Требования к государственным служащим

Квалификационные требования к должностям государственной гражданской службы

Важную роль в формировании кадрового состава и отборе персонала на гражданскую службу играют квалификационные требования к должностям гражданской службы.

Под квалификационными требованиями понимаются единые профессиональные и иные критерии и признаки, предъявляемые к соискателям той или иной должности гражданской службы. Они определяют степень и уровень профессиональной подготовленности человека к определенному виду деятельности на государственной службе.

Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» № 79-ФЗ1Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Ст. 12. определяет следующие основные квалификационные требования:

  • к уровню профессионального образования;
  • к стажу гражданской службы;
  • к стажу (опыту) работы по специальности;
  • к профессиональным знаниям и навыкам.

Эти требования к должностям гражданской службы относятся ко всей системе должностей и являются общими для всех гражданских служащих РФ независимо от уровня занимаемой должности. Они одинаково обязательны как для лиц, поступающих на гражданскую службу, так и для гражданских служащих.

Квалификационные требования к конкретным должностям гражданской службы устанавливаются в соответствии с категориями и группами должностей.

Уровень профессионального образования. Поскольку гражданская служба РФ является профессиональной служебной деятельностью, то гражданские служащие обязаны иметь соответствующее замещаемой должности образование, необходимый уровень которого устанавливается Федеральным законом № 79-ФЗ.

Для замещения должностей категорий «руководители», «помощники (советники)», «специалисты» всех групп должностей гражданской службы, а также категории «обеспечивающие специалисты» главной и ведущей групп должностей необходимо высшее профессиональное образование по специализации должностей гражданской службы. Федеральный закон № 79-ФЗ не говорит об обязательности наличия высшего образования по специальности «Государственное и муниципальное управление», как ранее требовал прежний закон о государственной службе, но данная специальность наряду с «юриспруденцией» и сейчас остается приоритетной на государственной службе. Содержание этих специальностей соответствует специализации должностей гражданской службы всех уровней.

Для замещения должностей гражданской службы категории «обеспечивающие специалисты» старшей и младшей групп должностей достаточно иметь среднее профессиональное образование, соответствующее профилю деятельности служащего. Прежний закон разрешал наличие среднего профессионального образования только для младшей группы должностей.

Требования к стажу гражданской службы или стажу (опыту) работы по специальности. Квалификационные требования к стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности для федеральных гражданских служащих устанавливаются указом Президента РФ, для гражданских служащих субъекта РФ — законом субъекта РФ. Стаж государственной службы даст право служащему не только на замещение соответствующих должностей, но и на получение надбавки за выслугу лет и выплате вознаграждения при выходе на пенсию.

Требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей гражданского служащего, предъявляются в целях повышения уровня его профессионализма и компетенции, необходимых для эффективного исполнения должностных обязанностей. Имеется в виду знание Конституции РФ, федеральных законов и других нормативно-правовых актов, касающихся государственного управления и государственной службы, вплоть до должностного регламента.

Квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам гражданских служащих по конкретной должности устанавливаются нормативным актом государственного органа с учетом его задач и функций и включаются в должностной регламент служащего.

На гражданской службе России имеются общие квалификационные требования, предъявляемые для всех должностей, которые были изложены выше. Кроме общих, предъявляются и особые квалификационные требования к каждой конкретной должности. Поэтому квалификационные требования к должностям гражданской службы устанавливаются в соответствии с категориями и группами должностей.

Требования к конкретным должностям гражданской службы находят свое выражение и реализуются в должностном регламенте гражданского служащего. Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» № 79-ФЗ впервые определил содержание этого важного документа. Вся профессиональная служебная деятельность гражданского служащего осуществляется в соответствии с должностным регламентом, утверждаемым представителем нанимателя и являющимся составной частью административного регламента государственного органа.

В должностной регламент включаются:

  • квалификационные требования к уровню и характеру знаний и навыков, предъявляемые к гражданскому служащему, заметающему соответствующую должность гражданской службы, а также к образованию, стажу государственной службы или стажу (опыту) работы по специальности;
  • должностные обязанности, права и ответственность гражданского служащего;
  • перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан самостоятельно принимать управленческие и иные решения;
  • перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан участвовать при подготовке проектов нормативных правовых актов и проектов управленческих и иных решений;
  • сроки и процедуры подготовки, рассмотрения проектов управленческих и иных решений, порядок согласования и принятия данных решений;
  • порядок служебного взаимодействия гражданского служащего в связи с исполнением им должностных обязанностей с гражданскими служащими того же государственного органа, гражданскими служащими иных государственных органов, другими гражданами, а также с организациями;
  • перечень государственных услуг, оказываемых гражданам и организациям в соответствии с административным регламентом государственного органа;
  • показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности служащего;

Результаты исполнения должностного регламента служащим учитываются руководством при проведении конкурса на замещение более высокой вакантной должности гражданской службы, аттестации, квалификационного экзамена, планировании служебной карьеры работника.

Наряду с этим Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» № 79-ФЗ (ст. 21) предъявляет иные обязательные требования к поступлению на гражданскую службу и нахождению на ней. Их можно назвать условиями, или критериями поступления на гражданскую службу и нахождения на ней. Они были уже рассмотрены ранее.

В данной статье подробно рассказывается какие требования к государственным служащим, и все что об этом надо знать. Основными документы, на которых основывается регулирование как требований, так и других аспектов государственной службы всего 3:

  • Федеральный Закон О Государственной Гражданской Службе Российской Федерации
  • Указ президента РФ о требованиях к госслужащим
  • Международный пакт о гражданских правах (носит более формальный характер и вносит некие косметические правы в статуты международного права)

Нарушение правил и условий, озвученных в этих документах могут повлечь за собой как административные, так и уголовные наказание в зависимости от типа и тяжести нарушений.

Градация требований

Существует несколько градаций требований к государственным служащим. Прежде всего это квалификация претендента на должность. Квалификация либо подтверждается трудовой книжкой, где указан стаж работника, его характеристики и заслуги, либо работнику предоставляется испытательный срок (длина испытательного срока варьируется в зависимости от должности и места работы).

Существует всего три проверки квалификации госслужащего:

  • испытательный срок при приеме на работу
  • ежегодный экзамен, тестирующий профпригодность и мотивацию совершенствования работника
  • собеседование при переходе на более высокую должность.

Все три испытания являются комплексными мероприятиями в несколько этапов, каждый из которых имеет свои требование и проверяет различные профессиональные качества претендента на должность, либо уже работающего в государственном органе служащего.

Требования к служащим также различаются по уровню занимаемой должности:

  1. руководители
  2. помощники (первого и второго звена)
  3. советники

Требования к квалификации при приеме на работу

Как правило, трудовой стаж и рекомендация с предыдущего места работы являются веской причиной автоматического приема на работу лишь после короткого собеседования с руководителем госоргана.

Но существуют и исключения о которых будет сказано ниже.

В основном соискатель на определенную должность должен обладать как общими, так и специализированными характеристиками, которые присущи узкому направлению деятельности госоргана либо его отдела. К примеру для статистического отдела существуют гораздо более высокие требования к математическим способностям претендента на место, чем у остальных отделов. Поэтому, в общем требования разделяют на две категории:

  • общие (трудоспособность, коммуникабельность, наличие высшего образования и так далее)
  • узконаправленные (совершенное владение определенным программным обеспечением, владение каким-либо иностранным языком и т.д.)

Условия ожидания соискателем положительного либо отрицательного ответа такое же как и повсеместно в государстве: на усмотрение работодателя (работодатель в данном случае-государство) от 3 дней до месяца.

Особое условие

Любой соискатель, обязательно проходит проверку на отсутствие судимостей как у соискателя так и его родственников, его банковская история и прочие нюансы, которые при приеме на работу в частном учреждении могут и не учитываться, а сама проверка и не проводиться.

Требования к квалификации во время службы

Важным аспектом является соответствие поведения и рабочей ответственности служащего, которые должны соответствовать правовым нормам. Несоблюдение графика (40 часовая рабочая неделя, 8-часовой рабочий день начало и конец работы в фиксированное руководителями госпредприятий и государственных органов), невыполнение своих обязательств и прочие правонарушения фиксируются и могут привести не только к выговору, но к увольнению. Также это вполне может привести с собой повсеместный отказ принимать уволенного служащего с выданной ему отрицательной характеристикой.

Также стандартным процессом является обучение госслужащего на месте и во время работы для повышения его квалификации и, как следствие, увеличение эффективности работы всего государственного предприятия либо органа.

Возраст

Трудовой кодекс Российской Федерации устанавливает, что трудовой возраст гражданина страны идет от 18 и до 55 (женщины), 60 (мужчины) лет. Госпредприятия и госорганы имеют требования в соответствии с кодексом, но так как обязательным (в большинстве случаев) условием и требованием при приеме на работу является высшее образование, то граждане не достигшие 22 лет, крайне редко проходят и попадают на собеседования.

Но законом, тем не менее, предусмотрена стажировка лиц младше 22 лет.

Также существует возможность работать полный или же не полный рабочий день лицам, достигшим пенсионного возраста. Это нюанс также учитывается ТК РФ.

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *