ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ МЕДРАБОТНИКА С ПАЦИЕНТОМ

⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 9

Общение медсестры с пациентом — это большое искусство, но им надо научиться владеть для успешного контакта с пациентом. Оно сопряжено не только с желанием, но и требует определенного психологического настроя и вырабатывается в процессе практики.

При попадании в стационар лечебного учреждения изменяется жизненный стереотип пациента (его охватывает чувство тоски, уныния, страха, тревоги; происходит отрыв от семьи, близких, привычной профессиональной деятельности).

Отделение, палата становится иногда на длительное время «вторым домом» для пациента. Условия в них должны быть приближены к домашним. Везде должны царить чистота, аккуратность, порядок. Болезнь сама по себе вызывает уныние, тоску, поэтому обстановка в лечебном учреждении, люди в нем должны подни­мать настроение, отвлекать от мрачных мыслей о болезни и тем самым способствовать выздоровлению пациента.

Опрятный, аккуратный внешний вид медработника уже располагает к себе пациента, вызывает уважение в мед. профессии, оказывает благоприятное психотерапевтическое воздействие.

Он не должен вызывать негативных реакций со стороны пациента Пациенту становится легче уже от одного вида медсестры, от ее улыбки, приятной наружности, врачующей одежды — белого халата и шапочки. И наш долг дарить пациенту эти элементы врачевания. Внешние атрибуты как бы подчеркивают высокую гуманность, чистоту помыслов и благородство мед. профессии.

При общении с любым пациентом медработник должен уметь:

1. Установить правильный психологический контакт.

2. Рассказать в доступной форме о болезни и лечении, но учитывая при этом содержание медицинской тайны.

3. Успокоить и ободрить пациента, находящегося в самом тяжелом состоянии.

4. Оградить ранимую психику пациента от воздействия отрицательных факторов, в т.ч. относящихся к лечебно-диагностическому процессу.

5. Хранить медицинскую и личные тайны пациента.

6. Использовать слово как важный психотерапевтический и психопрофилактический фактор.

7. Уметь определить в беседе индивидуальные личностно-характерологические особенности пациента (характер, темперамент, способности, потребности и т.д.).

8. Профессионально и грамотно строить свои взаимоотношения с родственниками пациента, с другими сотрудниками и коллегами медицинского коллектива, не допускать критики их в присутствии пациентов.

При общении с пациентом медсестра должна соблюдать этико-деонтологические нормы и принципы поведения, обязана создавать обстановку доверия между врачом и пациентом, способствовать повышению авторитета врача и медицинского учреждения.

Работа среднего медицинского работника связана не только с большой физической нагрузкой, но и с большим эмоциональным напряжением, которое возникает при общении с больными людьми, с их повышенной раздражительностью, болезненной требовательностью, обидчивостью.

Медсестра постоянно находится среди пациентов, поэтому ее четкие действия и профессиональное выполнение назначений врача, ее эмоциональное теплое отношение к пациенту оказывает на него психотерапевтическое воздействие.

Эти факторы, а именно забота, внимание являются основой контакта между медсестрой и пациентом. При этом огромное значение имеют, словесная форма, эмоциональная окраска и тон речи.

В вежливом обращении, доброй улыбке выражается забота и внимание медсестры к своим пациентам.

Однако внимание и теплота со стороны медработника не дол­жны носить интимного характера, не должны побуждать пациентов преодолеть дистанцию между ними и медработником.

Умение понимать пациента, сочувствовать, выслушать пациента не просто формально, а с элементами эмоционального участия дается не сразу, а вырабатывается многолетним опытом. Путь к истинному мастерству долгий и нелегкий.

С годами нужно выработать нужный стиль работы и овладеть искусством благоприятного воздействия на пациента.

Успех понимающего общения зависит от способности медсестры к эмпатии. Причем само состояние эмпатии является наряду с объективным ощущением психологического контакта между ней и пациентом одним их показателей того, что понимающее общение состоялось.

Эмпатия (от английского empaty — чувствование) — это способность чувствовать эмоциональное состояние другого человека, точно воспринимать смысловые оттенки его внутреннего мира, способность взглянуть на обстоятельства глазами собеседника. Эмпатия не предполагает обязательного активного вмешательства с целью оказания действенной помощи другому. Она подразумевает лишь вхождение в личный мир другого, деликатное пребывание в нем без его оценивания. Эмпатию следует отличать от эмоциональной идентификации (уподобления, идентификации себя с другим, с его эмоциональным состоянием) и от сочувствия (переживания по поводу чувств другого).

Быть в состоянии эмпатии — значит на какое-то время войти в мир другого. При этом сохраняется способность в любой момент вернуться в свой собственный мир. Если такая способность теряется и у медсестры возникает состояние идентификации с эмоциональным состоянием пациента, то она теряет способность профессионально работать и ей самой требуется психологическая помощь. В этом «вредность» профессии медсестры: вокруг нее в течение рабочего дня так много проявлений горя, физического и психо­логического страдания, что есть опасность эмоционально идентифицироваться с пациентом. Отсюда возможность появления у са­мих работников заболеваний, вызванных эмоциональным перенапряжением. В таком случае требуются индивидуальные программы ж устранения эмоциональных перегрузок. Психологический контакт предполагает равноправие психологических позиций партнеров. Если уважение, то взаимное; если доверие, то также взаимное. И взаимное право искренне выражать свои чувства. Чтобы психологический контакт состоялся, медсестра должна научится свободно вы­ражать свое «Я» (в определенных границах). Это будет повышать уровень доверия пациентов к ней. Для открытого общения характерно выражение подлинных чувств (в форме «Я — высказыва­ние», не обижающей партнера). Человек в процессе такого общения естественно выражает свои мысли и чувства, естественно двигается. В его присутствии хорошо себя чувствуют. Такое поведение медсестры может быть расценено пациентом как приглашение к сотрудничеству. Это верный путь к установлению психологического контакта, который станет условием эффективного руководства и обучения пациента (если это понадобиться). Недирективное открытое общение не устраняет в дальнейшем возможности дирек­тивного общения медсестры с пациентом (в его интересах), но создает атмосферу доверия между партнерами, благодаря которой пациент в определенных ситуациях добровольно передает управление этими ситуациями медсестре.

Обычно открытому самовыражению мешают страхи: «Ко мне станут хуже относится», «я буду незащищена, и мне причинят боль, «меня раскритикуют», «со мной не захотят общаться» и др. Эти страхи вынуждают медсестру придерживаться закрытого, чисто ролевого общения, лишая ее удовольствия открытого общения и на­саждая в наших лечебных учреждениях холод отчуждения, заботу о цели пациента (забывая о психосоматическом влиянии). Итак, чтобы пациент был искренним, открытым с медсестрой, он должен видеть искренность и с ее стороны.

Искренностью, или конгруэнтностью, в общении психологи называют совпадение трех «пластов» коммуникации вербального (что человек говорит), невербального (сопровождающих слова жестов, интонаций, позы) и того, что при этом человек чувствует. Рассогласование этих «пластов» всегда замечается партнером и воспринимается как неискренность, недоверие или даже враждебность.

Медсестра завоюет доверие пациента, демонстрируя свою аккуратность, пунктуальность, осведомленность о положении дел пациента, опыт, подготовленность, честность, способность работать в его интересах, свою энергичность, решимость добиться поставленной цели.

Мы рассмотрели некоторые условия психологического контакта, и если встреча все-таки состоялась, то с обеих сторон необходимо много усилий, чтобы этот психологический контакт развивался, укреплялся, приводил к позитивным межличностным взаимоотношениям, возникновению симпатии, созданию атмосферы доверия, чтобы он стал ступенькой на пути развития сотрудничества медсестры с пациентом.

Выполнение назначений врача, уход за тяжелобольными, проведение многих, иногда довольно сложных манипуляций — все это является прямой обязанностью среднего медицинского персонала. Медицинская сестра также участвует в обследовании пациента, подготовке его к различным оперативным вмешательствам, работает в операционной в качестве анестезиста или операционной сестры, наблюдает за пациентами в отделениях реанимации и интенсивной терапии. Все это предъявляет высокие требования не только к занятиям и практическим навыкам медицинской сестры, но и к ее моральному облику, умению вести себя в коллективе, при общении с пациентами и их родственниками.

Всегда, при всех обстоятельствах необходимо помнить, что человек обращается к медицинским работникам за помощью, что с ним случилась беда, иногда очень серьезная, способная повлечь за собой утрату здоровья, трудоспособности, а подчас и угрожающая жизни. Только при полном сочувствии пациенту, при понимании его положения возможен настоящий контакт между ним и медицинским персоналом, что так необходимо для успешного лечения. Чуткость, моральная поддержка, душевная теплота нужны пациенту не меньше, а может быть и больше, чем лекарственные препараты. Недаром в недалеком прошлом медицинских сестер называли «сестрами милосердия»: это отражало не только профессиональную, но и моральную сторону их работы. Равнодушных, неуравновешенных людей, не способных к сочувствию страдающему человеку, нельзя допускать к работе в медицинских учреждениях. При общении с пациентами, выполнении манипуляций, зачастую неприятных и болезненных, медицинская сестра должна отвлечь пациента от тяжелых мыслей, внушить ему бодрость и веру в выздоровление. При этом она должна быть и психологом, т.е. учитывать индивидуальные особенности пациента и его состояние в данный момент: одного пациента надо уговаривать потерпеть. («Будет немного неприятно, но зато потом почувствуете облегчение»), другого отвлечь посторонним разговором и т.д.

Часто пациенты спрашивают медицинских сестер о своем диагнозе и прогнозе. Ни в коем случае нельзя сообщать пациенту о наличии у него неизлечимого заболевания, особенно злокачественной опухоли. Что касается прогноза, то всегда надо высказывать твердую уверенность в благоприятном исходе. При этом не следует уверять тяжелобольного, что заболевание у него «пустячное» и он «скоро выпишется», так как часто пациенты неплохо осведомлены о характере своей болезни и при излишне оптимистических ответах теряют доверие к персоналу. Лучше ответить примерно так: «Да, болезнь у вас нелегкая и лечиться придется долго, но, в конце концов, все будет хорошо!» Однако все сведения, которые медицинская сестра дает пациентам, должны быть согласованы с врачом.

Нередко пациенты вступают в разговор с младшим медицинским персоналом, получая от него ненужную информацию. Медицинская сестра должна пресекать подобные беседы и в то же время постоянно воспитывать санитарок, объясняя им основы медицинской деонтологии, т.е. взаимоотношения с пациентами.

В присутствии пациента не следует применять малопонятные ему и пугающие термины: «аритмия», «коллапс», «гематома», а также такие характеристики, как «кровянистое», «гнойное», «зловонное» и т.д. Необходимо помнить, что иногда пациенты, находящиеся в состоянии наркотического сна и даже поверхностной комы, могут слышать и воспринимать разговоры в палате. Пациента надо всемерно оберегать от психической травмы, которая может ухудшить его состояние, а в некоторых случаях привести к отказу от лечения или даже попытке самоубийства.

Иногда пациенты становятся нетерпеливыми, негативно настроенными к лечению, подозрительными. У них может быть нарушено сознание, могут развиться галлюцинации, бред. В общении с таки­ми пациентами особенно необходимы терпение и такт. Недопустимо вступать с ними в пререкания, но надо объяснить необходимость лечебных мероприятий, постараться выполнить их наиболее щадящим путем. Если пациент неопрятен в постели, ни в коем случае нельзя упрекать его в; этом, показывать свое отвращение и не­довольство. Как бы часто ни приходилось менять постельное белье, делать это надо так, чтобы пациент не чувствовал себя виноватым.

В то же время отдельные пациенты, как правило, не находящиеся в тяжелом состоянии, проявляют недисциплинированность, нарушают лечебный режим: курят в палатах, употребляют спиртные напитки. В таких случаях медицинская сестра должна решительно пресекать нарушения дисциплины, проявлять строгость, но не грубость. Иногда достаточно объяснить пациенту, что его поведение приносит вред не только ему, но и другим пациентам (однако если беседу о вреде курения проводит медицинская сестра, от которой пахнет табаком, вряд ли такая беседа будет убедительной). Обо всех случаях неправильного поведения пациента необходимо сообщить врачу, так как это может быть вызвано ухудшением состояния пациента, и при этом необходимо заменить лечебную тактику.

Медицинская сестра обязана быть выдержанной, приветливой, способствовать созданию нормальной рабочей атмосферы в лечебном учреждении. Если она чем-то расстроена или встревожена, пациенты не должны замечать этого. Ни что не должно отра­жаться на ее работе, на ее тоне в разговорах с коллегами и пациентами. Нежелательны также чрезмерная сухость и официальность, но не допустимы и легкомысленные шутки, а тем более фамильярность в отношении с пациентами. Поведение медицинской сестры должно внушать уважение к ней, создавать у пациентов уверенность, что она все знает и все умеет, что ей можно смело доверить свое здоровье и жизнь.

Уважительные отношения

Будьте уважительны, разговаривайте со взрослым человеком, как со взрослым.

Что это значит? Это отношения на равных. Вы признаете, что несмотря на то, что он психически болен, он – равный вам. Он такая же личность, как и вы. Со своими желаниями, со своими особенностями характера, с достоинствами и недостатками, и вы принимаете его таким полностью и обращаетесь ко всей личности в целом.

Вы подчеркиваете своим уважением, что он взрослый человек, пусть даже из-за болезни у него появились некоторые изменения в восприятии, дефекты в мышлении и некоторые особенности психической жизни. Если это взрослый человек, то отношения должны строиться на отношении взрослого к взрослому, с подростком – как к подростку.

Как пример: душевнобольной человек похож на человека, лишенного: ноги, руки, глаз, слуха. Естественно, это рождает некоторые особенности поведения. Другое дело – то, что у душевнобольного человека есть изменения в мышлении и восприятии, и они – незаметны. Но тем не менее они есть, и это не предмет насмешек. Ведь над слепым человеком никто не смеется. Все понимают, что он страдает от своего увечья, и его уважают, несмотря на то что он не может видеть. Также и в ситуации с душевнобольным, нужно уважать его мнение, его личность, его переживания, даже если он лишен каких-либо эмоциональных проявлений чувств.

Принцип спокойствия, определенности и открытости.

В общении с душевнобольным очень важно быть спокойным, четким, определенным и открытым.

Что это значит? Это значит, вы должны следить за тем, чтобы ваше общение с душевнобольным было предельно простым, четким и понятным.

Правила общения с психически больными людьми нацелены на то, что нужно выстраивать общение с такими людьми, учитывая особенности их мышления и восприятия. А особенность их в том, что в их состоянии невозможно воспринимать сложноподчиненные, эмоционально-окрашенные фразы, им нужны очень простые, внятные послания.

Необходимо быть готовым на любой его поступок, на любую его эмоцию реагировать открыто. Спокойно и открыто. Если он в этот момент агрессивен, вы должны спокойно сказать, что он сейчас агрессивен. И открыто признать, что вы по этому поводу чувствуете, что это пугает, раздражает, не нравится. Четкость и определенность подразумевают, что вы выстраиваете свою коммуникацию однозначными предложениями и словосочетаниями. Чтобы фразу нельзя было интерпретировать двояко или другим способом. Ваше послание душевнобольному должно быть четким и понятным, как армейский приказ.

Принцип последовательности и предсказуемости

Этот принцип подразумевает, что ваше общение с душевнобольным должно быть последовательным и предсказуемым.

Если у вас есть какой-то договор о каком-либо поведении, то вы последовательно выполняете все пункты. Например, если вы договорились о распорядке дня или о домашних обязанностях. Что нужно просыпаться не позднее определенного времени, заправлять за собой постель, чистить зубы, мыть посуду за собой, курить только на балконе, выносить мусор…

Должны быть предсказуемые, заранее оговоренные поощрения за выполнение и санкции за невыполнение этих обязанностей. Ваш родственник должен знать свои обязанности и последствия при их невыполнении. Ваш родственник должен понимать, за что его хвалят и за что предъявляют претензии. Родные со своей стороны должны тоже следовать этим правилам, последовательно выполнять рамки договора. Таким образом, ваше поведение должно быть упорядоченным и предсказуемым для душевнобольного человека.

Позитивный настрой, даже при неудачах

Очень важно видеть пусть даже небольшие изменения в лучшую сторону. И всегда – радоваться маленьким удачам.

Повторное психотическое обострение родными и близкими воспринимается как неудача, как ухудшение состояния в целом. Но если вы много работали над собой и своими взаимоотношениями после первого психоза, наладили коммуникации с психически больным человеком, при очередном обострении вы сможете договориться на добровольную госпитализацию. а добровольная госпитализация – это хороший показатель доброжелательных отношений в семье. Благодаря вам психически больной человек быстрее адаптируется к своему состоянию, может понимать себя и может донести до вас свои ощущения и переживания. Да, болезнь разрушительно действует на личность, и человек уже не сможет функционировать как прежде. Но важно говорить себе: «Да, мой брат болен, но он милый, добрый, ласковый и может помогать по дому – это положительные изменения». Ваш близкий спит ночами – это уже хорошо. Ваш близкий самостоятельно встает по утрам – это позитивные сдвиги.

Поощрение положительных сдвигов

Важно видеть даже небольшие изменения.

Особенно – в лучшую сторону. При этом любой позитив надо вербально обозначать. Обязательно говорите об этом и обязательно отмечайте все усилия как реальные шаги к улучшению его состояния. «Уже хорошо, что ты помнишь о своих домашних обязанностях. Ты следуешь рекомендациям врача, принимаешь лечение, посещаешь группу».

Хвала и конкретные замечания

Не бойтесь открыто заявлять о своем недовольстве. Но не забывайте и о дружелюбном тоне.

Если вас что-то не устраивает, говорите об этом. Если вы увидели что-то положительное, обязательно укажите на этот факт. Не бойтесь хвалить своего родственника. В отношениях поможет письменный договор о правилах, где будут прописаны меры поощрения.

Принцип реальности

Очень важно сосредоточиться на том, что ваш родственник может сделать прямо сейчас.

Уровень социального функционирования может сильно колебаться от низкого, требующего опеки со стороны, до самого высокого, сохранного, когда пациент может достаточно автономно существовать, может учиться, работать, содержать семью. Очень важно сосредоточиться на том, что ваш родственник может сделать прямо сейчас. Не нужно размышлять, что он может совершать в будущем или что он мог бы делать в прошлом. Принцип реальности позволяет верно оценивать течение болезни, понимать саму суть заболевания – в долгосрочной перспективе оно может ухудшать состояние, а в краткосрочном – подвержено сильным колебаниям как интеллектуально, так и в эмоциональном плане.

Трансформация целей: долгосрочные – в ряд краткосрочных

Практика доказывает: продуктивнее разбить одну задачу на ряд мелких и постепенно, шаг за шагом, добиваться их.

Если вы хотите добиться каких-то изменений в состоянии вашего душевнобольного родственника, то лучше не ставить перед ним глобальных целей. «С этого момента – на тебе ведение дома».

Постоянная помощь и поддержка

Нужно помнить что душевное заболевание – хроническое и оно часто приводит к инвалидности. И решение обычных бытовых вопросов для вашего больного родственника оказывается непосильным. Поэтому очень важно помогать ему в достижении целей.

На вопросы, касающиеся долгосрочных целей, отвечайте – не знаю.

Будущее душевнобольных обычно неопределенное, обычно болезнь приводит к ухудшению общего функционирования, поэтому говорить о каких-то долгосрочных задачах – невозможно.

Вполне возможно, что до болезни ваш родственник занимался какой-либо деятельностью, например, занимался большим спортом. Заболев шизофренией, он продолжает пребывать в уверенности, что он будет заниматься своим делом, будет участвовать в тренировках, выигрывать соревнования, готовиться к Олимпиаде. Если на эти планы ответить однозначно: «Нет, ты никогда не вернешься в большой спорт», разрушатся межличностные отношения, а человек лишится смысла жизни.

Необходимо подбирать правильные выражения. Уместным будет предложить: «Давай мы сделаем так, ты для начала будешь просыпаться по утрам и делать утреннюю гимнастику или пробежку, это, на мой взгляд, более реально, чем участие в олимпийских играх».

Исходя из принципа спокойствия, честности и открытости лучше ответить: «я не знаю. Давай сегодня займемся утренней гимнастикой, а в будущем – посмотрим». Больные часто спрашивают: «Смогу ли я выздороветь?». Можно ответить честно: «Я не знаю, на данный момент это сказать очень трудно, но если ты будешь совершать определенные действия, например, принимать таблетки, посещать групповую терапию, то твое состояние значительно улучшится».

Не допускайте, чтобы болезнь вашего родственника превратила вашу жизнь в хаос

Вы должны заботиться о себе. Если вы сами этого не сделаете, то тогда кто позаботится о вас, о вашем сыне или дочери?

Очень важная рекомендация. Частая стратегия мам – если заболел ребенок, то все время, все усилия направлены только на него. Необходимо осознавать: даже если вы живете с душевнобольным родственником, нельзя забывать о том, что его жизнь – это его жизнь. Если близкого поразила болезнь, это не значит, что ваша жизнь должна превращаться в хаос, что все ваши цели должны быть подчинены болезни этого человека. Вы не должны лишать себя своей личной жизни. В самолетах пассажиров всегда обучают правильному поведению при катастрофах: учат надевать кислородную маску сначала на себя, а потом уже на ребенка. Профессионалы понимают: если родителю станет плохо, в общей панике помочь его ребенку будет некому. Здесь точно такое же правило, спросите себя: «Если моя жизнь будет протекать в хаосе, то кто же тогда поможет моему ребенку?».

Забота о себе должна проявляться в первую очередь в том, что откинуть все мысли о собственной вине в происходящем. В болезни вы не виноваты, она уже случилась с вашим близким. Если вы хотите ему помочь, то будьте в порядке сами. Люди, живущие рядом с психически больным человекам, часто подвержены невротическим заболеваниям. поэтому близким и родным душевнобольного особенно нужна психотерапевтическая помощь и поддержка.

От вашего душевного здоровья зависит душевное здоровье вашего родственника.

Отделяйте болезнь от человека

Вы должны хорошо диагностировать симптомы болезни, а так-же проявления личности человека.

Это тоже помогает сохранять дружелюбную дистанцию, а также уважительное отношение к личности душевнобольного.

Важно помнить и понимать, что если ваш душевнобольной родственник проявляет во время обострения заболевания какие-то агрессивные или необычные, неадекватные действия, то это не он себя ведет, это болезнь так себя через него выражает. Например: если человек употребил алкоголь, он ведет себя агрессивно, неадекватно, раздражительно. В этом случае просто говорят – это не он, он выпил, проспится и будет как прежде. Если ваш психически больной родственник вас обвиняет в том, что вы повернули ручку вправо и этим стали воздействовать на него, это тоже надо учитывать, это не нападение с его стороны, это симптом болезни.

Если он говорит, что вы очень злой, вы хитрый и вы влияете на него какими-то лучами, он это говорит не потому, что он плохо к вам относится, а потому что странный, сумеречный, непредсказуемый, хаотичный душевный мир заставляет его быть таковым.

Принцип дружелюбной дистанции

Все коммуникации проходят в дружелюбных интонациях.

Внутренний мир душевнобольного цикличен, переменчив и часто хаотичен. Очень важно иметь в виду, что душевнобольной человек не всегда может быть эмоционально стабильным. Он может вести себя странно, неадекватно, непонятно. Психически больной человек часто вызывает негативные эмоции, может вас пугать, раздражать своей агрессией, тоской, унынием. Очень важно не поддаваться этим эмоциям. Важно дистанцироваться от этих эмоций, не присоединяться. Например, ваша родственница испытывает тоску, уныние. Вы ей можете сказать: «Да, ты сейчас испытываешь тоску, но я буду тебе благодарна, если ты будешь убирать за собой вещи».

Принцип дружелюбной дистанции помогает сохранять душевное равновесие здоровых членов семьи и сохранить дружелюбные, комфортные взаимоотношения между психически больным и здоровыми родственниками.

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *