Принципы государственной службы

Государственная гражданская служба — профессиональная деятельность граждан России в гражданских органах исполнительной власти, на федеральном и региональном уровнях. Служба в армии и органах правопорядка не является государственной гражданской службой.

Профессиональная деятельность федеральных гражданских служащих оплачивается за счёт средств федерального бюджета.

Государственная гражданская служба — это исполнение полномочий федеральных государственных органов, региональных государственных органов, а также лиц, замещающих государственные должности на федеральном и региональном уровнях.

Замещение государственных должностей или государственных должностей субъектов России не является государственной гражданской службой.

Не являются государственными гражданскими служащими члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, а также судьи и сотрудники правоохранительных органов.

Нормативное правовое регулирование

Законодательно государственная гражданская служба в России регулируется Конституцией Российской Федерации и федеральными законами:

Кроме того, существует подзаконная нормативная правовая база, регулирующая отдельные стороны государственной службы: указы Президента России, постановления Правительства России и нормативные правовые акты регионов.

В государственных органах должности имеют точную структуру, определённую законодательством (федеральным и региональным), разделённую на категории и группы. Специфических названий должностей, включающих сферу деятельности, на гражданской государственной службе не существует.

Ограничения и запреты, связанные с гражданской службой

Законодательством установлены ограничения и запреты, связанные с прохождением государственной гражданской службы. Предусмотренные наказания за нарушение этих норм — дисциплинарные взыскания, увольнение, а в отдельных случаях возбуждение административного или уголовного дел.

Ограничения — условия при которых человек не может поступить на госслужбу, а запреты оговаривают недопустимую деятельность при прохождении службы. В случае нарушения ограничений и запретов госслужащий может быть уволен с государственной гражданской службы.

Классификация видов государственной службы

При классификации государственной службы по видам, должны быть определены критерии специфического правового регулирования. Но подобная классификация, исходя из принципа единства государственной службы в едином государстве, может превратиться в зависимости от специализации государственных органов, в простое перечисление полномочий государственных служащих при реализации ими через их деятельность тех же государственных полномочий.

Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» N 58 закрепил виды, на которые делится государственная служба. Но подобное деление ставит скорее новые вопросы, чем решает старые. Бабелюк Е.Г. не без оснований ставит под сомнение выделение нового, более универсального вида государственной службы, которая в настоящее время урегулирована российским законодательством, — это государственной гражданской службы. Она отмечает, что «Как представляется, сохранение организационно-должностной модели для гражданской службы, не отвечает современным потребностям общества. При наделении федеральных агентств, которые являются самостоятельными видами федеральных органов исполнительной власти, функциями по оказанию государственных услуг все сложнее провести их разграничение с государственными учреждениями, иными государственными организациями (государственными внебюджетными фондами, Центральным банком РФ и другими), которые имеют государственно-властные полномочия.

Статья 2 указанного Федерального закона закрепляет систему государственной службы, которая включает в себя следующие виды:

  • государственную гражданскую службу;
  • военную службу;
  • государственную службу иных видов.

При подобном критерии разграничения государственной службы, вряд ли такое понимание системы надолго сохранится неизменной. Также к государственной службе отнести, к примеру, работу на объектах атомной энергетики, которую вряд ли можно считать правоохранительной или государственной службой иных видов. Федеральный закон «О государственной службе российского казачества» от 05.12.2005 N 154-ФЗ к государственной службе относится данный вид деятельности.

Различное правовое регулирование органов, которые осуществляют государственную власть, а также установление различного статуса государственных должностных лиц, эту власть реализующих, приводит к сложностям в функционировании всего государственного аппарата, различиям в их статусе, неопределенности статуса некоторых областей государственной службы. Это нерационально с точки зрения, как существа государственной службы, так и юридической техники.

В Федеральном законе «О системе государственной службы Российской Федерации» закреплено определение для каждого вида государственной службы.

Понятие федеральной государственной службы

В статье 4 указанного закона установлено, что федеральная государственная служба – это профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий РФ, а также полномочий федеральных государственных органов и лиц, которые замещают государственные должности Российской Федерации.

В соответствии со ст. 5 ФЗ федеральная государственная служба подразделяется на:

  • федеральную государственную гражданскую службу – это профессиональная служебная деятельность граждан на должностях федеральной государственной гражданской службы, направленная на обеспечение исполнения полномочий федеральных государственных органов и лиц, которые замещают государственные должности Российской Федерации;
  • государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации – это профессиональная служебная деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы субъекта РФ, направленная на обеспечение исполнения полномочий государственных органов субъекта РФ полномочий субъекта Российской Федерации, а также полномочий лиц, которые замещают государственные должности субъекта Российской Федерации.

Понятие военной службы

Военная служба – это вид федеральной государственной службы, которая представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских и не на воинских должностях в случаях и на условиях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, в органах, которые осуществляют функции по обеспечению безопасности и обороны государства. Таким гражданам могут быть присвоены воинские звания.

Слишком сложно? Не парься, мы поможем разобраться и подарим скидку 10% на любую работу Опиши задание

Ранее ФЗ закреплял такой вид государственной службы, как правоохранительный, но с 1 января 2016 года статья утратила силу.

Также можно было бы выделить такой вид государственной службы, как дипломатический, который обладает собственной правовой спецификой.

Особым видом государственной службы А.А. Гришковец называет службу в организациях Центрального банка Российской Федерации. Деятельность некоторых лиц в парламенте, можно также отнести к виду государственной службы.

В статье 3, 6 и 7 Федерального закона N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» уравнены фактически все виды проявления государственной власти по отношению к населению, не смотря на то, что указанный выше закон продолжает разделять единую государственную службу на федеральную, государственную, муниципальную и гражданскую. Также он предписывает гражданам, в некоторых случаях, исполнять иные указания, которые исходят непосредственно от международных организаций и некоторых общественных объединений.

Положительным моментом, так как система является совокупностью элементов, которые находятся в связях, приводящих их к новому качеству, является закрепление в ст. 6 Закона № 79-ФЗ видов взаимосвязи государственной службы РФ иных видов и гражданской службы, специфика и сравнимость видов государственной службы. Взаимосвязь государственной службы иных видов и гражданской службы обеспечивается за счет единства системы государственной службы российского государства, функционирования и принципов ее построения, а также посредством:

  • основных государственных социальных гарантий, соотносительности размера оплаты труда и основных условий;
  • установление обязательств и ограничений при прохождении различных видов государственной службы Российской Федерации;
  • учета стажа государственной службы Российской Федерации иных видов при исчислении стажа гражданской службы;
  • соотнесения главных требований государственного пенсионного обеспечения граждан, которые проходили государственную службу.

Вышеуказанные нормы являются принципами государственной службы. Нормы ст. 7 указанного закона являются такими же принципами, которые гласят, что взаимосвязь муниципальной и гражданской службы обеспечивается посредством:

  • единства главных квалификационных требований к должностям муниципальной и гражданской службы;
  • единства обязательств и ограничений при прохождении муниципальной и гражданской службы;
  • единства требований к подготовке, профессиональной переподготовке и повышению квалификации муниципальных и государственных служащих;
  • учета стажа гражданской службы, если исчисляется стаж муниципальной службы и стажа муниципальной службы при исчислении стажа гражданской службы;
  • соотносительности главных социальных гарантий и условий оплаты труда муниципальных и гражданских служащих;
  • соотносительности главных требований государственного пенсионного обеспечения граждан, которые проходили муниципальную службу, а также граждан, проходивших гражданскую службу, а также, в случае потери кормильца их семей.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что по мысли законодателя, муниципальная служба – это один из видов государственной службы. Государственный аппарат до сих пор нуждается в научных предложениях о самом делении государственной службы Российской Федерации на виды и в целом о системе.

Всё ещё сложно? Наши эксперты помогут разобраться

Принципиальные основы осуществления государственной службы

Определение 1

Принципы государственной службы – это совокупность основополагающих начал, в соответствии с которыми осуществляется несение государственной службы лицами, занятыми на ней.

Под государственной службой в России понимают профессиональную служебную деятельность российских граждан, направленную на обеспечение исполнения полномочий:

  • во-первых, собственно России;
  • во-вторых, органов государственного управления федерального уровня;
  • в-третьих, органов государственного управления регионального уровня;
  • в-четвертых, лиц, которые замещают должности, предусмотренные на уровне Конституции России, федеральных законов с целью непосредственного исполнения полномочий органов государственного управления федерального уровня;
  • в-пятых, лиц, которые замещают должности, установленные такими нормативными актами как конституции, уставы и законы регионального уровня с целью осуществления исполнения полномочий органов государственного управления регионального уровня в непосредственной форме.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Принципы государственной службы 430 руб.
  • Реферат Принципы государственной службы 250 руб.
  • Контрольная работа Принципы государственной службы 200 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Осуществление и организация государственной службы регламентируется определенными принципами этой службы, действие которых не распространяется на деятельность тех лиц, которые замещают государственные должности федерального и регионального уровня.

В современной России в соответствии с законодательством система государственной службы включает в себя следующие составляющие:

  • во-первых, государственная гражданская служба, которая включает в себя государственную службу федерального и регионального уровня;
  • во-вторых, военная служба;
  • в-третьих, государственная служба других видов.

Формирование правовой базы организации несения государственной службы федерального уровня выступает в качестве предмета ведения Российской Федерации. Государственная гражданская служба регионального уровня выступает в качестве совместного предмета ведения России и ее субъектов, при этом организационные вопросы является предметом ведения регионов.

Вопрос 28.Понятие, принципы, особенности военной службы.

Военная служба — вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан государства (лиц без гражданства: Россия, США, Франция и другие) на воинских должностях в вооруженных силах, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны ибезопасности государства.

Статус (правовое положение) военнослужащего определяется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О статусе военнослужащих», Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 года, другими федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Статус военнослужащих — совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных законодательством.

Объем и реальное содержание прав, свобод, обязанностей и ответственности военнослужащих зависят от многих факторов (обстоятельств), среди которых можно выделить два главных:

во-первых, военнослужащие обладают гражданством своего государства, и, следовательно, им присущ общий правовой статус личности, включающий в себя общие права и обязанности, принадлежащие всем гражданам;

во-вторых, военнослужащие выполняют обязанности в сфере обороны и безопасности государства, связанные с необходимостью решения поставленных задач в любых условиях,.

Таким образом, права и свободы военнослужащих, их обязанности и ответственность определяются с учетом возможностей их реализации в условиях Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов, в которых Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» предусмотрена военная служба, что может повлечь за собой некоторые ограничения военнослужащих в указанных правах и свободах.

Права и обязанности военнослужащих, проходящих военную службу по призыву

Каждый военнослужащий имеет должностные обязанности, которые определяют объём и пределы практического выполнения порученных ему согласно занимаемой должности функций и задач.

Эти обязанности определяются воинскими уставами, а также руководствами, наставлениями, положениями, инструкциями или письменными приказами прямых начальников.

Должностные права носят обеспечительный характер, их объем призван создать военнослужащему надлежащие условия для выполнения обязанностей.

Для исполнения специальных обязанностей военнослужащие наделяются специальными правами, которые определяются законодательными актами и общевоинскими уставами Вооруженных Сил России. ,

Кроме должностных и специальных обязанностей и прав военнослужащие имеют также общие обязанности, присущие всем военнослужащим независимо от занимаемой должности, а также права, связанные с прохождением военной службы. К общеслужебным обязанностям военнослужащих также относятся общеслужебные ограничения в форме обязанностей, запрещающих совершать определенную деятельность.

Права военнослужащих, связанные с прохождением ими военной службы, призваны косвенно обеспечивать эффективность их деятельности путем реализации моральных и материальных стимулов. Под ними часто понимаются льготы, призванные компенсировать военнослужащим обусловленные особенностями военной службы ограничения некоторых прав и свобод.

Уже говорилось, что в Федеральном законе «О государственной гражданской службе РФ» также имеются принципы функционирования, но уже «гражданской службы» (ст. 4), которых здесь восемь: приоритет прав и свобод человека и гражданина;

1 СЗ РФ. 1995. № 17. Ст. 1455.

1 9Q

‘ *-а

5 Государственная гражданская служба

единство правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов РФ; равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к гражданской службе и равные условия ее прохождения независимо от поля, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами гражданского служащего; профессионализм и компетентность гражданских служащих; стабильность гражданской службы; доступность информации о гражданской службе; взаимодействие с общественными объединениями и гражданами; защищенность гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность.

В чем-то эти принципы совпадают с вышерассмотренными принципами «государственной службы», а в чем-то и расходятся. Если их по-прежнему разделить на конституционные и организационные, то только два из них (было четыре) повторяют конституционные принципы, шесть (было пять) — организационные. Очевидно, что совпадающие принципы нет надобности снова анализировать. Интерес представляют лишь два новых принципа, которые очевидно имеют отношение к гражданскому обществу.

Принцип взаимодействия с общественными объединениями и гражданами пока относится к числу самых неразработанных проблем. В литературе (книгах и статьях) можно встретить множество попыток дать хоть какой-либо ответ на очень злободневный вопрос, но данные ответы не внушают нужного доверия. Поэтому и комментарий к этому принципу также будет весьма условным и приблизительным.

Мы уже говорили о том, что государственная гражданская служба сосредоточена обычно на выполнении двуединой цели: с одной стороны, она обеспечивает политическим руководителям (представителям нанимателя) информационные, организационные, технологические и другие услуги, а с другой — оказывает аналогичный сервис и населению, электорату. Если распространить этот тезис на взаимодействие с общественными объединениями и гражданами, то работу государственного органа можно признать действительно удовлетворительной и эффективной лишь в том случае, если он успешно решает проблемы оптимальной представленности потребностей политических руководителей и защиты интересов населения.

Гражданская служба действует только в составе государства (государственного управления), т.е. одновременно и наряду с политическими руководителями. И потому ставить вопрос об эффективности исключительно гражданской службы не вполне правомерно. Реально на практике может эффективно работать лишь государственный орган. А вот в составе такого органа достаточно эффективно способен работать и государственный аппарат, состоящий из гражданских служащих.

Некоторые авторы пытаются выработать математическую модель эффективности государственной службы. Так, по поводу парламентской службы утверждается, что необходимое соотношение может быть выражено формулой

г д Эп эффективность деятельности парламента;

Ри — результат работы парламента;

!!., — цель парламентской деятельности.

Позже пытаются подкорректировать эту формулу путем установления разницы между первичным состоянием объекта деятельности (COi) и измененным в соответствии с целью (ССЬ).

Поэтому более конкретно эффективность парламентской деятельности выражается формулой

^ со2 — СО, э» —

Несомненно, уровень взаимодействия с общественными объединениями и гражданами или эффективность деятельности гражданской службы рано или поздно будет выражена в математической модели. Но предлагаемый вариант ни в какой форме для этого не подходит. Прежде всего, в нем не вполне корректно используются исходные понятия. Цель никогда не бывает в знаменателе. Вместо нее здесь должны быть затраты (издержки). В административном управлении эффективность организации (государственного органа, системы государственных органов) определяется как отношение по-

ложительных результатов (ПР) (превышение желательных последствий над нежелательными) и допустимых затрат (ДЗ):

Организация эффективна, ест™ иланний прзультат (ЗР) полу-

ЗР

чен при самых низких издержках (НИ): Э = ——. Или другой вари-

НИ

ант: организация эффективна, если лучший результат (ЛР) получен

при заданных издержках (ЗИ):

Конечно, по поводу изложенных соображений могут быть различные суждения, но очевидно одно — эффективность гражданской службы не может и не должна определяться деятельностью всего государственного органа, в котором определяющую роль играют не гражданские служащие, а политические руководители. Эффективная работа такого государственного органа — основа, залог эффективной работы гражданских служащих, но эффективность гражданской службы — совсем другая проблема.

Принцип стабильности гражданской службы означает постоянство государственно-служебных отношений, которое проявляется в несменяемости гражданских служащих и преемственности в проведении государственной кадровой политики, в формировании основ государственного аппарата. Этот принцип основывается на стремлении государства к своему постоянству.

Профессиональная стабильность и устойчивость служебного положения являются необходимыми в интересах как государства, так и гражданских служащих. Они должны быть гарантированными и в том случае, когда полностью или частично изменяется система государственных органов и организация гражданской службы.

Стабильность с точки зрения законодателя проявляется в поддержании управления гражданской службой таким образом, который позволит ей качественно осуществлять функции государства. Она обеспечивается мерами систематического поддержания высокого уровня управления, учебой персонала, проведением занятий, переподготовки и повышения квалификации гражданских служащих.

Гражданским служащим должны быть обеспечены достаточные гарантии против произвольных действий политических руководите

лей, затрагивающих их профессиональное положение или карьеру. Их статус не может быть зависим от политической конъюнктуры, конкретной личности политического руководителя, частых и не всегда обоснованных организационных перестроек.

В последние годы проблема стабильности состава гражданской службы значительно обострилась в связи с большой сменяемостью кадров гражданских служащих, постоянными реорганизациями и сокращениями государственного аппарата, что ставит под угрозу преемственность в его работе, тормозит ход реформ. В этих условиях принцип стабильности должен стать гарантией для гражданских служащих от незаконного увольнения со службы.

Конспект лекции: Принципы государственной службы

Принципы – это критерий осознанного выбора поведения.

Два вышеуказанных ФЗ содержат принципы государственной службы. Их система в целом совпадает, но тождественными они не являются ни по порядку перечисления принципов, ни по формулировке принципов. Это обусловлено разными целями этих нормативно-правовых актов.

1. Принцип федерализма, обеспечивающий единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметом ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ. Принцип является отражением конституционного принципа и состоит из двух взаимосвязанных вещей:

  • 1. Провозглашение единства системы государственной власти.
  • 2. Указывает на разграничение предметов ведения и полномочий. Система государственного управления и система государственной службы должны обладать признаками единства. Единство означает, что власть и механизмы ее осуществления распространяются на всю территорию РФ, однако это не должно расцениваться как умаление прав РФ. Способом устранения этого конфликта и является разграничение предметов ведения и полномочий. Происходит разделение государственной власти и осуществляющих ее органов по вертикали, а их совокупная компетенция охватывает все полномочия, необходимые для осуществления функции государства. Это разграничение базируется на добровольном признании субъектами РФ приоритета целей и задач федерации в целом. Этот принцип стоит рассматривать во взаимосвязи с принципом единства правовых и организационных основ государственной службы, благодаря которому достигается законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы.

2. Принцип законности. Ямпольская определяла его как безусловное и точное соблюдение всеми органами государственной власти, должностными лицами и гражданами законов и актов государственных органов, а также гарантирование и охрана государством законных прав граждан и интересов всего народа. Другие авторы выделяют и иные требования, вытекающие из этого принципа, например, претворение актов в жизнь законными средствами, требование соподчиненности актов государственного управления, одинаковое толкование и применение правовых норм всеми государственными органами и должностными лицами. Требование четкого отражения в правовых нормах объективных потребностей общественного развития и целесообразного с учетом конкретных обстоятельств использования законодательства.

3. Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина. Обязанность государственных служащих признавать, уважать и защищать права и свободы человека и гражданина (так было раньше). В настоящей редакции указывается на непосредственное действие и обязательность их признания, соблюдения и защиты. Он является отражением конституционного положения, согласно которому человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита — обязанностью государства.

4. Принцип равного доступа граждан к государственной службе. Не допускается дискриминация, не означает фактического равного доступа, а лишь правовое, поэтому обоснованным является установление требований к кандидатам на государственную службу, обусловленных интересами службы.

5. Принцип взаимосвязи государственной службы и муниципальной службы.

6. Принцип открытости государственной службы и ее доступности общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих (принцип гласности). Старилов указывал, что реализация этого принципа, прежде всего, должна благоприятно повлиять на общественное мнение, а с другой стороны, под воздействием общественного мнения должна улучшиться работа государственного аппарата. Гурне писал: «Поводы, чтобы быть недовольными чиновниками: разгильдяйство, безответственность, паразитизм и неэффективность работы».

7. Принцип профессионализма и компетенции государственных служащих. Овсянка считал, что профессионализм — это исполнение государственным служащим своих должностных обязанностей, постоянно и за регулярно получаемое вознаграждение. Компетентность отражает объем знаний и опыт работника и, следовательно, профессионализм, рассматривается как стимул расширения и повышения знаний, накопления опыта, развития организаторских способностей, а также высокого уровня служебной и исполнительской дисциплины. Бахрах предлагает включать компетентность в качестве первого элемента профессионализма, т.к. компетентность — это знание работником дела, наличие необходимого образования, стажа, навыков и система повышения квалификации. По мнению автора, такими же элементами являются регулярное выполнение своих функций, стабильность служебных отношений, регулярное получение оплаты за труд (не ниже заранее обусловленных пределов), лояльность государственного служащего к работодателю, ответственность за неисполнение служебных обязанностей, а также за качество подготовленных решений. Старилов предлагает рассматривать принципы с 2-ух позиций:

  • 1. Как исполнение обязанностей на профессиональной основе.
  • 2. Как качественное их осуществление.

Компетентность в отличие от профессионализма, по его мнению, понятие динамическое и представляет собой практическую реализацию профессиональных способностей и деловых качеств работника. Компетентность производна от компетенции. В результате чего можно говорить об обладании государственным служащим знаниями о предмете конкретной государственно-служебной деятельности. Его действия в рамках такой деятельности должны соответствовать пределам его полномочий, в результате можно говорить о компетентности, как о праве и способности практически осуществлять должностные полномочия. В любом случае, рассматриваемый принцип содержит указания на необходимость обладания государственным служащим достаточным уровнем образования, практических навыков, способностей и определенных личностных качеств в пределах, необходимых для осуществления должностных полномочий на самом высоком качественном уровне и в строгом соответствии с пределами полномочий.

8. Принцип защиты государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность со стороны как государственных органов и их должностных лиц, так ФЛ и ЮЛ.

Внимание! Каждый электронный конспект лекций является интеллектуальной собственностью своего автора и опубликован на сайте исключительно в ознакомительных целях.

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *