Слесарь-сантехник

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

Слесаря-сантехника

1. Общие положения

1.1. Настоящая инструкция составлена в соответствии с Постановлением Минтруда РФ от 10.10.1992г. №31 «Об утверждении тарифно-квалификационных характеристик по общеотраслевым профессиям рабочих».

1.2. Слесарь-сантехник относится к категории рабочих.

1.3. Данная должностная инструкция устанавливает права, ответственность и должностные обязанности слесаря-сантехника.

1.4. Лицо, назначаемое на должность слесарь-сантехник должно иметь среднее профессиональное образование соответствующего профиля и стаж работы не менее 3-х лет.

1.5. Назначение на должность слесаря-сантехника и освобождение от нее осуществляется на основании приказа директора техникума.

1.6. Подчиняется слесарь-сантехник непосредственно заведующего хозяйством.

1.7. Слесарь-сантехник должен знать:

— основы трудового законодательства Российской Федерации;

— приказы, указания, распоряжения, инструкции и другие нормативно-распорядительные документы, регламентирующие работу слесаря-сантехника;

— виды и назначение санитарно-технических материалов и оборудования;

— способы измерения диаметров труб, фитингов и арматуры;

— назначение и правила применения ручных и механизированных инструментов;

— принцип действия, назначение и особенности ремонта санитарно-технических трубопроводных систем центрального отопления, водоснабжения, канализации и водостоков;

— виды деталей санитарно-технических систем, соединений труб и креплений трубопроводов;

— способы сверления и пробивки отверстий;

— устройство и способы ремонта трубопроводных санитарно-технических систем из стальных и полимерных труб;

— способы разметки мест установки приборов и креплений;

— правила установки санитарных и нагревательных приборов;

— устройство и способы ремонта различных санитарно-технических трубопроводных систем;

— способы установления дефектных мест при испытании трубопроводов;

— правила испытания санитарно-технических систем и арматуры;

— способы подготовки и испытания котлов, бойлеров, калориферов и насосов;

— нормы расхода материалов и запасных частей;

— основы экономики, организации производства, труда и управления;

— правила внутреннего трудового распорядка;

— правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.

2. Функции

2.1.Обеспечение исправного состояния, безаварийной и надежной работы обслуживающих систем центрального отопления, водоснабжения, канализации и водостоков, правильную их эксплуатацию, своевременный качественный ремонт.

3. Должностные обязанности

Слесарь-сантехник исполняет следующие функции:

3.1. Обеспечивает исправное состояние, безаварийную и надежную работу обслуживаемых систем центрального отопления, водоснабжения, канализации и водостоков, правильную их эксплуатацию, своевременный качественный ремонт.

3.2. Изучает условия работы данных систем, выявляет причины преждевременного износа, принимает меры по их предупреждению и устранению.

3.3. Принимает участие в ликвидации неисправностей в работе систем, их ремонте, монтаже, регулировке и испытаниях, а именно осуществляет:

— разборку, ремонт и сборку сложных деталей и узлов санитарно-технических систем центрального отопления, водоснабжения, канализации и водостоков;

— сортировку труб, фитингов, фасонных частей, арматуры и средств крепления;

— подготовку пряди, растворов и других вспомогательных материалов;

— транспортирование деталей трубопроводов, санитарно-технических приборов и других грузов;

— комплектование сгонов муфтами и контргайками, болтов — гайками;

— сверление или пробивку отверстий в конструкциях;

— установку и заделку креплений под трубопроводы и приборы;

— комплектование труб и фасонных частей стояков;

— группировку и догруппировку чугунных радиаторов на месте ремонта;

— соединение трубопроводов, отопительных панелей, санитарно-технических кабин и блоков;

— крепление деталей и приборов;

— разметку мест установки контрольно-измерительных приборов;

— смену участков трубопроводов из чугунных труб;

— установку дефектных мест при испытании трубопроводов.

3.4. Принимает участие в разработке мероприятий по повышению надежности, качества работы обслуживаемых систем центрального отопления, водоснабжения, канализации и водостоков.

3.5. Участвует в составлении заявок на материалы, запасные части, инструмент и обеспечивает их экономное и рациональное расходование.

3.6. Осуществляет комплексные испытания санитарно-технических систем, ревизию и испытание аппаратуры после ремонта.

3.7. Подготавливает отремонтированные системы к сдаче в эксплуатацию.

3.8. Исполняет другие поручения руководства техникума, не вошедшие в настоящую должностную инструкцию, но возникшие в связи с производственной необходимостью.

4. ПРАВА

Слесарь-сантехник имеет право:

4.1. Знакомиться с проектами решений руководства техникума, касающимися его деятельности.

4.2. Вносить на рассмотрение руководства предложения по совершенствованию работы, связанной с обязанностями, предусмотренными настоящей должностной инструкцией.

4.3. Сообщать непосредственному руководителю обо всех выявленных в процессе исполнения своих должностных обязанностей недостатках в производственной деятельности техникума (его структурных подразделений) и вносить предложения по их устранению.

4.4. Запрашивать лично или по поручению непосредственного руководителя от руководителей подразделений предприятия и специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

4.5. Требовать от руководства техникума оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.

5. Ответственность

Слесарь-сантехник несет ответственность:

5.1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.

5.2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, — в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

5.3. За причинение материального ущерба — в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

5.4. За нарушение требования федерального закона «О персональных данных» и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а так же внутренних нормативных актов техникума, регламентирующих вопросы защиты интересов субъектов персональных данных, порядка обработки и защиты персональных данных – в пределах, установленных действующим законодательством Российской Федерации.

5.5. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих функций и обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, приказов, распоряжений, поручений руководства техникума, не вошедшие в настоящую должностную инструкцию, но возникшие в связи с производственной необходимостью и иные правонарушения – в соответствии с действующим законодательством РФ: замечание, выговор, увольнение.

6. Взаимодействия

Слесарь-сантехник:

6.1. Работает по графику, составленному исходя из 40-часовой рабочей недели и утвержденному директором техникума.

6.2. Получает от начальника хозяйственного отдела техникума информацию нормативно-правового и организационного характера, знакомится под расписку с соответствующими документами.

6.3. Взаимодействует по вопросам, входящим в свою компетенцию, с сотрудниками хозяйственного отдела.

Немного истории

Первые прототипы унитазов, относящиеся к II-III тысячелетию до нашей эры, были обнаружены археологами при раскопках шумерских дворцов. В Древнем Риме тоже достигли высокого мастерства в водопроводном деле. Город славился своими фонтанами, виадуками, водоводами и стоками. Именно к этому времени можно отнести период зарождения профессии.

Описание профессии

Современные люди, в первую очередь, в городах, привыкли к комфорту. Они не носят воду из колодца, а получают ее, открыв кран на кухне или в ванной. Такая же ситуация и с водоотводом, теплом в многоквартирных домах от централизованных котельных. Все это предполагает наличие целой сети коммуникаций, которые постоянно нужно поддерживать в рабочем состоянии.

Профессия слесарь-сантехник требует умения мастера обслуживать три основные санитарно-технических системы:

  • водоснабжение;
  • водоотведение (канализация);
  • отопление (паровое или водяное).

Иногда в народе сантехников называют водопроводчиками, но они должны уметь выполнять весь спектр работ – от прочистки слива в ванной и ремонта бачка унитаза до монтажа водопроводных труб. Сейчас большой популярностью пользуется установка индивидуальных отопительных котлов (газовых, угольных или дровяных) с подключенной к ним системой водяного отопления. Поэтому от мастера требуется повышать свой уровень знаний и осваивать новые перспективные направления деятельности.

На каких специальностях лучше учиться

Обучение на сантехника ведется в средних профессиональных учебных заведениях (колледжах, техникумах и училищах). Абитуриенту нужно определиться со специальностью, подходят три варианта:

  • мастер жилищно-коммунального хозяйства;
  • монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств, кондиционирования воздуха и вентиляции;
  • мастер по ремонту и обслуживанию инженерных систем жилищно-коммунального хозяйства.

Поступление в ссуз – дело несложное. Для этого потребуется аттестат об окончании 9 классов, который подается в приемную комиссию. Даже весьма скромные средние оценки позволяют рассчитывать на зачисление.

Лучшие ссузы для обучения

Профессию сантехника можно получить во многих ссузах (средних специальных учебных заведениях страны), несколько примеров:

  • Санкт-Петербургский архитектурно-строительный колледж выпускает квалифицированных техников по монтажу санитарно-технических систем для предприятий жилищно-коммунальной сферы и промышленности города и области. Выпускники СПАСК готовы и к работе, и к поступлению в вузы на специальности, связанные со строительством.
  • Екатеринбургский монтажный колледж. Этот ссуз обеспечивает потребность региона в рабочих кадрах. Его студенты получают глубокие знания в части создания и обслуживания систем жизнеобеспечения населения, таких как водоснабжение, канализация, кондиционирование и вентиляция. Практика организовывается на ведущих предприятиях области: ООО «Северспецстрой», ЗАО «Энергосантехмонтаж», ООО «Уралсантехмонтаж-21».
  • Колледж архитектуры, дизайна и реинжиниринга № 27 (г. Москва). Это ведущий ссуз в столице согласно рейтингу Worldskills, состоящий из 11 подразделений. Преподавание в нем ориентировано на практику, студенты проходят стажировки на предприятиях, многие там же трудоустраиваются после получения диплома. В процессе учебы слушатели могут принимать участие в реальных проектах и зарабатывать себе трудовой стаж.
  • Колледж водных ресурсов (г. Санкт-Петербург) готовит мастеров по обслуживанию и ремонту инженерных систем в ЖКХ, востребованных не только в горводоканале, но и в ЖЭКах, других сервисных организациях. При поступлении в вуз после окончания колледжа нет необходимости сдавать ЕГЭ.
  • Ставропольский государственный политехнический колледж. Здесь после 9 класса за 2 года 10 месяцев обучают техников монтажа вентиляционных, отопительных и водоснабжающих систем. После 11 класса учиться по курсу «Слесарь-сантехник» меньше года. Есть вариант с параллельным освоением нескольких рабочих профессий.

Распространена также практика получения необходимых знаний и навыков на краткосрочных курсах в учебных центрах.

Обязанности на работе

Функции сантехника очерчены его должностной инструкцией и зависят от квалификационного разряда, которых выделяется шесть. Чем выше разряд, тем большее количество сложных работ специалист имеет право выполнять. Выпускники колледжей и курсов, как правило, получают вторую категорию. Для ее повышения нужно работать по специальности и повышать свой уровень знаний.

В целом к основным обязанностям слесаря-сантехника можно отнести:

  • обеспечение исправности находящегося в его ведении санитарно-технического оборудования и сетей;
  • их обслуживание, выявление и устранение поломок и неисправностей;
  • подготовку заявок на закупку необходимых расходных материалов, инструментов и запасных частей;
  • замену устаревшей или вышедшей из строя аппаратуры (демонтаж старого агрегата, установка, регулировка и наладка нового);
  • исполнение дополнительных сопутствующих работ (сверление отверстий для крепления, штробление выемок для укладки внутренних коммуникаций, пайка пластиковых труб и др.).

Нередко мастера специализируются на каком-то одном направлении, достигая высот в своем деле (установка душевых кабин, ванн и унитазов или же отопительных систем). Другие специалисты выполняют полный комплекс работ, полностью закрывая весь спектр потребностей заказчика.

Кому подходит

Профессия по плечу людям, которые умеют и любят работать руками и обладают техническим мышлением. В основном это мужчины. Сантехнику для выполнения своих обязанностей необходимо знать:

  • ассортимент различных фитингов, труб, переходников, арматуры;
  • виды санитарного оборудования, их устройство и особенности конструкции;
  • принцип действия основных систем (водоснабжения, центрального отопления, канализации);
  • способы крепления и соединения труб;
  • правила установки приборов, их испытания и настройки;
  • типичные поломки систем, методы их выявления и устранения.

Также следует уметь использовать инструменты, такие как сварочный аппарат, паяльник для пластиковых труб, разводной ключ, болгарка, отбойный молоток, перфоратор.

Личные качества, нужные хорошему сантехнику:

  • физическая сила и выносливость;
  • терпеливость и выдержка;
  • скрупулезность и аккуратность;
  • системность в работе и ответственность за результат;
  • коммуникабельность и вежливость;
  • умение понять желание заказчика.

Положительные стороны профессии: относительно неплохой заработок (нередко больше, чем у тех, кто окончил вузы) и возможность получения дополнительного дохода «на стороне», востребованность среди работодателей, умение выполнять широкий перечень полезных работ.

К минусам можно отнести не самые приятные условия труда, особенно при работе с канализацией. Есть риск получить профессиональное заболевание, ожог горячей водой или паром. Кроме того, в обществе еще сильны негативные стереотипы относительно представителей этой профессии.

Сколько получают

В среднем в России сантехник получает 40-45 тысяч рублей. Но многое зависит от квалификационного разряда и места работы. Слесарь 3-4 категории в обычном ЖЭКе вряд ли может рассчитывать больше чем на 20-25 тысяч рублей в месяц. А высококлассный мастер, которому можно доверить установку дорогой ванной или отопительной системы, получает в 2-3 раза больше.

Как построить карьеру

Карьерной лестницы нет, поскольку профессия относится к числу рабочих. Без дополнительного образование максимум – это бригадир или мастер участка.

Перспективы профессии

На сегодняшний день стать сантехником – достаточно неплохой вариант, особенно в городах. Старый жилищный фонд постоянно требует ремонта санитарно-технических систем, а в новостройках необходимо устанавливать новые коммуникации. Поэтому работы в обозримом будущем у специалистов этого профиля будет достаточно.

Алексей Кузнецов

Преимущества профессии сантехника

Преимуществами профессии сантехника являются востребованность, особенно высококвалифицированных и универсальных специалистов, а также достаточно высокая оплата труда (средняя зарплата сантехника в России сегодня составляет около 35 тысяч рублей, и это не считая финансовой «благодарности» заказчиков, общая сумма которой может в несколько раз превышать размер официальной зарплаты). Среди рабочих специальностей именно сантехник занимает лидирующую позицию на биржах труда.

При этом востребованность данной профессии открывает перед специалистами в данной области большие возможности для создания собственной фирмы (бригады) по монтажу и обслуживанию тепло-, водо-, газо- коммуникаций и канализации. Многие известные монтажные бюро начинали историю своего развития именно с маленьких сантехнических бригад.

Несомненным преимуществом этой профессии также можно считать полезные навыки, приобретенные в процессе работы. Дело в том, что современные сантехники — это, как правила, мастера на все руки, которые могут не только установить раковину, проложить канализационные трубы или прочистить засор в канализационных трубах, но и облицевать стены кафелем, провести вентиляцию, выровнять пол и т.д.

Цивилизованный человек не умеет обходиться без водопровода, отопительных систем и канализации. Ведь современные санитарно-технические системы — это кровеносные сосуды зданий, по которым доставляется тепло и вода, делающие нашу жизнь удобной и комфортной. Ну а поскольку производители стройматериалов наводнили рынок огромным количеством различных сантехприспособлений, разобраться в таком огромном ассортименте может только специалисты — люди, которые получили профессию сантехник.

Цивилизованный человек не умеет обходиться без таких коммуникаций как водопровод, отопительная система и канализация. Ведь современные санитарно-технические системы — это кровеносные сосуды зданий, по которым доставляется тепло и вода, делающие нашу жизнь удобной и комфортной. Ну а поскольку производители строительных материалов наводнили рынок огромным количеством различных сантехнических приспособлений, труб и аксессуаров, разобраться в таком огромном ассортименте может только специалист. Тем более, что монтировать трубопроводы и поддерживать дееспособность этих артерий — главная задача людей, которые получили профессию сантехник.

На плечах этих специалистов лежит ответственность за полноценное функционирование систем центрального отопления, горячего и холодного водоснабжения, канализации, газоснабжения промышленных и гражданских сооружений. Данная рабочая специальность входит в штатное расписание любой организации, фабрики или завода. Это свидетельствует о том, что специальность «сантехник» является не только нужной, но и популярной профессией, которая имеет свои особенности и преимущества.

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *