Штрафы за тахограф

Содержание

Итак, с сегодняшнего дня вступили в силу два закона — изменения в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) и поправки в ст. 20 закона «О безопасности дорожного движения». Вряд ли, конечно, нужно уже напоминать, чего именно они касаются, но все-таки уточним. Первый вводит новые штрафы за отсутствие тахографа и несоблюдение режима труда и отдыха. Второй обязует физических собственников грузовиков этот самый тахограф устанавливать и этот самый режим соблюдать.

Ужесточения для физических лиц

Если до 1-го ноября 2019-го года требования устанавливать тахограф действовали только в отношении транспорта, который используют юридические лица и ИП, то теперь ч. 3 ст. 20 закона «О безопасности дорожного движения говорит буквально следующее.

Физические лица, осуществляющие эксплуатацию грузовых автомобилей, разрешенная максимальная масса которых превышает 3,5 тонны, обязаны:

  • обеспечивать оснащение эксплуатируемых ими транспортных средств тахографами;
  • соблюдать нормы времени управления транспортным средством и отдыха.

Что это значит? А то, что даже если вы, имея свой собственный «КамАЗ», перевозите на нем исключительно свои собственные вещи и товары только для своего пользования, вы все равно должны ездить с работающим тахографом и отдыхать строго по графику.

Когда вступил в силу закон про тахографы для физлиц

С 1 ноября 2019 года физические лица, которые владеют:

  • • автобусами с количеством мест более восьми;
  • • автомобилями с максимальной разрешенной массой более 3,5 т;

— обязаны установить на них тахограф. Об этом говорят федеральные законы: 386 от 30.10.2018 и 216 от 26.07.2019. Теперь это требование есть в правилах техосмотра. Кстати, автобус с числом мест более восьми автоматически попадает под требования Постановления Правительства №153, а значит, кроме тахографа обязательно должен быть оснащен еще и аппаратурой ЭРА-Глонасс.

Нормативная база, обязанность по установке в 2020 году

Наличие пишущего устройства на автомобиле предусмотрено ст. 20 ФЗ-196 от 10.12.1995. В законе указано, что конкретные требования разрабатываются Правительством РФ. Постановлением Правительства РФ №1213 от 23.11.2012 эти полномочия переданы Минтрансу. В Приказе Минтранса № 36 от 12.03.2013 приведены основные требования к тахографу и перечень лиц, обязанных его устанавливать. В соответствии с приложением № 2 к Приказу, устройством оснащаются все транспортные средства, используемые в коммерческих целях, с массой от 3,5 до 12 тонн. В эту категорию попадают, в частности, следующие группы ТС:

  • предназначенные для перевозки пассажиров с количеством посадочных мест более 8 (массой до 5 тонн и более);
  • грузовые автомобили с массой от 3,5 до 12 тонн и более 12 тонн.

Таким образом, ответственность за отсутствие карты предприятия для тахографа предусмотрена законодательством только для лиц, использующих технику в коммерческих целях для извлечения прибыли.

ВАЖНО! В Приказе предусмотрен и внушительный перечень исключений — список транспортных средств, на которые прибор не устанавливают: например, на троллейбусы, автомобили для обучения вождению, бетономешалки, автокраны, машины скорой помощи и многие другие.

Есть ли возможность ездить без карты тахографа в личных целях

Законодатель подчеркивает, что самописец необходим только на используемых в коммерческих целях машинах. Таким образом, штраф за отсутствие карточки тахографа не выписывается, если автомобиль используется исключительно в личных целях. Но этот факт придется сотрудникам ГИБДД доказывать. Кроме того, если авто даже периодически используется для предпринимательства, в том числе арендаторами или иными лицами, прибор устанавливать тоже нужно. Карточку тоже необходимо брать с собой, даже управляя ТС после рабочего дня, например, так как доказать совершение поездок в личных целях сотрудникам ГИБДД будет проблематично.

В чем новизна штрафов?

Если до 1-го ноября за отсутствие тахографа, его несоответствие требованиям, неправильную эксплуатацию и пр. наказывали лишь водителя и должностное лицо, а за несоблюдение режима труда и отдыха — только водителя, то сейчас штрафы ждут всех «действующих лиц» — водителя, должностное лицо, юридическое лицо и ИП.

И подчеркнем: к административной ответственности по ст. 11.23 КоАП спокойно могут привлекать и физических лиц, которые на личном грузовике перевозят личные грузы для личных нужд.

За что же будут штрафовать?

1. За управление транспортным средством без тахографа, если его установка требуется по закону.

Здесь все просто. Закон требует, чтобы тахограф стоял в транспорте юридических лиц и ИП, а также в грузовиках массой от 3,5 тонн и автобусах, эксплуатируемых физическими лицами.

Наказывать за такое нарушение будут непосредственно водителя, работающего на юридическое лицо или ИП, и водителя, управляющего своим собственным грузовиком.

Штраф — 3-5 тыс. рублей.

2. За выпуск на линию транспортного средства без тахографа, если его установка требуется по закону.

Смысл тот же самый, что и в первом пункте, только по этому составу к ответственности привлекаются:

  • должностное лицо — 7-10 тыс. рублей;
  • ИП — 15-25 тыс. рублей;
  • юридическое лицо — 20-50 тыс. рублей.

Обращаем внимание: оштрафовать по этому пункту физического собственника грузовика не могут.

3. За управление транспортным средством с тахографом, который не является тахографом СКЗИ или контрольным устройством ЕСТР.

Да, формулировка «за управление транспортным средством с нарушением установленных нормативно-правовыми актами РФ требований к использованию тахографа» означает и это в том числе.

Почему?

Потому что в Приказе №36 Министерства транспорта есть список требований к тахографу, который разрешено использовать на территории России.

И этот «список» говорит: в России можно использовать только один из двух типов тахографов. Либо тахограф с блоком СКЗИ, либо контрольное устройство ЕСТР.

Причем контрольное устройство ЕСТР допускается устанавливать исключительно на тот автомобиль, на который есть карточка допуска к международным перевозкам (МАП). Если такой карточки нет, то должен стоять тахограф СКЗИ.

Иными словами: если в автомобиле стоит аналоговый тахограф — штраф. Если в автомобиле стоит контрольное устройство ЕСТР, а карточки МАП на автомобиль нет — штраф.

Тахограф должен быть с блоком СКЗИ, для международных перевозчиков — соответствующим положениям ЕСТР.

Обращаем внимание: допустимые модели тахографов, модели блоков СКЗИ и модели карт перечислены в реестрах Росавтотранса. Другие использовать запрещено!

Поскольку физический собственник грузовика получить допуск к международным перевозкам, в принципе, не может, в его автомобиле может стоять только тахограф СКЗИ.

За управлением транспортным средством не с тахографом СКЗИ/ЕСТР может быть наказан водитель, работающий на юридическое лицо или ИП, и уж точно будет наказан тот, кто, не будучи ИП, сидит за рулем своего грузовика/автобуса.

Штраф — 3-5 тыс. рублей.

4. За выпуск на линию транспортного средства с тахографом иным, чем тахограф СКЗИ/ЕСТР.

Все то же самое, что и в предыдущем пункте, только к ответственности привлекаются:

  • должностные лица — 7-10 тыс. рублей;
  • ИП — 15-25 тыс. рублей;
  • юридические лица — 20-50 тыс. рублей.

5. За управление транспортным средством с нарушением установленных нормативно-правовыми актами РФ требований к использованию тахографа.

Что это значит?

Помимо того, что тахограф должен быть СКЗИ или ЕСТР, еще и то, что в Приказе №36 Министерства транспорта перечислены четкие и конкретные требования к водителю.

Сотрудник ГИБДД/Ространснадзора просто откроет эти требования и проверит по очередности, все ли выполняется. Если что-то не соблюдено — штраф.

Итак, водитель обязан:

  • перед началом движения вставить карту водителя в тахограф;
  • ввести ручной ввод данных, если они не регистрируются автоматически;
  • изъять карту водителя из тахографа при завершении ежедневного периода работы;
  • по требованию представителей контрольных органов предоставить доступ к тахографу, карте водителя, распечатать информацию с тахографа;
  • не использовать загрязненную/поврежденную карту водителя;
  • не извлекать карту водителя во время движения;
  • не использовать карту с истекшим сроком действия (срок замены — 3 года).

Водителю запрещается:

  • движение с неработающим, подвергшимся модификации или неисправным тахографом (за исключением тех случаев, когда тахограф сломался в пути);
  • использование тахографа с блоком СКЗИ с истекшим сроком действия (срок его замены — 3 года);
  • блокирование, корректировка, фальсификация и пр. регистрируемой тахографом информации;
  • уничтожение данных, хранящихся в тахографе и на карте водителя.

Познакомиться со всеми требованиями к водителю можно в Приложении №3 к Приказу №36 Министерства транспорта.

Повторимся: что-то из них не выполняется — штраф.

Размер — 3-5 тыс. рублей.

Наказывается водитель и тот, кто управляет своим собственным грузовиком для своих собственных нужд.

Подчеркнем: движение без карты водителя запрещено! Даже если эта карта на замене. По правилам: нет карты — не садишься за руль.

6. За выпуск на линию транспортного средства с нарушением установленных нормативными правовыми актами РФ требований к использованию тахографа.

Это положение распространяется на:

  • должностных лиц — 7-10 тыс. рублей;
  • ИП — 15-25 тыс. рублей;
  • юридических лиц — 20-50 тыс. рублей.

Чтобы понять, за что будут штрафовать в данном случае, необходимо, опять-таки, обратиться к Приложению №3 Приказа №36 Министерства транспорта. К тем требованиям, которые установлены для транспортных предприятий.

Транспортные предприятия:

  • осуществляют работы по установке, проверке, техническому обслуживанию и пр. тахографов;
  • обеспечивают эксплуатацию тахографа в соответствии с требованиями по эксплуатации, утвержденными изготовителем;
  • обеспечивают своевременное техническое обслуживание тахографа и проверку его функционирования;
  • обеспечивают водителя необходимыми расходными материалами — бумагой для принтера (да, транспортное предприятие могут оштрафовать даже в случае, если у водителя не будет бумаги, чтобы распечатать информацию с тахографа);
  • выгружают данные с карты водителя каждые 28 дней;
  • обеспечивают наличие в транспортном средстве руководства по эксплуатации тахографа (не будет его — тоже штраф!).

Это, подчеркнем, не полный перечень. Полный — в приказе.

7. За несоблюдение режима труда и отдыха.

Обращаем внимание: при такой формулировке — режим труда и отдыха — наказывают:

Режим труда и отдыха прописан в Приказе №15 Министерства транспорта. Именно из него следует, какое максимальное время водитель может находиться за рулем и сколько ему положено отдыхать, чтобы не нарваться на штраф.

НО! Юридическое и должностное лицо привлекут к ответственности в том только случае, если будет фактически доказано, что они заставляли водителя «гнать быстрее».

Например, если сроки, установленные в задании на перевозку, не позволяют водителю соблюдать режим труда и отдыха.

Если же по заданию все четко, а что-то там было сказано лично, то это сказанное еще надо доказать. Нет доказательств — штраф только на водителя.

8. За несоблюдение норм времени управления транспортным средством и отдыха.

Формулировка здесь не зря отличается от предыдущей. Она будет применяться как раз таки к тем физическим лицам, которые, не будучи зарегистрированными как ИП или не работая на юридическое лицо или ИП, управляют грузовым автомобилем от 3,5 тонн.

Для них будут действовать нормы, прописанные в Правилах дорожного движения. (Правда, их к моменту публикации этого текста в ПДД еще нет.)

Штраф налагается как на водителя — в размере 1,5-2 тыс. рублей.

Какие автомобили подлежат установке тахографа

Для юридических и физических лиц это все автомобили тоннажем от 3,5 до 12 т. и автобусы с количеством мест более восьми. Исключения указаны в Приказе Минтранса № 36. Если коротко, то это спец— и сельхозтехника типа бетономешалки, молоковоза, комбайна или военной техники. Штраф за отсутствие карты тахографа или самого аппарата водитель или владелец этой техники не получат. Многие водители спрашивают: нужен ли тахограф на газель. Ответ — нужен, если это пассажирская газель с числом место больше восьми. На грузовую газель до 3.5 т. не нужен.

Что делать, если тахограф сломался во время рейса

По закону, если тахограф не регистрирует параметры движения или не считывает карту, он считается неисправным. Поездка с неисправным тахографом приравнивается к езде без него, а за это полагается штраф.

Если прибор сломался в поездке, водитель может двигаться дальше, но только в сторону ремонтной мастерской или стоянки. Передвигаться в таком режиму можно не более семи суток. Важно в это же время вести учет рабочего времени — на специальном бланке. Спрашивайте этот бланк у производителя тахографа или компании, которая вам его продала. Этот бланк поможет защититься от штрафа, если вас остановить сотрудник ГИБДД. В этом случае штраф за неисправный тахограф вы не получите.

Штраф за управление ТС с чужой или просроченной карточкой

Неработающий, неисправный самописец, использование чужой или просроченной карточки — все эти действия приравниваются к отсутствию такового, в соответствии как с действующей санкцией ст. 11.23 КоАП РФ, так и той, которая вводится ФЗ-216. Единственное исключение — поломка после выпуска на линию, но это обстоятельство тоже придется доказывать.

Кто будет оплачивать штраф с 2020 года

На практике часто возникает вопрос: кому выписывается штраф за отсутствие карты тахографа — водителю или организации? После 01.11.2019 этот вопрос решается однозначно: за правонарушение ответит как водитель, так и юрлицо (и ИП).

Можно ли получить скидку

Такое правонарушение, как отсутствие карточки водителя на тахограф, влечет за собой назначение денежной санкции. В соответствии с законодательством, по многим нарушениям предоставляется скидка 50% при оплате в первые 20 дней после назначения наказания. Но она на это правонарушение не распространяется и действует только для статей, указанных в главе 12 КоАП РФ. Оплату можно произвести удобным способом, через сайт «Госуслуги», без личного визита в банк, кредитную организацию, но без скидки.

Обжалование привлечения к ответственности

Обжалование штрафа производится в вышестоящий орган или суд. Срок на подачу — 10 дней с момента получения постановления. На копии необходимо поставить отметку о получении жалобы. Необходимо обосновать доводы, поэтому рекомендуется в случае поломки прибора вносить записи собственноручно на обратной стороне бумаги для тахографа обо всех остановках, промежутках в непрерывном движении.

А что, если тахограф сломался в пути?

В таком случае никакого взыскания не должно быть. Единственное: должно быть доказано, что поломка произошла именно в рейсе. Потому как начинать движение с неисправным тахографом запрещено!

Для доказательства следует перед выездом сделать распечатку с тахографа, а также (не помешает) и отметку в путевом листе об исправности устройства.

Чтобы при поломке тахографа в рейсе избежать штрафа за несоблюдение режима труда и отдыха, рекомендуется на оборотной стороне чека вручную расписать график управления автомобилем и перерывов от вождения.

Может ли инспектор штрафовать за неповеренный тахограф?

Нет. К ответственности за неповеренный тахограф может привлечь Росстандарт. Наказанием по ст. 19.19 может быть просто предупреждение или штраф от 20 тыс. до 30 тыс. рублей.

Но! Инспектор, у которого возникли какие-то сомнения насчет тахографа, может «оповестить» об этом Росстандарт — и тогда на предприятие придет проверка.

Чтобы избежать недоразумений, лучше возить с собой заверенную печатью предприятия копию свидетельства о поверке тахографа. Поверка, кстати, обязательна каждые 7 лет.

Если не установлен тахограф или установлен тахограф не с блоком СКЗИ, могут ли оштрафовать еще и за несоблюдение режима труда и отдыха?

Теоретически, да.

При условии, если у вас вообще нет никакого подтверждения тому, что вы стремитесь соблюдать данный режим. Например, не расписали в бумажном виде график рейса с указанием стоянок, ночевок, времени движения, просчитанного с учетом норм.

Если же подобный график у вас есть, то инспектор, скорее всего (не факт), будет к вам благосклонен и накажет только за отсутствие/несоответствие тахографа.

Так, на какие суммы все-таки могут оштрафовать физических собственников грузовиков?

Тот, кто управляет своим грузовым автомобилем, не будучи зарегистрированным в качестве ИП, привлекается к ответственности как водитель.

На него распространяются части 1 и 3 ст. 11.23 КоАП. По первой части штраф — 3-5 тыс. рублей, по третьей — 1,5-2 тыс. рублей.

Примечание

До тех пор, пока не вступили в силу Постановление Правительства РФ с поправками в ПДД и измененные Приказы №36 и №273 Министерства транспорта, ст. 11.23 КоАП на физических лиц (не ИП и не наемные работники), которые эксплуатируют грузовики массой свыше 3,5 тонн, по сути, еще не распространяется.

Почему?

Потому, что на самом деле таких физических лиц не смогут оштрафовать за несоблюдение временных норм управления автомобилем до тех пор, пока такие нормы не будут прописаны в ПДД.

На момент публикации этого текста они в ПДД не утверждены. То есть: для физических лиц никаких норм еще нет, а если их нет — то и следовать нечему.

Что касается установки тахографа, то в законе эта обязанность уже прописана. Но! Положение закона с требованиями к тахографам отсылает к порядку, установленному Правительством РФ, а этот порядок, в свою очередь, к Приказу №273 Министерства транспорта.

А что говорит этот приказ?

Что он применяется только к юридическим лицам и ИП, осуществляющим деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств.

Физических лиц порядок оснащения тахографами пока (пока не вышел «обновленный» Приказ Министерства транспорта) не учитывает.

Кстати, есть информация, что в измененном приказе Министерство транспорта все-таки даст физическим лицам переходный период на установку тахографа.

Однако пока утвержденного документа нет, это ни разу не факт, а лишь вероятность…

Законодательная база

Нормативная база, которая используется для регулировки всех аспектов использования тахографов, в последние годы значительно расширилась. Изменения и дополнения к документам принимаются достаточно регулярно, потому важно следить за новшествами в законодательстве.

В первую очередь это приказы Министерства Транспорта РФ:

  • № 36 (февраль 2013), утверждающий основные требования к бортовым самописцам для транспорта.
  • № 55 (февраль 2017) с изменениями нормативов, содержащихся в № 36.
  • № 227 (июль 2017 года), делающий обязательным оснащение автобусов тахографами.

Кроме того, нормативная база в области тахографии включает:

  • Приказ № 727 Министерства Внутренних Дел РФ, которые регламентирует порядок надзора за использованием транспорта.
  • Федеральный закон №196, который является основным документом по безопасности дорожного движения.
  • КоАП РФ, в частности его статья 11.23, которая определяет суммы штрафных санкций.

Кто имеет право проводить проверку?

Как и ранее, штраф за отсутствие тахографа в 2019 году может быть назначен только при выявлении нарушений требований действующего законодательства в ходе проверки. Правом на проведение контрольных мероприятий обладают сотрудники ДПС ГИБДД – проверки выполняются как в ходе плановых рейдов, так и вне их – т.е. остановить машину для осмотра могут в любой момент.

При проверке инспектор должен удостовериться:

  • Что на машине установлен бортовой самописец нужного типа (если его наличие предусмотрено законом)
  • Что прибор исправен, а в его конструкцию не вносились изменения.
  • Что он правильно используется с индивидуальной чип-картой водителя.

Также сотрудник ДПС может потребовать распечатку показаний бортового самописца для выявления нарушений рабочего режима.

Кроме сотрудников ГИБДД функция проверки оснащения машин тахографами возложена на представителей Ространснадзора. При этом сегодня закон разрешает им выполнять контрольные мероприятия без участия инспекторов ДПС.

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *