, разделом коллективного договора, касающимся вопросов охраны труда, соглашением по охране труда, а также за принятием мер по устранению причин, вызвавших несчастный случай на производстве (информация из акта по форме Н-1), выполнением предписаний органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, других мероприятий по созданию безопасных условий труда;

– наличием в подразделениях инструкций по охране труда для работников согласно перечню профессий и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда, своевременным их пересмотром;

– проведением специальной оценки условий труда;

– своевременным проведением соответствующими службами необходимых испытаний и технических освидетельствований оборудования, машин и механизмов;

– эффективностью работы аспирационных и вентиляционных систем;

– состоянием предохранительных приспособлений и защитных устройств;

– своевременным проведением обучения по охране труда, проверки знаний требований охраны труда и всех видов инструктажа по охране труда;

– организацией хранения, выдачи, стирки, химической чистки, сушки, обеспыливания, обезжиривания и ремонта специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной и коллективной защиты;

– санитарно-гигиеническим состоянием производственных и вспомогательных помещений;

– организацией рабочих мест в соответствии с требованиями охраны труда;

– правильным расходованием в подразделениях средств, выделенных на выполнение мероприятий по улучшению условий и охраны труда;

– своевременным и правильным предоставлением работникам компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда, бесплатной выдачей лечебно-профилактического питания, молока и других равноценных пищевых продуктов;

– использованием труда женщин и лиц моложе 18 лет в соответствии с законодательством.

  • анализ и обобщение предложений по расходованию средств фонда охраны труда организации (при его наличии), разработка направлений их наиболее эффективного использования, подготовка обоснований для выделения организации средств из территориального фонда охраны труда (при его наличии) на проведение мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

Чтобы организовать деятельность службы охраны труда, работодатель может разработать и утвердить локальный нормативный акт — Положение о службе охраны труда.

На практике в структуру службы охраны труда входят:

  • руководитель службы охраны труда;
  • специалисты по охране труда.

На должность специалиста по охране труда работодатель вправе назначить работника, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в области охраны труда (ч. 1 ст. 217 ТК РФ).

При этом следует учитывать квалификационные требования, установленные разделом «Квалификационные характеристики должностей специалистов, осуществляющих работы в области охраны труда» Единого квалификационного справочника должностей руководителей и специалистов (далее — ЕКСД), утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 17.05.2012 № 559н (см. письма Роструда от 06.08.2012 № ТЗ/6389-3-5, от 24.01.2013 № ТЗ/297-3-5).

К сведению

С 1 июля 2016 г. работодатели вправе применять профессиональный стандарт «Специалист в области охраны труда», утвержденный Приказом Минтруда России от 04.08.2014 № 524н, в соответствии с ч. 2 ст. 195.3 ТК РФ (письмо Минтруда России от 26.12.2016 № 15-2/ООГ-4698).

Квалификационные требования:

  • к должности «руководитель службы охраны труда»:

– высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Техносферная безопасность» или соответствующим ему направлениям подготовки (специальностям) по обеспечению безопасности производственной деятельности;

– либо высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование (профессиональная переподготовка) в области охраны труда, стаж работы в области охраны труда не менее пяти лет;

  • к должности «специалист по охране труда»:

– высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Техносферная безопасность» или соответствующим ему направлениям подготовки (специальностям) по обеспечению безопасности производственной деятельности;

– либо высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование (профессиональная переподготовка) в области охраны труда без предъявления требований к стажу работы;

– либо среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование (профессиональная переподготовка) в области охраны труда и стаж работы в области охраны труда не менее трех лет.

Помимо квалификационных требований в ЕКСД содержатся должностные обязанности, а также требования к знаниям таких работников. Их можно использовать при составлении трудовых договоров и должностных инструкций работников службы охраны труда.

Оформить работников на соответствующие должности в службе охраны труда можно посредством:

Обратите внимание: дополнительные обязанности и функции в рамках совмещения или работы по совместительству должны возлагаться только на основании добровольного решения работника (письмо Роструда от 24.06.2015 № ПГ/32250-3-2).

Шаг 6 | График проверки знаний по охране труда

В предыдущей статье мы остановились на обучении и проверке знаний работников. Это очень важный этап и пропустить даже день, может быть очень чревато.

Вообще, любые задержки в охране труда, будь это обучение, медосмотр или инструктаж, инструктор расценит как нарушение. Не стоит забывать, что это все же требование Трудового кодеса, к которому пренебрежительно относиться – большая ошибка.

Итак, чтоб не получить штраф в районе 130 000 рублей за каждого сотрудника, нужно в конце текущего года формировать график проверки знаний по охране труда на будущий год.

График представляет собой таблицу с информацией кому когда необходимо пройти обучение с точной датой по всем работникам организации на текущий год.

А чтобы оформить его правильно и ничего не напутать, разберем отдельные нюансы в следующих частях.

Что делать, если проверка знаний выпадает в выходной день работника

Однажды в моей практике возникла такая проблема: что делать, если проверка знаний выпадает в выходной день работника, например, он находится на свободной вахте? Могу ли я вызвать его для сдачи экзамена на работу или стоит организовать проверку заблаговременно?

Думаю, что охрана труда с нуля должна быть построена до мелочей, соответственно, нерешенный вопрос я не могла оставить без внимания, да и интересно, как поступить в сложившейся ситуации и не налететь на штраф. Перерыв множество нормативных актов, стало ясно, что четко вопрос о том, что делать, если проверка знаний попадает в выходной день, нигде не регламентирован.

Зато в статьях 106 и 107 ТК РФ четко прописано, что такое время отдыха и какие виды его бывают, из которых следует, что работодатель не вправе требовать явиться на работу для того, чтобы прошла проверка знаний в выходной день работника.

Получается, что проверка знаний по охране труда относятся к исполнению трудовых обязанностей, а соотственно может проходить только в рабочее время. Если вам срочно требуется их проверить, можете сделать это только с письменного согласия сотрудника. Ознакомьтесь с ч.5 статьи 113 ТК РФ.

Да, это формальность, но в случае, если сотрудник обратится в суд, такой документ будет вам «плюсиком в карму». Потому как судья потребует график проверки знаний и работы сотрудников, проанализирует и сделает выводы, что вы заблаговременно не побеспокоились о сроках проверки знаний и их проведении в рабочее время.

Вы можете организовать проверку знаний в первый же рабочий день после окончания выходных, но не позднее.

Если все же проверка знаний была проведена не в назначенный день, от штрафа можно спастись, если вы приведете в качестве аргумента по исчислению сроков статью 14 ТК РФ, в которой говорится о том, что если последний день срока приходится на нерабочий день, то днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Объясню на конкретном примере. Если проверка знаний по охране труда была назначена на субботу, а провели ее в понедельник, то в этом случае можно допустить просрочку, но не более того. Но если нужно было провести во вторник, а по факту проверка знаний была в среду или четверг, то штраф неизбежен.

Так что держите руку на пульсе и с календарем в руках формируйте график проверки знаний на будущий год.

Кто должен составлять и утверждать график проверки знаний

Составлять и контролировать своевременность проведения проверки знаний в текущем году, как правило, должен отдел охраны труда. График подготавливают на основе протоколов.

Законом составление данного документа не регламентировано, но для четкого контроля за обучением работников он необходим, особенно в крупных компаниях.

Подготовленный график проверки знаний утверждает руководитель организации, а сотрудники должны быть ознакомлены под подпись с датой предстоящей проверки знаний в текущем году.

Шаг 7 | Обеспечение работников СИЗ

Следующий очень важный шаг для выполнения плана “Охрана труда с нуля” и создания безопасных условий труда – это выдача спецодежды и средств индивидуальной защиты (СИЗ).

Основываясь на ст. 212 ТК РФ, работодатель обязан выдавать специальную одежду и обувь, которая будет защищать от вредных производственных факторов.

Для того, чтобы правильно купить и выдать СИЗ, нужно определить, что именно необходимо для каждой из должностей и в каком количестве. Для этого разрабатываются нормы выдачи спецодежды.

Используются для этого типовые нормы, которые предусмотрены для вашего вида деятельности. Если же какой-либо должности не нашли – используйте нормы сквозных профессий.

Как документально должна быть организована выдача средств индивидуальной защиты, рассказываю .

Довольно-таки муторная и утомительная работа, но откладывать в долгий ящик не стоит, если у вас на предприятии охрана труда с самого нуля.

И работодателю экономить на спецодежде и СИЗ не стоит, так как это может привести к плачевной ситуации и к административной ответственности.

За нарушение требований охраны труда, выразившейся в невыдаче работникам средств индивидуальной защиты, может «прилететь» наказание в виде ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ, которое составляет штраф в размере:

  • на должностных лиц – от 20 000 до 30 000 руб.;
  • на индивидуальных предпринимателей – от 20 000 до 30 000 руб.;
  • для организаций – от 130 000 до 150 000 руб.

Если ранее уже по данной статье выписывался штраф, то наказание за отсутствие СИЗ увеличивается:

  • для должностных лиц – от 30 000 до 40 000 руб. или дисквалификация от года до 3-х лет;
  • для индивидуальных предпринимателей – от 30 000 до 40 000 руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • для организаций – от 100 000 до 200 000 руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток.

И как мы помним, на усмотрение инспектора, штраф может выписываться за каждый случай нарушения трудового законодательства, то есть суммироваться.

Мда, очень серьезно, тем более, если учесть тот фактор, что привлечь работодателя могут и к уголовной ответственности. Это в том случае, если на предприятии произошел тяжелый или смертельный случай, а сотрудник не был обеспечен СИЗ, которая могла уменьшить тяжесть нанесенного вреда здоровью.

Выдача производится организованно, с записью в личную карточку. Обратите внимание: на лицевой стороне обязательно прописывают, чем именно работник должен быть обеспечен и на какой срок. На оборотной стороне фиксируется, что он получил, дата и подпись.

Работник же, в свою очередь, обязан бережно эксплуатировать бесплатно выданную ему спецодежду!

Причем не только беречь ее, но еще и использовать. В случае, если обнаружили пренебрежение этой обязанностью, вы имеете полное право отстранить сотрудника от работы и привлечь его к дисциплинарной ответственности: СИЗ выдана не для красоты или удобства, а для обеспечения безопасности во время работы.

Сертификат на спецодежду

Просто так «от фонаря» покупать и выдавать СИЗ руководитель не имеет право. Работодатель обязан закупать только сертифицированную спецодежду, об этом также говорится в Приказе 209н и в Постановлении Правительства РФ № 982.

Часто поставщики СИЗ забывают прикладывать копии сертификатов на все товары, обязательно напоминайте им об этой обязанности. Потому как сертификат на спецодежду должен быть у работодателя в обязательном порядке как доказательство того, что выдаваемая СИЗ качественно защищает работников от вредных и опасных производственных факторов.

Инспектор может запросить выборочно показать ему какой-нибудь на выбор сертификат соответствия на спецодежду, и если его не окажется, наказывает за отсутствие по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ. Штраф немаленький: на юридических лиц от 50 до 80 т.р.

Поэтому приучите снабженцев, получать вместе с новой партией спецодежды сертификаты, чтобы у них в будущем даже не возникало вопросов: “А нужен ли сертификат на спецодежду?”

Можно ли уменьшить нормы выдачи СИЗ

Очень часто специалисты, идущие по плану “Охрана труда с нуля”, задаются вопросом: “А можно уменьшить нормы выдачи СИЗ?” Да я и сама об этом подумывала, ведь многое из Приказов Минсоцздравразвития не используется.

Но составляя нормы выдачи СИЗ, не занижайте их, так как это приводит к ухудшению условий труда работников. Руководитель предприятия вправе их только улучшать, повышая уровень безопасности людей на предприятии.

То есть заменять один вид спецодежды на другой допустимо, но по согласованию с профсоюзом, а просто взять и не выдать – нельзя. Потому как нормы содержат тот набор средств защиты, который должен обеспечить работникам безопасность в любое время года и при разных погодных условиях, защитив их от профессиональных заболеваний и травм.

Уход за спецодеждой

На этом ответственность работодателя в плане спецовки не заканчивается! Работодатель должен обеспечить хранение спецодежды на предприятии в шкафчиках (п.31 Приказа 290н).

Причем количество шкафов нужно рассчитывать из общей численности персонала, чтобы никто не остался не у дел.

Не забудьте про обеспечение чистоты СИЗ и про ее ремонт – это такая же обязанность работодателя, как и все остальное.

То есть должен быть заключен договор с прачечной, если нет своей на территории. В случае проверки ГИТ этот момент не удастся обойти, а штраф за нарушение от 50 000 до 80 000 рублей.

Если работник надумает увольняться, он должен вернуть спецодежду. Если СИЗ пришла в негодность до истечения срока носки, одежда списывается и выдается новый комплект.

Вот такой вот длинный и очень важный шаг. Продолжим разбираться.

СОУТ

СОУТ – мероприятия по специальной оценке условий труда. Являются обязательными для всех видов организаций. На основе результатов СОУТ:

  • выдаются СИЗ;
  • работников направляют на медосмотры;
  • осуществляется доплата за вредные условия работы.

Оценка условий труда проводится аккредитованной организацией, имеющей свой офис, лицензию. С такой организацией предприятие заключает договор.

Почему выгодно обращаться за помощью к специализированным компаниям

Привлекать к оценке условий труда и составлению программ по обучению работников нормам ОТ, проведению такого обучения, можно сторонние организации, это выгодно. Работодателю:

  • нет необходимости держать в штате специалиста, который мог бы заниматься обучением остального персонала;
  • не нужно выделять специальное место, где могли бы проходить уроки.

Важно! Специализированная компания обычно гарантирует прохождения сотрудником всех необходимых инструктажей. По завершении СОУТ или процесса обучения заказчику выдается соответствующий отчет.

Какая ответственность за нарушение в организации охраны труда

Если руководитель предприятия не принял меры по обучению работников нормам ОТ, он отвечает за это перед законом.

Уголовная ответственность

Данный вид ответственности наступает, если на предприятии произошел несчастный случай, связанный с несоблюдением правил по ОТ, и в нем было уличено ответственное лицо. К ответственности привлекают по ст. 143 УК РФ. Виновника случившегося наказывают в зависимости от степени вины и причиненного вреда. Суд вправе оштрафовать виновное лицо на сумму до 400 тыс. рублей*, отправить на принудительные, обязательные или исправительные работы, ограничить свободу на срок до 1 года (возможна потеря лицензии на этот же срок).

Если при этом погибли люди, то срок заключения увеличивают до 4 лет, а срок дисквалификации до 3 лет.

Административная ответственность

К административной ответственности привлекают по ст. 2.4 и ст. 5.27 КоАП РФ. На ответственных лиц налагают штраф или принудительно заставляют прекратить деятельность до устранения всех обнаруженных проверяющим лицом проблем с охраной труда.

Законодательная база

Законодательная база

Законодательная база по ОТ включает:

Нормативно-правовые акты подразделяются на общие и локальные. Последние предназначены для использования для организации ОТ в конкретной отрасли.

Правильно организованная охрана труда позволяет предприятию избежать наказания в случае проверки компетентного органа, снизить риск возникновения несчастного случая. Ответственным лицом является руководство компании. Директор фирмы вправе привлечь к разработке правил по ОТ и обучению им работников, для оценивания условий, в которых работают сотрудники, стороннюю организацию.

*Суммы штрафов актуальны на август 2019 г.

Для чего нужна охрана труда на производственном предприятии

Охрана труда на предприятии нужна:

  • для снижения рисков образования производственных травм, в том числе и не совместимых с жизнью;
  • улучшения условий работы, что автоматически уменьшает количество оплаченных больничных листов и сумму компенсации за вредность;
  • для уменьшения времени простоя предприятия по причине отсутствия сотрудников, получивших травму.

С этой целью на каждом предприятии внедряют систему управления ОТ.

Примерный перечень документов

Система управления охраной труда в организации

Под системой управления ОТ понимают:

  • организацию учебных классов и выделение соответствующих учебных часов на обучение сотрудников нормам и правилам ОТ;
  • оборудование рабочего места в соответствии с нормами законодательства;
  • создание условий работы, которые не оказывали бы негативного воздействия на организм сотрудника;
  • организацию снабжения всех сотрудников СИЗ;
  • работу над планами по ликвидации чрезвычайных ситуаций, влекущих за собой получения сотрудниками травм;
  • меры по обеспечению работников необходимым лечением.

Перечень мер по улучшению ОТ внедряют постепенно.

Образец приказа по охране труда на предприятии

При выборе ответственного за охрану труда человека, руководитель предприятия обязан подписать соответствующий приказ. Он составляется по общепринятому образцу любым компетентным для этого сотрудником компании и содержит:

  • информацию о предприятии;
  • данные об ответственном лице;
  • перечень обязанностей ответственного лица.

Приказ

Завершается документ проставлением номера и даты его составления.

Важно! Приказ может быть отпечатан или оформлен от руки, его не обязательно заверять печатью (у ИП печати может не быть).

Составление перечня вредных и опасных производственных факторов

При учете вредных и опасных факторов изучают:

  • особенности оборудования, материалов и сырья, с которыми контактируют работники;
  • результаты произведенных проверок;
  • результаты испытаний и исследований на предмет наличия вредных или опасных факторов;
  • сведения о ранее имевших место быть несчастных случаях, связанных с вредоносным воздействием производственных факторов на работников;
  • предложения, поступившие от сотрудников.

Важно! Правильно составленный перечень вредящих сотрудникам предприятия факторов не исключает необходимости замера времени воздействия их на лиц конкретной профессии.

После учета всех факторов берут список сотрудников организации и на основании информации о профессии и должности каждого работника составляют перечень того, что можно признать вредным для здоровья и жизни, включив в него, к примеру, излучение монитора компьютера, недостаток или избыток света, громкие звуки.

План мероприятий по организации охраны труда

План мероприятий по организации ОТ обычно состоит из следующих пунктов:

  • номера мероприятия;
  • наименования;
  • сроков реализации;
  • графы для указания ответственного лица;
  • строки для указания стоимости проведенной работы.

План может являться частью заключенного между работодателем и сотрудником трудового договора или самостоятельным документом. Перечень необходимых для улучшения качества ОТ мер содержится в Приказе Минтруда № 181н. Для его реализации потребуется:

  1. Создать систему управления ОТ на предприятии.
  2. Назначить лицо, ответственное за ОТ.
  3. Издать Приказ по ОТ.
  4. Принять Приказ о назначении ответственных за ОТ лиц.
  5. Утвердить инструкции по ОТ.

Важно! Реализовать мероприятия в соответствии с планом обязаны ответственные лица.

Организация обучения персонала

Все работающие в организации физлица обязаны периодически сдавать экзамен по охране труда. С этой целью:

  • проводятся общие инструктажи для всех работников, которые только что устроились в компанию (один раз);
  • специальные инструктажи (1 раз в год) для отдельных категорий работников (регулярно).

Всего нужно пройти 5 видов инструктажей:

  • вводный (при устройстве на работу);
  • первичный (проводит руководитель структурного подразделения);
  • повторный (1 раз в 3 месяца);
  • целевой (если технику нужно выполнить конкретную работу);
  • внеплановый (если этого требует проверяющее лицо).

Если это необходимо, сотрудников организации направляют на обучение ОТ. После проведения инструктажа и сдачи экзамена на знание техники безопасности (ТБ) работники расписываются в журнале регистрации проведенного инструктажа.

Важно! На обучение руководителя отводится 40 часов, на обучение простых работников – не менее 20 часов.

Оформление программ проведения инструктажей

Учебный процесс невозможен без правильно разработанных инструкций и программ обучения, касающихся каждой профессии и вида выполненной работы. Готовые программы можно купить у занимающихся их составлением компаний.

Готовые программы инструктажей по охране труда

Знания работников проверяют по готовым программам инструктажа, после чего оформляют протокол проверки. Обучение работники должны проходить ежегодно или каждый раз, как только произошла смена профессии, должности, после перевода или перерыва в работе. Руководство переобучают 1 раз в 3 года.

Какой обязательный минимум по охране труда должен быть в каждой организации

Только что образованное предприятие обязано иметь в своем распоряжении следующий минимальный перечень документов по ОТ. Понадобятся бумаги, касающиеся охраны труда. Также потребуются кадровые документы. Предприятие не может начать работать без:

  • штатного расписания;
  • правил внутреннего распорядка;
  • приказов о предоставлении отпусков и их графика;
  • трудовых книжек и трудовых контрактов;
  • инструкций, которые обязаны изучить все работники;
  • личных карточек рабочих (может не быть у ИП);
  • документов о порядке выдачи заработной платы.

Необходимо иметь документы, связанные с электробезопасностью:

  • журнал для учета полученных работником знаний и норм в области работы с электроустановкой;
  • список профессий и должностей, а также рабочих мест, за которыми закреплена группа по электробезопасности.

Понадобится и документация, касающаяся пожарной безопасности.

Большая часть документов имеется в готовом виде, руководству предприятия остается лишь интерпретировать их к собственному производству.

Документы

Са­мое слож­ное: изу­чить боль­шой объ­ем до­ку­мен­тов, рег­ла­мен­ти­рую­щих во­про­сы ор­га­ни­за­ции ра­бо­ты по ох­ра­не тру­да.

Для ко­го пред­на­зна­че­на пуб­ли­ка­ция: для тех, кто впер­вые при­шел ра­бо­тать в дан­ную об­ласть: на­чи­наю­щих ин­же­не­ров по ох­ра­не тру­да, ли­ц, на ко­то­рых воз­ло­же­ны обя­зан­но­сти по ор­га­ни­за­ции ра­бо­ты по ох­ра­не тру­да, т.е. тех, кто находится в са­мом на­ча­ле сво­его про­фес­сио­наль­но­го пу­ти.

Алгоритм действий: с чего начать работу по охране труда в организации

Для ор­га­ни­за­ции ра­бо­ты и осу­ще­ст­в­ле­ния кон­тро­ля по ох­ра­не тру­да на­ни­ма­те­ли долж­ны вве­сти долж­ность спе­циа­ли­ста по ох­ра­не тру­да или соз­дать служ­бу ох­ра­ны тру­да из чис­ла лиц, имею­щих не­об­хо­ди­мую под­го­тов­ку (ст. 227 Тру­до­во­го ко­дек­са РБ (да­лее – ТК)). Та­ким об­ра­зом, пе­ред на­ни­ма­те­лем (ру­ко­во­ди­те­лем ор­га­ни­за­ции) сто­ит за­да­ча обес­пе­чить здо­ро­вые и безо­пас­ные ус­ло­вия тру­да на ка­ж­дом ра­бо­чем мес­те. По­это­му он дол­жен пра­виль­но ор­га­ни­зо­вать ра­бо­ту по ох­ра­не тру­да, рас­пре­де­лить обя­зан­но­сти по дан­но­му во­про­су ме­ж­ду все­ми ра­бот­ни­ка­ми: от за­мес­ти­те­лей ру­ко­во­ди­те­ля ор­га­ни­за­ции, ру­ко­во­ди­те­лей управ­ле­ний, от­де­лов, служб, про­из­водств, це­хов, уча­ст­ков до спе­циа­ли­стов и ра­бо­чих – и обес­пе­чить эф­фек­тив­ный кон­троль за со­блю­де­ни­ем за­ко­но­да­тель­ст­ва об ох­ра­не тру­да.

Важно!
Обязанности нанимателя (работодателя) по обеспечению охраны труда определены в ст. 226 ТК и ст. 13 Закона об охране труда.
В частности, Законом об охране труда закреплена обязанность нанимателя (работодателя) назначать должностных лиц, ответственных за организацию охраны труда.

Ве­ду­щая роль в ор­га­ни­за­ции ра­бо­ты по ох­ра­не тру­да, осу­ще­ст­в­ле­нии кон­тро­ля за со­блю­де­ни­ем ус­та­нов­лен­ных тре­бо­ва­ний в дан­ной об­лас­ти, ис­пол­не­ни­ем ра­бот­ни­ка­ми воз­ло­жен­ных обя­зан­но­стей по ох­ра­не тру­да, ко­ор­ди­на­ции дея­тель­но­сти в этой сфе­ре от­во­дит­ся служ­бе ох­ра­ны тру­да или ин­же­не­ру по ох­ра­не тру­да.

Рас­смот­рим наи­бо­лее зна­чи­мые эта­пы по ор­га­ни­за­ции ра­бо­ты по ох­ра­не тру­да в ор­га­ни­за­ции.

Этап 1

Ре­ше­ние о соз­да­нии служ­бы ох­ра­ны тру­да или на­зна­че­нии спе­циа­ли­ста по ох­ра­не тру­да при­ни­ма­ет на­ни­ма­тель. Оно оформ­ля­ет­ся при­ка­зом по ос­нов­ной дея­тель­но­сти. Ес­ли в ор­га­ни­за­ции бу­дет соз­да­вать­ся служ­ба по охране труда, то сле­дую­щим важ­ным ша­гом бу­дет раз­ра­бот­ка и ут­вер­жде­ние По­ло­же­ния о служ­бе ох­ра­ны тру­да ор­га­ни­за­ции (да­лее – По­ло­же­ние). Дан­ный до­ку­мент оп­ре­де­ля­ет пра­во­вой ста­тус служ­бы, за­да­чи, функ­ции и т.д. По­ло­же­ние ут­вер­жда­ет на­ни­ма­тель при уча­стии проф­сою­за (ес­ли он соз­дан в ор­га­ни­за­ции). До­ку­мен­ты, ко­то­ры­ми не­об­хо­ди­мо ру­ко­во­дство­вать­ся при раз­ра­бот­ке По­ло­­ж­ения, это:

– За­кон РБ от 23.06.2008 № 356-З «Об ох­ра­не тру­да» (да­лее – За­кон об ох­ра­не тру­да), а имен­но ст. 16 названного Закона;

– ча­сть чет­вер­тая ст. 227 ТК;

– Нор­ма­ти­вы чис­лен­но­сти спе­циа­ли­стов по ох­ра­не тру­да на пред­при­яти­ях, ут­вер­жден­ны­е по­ста­нов­ле­ни­ем Мин­тру­да РБ от 23.07.1999 № 94 (сле­ду­ет ру­ко­во­дство­вать­ся при ком­плек­то­ва­нии служ­бы ох­ра­ны тру­да);

– Ти­по­вое по­ло­же­ни­е о служ­бе ох­ра­ны тру­да ор­га­ни­за­ции, ут­вержден­ное по­ста­нов­ле­ни­ем Мин­тру­да и соц­за­щи­ты РБ от 24.05.2002 № 82.

Со­вет:
ре­ко­мен­ду­ем вклю­чить в По­ло­же­ние ус­ло­вия, ка­саю­щие­ся об­ра­зо­ва­ния спе­циа­ли­стов по ох­ра­не тру­да, их ста­жа ра­бо­ты; сро­ки про­вер­ки зна­ний по ох­ра­не тру­да; оп­ре­де­лить уров­ни под­чи­нен­но­сти служ­бы.

На ка­ж­до­го ра­бот­ни­ка служ­бы нуж­но раз­ра­бо­тать и ут­вер­дить долж­но­ст­ную ин­ст­рук­цию. По сво­ему ста­ту­су служ­ба ох­ра­ны тру­да при­рав­ни­ва­ет­ся к ос­нов­ным про­из­вод­ст­вен­но-тех­ни­че­ским служ­бам.

Этап 2

Не­об­хо­ди­мо оз­на­ко­мить­ся с до­ку­мен­та­ми, оп­ре­де­ляю­щи­ми дея­тель­ность ор­га­ни­за­ции. Это по­мо­жет вам оп­ре­де­лить­ся, ка­кова струк­ту­ра управ­ле­ния в ор­га­ни­за­ции, ка­кие долж­но­ст­ные ли­ца осу­ще­ст­в­ля­ют ее управ­ле­ние, ка­кие про­фес­сии ра­бот­ни­ков име­ют­ся в ор­га­ни­за­ции. Оз­на­комь­тесь с ра­бо­той струк­тур­ных под­раз­де­ле­ний, вы­яс­ни­те, ка­кие ви­ды ра­бот про­во­дят­ся в ор­га­ни­за­ции и ка­кое обо­ру­до­ва­ние и тех­но­ло­гии ис­поль­зу­ют­ся при этом, ка­кие ис­точ­ни­ки пи­та­ния, ма­те­риа­лы при­ме­ня­ют­ся в тех­но­ло­ги­че­ских про­цес­сах, ка­ким ви­дом руч­но­го ме­ха­ни­зи­ро­ван­но­го ин­ст­ру­мен­та поль­зу­ют­ся ра­бо­чие, ка­ки­ми сред­ст­ва­ми ин­ди­ви­ду­аль­ной за­щи­ты они обес­пе­чи­ва­ют­ся и т.д. Все это зай­мет мно­го вре­ме­ни, од­на­ко пренебрегать этими действиями в данном случае нель­зя.

Этап 3

На дан­ном эта­пе нуж­но уз­нать, ка­кие за­ко­но­да­тель­ные и иные нор­ма­тив­ные пра­во­вые ак­ты и тех­ни­че­ские нор­ма­тив­ные пра­во­вые ак­ты, ус­та­нав­ли­ваю­щие тре­бо­ва­ния по ох­ра­не тру­да, долж­ны со­блю­дать долж­но­ст­ные ли­ца ор­га­ни­за­ции и ра­бот­ни­ки, а так­же тре­бо­ва­ния к обо­ру­до­ва­нию (ма­ши­нам и ме­ха­низ­мам), тех­но­ло­ги­че­ским про­цес­сам, сы­рью, ма­те­риа­лам, ор­га­ни­за­ции ра­бо­ты по ох­ра­не тру­да, обу­че­нию, ин­ст­рук­ти­ро­ва­нию и про­вер­ке зна­ний ра­бот­ни­ков по ох­ра­не тру­да и т.д.

От ре­дак­ции:
пом­ни­те, что да­ле­ко не все тех­ни­че­ские стан­дар­ты, ме­то­ди­че­ские ре­ко­мен­да­ции, Сни­Пы и Сан­ПиНы име­ют­ся в элек­трон­ных ба­зах и в сво­бод­ном дос­ту­пе в Ин­тер­не­те. Воз­мож­но, что не­об­хо­ди­мые вам до­ку­мен­ты нуж­но бу­дет при­об­ре­тать са­мо­стоя­тель­но за день­ги.

За­ко­но­да­тель­ные, нор­ма­тив­ные пра­во­вые ак­ты и тех­ни­че­ские нор­ма­тив­ные пра­во­вые ак­ты не­об­хо­ди­мо изу­чить, для то­го что­бы вы­ра­бо­тать ряд пред­ло­же­ний на­ни­ма­те­лю по ор­га­ни­за­ции ра­бо­ты по ох­ра­не тру­да. Эти пред­ло­же­ния офор­ми­те в ви­де док­лад­ной за­пис­ки на имя ру­ко­во­ди­те­ля ор­га­ни­за­ции.

Рас­смот­рим ал­го­ритм бо­лее под­роб­но.

Шаг 1. Под­го­товь­те про­ект при­ка­за о на­зна­че­нии долж­но­ст­но­го(-ых) ли­ца (лиц), от­вет­ст­вен­ного(-ых) за ор­га­ни­за­цию ох­ра­ны тру­да.

Об­щее ру­ко­во­дство ох­ра­ной тру­да осу­ще­ст­в­ля­ет ру­ко­во­ди­тель ор­га­ни­за­ции, не­по­сред­ст­вен­но за обес­пе­че­ние ра­бот по ох­ра­не тру­да от­ве­ча­ет один из его за­мес­ти­те­лей, за обес­пе­че­ние ра­бот по ох­ра­не тру­да в струк­тур­ных под­раз­де­ле­ни­ях – ру­ко­во­ди­те­ли струк­тур­ных под­раз­де­ле­ний, а за ор­га­ни­за­цию ра­бо­ты по обес­пе­че­нию ох­ра­ны тру­да в це­лом несет ответственность ин­же­нер по ох­ра­не тру­да (ру­ко­во­ди­тель служ­бы по ох­ра­не тру­да).

При на­зна­че­нии лиц, от­вет­ст­вен­ных за ох­ра­ну тру­да, не­об­хо­ди­мо учесть, что круг ука­зан­ных лиц за­ви­сит от спе­ци­фи­ки ор­га­ни­за­ции, т.е. от на­ли­чия в ней объ­ек­тов и про­из­вод­ст­ва ра­бот по­вы­шен­ной опас­но­сти.

Шаг 2. Раз­ра­бо­тай­те и ут­вер­ди­те долж­но­ст­ную(-ые) ин­ст­рук­цию(-ии) на спе­циа­ли­ста(-ов) по ох­ра­не тру­да и ин­ст­рук­ции по ох­ра­не тру­да на все ви­ды ра­бот, ко­то­рые осу­ще­ст­в­ля­ют­ся в ор­га­ни­за­ции, и для всех про­фес­сий.

Ин­ст­рук­ции по ох­ра­не тру­да тща­тель­но раз­ра­ба­ты­ва­ют­ся для ка­ж­дой про­фес­сии и долж­ны быть в на­ли­чии в ка­ж­дой ор­га­ни­за­ции не­за­ви­си­мо от фор­мы соб­ст­вен­но­сти или чис­лен­но­сти ра­бот­ни­ков. Про­верь­те, что­бы все ра­бот­ни­ки бы­ли оз­на­ком­ле­ны с ин­ст­рук­ция­ми под рос­пись.

Важно!
Работодателем должны быть разработаны и приняты инструкции по охране труда для профессий и отдельных видов работ (услуг), выполняемых в организации работниками различных профессий и должностей, а также для работ, выполнение которых связано с по­вышенной опасностью (п. 4 Инструкции № 176).

Шаг 3. Под­го­товь­те про­ект при­ка­за о соз­да­нии ко­мис­сии для про­вер­ки зна­ний по во­про­сам ох­ра­ны тру­да.

Пре­ж­де чем соз­дать ко­мис­сию, оз­на­комь­тесь с По­ло­же­ни­ем о ко­мис­сии ор­га­ни­за­ции для про­вер­ки зна­ний ра­бо­таю­щих по во­про­сам ох­ра­ны тру­да, ут­вер­жден­ным по­ста­нов­ле­ни­ем Мин­тру­да и соц­за­щи­ты РБ от 30.12.2008 № 210.

Воз­глав­лять ко­мис­сию дол­жен ру­ко­во­ди­тель ор­га­ни­за­ции или его за­мес­ти­тель. Од­но­вре­мен­но мо­гут быть соз­да­ны не­сколь­ко ко­мис­сий в ор­га­ни­за­ции, а так­же со­от­вет­ст­вую­щие ко­мис­сии струк­тур­ных под­раз­де­ле­ний (ко­мис­сия струк­тур­но­го под­раз­де­ле­ния). В ор­га­ни­за­ци­ях, где нет воз­мож­но­сти соз­дать ко­мис­сию, на­при­мер в мик­ро­ор­га­ни­за­циях, раз­ре­ша­ет­ся про­во­дить про­вер­ки зна­ний ра­бо­чих в ко­мис­си­ях ор­га­ни­за­ций, осу­ще­ст­в­ляю­щих ана­ло­гич­ные ви­ды дея­тель­но­сти, или в ко­мис­си­ях ме­ст­ных ис­пол­ни­тель­ных и рас­по­ря­ди­тель­ных ор­га­нов для про­вер­ки зна­ний по во­про­сам ох­ра­ны тру­да.

Справочно:
срок хранения журналов регистрации инструктажей – 10 лет с даты внесения по-следней записи (п. 62 Инструкции № 175).

Шаг 4. При­об­ре­ти­те жур­на­лы ин­ст­рук­та­жей по ох­ра­не тру­да: ввод­но­го, пер­вич­но­го, по­втор­но­го, вне­пла­но­во­го, це­ле­во­го.

Вы мо­же­те купить жур­на­лы ин­ст­рук­та­жей в спе­циа­ли­зи­ро­ван­ных ор­га­ни­за­ци­ях ли­бо раз­ра­бо­тать их са­мо­стоя­тель­но на ос­но­ва­нии форм, ут­вер­жден­ных со­от­вет­ст­вую­щи­ми нор­ма­тив­ны­ми пра­во­вы­ми ак­та­ми.

Шаг 5. Раз­ра­бо­тай­те и ут­вер­ди­те про­грам­му ввод­но­го ин­ст­рук­та­жа по ох­ра­не тру­да.

При раз­ра­бот­ке вос­поль­зуй­тесь Ти­по­вым пе­реч­нем во­про­сов про­грам­мы ввод­но­го ин­ст­рук­та­жа по ох­ра­не тру­да, ут­вер­жден­но­го по­ста­нов­ле­ни­ем Мин­тру­да и соц­за­щи­ты РБ от 28.11.2008 № 175 «Об ут­верж­де­нии Ин­ст­рук­ции о по­ряд­ке обу­че­ния, ста­жи­ров­ки, ин­ст­рук­та­жа и про­вер­ки зна­ний ра­бо­таю­щих по во­про­сам ох­ра­ны тру­да» (да­лее – по­ста­нов­ле­ние № 175).

Шаг 6. Под­го­товь­те про­ект при­ка­за об ут­вер­жде­нии пе­реч­ня про­фес­сий и долж­но­стей, ко­то­рые долж­ны про­хо­дить про­вер­ку зна­ний и ста­жи­ров­ку по во­про­сам ох­ра­ны тру­да.

Ти­по­вой пе­ре­чень долж­но­стей ру­ко­во­ди­те­лей и спе­циа­ли­стов, ко­то­рые долж­ны про­хо­дить про­вер­ку зна­ний по во­про­сам ох­ра­ны тру­да, содержится в при­ло­же­нии 6 к Ин­ст­рук­ции*.

Справочно:
типовой перечень вопросов программы вводного инструктажа по охране труда определен в приложении 7 к Инструкции о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденной постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 28.11.2008 № 175.

Шаг 7. Выявите ка­те­го­рию ра­бот­ни­ков для про­хо­ж­де­ния пред­ва­ри­тель­ных (при по­сту­п­ле­нии на ра­бо­ту) и пе­рио­ди­че­ских ме­ди­цин­ских ос­мот­ров, и ор­га­ни­зуй­те их про­хо­ж­де­ние.

Для от­дель­ных ка­те­го­рий ра­бот­ни­ков про­хо­ж­де­ние мед­ос­мот­ра при по­сту­п­ле­нии на ра­бо­ту яв­ля­ет­ся обя­за­тель­ным (п. 6 ст. 26 ТК). Обя­зан­но­сти по ор­га­ни­за­ции и про­ве­де­нию пред­ва­ри­тель­ных медосмот­ров ра­бот­ни­ков, за­ня­тых на ра­бо­тах с вред­ны­ми и (или) опас­ны­ми ус­ло­вия­ми тру­да или на ра­бо­тах, где есть не­об­хо­ди­мость в про­фес­сио­наль­ном от­бо­ре (при по­сту­п­ле­нии на ра­бо­ту), воз­ло­же­ны на на­ни­ма­те­ля ст. 228 ТК и обя­за­тель­ны:

– для ра­бот­ни­ков, за­ня­тых на ра­бо­тах с вред­ны­ми и (или) опас­ны­ми ус­ло­вия­ми тру­да (часть пер­вая ст. 228 ТК и ст. 21 За­ко­на «Об ох­ра­не тру­да»);

– лиц мо­ло­же 18 лет (ст. 275 ТК);

– по­тен­ци­аль­ных со­ис­ка­те­лей на долж­но­сти (про­фес­сии), под­па­даю­щие под фак­то­ры, ра­бо­ты, ука­зан­ные в при­ло­же­ни­ях к Ин­ст­рук­ции о по­ряд­ке про­ве­де­ния обя­за­тель­ных ме­ди­цин­ских ос­мот­ров ра­бо­таю­щих и при­зна­нии ут­ра­тив­ши­ми си­лу не­ко­то­рых по­ста­нов­ле­ний Ми­ни­стер­ст­ва здра­во­охра­не­ния Рес­пуб­ли­ки Бе­ла­русь, ут­вер­жден­ной по­ста­нов­ле­ни­ем Мин­здра­ва РБ от 28.04.2010 № 47, а имен­но:

фак­то­ры про­из­вод­ст­вен­ной сре­ды, по­ка­за­те­ли тя­же­сти и на­пря­жен­но­сти тру­до­во­го про­цес­са, при ра­бо­те с ко­то­ры­ми обя­за­тель­ны пред­ва­ри­тель­ные, пе­рио­ди­че­ские и вне­оче­ред­ные мед­ос­мот­ры (при­ло­же­ние 1);

ра­бо­ты, для вы­пол­не­ния ко­то­рых обя­за­тель­ны пред­ва­ри­тель­ные, пе­рио­ди­че­ские и вне­оче­ред­ные мед­ос­мот­ры (при­ло­же­ние 2);

ра­бо­ты, для вы­пол­не­ния ко­то­рых обя­за­тель­ны пред­ва­ри­тель­ные, пе­рио­ди­че­ские и вне­оче­ред­ные мед­ос­мот­ры с це­лью пре­дот­вра­ще­ния ин­фек­ци­он­ных и па­ра­зи­тар­ных за­бо­ле­ва­ний (при­ло­же­ние 3).

От ре­дак­ции:
бо­лее под­роб­но о пред­ва­ри­тель­ных и пе­рио­ди­че­ских мед­ос­мот­рах см. в жур­на­ле «Я – спе­циа­лист по кад­рам», 2012, № 17, с. 44.

Для то­го что­бы оп­ре­де­лить, под­ле­жит ли при­ни­мае­мый ра­бот­ник (кан­ди­дат) по той или иной долж­но­сти, про­фес­сии мед­ос­мот­ру, нуж­но све­рить­ся с ука­зан­ны­ми пе­реч­ня­ми.

Ин­же­нер по ох­ра­не тру­да (служ­ба ох­ра­ны тру­да) раз­ра­ба­ты­ва­ет пе­ре­чень ра­бот, для вы­пол­не­ния ко­то­рых обя­за­тель­ны пред­ва­ри­тель­ные (при по­сту­п­ле­нии на ра­бо­ту) и пе­рио­ди­че­ские ме­ди­цин­ские ос­мот­ры со­вме­ст­но с кад­ро­вой служ­бой (спе­циа­ли­стом по кад­рам).

Шаг 8. Под­го­товь­те про­ек­ты при­ка­зов о на­зна­че­нии от­вет­ст­вен­ных лиц за безо­пас­ную экс­плуа­та­цию объ­ек­тов по­вы­шен­ной опас­но­сти (со­су­ды под дав­ле­ни­ем, гру­зо­подъ­ем­ные ме­ха­низ­мы, лиф­ты и т.д.) и др. (ес­ли в ва­шей ор­га­ни­за­ции они ис­поль­зу­ют­ся).

Шаг 9. Оп­ре­де­ли­те ка­те­го­рию ра­бот­ни­ков, ко­то­рых не­об­хо­ди­мо обес­пе­чить сред­ст­ва­ми ин­ди­ви­ду­аль­ной за­щи­ты и при­ми­те ме­ры по ре­ше­нию дан­но­го во­про­са.

Об­ра­ща­ем вни­ма­ние, что с 1 июня 2012 г. дей­ст­ву­ет Тех­ни­че­ский рег­ла­мент Та­мо­жен­но­го сою­за «О безо­пас­но­сти средств ин­ди­ви­ду­аль­ной за­щи­ты» (да­лее – Тех­ни­че­ский рег­ла­мент)*.

Тех­ни­че­ский рег­ла­мент раз­ра­бо­тан с це­лью ус­та­нов­ле­ния на еди­ной та­мо­жен­ной тер­ри­то­рии Та­мо­жен­но­го сою­за еди­ных обя­за­тель­ных для при­ме­не­ния и ис­пол­не­ния тре­бо­ва­ний к сред­ст­вам ин­ди­ви­ду­аль­ной за­щи­ты, обес­пе­че­ния сво­бод­но­го пе­ре­ме­ще­ния средств ин­ди­ви­ду­аль­ной за­щи­ты, вы­пус­кае­мых в об­ра­ще­ние на еди­ной та­мо­жен­ной тер­ри­то­рии Та­мо­жен­но­го сою­за. По­это­му, при­об­ре­тая для ра­бот­ни­ков сред­ст­ва ин­ди­ви­ду­аль­ной за­щи­ты, про­верь­те, со­от­вет­ст­ву­ют ли они вы­ше­на­зван­но­му рег­ла­мен­ту.

Справочно:
когда в организации создается служба охраны труда, при определении ее функций и задач следует руководствоваться Типовым положением о службе охраны труда организации, утвержденным постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 24.05.2002 № 82.

Ра­бот­ни­ки, вы­пол­няю­щие ра­бо­ты в ор­га­ни­за­ции по гра­ж­дан­ско-пра­во­вым до­го­во­рам, обес­пе­чи­ва­ют­ся сред­ст­ва­ми ин­ди­ви­ду­аль­ной за­щи­ты, смы­ваю­щи­ми и обез­вре­жи­ваю­щи­ми сред­ст­ва­ми, ес­ли это указано в са­мом до­го­во­ре.

По­ря­док обес­пе­че­ния сред­ст­ва­ми ин­ди­ви­ду­аль­ной за­щи­ты ра­бот­ни­ков, за­ня­тых на ра­бо­тах с вред­ны­ми и (или) опас­ны­ми ус­ло­вия­ми тру­да, а так­же на ра­бо­тах, свя­зан­ных с за­гряз­не­ни­ем или осу­ще­ст­в­ляе­мых в не­бла­го­при­ят­ных тем­пе­ра­тур­ных ус­ло­ви­ях, ус­та­нов­лен в Ин­ст­рук­ции, ут­вер­жден­ной по­ста­нов­ле­ние Мин­тру­да и соц­за­щи­ты РБ от 30.12.2008 № 209.

Шаг 10. Установите пе­ре­чень ра­бот с по­вы­шен­ной опас­но­стью.

Ти­по­вой пе­ре­чень ра­бот с по­вы­шен­ной опас­но­стью смот­ри­те в при­ло­же­нии 1 к Ин­ст­рук­ции.

Справочно:
проверку знаний в т.ч. проходят работающие по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ (оказание услуг) и создание объектов интеллектуальной собственности (подп. 2.2 п. 2 Инструкциии № 175).

Лица, совмещающие несколько профессий (должностей), проходят обучение, инструктаж и проверку знаний по вопросам охраны труда по основной и совмещаемым профессиям (должностям) (п. 6 Инструкции № 175).

Лица, замещающие временно отсутствующих работников, дополнительно проходят обучение и проверку знаний по вопросам охраны труда в объеме требований по замещаемым должностям (профессиям) (п. 7 Инструкции № 175).

Шаг 11. Оп­ре­де­ли­те пе­ре­чень долж­но­ст­ных лиц, ко­то­рые обя­за­ны про­хо­дить пред­ва­ри­тель­ную (в те­че­ние ме­ся­ца со дня на­зна­че­ния на долж­ность) и пе­рио­ди­че­скую (один раз в 3 го­да) про­вер­ку зна­ний по во­про­сам ох­ра­ны тру­да.

Ра­бо­таю­щие по не­ко­то­рым долж­но­стям ру­ко­во­ди­те­ли и спе­циа­ли­сты про­хо­дят про­вер­ку зна­ний еже­год­но, что ус­та­нов­ле­но следующими от­рас­ле­вы­ми нор­ма­тив­ны­ми пра­во­вы­ми ак­та­ми по ох­ра­не тру­да:

– при­ло­же­ние 4 к Пра­ви­лам по ох­ра­не тру­да при по­гру­зоч­но-
раз­гру­зоч­ных ра­бо­тах на же­лез­но­до­рож­ном транс­пор­те, ут­вер­жден­ным по­ста­нов­ле­ни­ем Белжд, Мин­тру­да РБ от 28.07.1998 № 19/71;

– п. 44 Ин­ст­рук­ции обучения безопасным методам и приемам работы, проведения инструктажа и проверки знаний по вопросам охраны труда работников организаций системы Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь, утвержденной постановлением Минстройархитектуры РБ от 20.09.2004 № 22;

– п. 3 Меж­от­рас­ле­вой ти­по­вой ин­ст­рук­ции по ох­ра­не тру­да при вы­пол­не­нии ра­бот по об­слу­жи­ва­нию и ре­мон­ту зда­ний и со­ору­же­ний, ут­вер­жден­ной по­ста­нов­ле­ни­ем Мин­тру­да и соц­за­щи­ты РБ от 27.12.2007 № 186.

Шаг 12. Раз­ра­бо­тай­те во­про­сы для про­вер­ки зна­ний по во­про­сам ох­ра­ны тру­да ра­бот­ни­ков раз­лич­ных ка­те­го­рий.

Вопросы для про­вер­ки зна­ний ру­ко­во­ди­те­лей и спе­циа­ли­стов по во­про­сам ох­ра­ны тру­да нуж­но раз­ра­ба­ты­вать на ос­но­ве Ти­по­во­го пе­реч­ня во­про­сов, утвержденного постановлением Минтруда от 28.11.2008 № 175 для обу­че­ния и про­вер­ки зна­ний по во­про­сам ох­ра­ны тру­да
ру­ко­во­ди­те­лей и спе­циа­ли­стов, оп­ре­де­ляе­мо­го Мин­тру­да. Вопросы для про­вер­ки зна­ний ра­бо­таю­щих по ра­бо­чим про­фес­си­ям раз­ра­ба­ты­ва­ют на ос­но­ве тре­бо­ва­ний по ох­ра­не тру­да для про­фес­сий и от­дель­ных ви­дов ра­бот (ус­луг), со­дер­жа­щих­ся в нор­ма­тив­ных пра­во­вых ак­тах, в т.ч. тех­ни­че­ских нор­ма­тив­ных пра­во­вых ак­тах. Би­ле­ты с вопросами и для спе­циа­ли­стов, и для ра­бо­чих про­фес­сий долж­ны быть ут­вер­жде­ны ру­ко­во­ди­те­лем ор­га­ни­за­ции.

Шаг 13. Установите пе­ре­чень про­фес­сий и долж­но­стей, ра­бот­ни­ки ко­то­рых име­ют пра­во на по­лу­че­ние мо­ло­ка или рав­но­цен­ных пи­ще­вых про­дук­тов.

Пра­ви­ла бес­плат­но­го обес­пе­че­ния ра­бот­ни­ков мо­ло­ком или рав­но­цен­ны­ми пи­ще­вы­ми про­дук­та­ми при ра­бо­те с вред­ны­ми ве­ще­ст­ва­ми ут­вер­жде­ны по­ста­нов­ле­ни­ем Совета Ми­нистров РБ от 27.02.2002 № 260. Они рас­про­стра­ня­ют­ся на на­ни­ма­те­лей не­за­ви­си­мо от форм соб­ст­вен­но­сти и ор­га­ни­за­ци­он­но-пра­во­вых форм. Пе­ре­чень вред­ных ве­ществ, при ра­бо­те с ко­то­ры­ми в про­фи­лак­ти­че­ских це­лях по­ка­за­но упот­реб­ле­ние мо­ло­ка или рав­но­цен­ных пи­ще­вых про­дук­тов со­дер­жит­ся в при­ло­же­нии к по­ста­нов­ле­нию Мин­тру­да и соц­за­щи­ты и Мин­здра­ва РБ от 19.03.2002 № 34/12.

Важно!
На основании типового перечня должностей руководителей и специалистов, которые должны проходить проверку знаний по вопросам охраны труда, руководитель организации утверждает соответствующий перечень (п. 38 Инструкции № 175).

Шаг 14. Оп­ре­де­ли­те пе­ре­чень ра­бот, свя­зан­ных с за­гряз­не­ни­ем, при вы­пол­не­нии ко­то­рых ра­бот­ни­кам вы­да­ет­ся бес­плат­но мы­ло, смы­ваю­щие и обез­вре­жи­ваю­щие сред­ст­ва.

Пре­дос­та­вление дан­ных сред­ст­в яв­ля­ет­ся обя­зан­но­стью на­ни­ма­те­ля (ст. 226 ТК). При этом ра­бот­ни­ки долж­ны обес­пе­чи­вать­ся толь­ко смы­ваю­щи­ми и обез­вре­жи­ваю­щи­ми сред­ст­ва­ми, ко­то­рые про­шли го­су­дар­ст­вен­ную ги­гие­ни­че­скую ре­ги­ст­ра­цию. Нор­мы обес­пе­че­ния ра­бот­ни­ков смы­ваю­щи­ми и обез­вре­жи­ваю­щи­ми сред­ст­ва­ми ус­та­нов­ле­ны по­ста­нов­ле­ни­ем Мин­тру­да и соц­за­щи­ты РБ от 30.12.2008 № 208 «О нор­мах и по­ряд­ке обес­пе­че­ния ра­бот­ни­ков смы­ваю­щи­ми и обез­вре­жи­ваю­щи­ми сред­ст­ва­ми». Об­ра­ща­ем вни­ма­ние, что при на­ли­чии в ор­га­ни­за­ции са­ни­тар­но-бы­то­вых по­ме­ще­ний, обес­пе­чен­ных смы­ваю­щи­ми сред­ст­ва­ми, вы­да­ча смы­ваю­щих средств не­по­сред­ст­вен­но ра­бот­ни­кам на ру­ки не про­из­во­дит­ся.

Важно!
Контроль может осуществляться в форме проверок, обследований, осмотров, систематического учета показателей, характеризующих состояние условий и охраны труда, затребования необходимой информации, рассмотрения жалоб, заявлений. Контроль предусматривает выявление причин нарушений требований охраны труда и разработку мероприятий по их устранению и предупреждению (постановление Минтруда и соцзащиты РБ от 26.12.2003 № 159 «Об утверждении типовой инструкции о проведении контроля за соблюдением законодательства об охране труда в организации»).

Шаг 15. Обо­ру­дуй­те ка­би­нет ли­бо уго­лок по ох­ра­не тру­да.

Ка­би­нет по ох­ра­не тру­да обо­ру­ду­ет­ся по ут­вер­жден­но­му на­ни­ма­те­лем про­ек­ту, раз­ра­бо­тан­ному с уче­том тре­бо­ва­ний Ти­по­во­го по­ло­же­ния о ка­би­не­те ох­ра­ны тру­да, ут­вер­жден­но­го по­ста­нов­ле­ни­ем Мин­тру­да РБ от 08.11.1999 № 144. Ка­би­нет соз­да­ет­ся при чис­лен­но­сти ра­бо­таю­щих в ор­га­ни­за­ции или ее струк­тур­ном под­раз­де­ле­нии 100 че­ло­век и бо­лее. При чис­лен­но­сти ра­бо­таю­щих до 300 че­ло­век ка­би­нет по ох­ра­не тру­да мо­жет быть со­вме­щен с ка­би­не­том для учеб­ных за­ня­тий (тех­ни­че­ским ка­би­не­том). Угол­ки по ох­ра­не тру­да соз­да­ют­ся в струк­тур­ных под­раз­де­ле­ни­ях ор­га­ни­за­ции. Ес­ли чис­лен­ность ра­бо­таю­щих ме­нее 100 че­ло­век, функ­ции ка­би­нета по ох­ра­не тру­да мо­гут вы­пол­нять угол­ки по ох­ра­не тру­да. Пло­щадь ка­би­не­та оп­ре­де­ля­ет­ся в за­ви­си­мо­сти от спи­соч­но­го ко­ли­че­ст­ва ра­бо­таю­щих. Пе­реч­ни обо­ру­до­ва­ния ка­би­не­та и до­ку­мен­та­ции по ох­ра­не тру­да при­ве­де­ны в при­ло­же­ни­ях 1 и 2 к Ти­по­во­му по­ло­же­нию о ка­би­не­те по ох­ра­не тру­да.

Шаг 16. Ор­га­ни­зуй­те кон­троль за со­блю­де­ни­ем за­ко­но­да­тель­ст­ва об ох­ра­не тру­да в ор­га­ни­за­ции.

Кон­троль за со­блю­де­ни­ем за­ко­но­да­тель­ст­ва об ох­ра­не тру­да в ор­га­ни­за­ции мо­гут осу­ще­ст­в­лять упол­но­мо­чен­ные ли­ца по ох­ра­не тру­да ра­бот­ни­ков ор­га­ни­за­ции. Они на­зна­ча­ют­ся при­ка­зом ру­ко­во­ди­те­ля ор­га­ни­за­ции.

Шаг 17. Раз­ра­бо­тай­те и вне­дри­те в ор­га­ни­за­ции Сис­те­му управ­ле­ния ох­ра­ной тру­да (СУ­ОТ).

Толь­ко за ян­варь – сен­тябрь 2012 г. сис­те­ма управ­ле­ния ох­ра­ной тру­да (СУ­ОТ) вне­дре­на в 1 047 ор­га­ни­за­ци­ях. Эта циф­ра бу­дет рас­ти, по­то­му что раз­ра­ба­ты­вать и вне­дрять про­це­ду­ры, обес­пе­чи­ваю­щие иден­ти­фи­ка­цию опас­но­стей, оцен­ку про­фес­сио­наль­ных рис­ков, под­го­тов­ку и реа­ли­за­цию ме­ро­прия­тий по сни­же­нию про­фес­сио­наль­ных рис­ков, ана­лиз их эф­фек­тив­но­сти яв­ля­ет­ся обя­зан­но­стью ра­бо­то­да­те­ля (ст. 13 За­ко­на об ох­ра­не тру­да). Раз­ра­бо­тан­ная СУ­ОТ долж­на со­от­вет­ст­во­вать СТБ 18001-2009 «Сис­те­ма управ­ле­ния ох­ра­ной тру­да. Тре­бо­ва­ния».

Справочно:
руководитель организации с учетом функций, роли и места структурных подразделений, отдельных работников в системе управления охраной труда устанавливает их обязанности и полномочия в этой области.

Ес­ли ру­ко­во­ди­тель ор­га­ни­за­ции не на­зна­чил ли­цо, от­вет­ст­вен­ное за ор­га­ни­за­цию СУ­ОТ, то его обя­зан­но­сти по ве­де­нию СУ­ОТ он бу­дет вы­пол­нять са­мо­стоя­тель­но.

Ми­ха­ил Та­ра­се­вич, ин­же­нер по ох­ра­не тру­да

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *