Создание аттестационной комиссии

Содержание

Составление приказа об аттестации работников – необходимая часть проведения процедуры по контролю за уровнем квалификации, теоретических знаний и практических навыков сотрудников предприятий и организаций. В большинстве случаев аттестация является инициативой работодателя и носит периодический характер.

ФАЙЛЫ
Скачать пустой бланк приказа о проведении аттестации работников .docСкачать образец приказа о проведении аттестации работников .doc

Целесообразность проведения аттестации на предприятии

Профессионализм работник играют очень важную роль для любой организации, но реальность такова, что с каждым годом происходят множество изменений в разных сферах жизни, бизнеса и также законодательства. Поэтому иметь команду профессионалов достаточно не просто, а поддерживать данный профессионализм еще сложнее. Поэтому очень часто работодатель принимают решение о регулярном проведении оценки персонала, что позволяет работодателю:

  • Выявлять слабые стороны сотрудников и разрабатывать программы по переподготовке и повышение квалификации;
  • Увольнять сотрудников, которые не соответствуют занимаемой должности либо переводить на должность с более низкими трудовыми обязанностями;
  • Аттестация также может дать представление о том, кто достоин продвинуться по карьерной лестнице, занять руководящую позицию, а также можно ли повысить заработную плату и т.д.
  • А также можно получить обратную связь от работников о каких-либо недовольствах и провалах кадровой политики организации.

Читайте также статью ⇒ “Эффективная система оценки персонала: KPI“.

Зачем нужна аттестация

Данная проверка, являющаяся своего рода экзаменом, позволяет оценить профессиональную подготовку кадров на том или ином этапе работы в каком-то конкретном подразделении компании. В случае выявления слабых мест, благодаря такому контролю, руководство имеет возможность своевременно принять необходимые меры по их устранению. Также аттестация является стимулирующей процедурой для работников, способствующей увеличению производительности труда и расширению перспектив организации.

Ограничения при выборе аттестуемых

Не всех можно подвергнуть контрольной проверке. Есть ряд сотрудников, которые законом освобождены от этой процедуры. К ним относятся:

  • беременные женщины,
  • женщины, имеющие на попечении детей до трехлетнего возраста,
  • те, кто проработал по специальности менее одного года.

Все остальные категории работников можно проверять, невзирая на их статус, опыт работы, научные достижения и т.п. заслуги.

Порядок проведения аттестации

Отправной точкой для аттестации является добровольное волеизъявление работодателя. Оформляется оно в виде приказа, в котором указывается необходимость проведения контроля, назначается состав комиссии и ответственные за исполнение приказа люди.

В ходе аттестации члены комиссии изучают предоставленные работниками отчеты и т.п. документы, задают вопросы на профессиональные темы и по результатам проверки выносят вердикт.

Процедура аттестации регистрируется в специальном протоколе, итоги заносятся в аттестационный лист (на каждого работника составляется свой отдельный документ), а окончательное заключение имеет вид короткого резюме о том, соответствует ли тот или иной сотрудник занимаемой должности.

Назначение комиссии

Как уже упоминалось выше, для проведения аттестации назначается специальная комиссия. В ее состав должно входить не менее трех человек. Чаще всего это представители разных структурных подразделений, руководители среднего звена предприятия, высококвалифицированные специалисты, обладающие достаточными знаниями для адекватной и справедливой оценки своих коллег. Иногда в состав комиссии включаются сторонние эксперты и директор компании.

Какие итоги может иметь аттестация

Результаты контрольной проверки могут быть самыми разными. Наиболее предпочтительны, конечно, те, когда все сотрудники подтверждают свою квалификацию. Но так случается не всегда. Иногда аттестация может показать неудовлетворительные итоги, после чего некоторые работники переводятся на другие места, понижаются в должности или же вовсе увольняются. Однако, лояльные работодатели стремятся даже в таких случаях сохранить рабочие места и отправляют людей на переобучение.

Кто составляет приказ

Непосредственным написанием приказа может заниматься любой сотрудник компании, уполномоченный на создание подобного рода документов. Обычно в роли такового выступают:

  • либо юрист,
  • либо специалист кадрового отдела,
  • либо секретарь.

В любом случае, это работник, обладающий необходимыми знаниями о правилах написания приказов, а также владеющих азами трудового и гражданского права. После подписания приказ всегда передается на подпись руководителю организаций – без его автографа он не будет считаться действительным.

Как составить приказ о проведении аттестации работников

Унифицированной формы приказа на аттестации работников нет, так что предприятия могут писать его в произвольном виде или использовать разработанный внутри компании и утвержденный в учетной политике шаблон документа.

Приказ в обязательном порядке должен содержать ряд необходимых сведений:

  • номер и дату составления,
  • наименование компании,
  • фамилии и должности аттестируемых сотрудников,
  • состав комиссии,
  • данные об ответственном исполнителе,
  • дату аттестации.

Как оформить приказ

Приказ может быть написан от руки или напечатан на компьютере (второй вариант — более современный и распространенный), но в любом случае он должен иметь «живые» подписи руководителя фирмы и всех, кто в нем упомянут – автографы последних будут подтверждать то, что они ознакомлены с документом.

Приказ можно написать на обычном листе формата А4 или на фирменном бланке компании, заверять его печатью необязательно: во-первых приказ относится к внутренней документации фирмы, а во-вторых, с 2016 года юридические лица на законодательном уровне освобождены от обязанности использоваться в свой работе печати и штампы.

Образец приказа о проведении аттестации работников

С точки зрения делопроизводства данный документ имеет вполне стандартную структуру и не должен вызвать никаких проблем с составлением.

  1. В начале посередине строки указывается полное наименование компании, затем ниже пишется слово «Приказ», его номер по внутреннему документообороту и коротко обозначается смысл (в данном случае – об аттестации сотрудников).
  2. Далее вносится населенный пункт, в котором зарегистрировано предприятие, а также дата составления приказа.
  3. После этого идет собственно приказ. Первым делом указывается
    • цель проведения аттестации,
    • ее точная дата (или период, если аттестации занимает не один день).

    Сюда же вносятся сотрудники, которые подпадают под проверку – их список можно внести прямо в приказ, или же указать в отдельном документе.

  4. Затем в текст включается состав аттестационной комиссии (указываются должности, фамилии, инициалы работников), с выделением ее председателя и рядовых членов, вписывается секретарь, который будет фиксировать ход аттестационного заседания и заполнять аттестационные листы.
  5. Отдельным пунктом следует делегировать одного из руководителей подразделений (обычно это начальник отдела кадров или зам. директора по персоналу) на разъяснение работникам правил и порядка надвигающейся аттестации, и назначить окончательный срок подачи руководителю итогов проверки.
  6. В завершение в приказе устанавливается ответственный за его исполнение работник (вписывается его ФИО и должность).
  7. Под приказом расписываются:
    • директор организации,
    • специалисты предприятия, входящие в состав комиссии,
    • ответственный за исполнение данного распоряжения сотрудник.

Создание аттестационной комиссии на предприятии для профессиональной оценки работников

Для максимально эффективной оценки персонала должны быть привлечены непредвзятые и компетентные специалисты, которые смогут не только дать оценку профессиональному уровню работников, но и дать рекомендации по повышению компетенции. Прежде чем провести аттестацию работодатель должен обеспечить правовую основу, на которой будет базироваться вся процедура оценки персонала. Особенно это касается создания аттестационной комиссии.

  • Работодатель должен в первую очередь утвердить внутренние нормативные акты, которые будут регламентировать основные цели и задачи аттестации, какие должности в обязательном порядке должны проходить аттестацию, как часто должна проводиться оценка персонала, каким образом должна создаваться аттестационная комиссия и кто в нее может входить и т.д.
  • В документе, регламентирующим создание, а также работу аттестационной комиссии, должно быть достаточно детально отражены все полномочия челнов комиссии, а также председателя. Это важно для разрешения спорных вопросов при определении результата.
  • Проведение аттестация и создание аттестационной комиссии должны быть утверждены приказами. В приказе о создании аттестационной комиссии должны быть все участники, обычно здесь утверждается председатель и члены, которые могут быть выбраны из сторонней экспертной организации для непредвзятой оценки, а также из высококвалифицированных сотрудников предприятия. Здесь также может присутствовать представитель профсоюза для защиты прав и свобод работников, это дает возможность максимально не предвзято оценить компетенцию работников, а также избежать возможных нарушений.
  • В зависимости от вида аттестация между челнами комиссии могут быть распределены роли, либо они могут быть разделены для проведения определенных этапов, по завершению, которых будут приниматься решения о профессионализме сотрудников и заполняться соответствующие протоколы.
  • Непосредственный руководитель не может быть принят в аттестационную комиссию, так как должен представлять работника и выступать на его стороне, отвечая на вопросы о его обязанностях, компетенции и деловых качествах.

Нормативно-правовые документы, регламентирующие создание аттестационной комиссии на предприятии

Наименование нормативно-правового акта Номер документа Описание
Трудовой кодекс Статья 81 Данная статья дает разъяснение по увольнению в связи с профессиональной некомпетенцией сотрудника, которая может быть установлена после проведения аттестации
Федеральный закон № 90 Пункт 3 Утверждает, что порядок проведения аттестации утверждается трудовым законодательством (это касается определенных бюджетных, государственных организаций, ФСС и т.д.), а также внутренними нормативными актами предприятия

Пожарно-техническая комиссия

Для предупреждения пожаров на предприятии его руководитель может создать пожарно-техническую комиссию. Такая комиссия создается из специалистов организации, ответственных за пожарную безопасность и прошедших обучение по пожарно-техническому минимуму3.

Обязательно ли создание такой комиссии?

Нет, это право работодателя. На объектах, где работает более 50 человек (п. 5 Правил противопожарного режима, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 ), комиссия может создаваться по его воле. Обращаем внимание — п.5. Правил противопожарного режима — утратил силу с 26.09.2017 .

Задачи комиссии:

  • проведение профилактических мероприятий;
  • выявление и анализ взрывопожароопасности на производстве;
  • разработка программ инструктажей;
  • согласование локальных актов в части ПБ;
  • обеспечение наглядными пособиями и инструкциями;
  • участие в расследовании причин пожаров;
  • составление и сдача отчетности.

Какие документы могут понадобиться?

  1. Приказ о создании комиссии.
  2. Протокол заседания.
  3. Положение о работе комиссии.

Комитет по охране труда

Обязательно ли создавать комитет по охране труда?

Нет, только по своей инициативе или по инициативе работников работодатель может создать комитет по охране труда1.

Основание: ст.218. ТК РФ.

Кто входит в состав?

В состав этого комитета должны войти как представители от работодателя, так и представители выборного органа от работников. Количество и тех и других должно быть одинаковым. Итоговый состав должен утверждаться приказом работодателя.

Какие стоят перед комитетом задачи?

Комитет выполняет следующие задачи:

  • разрабатывает программы совместных действий работодателя и выборного уполномоченного работниками органа по обеспечению соблюдения требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
  • организует проверки состояния условий труда на рабочих местах, подготавливает по их результатам предложения работодателю по улучшению условий труда;
  • содействует службе охраны труда в информировании работников о состоянии условий труда на рабочих местах, существующем риске повреждения здоровья, о полагающихся работникам компенсациях за работу во вредных и опасных условиях труда.

Какие документы могут понадобится в работе?

  1. Для организации работы комитета необходимо разработать и утвердить соответствующее положение.
  2. Разрабатывается оно на основании Типового положения.
  3. Посмотреть типовое положение можно по .

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *