Отсутствие медосмотра в путевом листе – что грозит?

Содержание

Путевой лист для множества автомобилей входит в число документов, подтверждающих легальность использования машины. Он выписывается не только если транспорт в собственности у организации, а также у предпринимателя (ИП).

Есть ситуации, когда путевка понадобиться на частные машины, например, личный автомобиль работника, на котором он отправился в служебную командировку. Так как за отсутствие путевого листа в 2018 году предусмотрена административная ответственность, то лучше знать случаи, когда нужно обзавестись этим документом.

Когда назначается штраф

Даже для предприятий оформление путевых листов может являться не обязательным требованием. Штраф за езду без путевого листа будет назначен только в случае, когда такое предписание прямо указано в законе. Выделим несколько случаев, когда управление машиной без этого документа будет рассматриваться как нарушение закона:

  1. при эксплуатации машин автотранспортным предприятием – документ должен оформляться в ежедневном режиме, если управление связано с основной деятельностью;
  2. эксплуатация общественного транспорта;
  3. перевозка пассажиров, если эта деятельность носит коммерческий характер;
  4. транспортировка материальных ценностей, грузов и багажа.

В указанных случаях путевой лист входит в обязательный комплект документов, который должен иметь при себе шофер. Также в этот перечень входит водительское удостоверение, ПТС, полис ОСАГО и ряд иных бланков.

Какое наказание

Административное законодательство предусматривает штраф за отсутствие путевого листа (часть 2 статьи 12.3 КоАП РФ).

Сумма штрафа 500 руб. независимо кто виновник или простой гражданин, или ИП, или организация. Также не имеет значения на какую машину нет документа. Штраф за отсутствие путевого листа грузового автомобиля такой же, как в случае с автобусом или легковым автомобилем.

Других мер воздействия не предусмотрено. То есть сотрудник ГИБДД не вправе ни отстранить от управления, ни арестовать транспорт, ни прочие меры.

Дополнительная ответственность

В тоже время отсутствие путевого листа является поводом для составления документов о наличии еще нескольких нарушений.

  • Непрохождение медицинского осмотра перед выездом. Предрейсовый осмотр должен организовывать собственник (арендатор) транспорта. Чаще всего это работодатели водителя. Непроведение медосмотра вообще как такового наказывается штрафом от 30 000 до 50 000 руб. (ст. 11.32 КоАП РФ).
  • Нарушение оформления результатов предрейсового медосмотра. Результаты медосмотра вносятся в путевой лист. При отсутствии медосмотра в путевом листе, как и при отсутствии самого документа (даже если осмотр фактически был) на организацию (ИП) возлагается штраф – 30 000 руб. А если осмотр должно организовать обычное физическое лицо, то сумма наказания – 3 000 руб. (ч. 2 ст. 12.31.1 КоАП РФ).
  • Отсутствие контроля техсостояния транспорта. Коммерческие автомобили, перевозящие людей и груз, в обязательном порядке перед выпуском на смену подлежат техосмотру. Об успешном прохождении делается отметка в путевом листе. Если её нет, то осмотр не оформлен как следует. За что предусмотрен штраф юридическому лицу в сумме 30 000 руб., это для организаций и предпринимателей. Для граждан – 3000 руб. (ч. 3 ст. 12.31.1 КоАП РФ).

Таким образом, отсутствие путевого листа может привести к крупному суммарному штрафу.

Например, коммерческий грузовик доставлял продукты питания для гипермаркета. Проверяя документы у водителя, сотрудник ГИБДД выявил, что отсутствует путевой лист. Транспортная организация обеспечила прохождение медосмотра и техсостояния, но не составила путевой лист и не выдала его водителю, а водитель выехал в рейс без документа. Штраф на организацию будет 60 000 руб. за неоформление осмотров (30 тыс. за медосмотр и 30 тыс. за техосмотр), а водителю 500 руб. за управление автомобилем без путевого листа.

Штрафы для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей одинаковые. Однако организации в довесок налагаю санкции и на её должностных лиц (директор, начальник транспортного цеха и пр.). Эта сумма увеличивает сумму штрафов за отсутствие медосмотра и технического контроля по 5 тыс. руб.

Штрафные санкции за отсутствие ПЛ у грузовика

Грузовой транспорт отличается повышенной общественной опасностью эксплуатации, вне зависимости от того, что именно перевозит ТС. По этой причине путевки водителей грузовиков проверяются более тщательно. Наказание за отсутствие путевого листа определяется в зависимости от того, кто является собственником грузовика: физическое лицо, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо.

Отсутствие бланка ПЛ у легкового автомобиля

Легковой считается самым распространенным видом транспорта, который обычно используют в личных некоммерческих целях. Поэтому юридические лица не должны оформлять бланк на собственный автомобиль, который не участвует в процессе получения прибыли.

В обсуждаемом листке нет необходимости при желании владельца организации оформить официальную доверенность на водителя. При наличии доверенности и отсутствии путевки представители власти не имеют права накладывать штрафные санкции ни на собственника транспорта, ни на управляющего им водителя.

Бланк необходим легковому транспортному средству только при наличии факта использования его при различного рода перевозках: транспортировка грузов, перевозка людей и их багажа. Если подобная деятельность осуществляется, но путевой лист отсутствует, представители власти привлекают к материальной ответственности в размере до 100 тысяч рублей.

Согласно нормам законодательства на 2020 год водители всех транспортных средств, которые числятся среди имущества юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, обязаны проходить медицинский осмотр. Проверка водителей осуществляется как до начала исполнения обязанностей, так и после окончания рабочего дня. Данная мера исключает возможность, например, инцидентов, связанных с употреблением алкогольных напитков до начала рабочего времени и в его течение.

Обязателен контроль технического состояния транспортного средства. При этом осмотревший автомобиль механик обязан поставить в документе свою роспись, подтверждая исправность ТС или фиксируя наличие мелких дефектов (царапин, небольших вмятин и прочих). Отсутствие росписи механика также является полноправным нарушением норм.

Размер штрафа за нарушение норм применения путевого листа зависит от статьи нарушения. Представитель дорожной службы укажет в протоколе, в чем обвиняется лицо, после чего последует соразмерное правонарушению наказание. Размер материального взыскания может оказаться довольно ощутимым. По этой причине более целесообразно вовремя позаботиться о наличии путевых листов.

Если нет печати медосмотра

Отсутствие подтверждения проведенного медицинского осмотра в ПЛ влечет за собой административную ответственность. Штрафная санкция для организации составит 30 тысяч рублей. При этом должностные лица несут ответственность в размере 5 тысяч рублей.

Штамп медицинского осмотра — обязательная часть оформления документов при осуществлении коммерческой деятельности. Даже при наличии факта уделенной поездки и невозможности поставить печать будет наложена ответственность.

Наказание за некорректно оформленный ПЛ

Отступление от норм внесения данных в путевой лист влечет за собой соразмерное наказание. Логика представителей власти такова: если документ составлен не по правилам, значит владелец автомобиля пытается скрыть какую-либо информацию.

Чтобы избежать недопонимания, стоит следовать установленным правилам заполнения документа:

  1. Каждое транспортное средство, используемый организацией, должно иметь индивидуальный путевой лист.
  2. Путевка может быть оформлена на период от одного дня до месяца. Выход за установленные рамки недопустим.
  3. ПЛ должен быть у каждого водителя (актуально для случаев, когда сотрудники работают посменно).
  4. В документе должна быть отражена полная и достоверная информация об автомобилях.
  5. Все бланки должны быть внесены в регистрационный журнал организации.
  6. Документы подлежат хранению на срок от 5 лет.
  7. Каждый путевой лист должен иметь:
    1. индивидуальный номер;
    2. штамп частного предпринимателя или юрлица;
    3. данные о дате и времени выезда автомобиля;
    4. заверение пройденного водителем медицинского осмотра, а также данные проводившего осмотр сотрудника.

Любое отклонение от заданных норм влечет за собой административную ответственность. Важно тщательно контролировать процесс заполнения путевых листов и вести строгий учет.

Как долго хранить

Лист необходим для учета деятельности частных предпринимателей и юридических лиц, которые занимаются официальной экономической деятельностью. Правила хранения данного бланка зафиксированы в самых разных нормативных документах страны.

В соответствии с приказом Минтранса под номером 152, принятого 18 сентября 2008 года путевой лист должен храниться не менее 5 лет. Больший период при этом остается допустимым вариантом.

Приказ Минкульта Российской Федерации под номером 558, принятый 25 августа 2010 года регламентирует: пятилетний срок хранения допустим только при условии регулярных проверок документов. При отсутствии контроля со стороны вышестоящих регулирующих инстанций юридическая значимость путевых листов обнуляется. То есть организация не имеет права на их дальнейшее применение.

Налоговый кодекс Российской Федерации определяет срок хранения как период, длительностью не менее 4 лет. При этом законодательство страны о бухгалтерском учете обязывает владеющие движимым имуществом фирмы хранить бланк не менее 5 лет.

В нормах о хранении путевых листов есть два особых случая, о которых следует знать:

  1. Листки, срок действия которых находится в рамках от одного дня до месяца, допустим для организаций, деятельность которых не связана со сферой автотранспортных услуг.
  2. Для организаций, обязанных выдавать документ ежедневно, существует исключение. Допустима выдача данного на больший срок, если сотрудник организации вынужден отправиться в командировку — бланк будет выдан на весь срок отъезда.

Таким образом, определяя срок хранения, нельзя ограничиваться только одним нормативным документов. Важно проанализировать все требования, выдвигаемые законодательством.

Что такое путевой лист

Данный листок бумаги — это особым образом составленный документ, который значительно облегчает учет компании и позволяет государству вести систематический контроль. В бланке указывается базовая информация об автомобиле, водителе, выбранном маршруте ТС и организации-владельце. В 2013 года законодательство допустило свободный выбор формата бланков. Однако в данном документе по-прежнему должна быть отражена необходимая для проверки информация.

Кому необходим путевой лист

Бумага необходима не во всех случаях владения транспортным средством. Так, оформлять ПЛ нужно только при осуществлении коммерческой деятельности в сферах:

  • перевозки людей;
  • транспортировки различного рода предметов;
  • предоставления услуг общественного транспорта.

Владельцы организаций часто интересуются вопросом, нужен ли путевой лист при использовании автомобиля фирмы сотрудником для удобства выполнения поручений. Официально подобная эксплуатация ТС не предполагает привлечения к какому-либо виду ответственности. Однако сотрудники дорожных служб нередко пытаются наложить неправомерный штраф за подобные действия. В таких случаях необходимо направлять жалобу в судебные органы.

Налоговые штрафы: путевой лист и расход ГСМ

При проверке ФНС может выявить либо отсутствие путевого листа, либо его неверное оформление. В данном случае «неверное оформление» трактуется гораздо шире, чем отсутствие отметок о предрейсовом контроле. Реквизиты путевого листа должны полностью соответствовать перечисленным в приказе Минтранса России № 152 от 18.09.08.

Заполняйте путевые листы с указанием маршрута и обязательными реквизитами в сервисе «Путевые листы и ГСМ»

При отсутствии или при неверном оформлении путевой лист перестаёт являться документом, подтверждающим затраты предприятия, и ситуация интерпретируется налоговой, как занижение предприятием своей прибыли.

Размер штрафа в этом случае составит 20% от доначисленной суммы налога на прибыль (п. 1 ст. 122 НК РФ).

Т.е. в общем случае:

сумма штрафа = (зарплата водителя + расход ГСМ + амортизация ТС) х 0.04.

Игорь Голдырев, эксперт программы «Путевые листы и ГСМ» компании СКБ Контур

Кто обязан оформлять путевые листы

Федеральным законом от 8 ноября 2007 года № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта» (далее – Закон № 259-ФЗ) обязанность оформления путевых листов вменяется:

  • компаниям, осуществляющим перевозку пассажиров на маршрутных такси в черте города и пригороде;
  • транспортным организациям, совершающим междугородные пассажирские перевозки;
  • компаниям, специализирующимся на автомобильной транспортировке грузов и багажа;
  • транспортным компаниям, деятельность которых связана с иными видами наземного общественного транспорта (трамваи, троллейбусы, автобусы).

Исходя из этого, многие отказываются от ведения путевых листов. Но это неверно.

В Определении ВС РФ от 1 сентября 2014 г. № 302-КГ14-529 говорится, что юридические лица и ИП, эксплуатирующие автомобили, обязаны соблюдать Устав автомобильного транспорта. Поэтому при совершении служебных поездок лица, допущенные к управлению автотранспортом, должны быть обеспечены путевыми листами, в том числе во избежание разногласий с сотрудниками ГИБДД и штрафов с их стороны.

Согласно Уставу автомобильного транспорта путевой лист — это документ, служащий для учета и контроля работы транспортного средства и водителя.

Как фиксируется нарушение

Работник ГАИ может выявить нарушение при стандартной проверке документов.

Эта проверка может быть целенаправленная, чаще касается коммерческих грузовых автомобилей.

В связи с подписанием Приказа Минтранса России №141 от 06.04.2017 г. «Об утверждении Порядка организации и проведения предрейсового контроля технического состояния транспортных средств» ГИБДД изредка организует специальные рейды по путевым листам.

Проверка может быть и сопутствующая, то есть вопрос о путевом листе может подняться в дополнение к другим нарушениям.

Факт непредъявления водителем этого документа достаточен для привлечения к ответственности.

Также основанием для оформления нарушения является некорректный путевой лист. Он считается составленным с нарушением если:

  • нет подписи и штампа медицинского работника о прохождении медосмотра. При этом медик должен иметь соответствующее разрешение;
  • нет отметки лица контролирующего техсостояние ТС. Это лицо не просто механик на предприятии, а специалист имеющий соответствующую квалификацию (профессиональное образование по специальности «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта» или профподготовку с присвоением квалификации «Контролер технического состояния автомобильного транспорта»);
  • не заполнены основные реквизиты ПЛ;
  • нет подписи и штампа предприятия-собственника (арендатора) ТС и другие.

Как вести себя при проверке

Не стоит вступать в открытый конфликт.

В последнее время водители в качестве главного аргумента своей правоты заявляют об отсутствии законных причинах для остановки ТС. Не стоит уповать на это. Опытный сотрудник ГИБДД приведет и Вам и суду множество оснований, по которых он остановил транспорт.

Поэтому вести себя следует деликатно. Лучше сообщить, что путевой лист был оформлен, как положено и выдан с остальными документами, но случайно потерялся.

Возможно, этот поможет избежать более серьезных наказаний и позволит отделаться только минимальным штрафом за езду без путевого листа.

Если нет штатного медика

Бывают случаи, когда оформление перевозки осуществляется удаленно и поставить штамп медицинского работника невозможно. Однако данный факт не исключает ответственности за такое нарушение. За несоблюдение правил оформление путевого листа также грозят штрафные санкции.

В настоящее время не каждая организация, которая осуществляет транспортные перевозки имеет в штате медицинского работника. Это связано с тем, что если в штате появится мед сотрудник, то организация должна иметь специальную лицензию на осуществление медицинской деятельности.

Как выйти из сложившейся ситуации? Первый вариант – принять на полставки медицинского работника. Такой способ отлично подойдет если рядом с предприятием расположены государственные медицинские компании.

Второй способ – метод аутсорсинга. Такой метод имеет преимущества:

  • Не нужно держать штатную единицу (медработника);
  • Не требуется оснащать кабинет для медосмотра;
  • Не придется столкнуться с трудностями с получением медицинской лицензии;
  • Право самостоятельного выбора цены и качества обслуживания.

Бывают случаи, когда оформление перевозки осуществляется удаленно и поставить штамп врача невозможно. Однако данный факт не исключает ответственности за такое нарушение. За несоблюдение правил оформление путевого листа также грозят штрафные санкции.

В каких случаях нужен путевой лист

Существуют три случая с путевым листом.

Обязательное оформление:

  • коммерческая перевозка грузов легковым или грузовым автомобилями;
  • перевозка людей и багажа автобусами и троллейбусами;
  • путевой лист для такси также обязателен.

При этом не следует путать управление автомобилем в служебном режиме и для личных целей.

Например, гражданин имеет личный автомобиль, который используется как такси. После отработанной смены он приезжает в организацию, сдаёт документацию и выручку, проходит послерейсовые осмотры. А после на своей автомашине направляется домой, но уже не в роли таксиста. Остановив такого водителя, сотрудник ГИБДД не вправе требовать от него путевой лист и соответственно наказывать за его отсутствие.

Необязательное оформление. Личный автомобиль используется в служебных целях. Остановив такого водителя, сотрудник ГАИ не сможет определить, что водитель ездит по служебным делам. Поэтому путевку не будет требовать. Если, конечно, в багажнике не будет служебный груз с товарными документами на него.

Зачастую путёвки на такие поездки оформляются по настоянию работодателя для ведения строгой материальной отчетности и контролем за трудовой дисциплиной.

Не требуется составление. Автомобиль используется обычным гражданином для личных и семейных нужд. Даже если на нем перевозить груз (например, бытовую технику во время переезда) или пассажиров (допустим, поездка с родственниками на отдых) это не влечет необходимость в оформлении подобной документации.

Также не предусмотрен путевой лист для водителя, который одолжил автомобиль у знакомого, либо взял в прокат и пр.

Нужен ли путевой лист на грузовой автомобиль

На грузовик нужен ПЛ только тогда, когда машина эксплуатируется для коммерческих целей. Если автомобиль движется без груза и водитель поясняет, что использует машину лично для себя, то нарушения нет. Правда, сотрудник ГИБДД может принять действия по проверке этих фактов. Для это возбуждается административное дело, у собственника могут запрашиваться журнал регистрации ПЛ, товарно-транспортные накладные, могут опрашиваться свидетели и т.п.

Нужен ли ПЛ на автомобиль, который в собственности у юр.лица

Опять же, если автомобиль перевозит деловые грузы и пассажиров.

Часто такие автомобили используют руководители предприятий или отдельные работники для себя. В том числе ездят на таком транспорте на работу. В этих случаях путевой лист необязателен.

Но здесь возникают трудности в общении с сотрудниками ГИБДД. Иногда приходится долго доказывать отсутствие коммерческих целей в эксплуатации автомобиля.

Выходом из такой ситуации является составление договора аренды или доверенности от организации на физическое лицо (работника, руководителя). В этих договоре или доверенности просто указывается, что транспорт предоставляется работнику/руководителю для собственных нужд, не связанных с деятельностью фирмы.

Имеют ли право инспекторы ГИБДД требовать путевой лист?

Недавно к нам в редакцию пришло письмо, в котором его автор рассказал, что его остановили сотрудники Госавтоинспекции и сначала попросили предъявить доверенность на право управления транспортным средством (!), а затем путевой лист. Как вы уже поняли наш герой ехал за рулем корпоративной машины, которая принадлежит юридическому лицу. Так как водитель за рулем корпоративного автомобиля не осуществлял коммерческую перевозку пассажиров и не перевозил коммерческий груз, то согласно действующему законодательству он имел право передвигаться без путевого листа.

Смотрите также: Новый порядок заполнения путевых листов с 26 февраля 2017 года

То же самое касается доверенности на управление ТС, которая была отменена еще в 2012 году. Но, несмотря на то, что водитель не нарушал закон, он был привлечен к административной ответственности за отсутствие путевого листа. Как вы думаете, законно ли это? Обязан ли в такой ситуации водитель иметь при себе заполненный путевой лист? Давайте разбираться.

Для начала давайте выясним, законно ли инспекторы ДПС требовали от водителя доверенность на право управления автомобилем.

И так, для этого давайте вспомним Постановление Правительства РФ № 1156 от 12.11.2012 года, который отменил абзац четвертый пункта 2.1.1 ПДД РФ. Напомним, что этот пункт регулируют перечень документов, которые водитель автомобиля обязан возить с собой и предъявлять их сотрудникам полиции при первом требовании.

Так, в частности Постановление Правительства № 1156 от 12.11.2012 года отменило абзац, обязывающий ранее водителей возить с собой документ на право управление транспортным средством в отсутствии собственника. То есть, другими словами Правительство в 2012 году отменило обязанность водителей возить с собой доверенности на право управления ТС. Соответственно, с 2012 года сотрудники полиции не имеют право требовать от водителей предъявить доверенность.

К счастью наш герой, которого остановили сотрудники ГИБДД для проверки документов знал об этом Постановлении и фактически процитировал его слово в слово сотрудникам полиции. В итоге инспекторы ДПС сразу забыли о своей просьбе и неожиданно переключились на путевой лист, потребовав предъявить заполненный документ, указав на то, что автомобиль зарегистрирован на юридическое лицо, а значит, в соответствии с законодательством все водители, управляющие корпоративным транспортом, обязаны возить с собой и предъявлять по первому требованию заполненные путевые листы.

Как вы уже поняли наш герой не имел оформленного путевого листа. В итоге сотрудники Госавтоинспекции, составив протокол об административном правонарушении, выписали штраф в размере пятисот рублей.

К сожалению, наш герой не юрист в области автотранспортных перевозок и в области безопасности дорожного движения. Поэтому он поверил сотрудникам полиции, что каждый водитель корпоративного транспорта обязан иметь при себе заполненный путевой лист. В итоге он, как законопослушный гражданин РФ, заплатил в установленный законом срок выписанный штраф.

Но на самом деле сотрудники ГИБДД выписали штраф не законно, и его можно было легко, оспорив в суде, отменить. Все дело в том, что наш герой, несмотря на управление автомобилем, который принадлежит юридическому лицу, был не обязан возить с собой заполненный путевой лист, поскольку не осуществлял коммерческую перевозку пассажиров или грузов.

Самое плохое, что это не единичный редкий случай на дороге. К нам поступает множество информации со всей страны, которая говорит о том, что сотрудники ГИБДД во многих регионах также требуют от всех водителей корпоративного транспорта заполненные путевые листы. Также не редко когда у водителей корпоративного автотранспорта требуют и доверенности. Что же получается? Сотрудники полиции, которые призваны охранять закон и следить за его соблюдением сами его нарушают? Надеемся, что это не намеренно и по не знанию. Хотя признаем, что наверняка есть и такие сотрудники, которые таким образом стараются «разводить» не грамотных водителей.

В каких случаях перевозка груза и пассажиров может считаться коммерческой?

Согласно Федеральному закону №259 от 8 ноября 2007 года, коммерческими перевозками считаются услуги по перевозки грузов, багажа и пассажиров.

Также согласно этому же закону разъяснены такие понятия как груз, багаж и пассажир:

Груз — материальный объект, принятый для перевозки в установленном порядке

Багаж — вещи пассажира, принятые для перевозки в установленном порядке

Пассажир — физическое лицо, заключившее договор перевозки пассажира, или физическое лицо, в целях перевозки которого заключен договор фрахтования транспортного средства

Также обратите внимание на статью 2 «Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе №259», где разъясняется, что такое перевозчик:

  • «Перевозчик — юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки пассажира, договору перевозки груза обязанность перевезти пассажира и доставить багаж, а также перевезти вверенный грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать багаж, груз уполномоченному на их получение лицу»

И так, что из этого следует:

Как вы уже поняли в этом нет необходимости, поскольку действующее Российское законодательство четко обозначила тех лиц, которые обязаны во время управления транспортным средством иметь при себе заполненный путевой лист и предъявлять его по первому требованию сотрудникам полиции.

К сожалению, некоторые сотрудники ГИБДД, по всей видимости, либо не знают об этих не очень легких законодательных нормах (хотя это их прямая обязанность), либо намерено пользуются на дороге юридической неграмотностью водителей, которые трудятся в различных компаниях.

Смотрите также: С 2018 года проводить предрейсовый осмотр водителей будут дистанционно

Тем более что штраф за отсутствие путевого листа составляет всего 500 рублей. Многие водители, даже в душе понимая, что сотрудники ДПС не законно требуют путевой лист, стараются не связываться. Для многих, к сожалению, проще заплатить штраф.

Но это приводит к безнаказанности тех недобросовестных сотрудников ГИБДД, которые незаконно требуют предъявить путевой лист с водителей, которые не занимаются коммерческими перевозками.

Поэтому советуем вам в случае незаконного привлечения к административной ответственности за отсутствие оформленного путевого листа, оспаривать действия сотрудников ГИБДД в суде.

Надеемся, что рано или поздно органы ГИБДД разъяснят всем своим сотрудникам и обяжут их выучить Федеральное законодательство и другие нормативные акты, которые прямо указывают, что оформлять путевой лист нужно, когда осуществляются перевозки за деньги — т.е. коммерческие перевозки автотранспортом.

Кто и когда проверяет путевой лист

Эта бумага представляет собой обязательный документ, который может неоднократно проверяться соответствующими инстанциями. Его отсутствие грозит привлечением к ответственности по части второй статьи 12.3, то есть к материальному взысканию в размере 500 рублей. Однако в некоторых случаях проверяющий инспектор дорожной службы может выписать лишь предупреждение.

Кроме представителей ГИБДД бланк вполне может подвергнуться проверке со стороны следующих инстанций:

  • в случае подозрений о нарушении норм трудового законодательства РФ — трудовая инспекция;
  • при необходимости проведения учета и различного рода контроля деятельности: проверки правильности подсчета расходов топлива и все возможных налогов — Федеральная налоговая служба;
  • Госинспекция безопасности дорожного движения занимается проверкой путевого листа в следующих целях:
    • контроль общей безопасности дорожной обстановки;
    • оценка технического состояния и исправности транспортного средства;
    • одобрение правильности построенного маршрута;
    • проверка наличия у водителя удостоверения;
    • оценка безопасности перевозки грузов и пассажиров.

Путевка необходима для заполнения и таксистам. При этом положение водителя такси(является ли индивидуальным предпринимателем или рядовым сотрудником службы такси) не имеет значения. Водители маршрутных транспортных средств имеют право создавать собственные образцы ПЛ (при условии соответствия федеральным стандартам). Стоит указать, что специалисты рекомендуют водителям такси заполнять путевой лист ежедневно.

Данное требование зафиксировано в официальном приказе Минтранса Российской Федерации под номером 152, принятом 18 сентября 2008 года. В приказе зафиксирована обязанность оформления обсуждаемой бумаги для всех автомобилей, которые находятся в собственности фирмы. При этом не имеет значения, для каких целей эксплуатируется авто: для транспортировки грузов, перевозки пассажиров и прочих.

Отсутствие обсуждаемой бумаги является наказуемым правонарушением. В целях пресечения подобного рода игнорирования законов применяются материальные меры воздействия. Стоит также заметить, что за отсутствие путевого листа представители власти не имеют права эвакуировать автомобили таксистов.

Это коммерческий документ. В основном используется:

  • для контроля за расходом ГСМ, трудовой нагрузкой водителя;
  • как первичный документ для налоговой отчетности по начисленным и уплаченным налогам;
  • для подтверждения доставки груза (по договорам поставки продукции товаров);
  • как способ контроля за прохождением предрейсового мед-, техосмотра;
  • и пр.

Бланк путевого листа заполняется одинакового, будь он у юридического лица, у предпринимателя или у таксиста.

Основные сведения, которые включаются в путевой лист, следующие:

  • информация о собственнике автомобиля;
  • данные о водителе;
  • сведения о машине (госномер, марка, модель);
  • дата и время выезда и возвращения;
  • срок действия путёвки;
  • маршрут движения;
  • показания одометра;
  • данные о технической проверке состояния транспорта;
  • результат медицинского осмотра водителя;
  • прочие данные по усмотрению ответственных лиц.

Путевой лист составляется ежедневно, вернее, на каждый выезд. Но в некоторых случаях допускается так называемый длительный путевой документ.

К примеру, водитель везет груз по междугороднему маршруту на значительное расстояние. Путёвка может быть выписана единая на весь рейс независимо от времени следования. А если после завершения рейса нужно будет осуществить еще один рейс, не возвращаясь обратно, а сразу же в другой город с новым грузом, то потребуется новая путевка.

Такой порядок действует с 01 марта 2019 года. Ранее допускалось выдача маршрутного листа до 1 месяца и можно было совершить по нему несколько рейсов.

Кстати, нововведения коснулись еще несколько моментов: теперь употребляется единый термин «парковка». Он отменяет ранее применяемые «гараж», «депо», «место стоянки» и пр. И ещё для заверения прохождения техдопуска, медосмота, фиксации показаний одометра соответствующие должностные лица ставили штампы. Теперь достаточно обыкновенного заверения подписью и расшифровкой ФИО и должности.

Путевой лист заполняет водитель и в нем ставят отметки прочие лица (работник СТО, медик др.).

Он составляется собственником или арендатором автомобиля и в нем ставят отметки и подписи диспетчер, ответственный за техсостояние, медик, водитель.

Данные о ПЛ вносят в специальный журнал путевых листов. Причем отсутствие журнала является также нарушением ведения документации и организацию могут привлечь к ответственности.

Кто может проверить путевой лист?

Путевые листы проверяют:

  1. Трудовая инспекция — на предмет нарушения режима труда и отдыха водителей (см. «С 1 января вводятся новые нормы труда и отдыха для водителей грузовиков и автобусов»);
  2. ФНС — при проверке правильности учета затрат (ГСМ) для расчёта налога на прибыль и в рамках проведения выездных и камеральных проверок;
  3. ГИБДД — непосредственно на дороге, в целях установления правомерности использования транспортного средства, права водителя им управлять или обоснованности самого рейса.

Из всех перечисленных инстанций штрафы непосредственно за путевые листы, как правило, выписывают только ГИБДД.

Срок хранения ПЛ

Оформленный путевой лист должен храниться у юридического лица, предпринимателя 5 лет с даты его составления.

При проведении проверок налоговики, транспортная инспекция, ГИБДД могут запрашивать их.

Случалось, когда во время проверки проверяющему не предоставлялись ПЛ. В этой связи такую организацию привлекали к ответственности за перевозки без путевых листов. Хотя сотрудники ГИБДД не останавливали такой автомобиль, не фиксировали в реальном времени отсутствие путевого документа. Но проверяющему достаточно было по товарно-транспортным накладным подтвердить факт перевозки груза. А несоблюдение срока хранение путёвок расценивалось как их отсутствие вообще.

Ординарцев Роман Валерьевич

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *