Ответственность грузоперевозчика

144. Ответственность за нарушение обязательств по перевозке грузов

Основаниями ответственности за нарушение обязательств по перевозке являются неподача транспорта или его неиспользование, несохранность груза, просрочка доставки груза, нарушение иных обязательств по договору перевозки груза.

Неподача транспорта или его неиспользование

• Ответственность сторон в данном случае возникает в соответствии с транспортным законодательством. Соглашением сторон может быть установлена только дополнительная ответственность по сравнению с той, что предусмотрена транспортным законодательством.

• Статья 794 ГК устанавливает перечень обстоятельств, освобождающих перевозчика и грузоотправителя от ответственности за неподачу транспортных средств либо за их неиспользование. Это:

• непреодолимая сила, а также иные явления стихийного характера (пожары, заносы, наводнения) и военные действия;

• прекращение или ограничение перевозки грузов в определенных направлениях, установленные в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом и кодексом.

Несохранность груза

• Перевозчик несет ответственность за несохранность груза, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю или управомоченному им лицу.

• Размер возмещаемого ущерба при утрате груза устанавливается равным стоимости утраченного груза, которая определяется исходя из цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором, а при отсутствии этих сведений – исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары. Для определения размера ущерба в спорном случае может быть назначена экспертиза с участием представителя транспортной организации.

• В случае повреждения (порчи) груза ущерб возмещается в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного груза – в размере его стоимости. Если груз был сдан к перевозке с объявленной ценностью, то ущерб возмещается в размере объявленной ценности. В стоимость груза входит также стоимость многооборотной тары.

• Провозная плата, взысканная за перевозку утраченного, недостающего, испорченного или поврежденного груза, возвращается грузоотправителю (грузополучателю).

• Упущенную выгоду перевозчик не возмещает.

• В изъятие из общего правила перевозчик несет ответственность за несохранность груза только при наличии вины. Обязанность представить доказательства отсутствия вины за ненадлежащее исполнение обязательства возлагается на перевозчика (ст. 796 ГК).

Просрочка доставки груза

• Перевозчик несет ответственность за нарушение сроков перевозки грузов, которые устанавливаются транспортным законодательством, а при отсутствии таковых– разумных сроков. Ответственность устанавливается в виде неустойки, исчисляемой в процентном отношении к провозной плате в зависимости от длительности допущенной перевозчиком просрочки в доставке груза.

• Взыскиваемая транспортной организацией неустойка носит исключительный характер, и убытки сверх нее не взыскиваются.

• Ответственность за просрочку доставки груза перевозчик несет только при наличии вины. Бремя доказывания своей невиновности лежит на перевозчике.

• Если груз не прибывает в пункт назначения в течение определенного транспортными уставами и кодексами срока, то он считается утраченным и у перевозчика возникает обязанность уплатить грузовладельцу возмещение за груз. При последующем прибытии груза получатель обязан принять груз и возвратить перевозчику полученное за груз возмещение.

Нарушение иных обязательств по договору перевозки груза

Ответственность перевозчика наступает:

а) за несвоевременную подачу транспортных средств;

б) за невыполнение обязательных указаний грузовладельца;

в) за выдачу груза не в пункте его назначения;

г) за утрату перевозочных документов.

Ответственность грузоотправителя (грузополучателя) наступает:

а) за неправильное указание в транспортном документе сведений о грузе;

б) за использование транспортных средств без разрешения их владельца;

в) за повреждение транспортных средств перевозчика;

г) за просрочку погрузки и выгрузки груза;

д) за превышение грузоподъемности транспортных средств;

е) за несвоевременный вывоз груза со станции (порта) назначения.

Нарушения при перевозке пассажиров

Порядок перевозки пассажиров установлен Правилами дорожного движения. Ст. 12.23 КоАП предусмотрены штрафы для перевозчиков за следующие нарушения:

  1. Транспортировка детей без удерживающих устройств обойдется юридическому лицу в выплату до 100 тыс. рублей за каждого пассажира;
  2. Организация перевозок детских групп на автобусах, которые не соответствуют установленным требованиям или без договора фрахтования транспорта, или без сопровождения взрослых наказывается штрафом до 200 тыс. рублей;
  3. Организованная транспортировка детских групп в ночное время без предварительного согласования с местной администрацией и ГИБДД приводит к взысканию до 200 тыс. рублей;
  4. Выпуск на линию не прошедшего техосмотр транспортного средства или имеющего неисправности с организации взыскивают до 50 тыс. рублей, а с должностного лица, которое отвечает за техническое состояние транспортных средств, до 8 тыс. рублей.
  5. За работу без лицензии на перевозку пассажиров автотранспортом юридическому лицу придется заплатить штраф до 400 тыс. рублей, а при повторном нарушении кроме такого же штрафа возможно приостановление деятельности на срок до 90 суток или конфискация средств передвижения. Кроме того, за данное нарушение предусмотрена уголовная ответственность ст. 171 УК РФ как за незаконное предпринимательство. Виновный может быть приговорен к обязательным работам на срок до 480 часов или к 6 месяцам ареста.
  6. Несоблюдение лицензионных требований грозит организации взысканием 100 тыс. рублей.
  7. За нарушение требований безопасности к перевозкам пассажиров и грузов.

Компании, которые занимаются регулярными перевозками пассажиров, обязаны обеспечить гражданам безопасность перемещения. Это означает, что особые требования предъявляются к водителям и самим транспортным средствам, и перевозчики должны их строго соблюдать.

  1. Требования к квалификации водителей установлены Приказом Минтранса № 287. Прием на работу специалиста, который им не соответствует, наказывается штрафом до 100 тыс. рублей.
  2. Сотрудники, управляющие транспортными средствами, обязаны проходить медосмотр перед началом рабочего дня и по окончании него. Нарушение этих требований приводит к взысканию с юридического лица до 30 тыс. рублей.
  3. Перевозчик обязан обеспечить предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств. Штраф за несоблюдение данной процедуры для организаций составляет до 30 тыс. рублей.

Читайте: Штрафы за работу в такси на своём авто без лицензии

Так же организации обязаны соблюдать требования трудового законодательства к режиму труда и отдыха водителей, а именно: 40 часов в неделю при 8 часовом дне. Если такой порядок работы невозможен, то предприятие вправе ввести суммированный учет времени. В этом случае водитель не должен работать более 10 часов в день, при нахождении в пути дольше 12 часов в рейсе должно быть 2 водителя.

За несоблюдение этих требований перевозчика привлекают к ответственности по ст. 5.27 КоАП и взыскивают штраф до 50 тыс. рублей, а при повторном нарушении – до 70 тысяч. Кроме того, оно может рассматриваться как несоблюдение лицензионных условий, за которое взыскивают до 100 тыс. рублей.

Деятельность перевозчиков должна осуществляться с соблюдением всех требований законодательства. Это необходимо для обеспечения безопасности пассажиров и сохранности грузов и багажа.

Страхование ответственности транспортной компании

Как уже говорилось, перевозчик, который дорожит своей репутацией, делает все возможное, чтобы сберечь доверенное ему чужое имущество. Например, страхует груз, чтобы интересы владельца не пострадали, если вдруг что-то случится во время транспортировки. В мировой практике данный вид страхования имущества называют «карго».

Для чего служит такое страхование:

  1. чтобы защитить имущество;
  2. чтобы отстоять интересы собственника груза;
  3. чтобы держать на контроле страховые случаи;
  4. для возмещения ущерба владельцу и урегулирования страховых происшествий.

По закону, страхование грузов – дело добровольное, нельзя заставить хозяина имущества оформить страховой полис. Так что, это не обязательное, а скорее, желательное условие перевозки.

Но бывает, что с клиентом отказываются заключать договор в транспортной компании, если он не хочет страховать свой груз.

Мотивы перевозчиков понятны: у них нет желания брать на себя вину за непредвиденные ситуации, когда перевозимые вещи могут пострадать в пути. Наличие страхового полиса освобождает транспортную компанию от подобных рисков: ей надо только уложиться в сроки и выполнить условия договора.

Как правило, транспортные организации и страховщики работают в тесном взаимодействии, часто предлагая клиенту оформление полиса в офисе перевозчика или на его официальном сайте – далеко ходить не надо.

Плюсы для собственников перевозимых грузов, в общем-то, очевидны: купил полис, и можешь не переживать за исход транспортировки. Если возникнет нештатная ситуация, страховщик обещает в полной мере покрыть убытки.

Решили застраховать груз? Действуйте в такой последовательности:

Шаг 1. Выбор страховщика.

На рынке страхования грузов в настоящее время большая конкуренция между отечественными, а также иностранными компаниями. Найти по-настоящему надежного и финансово обеспеченного партнера – не так просто.

По мнению экспертов, адекватно оценить статус страховщика помогают такие критерии, как:

  • опыт работы;
  • экономическая устойчивость (объем уставного капитала, размеры и количество выплат по полисам за последний отчетный период и т.д.);
  • размер клиентской базы;
  • наличие филиальной сети по стране;
  • рейтинг и мониторинг независимыми агентствами;
  • информационная доступность;
  • функционирование понятного и удобного сайта.

Показатель ответственности и адекватного отношения к репутации – быстрое урегулирование страховых случаев в пользу клиентов.

Шаг 2. Выбор подходящего тарифа.

Определиться с расчетами и выбрать оптимальный тариф можно самостоятельно, на официальном сайте страховой компании с помощью онлайн-калькулятора, или попросить сотрудника проконсультировать вас в офисе страховщика. Условия страхования и расценки у каждой компании могут быть разными.

Что влияет на стоимость услуг:

  • габариты и качество груза;
  • особенности, вызывающие повреждение (хрупкость, срок хранения);
  • ценность;
  • прочность упаковки;
  • вид транспортировки;
  • дальность маршрута;
  • состояние дорог и опасность пути.

Последний пункт очень важен, в частности, при международных перевозках. У страховщиков есть свой «черный список», куда входят неблагонадежные места. К примеру, всем известно, что в Восточной Африке, у границ Сомали можно встретить пиратов 21 века. Поэтому страховка перевозки в данном направлении будет весьма дорогой.

Шаг 3. Сбор пакета документов.

При заключении договора понадобятся документы:

  • подтверждающие статус страхователя или его удостоверение личности;
  • подтверждающие право собственности на груз и заявленную стоимость материальных ценностей.

Следует также предоставить страховщику максимум информации о характере груза:

  1. точное название перевозимого имущества;
  2. данные о размере, весе, упаковке;
  3. количество партий и единиц в отправке;
  4. данные о том, какие риски связаны с этими материальными ценностями.

У компании есть право осмотреть страхуемый груз и дать ему свою оценку.

Шаг 4. Знакомство с условиями договора.

В договоре, как правило, указываются все возможные страховые ситуации и то, что относится к нестраховым случаям. Обычно это документ с типовыми условиями и правилами, принятыми в практике внутреннего и международного страхования.

Самый дорогой полис будет включать больше всего ситуаций, которые влияют на сохранность и свойства транспортируемых вещей. Соответственно, страхователь может рассчитывать на полное возмещение рисков.

Процедура страхования коммерческих грузов проходит под контролем опытных юристов, что сводит к минимуму риск неправильного составления договора или заключения «липового» соглашения.

Не забывайте о сроке действия документа. Если страховая ситуация случится за рамками указанного в договоре периода, возмещать вам ничего не станут. Проблемы могут быть и в ситуации, когда страхователь обратился по соответствующему поводу к страховщику слишком поздно – срок, предусмотренный в договоре, уже истек.

Шаг 5. Подписание документов.

Как только вы оплатите счет, страховая компания вручит вам договор в двух экземплярах. Документ должен быть подписан обеими сторонами соглашения и удостоверен печатью. Один экземпляр отдают страхователю, другой – страховщику.

Ответственность экспедитора за утрату груза

Работающий по договору экспедитор несёт ответственность в рамках статьи 803 ГК РФ. Согласно положениям этой статьи, данное ответственное лицо может привлекаться за нарушение обязательств по контракту экспедиции даже при отсутствии вины. В некоторых случаях имеет место так называемая солидарная или субсидиарная ответственность экспедитора и перевозчика.

В любых обстоятельствах экспедитор должен будет полностью или частично возместить убытки, если не докажет, что потеря груза произошла вследствие непреодолимых событий. Наличие экспедиторских услуг, как правило, усложняет разбирательства из-за трудности определения степени вины экспедитора и перевозчика. Поэтому грузоотправителям в таких случаях настоятельно рекомендуется заключать два договора или указывать отдельно презумпцию ответственности каждого из участников доставки.

Ответственность за утрату груза в результате ДТП

  1. Если вина водителя транспортного средства, осуществляющего доставку, установлена, то перевозчику придётся отвечать за утрату груза в полном объёме в рамках процедур и положений законов, описанных выше.
  2. В случае, когда авария произошла не по вине перевозчика, он всё равно будет главный действующим лицом в исковом заявлении. Однако после возмещения материального ущерба транспортная компания или частный перевозчик имеют права предъявлять регрессивные материальные претензии к виновнику аварии.

Ответственность в случае хищения груза

И в этих обстоятельствах перевозчику будет отвечать перед владельцем, согласно описанным требованиям Гражданского Кодекса и Устава автомобильного транспорта. Однако в такой ситуации следует сразу же зарегистрировать соответствующее заявление в правоохранительных органах. Если преступники будут найдены, в рамках разбирательства уголовного дела перевозчик вправе предъявить к подсудимым свои материальные претензии.

Сохранность груза по время доставки является главным фактором успешного сотрудничества грузоотправителей, грузополучателей и перевозчиков. Частичное повреждение или полная утрата груза в разных обстоятельствах влечёт за собой материальную, административную и уголовную ответственность.

Такая ответственность регламентируется статьями 796 и 803 Гражданского Кодекса РФ, а также пунктом 5 статьи 34 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта от 08.11.2007 N 259-ФЗ. Полная или частичная утрата груза при перевозке требует юридической помощи для предъявления обоснованных претензий и подачи исковых заявлений в судебные инстанции. В этом случае, согласно арбитражным правилам, предусмотрено два варианта развития событий:

  • досудебное урегулирование конфликта с приходом к мировому соглашению и возмещением ущерба;
  • судебные разбирательства, требующие значительных временных и финансовых затрат, которые могут быть возложены в конечном итоге на проигравшую сторону

На первом этапе предъявляется обоснованная претензия экспедитору по утрате груза или перевозчику, виновному в аналогичном материальном ущербе. Если ответной реакции не последует или предлагаемое возмещение не удовлетворяет владельца, в гражданский суд соответствующей юрисдикции подаётся исковое заявление.

К такому заявлению прикладываются все документы, аргументирующие позицию истца и квитанция об уплате государственной пошлины. Размер пошлины вычисляется в процентах от суммы иска. Копии всех бумаг направляются ответчику заказным письмом с уведомлением о вручении. Срок исковой давности в этом случае оставляет 1 календарный год, считая с момента фиксации факта утраты груза.

Порядок оформления документов пострадавшей стороной

Грузоотправители и грузополучатели, обнаружившие факт утраты груза, должны действовать следующим образом:

  • уведомить руководство транспортной компании о случившемся происшествии;
  • немедленно составить акт об утрате груза установленного образца;
  • в случае отказа водителя или экспедитора подписывать составленный акт, данный документ удостоверяется в одностороннем порядке;
  • если существует такая возможность, необходимо привлечь к актировке происшествия независимых экспертов и свидетелей;
  • если груз был застрахован, то требование о возмещении ущерба следует предъявлять к страховой компании в установленном законом порядке и размере, заявленном в страховом полисе. После выплаты компенсации страховой оператор будет выступать с соответствующими требованиями к виновнику утраты груза;
  • во всех случаях следует обратиться к опытному транспортному юристу для составления досудебной претензии, а впоследствии – для подачи искового заявления;
  • после решения суда в пользу пострадавшего лица необходимо сначала инициировать, а потом контролировать исполнительное производство, которое будет заниматься взысканием материального ущерба с виновной стороны

На портале Cargocash вы сможете застраховать свой груз у надёжного страхового оператора, с которым мы работаем более 10 лет. В таком случае существенно сокращается время выплаты компенсации, которую зачастую можно будет получить ещё до окончания разбирательства конфликта.

Скачать образец акта об утрате груза 2018

Законная ответственность перевозчика за сохранность груза – это один из самых важных современных постулатов в процессе страхования и защиты разных грузов. Согласно нормативам современного транспортного закона, за несоответствие договорным пунктам, за неисполнение или полное исполнение разных обязательств, связанных с обеспечением и гарантией полной сохранности и целостности перевозимого товара, организация вполне может понести установленное, возмещающее ущерб, наказание.

Каждая современная транспортная компания в той или иной степени отвечает за полную сохранность перевозимого груза. Ответственность перевозчика за сохранность груза возлагается сразу после того, как товар был принят и сохраняется до тех пор, пока не будет выдан адресату. Материальные обязательства возлагаются при таких факторах несохранности груза, как недостача количества единиц товара, его утрата, полная порча или частичное повреждение. Под полной утратой будет пониматься отсутствие возможности его выдачи на руки получателю на протяжении в договоре обозначенных временных сроков. Материальная недостача – это частичное понесение утраты перевозимого груза, порча – это полное изменение общего качества товара, его основных химических характеристик, а повреждение – это небольшое изменение основных физических качеств товара. Если это происходит по вине самого перевозчика, он полностью возмещает все траты и ущерб.

Права и нормы

Современный кодекс предполагает полную или частичную ответственность перевозчика за несохранность груза. Это определенная мера воздействия, которая применяется к компаниям и водителям, если их действия вышли за установленные договором рамки. Ответственность перевозчика грузов устанавливается только в рамках современного законодательства. Это мера воздействия, которая состоит из возмещения контрагенту или заказчику всей стоимости причиненного ущерба. Стоит отметить, что ответственность за перевозку может быть отрегулирована не только на уровне законодательства, но также индивидуальной договоренностью сторон, прописанной в договоре. Среди основных правил возмещения ущерба в деньгах при перевозке можно отметить:

  1. Степень ответственности перевозчика за сохранность груза встречается полная и частичная, то есть ограниченная в силу определенных моментов.
  2. Перевозчик, не исполнивший свои обязательства, несет полную возложенную на него ответственность строго во всех случаях, за исключением тех, которые произошли по причине непредвиденных или непредотвратимых обстоятельств. Подобные ситуации обязательно должны быть подтверждены документально.
  3. Современным законодательством предусмотрена возможность восполнения ответственности вне зависимости от виновности. Говоря иными словами, если договор или база законодательства не подразумевает чего-то иного, принцип стопроцентного возмещения средств полностью срабатывает на автоматическом уровне.

В качестве дополнения степень ответственности, возложенной на фирму за полное нарушение правил перевозки или частичное сохранение перевозимого товара, регулируется законом в привязке к категории используемых автомобилей.

Особенности возлагаемой ответственности

Чтобы полностью избавиться от возложенной ответственности, перевозчик, что использует разные виды транспортных средств, обязательно должен соблюдать определенные условия по перевозке. При выполнении работ все зависит от особенностей груза, а также от установленных на тот или иной момент норм законодательства. Например, для многих перевозчиков, чтобы полностью освободиться от вероятной материальной ответственности и от полноценного возмещения ранее причиненного ущерба не хватит просто привести, как доказательство условия, перечисленные выше. В таких ситуациях компания доказывает, что условие стало основанием для невозможности грамотного обеспечения полноценной сохранности товара.

Очень часто компания-перевозчик работает по правилу установки ответственности, которую несет фирма от момента погрузки товара и до его выгрузки. Исключением могут стать ситуации, когда перевозчик доказал, что все необходимые меры, направленные на предотвращение порчи товара, были предприняты или что, наоборот, их принятие было по какой-то причине невозможно.

Объем ответственности компании по просрочке

При каждом отдельном случае производимой перевозки и полной ответственности за порчу ил потерю груза, объем начисления средств и механизм их начисления прямо зависит от общей специфики применяемых грузов для доставки и используемых в данном процессе транспортных средств. Если была допустима просрочка, компания должна выплатить установленную в договоре штрафную пеню. Она составляет несколько процентов от общей стоимости. Избавиться от оплаты штрафа за просрочку можно. Фирма должна документально доказать, что задержка была произведена не по его вине. Здесь для примера можно отметить следующие ситуации:

  • Несвоевременное оплачивание разных провозной категории сборов и каких-то платежей за производимую доставку груза;
  • Срочно организованный ремонт автомобиля по причине его внезапного выхода из строя. Это правило действует только после предварительно проведенного технического осмотра авто;
  • Разного рода серьезные ситуации, которые никак не зависят от перевозчика.

Просрочка без какой-либо уважительной причины для компании-перевозчика чревата определенными санкциями. Размер штрафных процентов прямо зависит от суммы, прописанной в предварительно заключенном договоре. Как правило, это определенный процент от суммы, оцененного перевозимого груза. Освободить себя от оплаты подобной штрафной суммы компания может только, если докажет, что на пути следования возникли особые непредвиденные обстоятельства, устранение которых никак не зависело от водителя и организаторов перевозки.

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *