Все действующие ПБУ в 2019 году

ПОЛОЖЕНИЕ

о бухгалтерской службе

1. Общие положения

1.1. Бухгалтерия является самостоятельным структурным подразделением организации на правах службы и подчиняется непосредственно руководителю организации.

1.2. Структуру и штаты бухгалтерии утверждает руководитель организации с учетом объемов работы и особенностей финансово-хозяйственной деятельности.

1.3. В штатный состав бухгалтерской службы входят главный бухгалтер, ведущий бухгалтер и кассир. Дополнительно могут вводится другие должности.

1.4. Главный бухгалтер назначается на должность и освобождается от должности приказом руководителя организации.

1.5. Бухгалтерская служба в своей деятельности руководствуется: действующим законодательством, другими нормативными правовыми актами, утверждаемыми в установленном порядке, регулирующими бухгалтерский и налоговый учет, приказами, распоряжениями и указаниями руководителя организации по основной деятельности и по личному составу, настоящим положением.

1.6. Основными задачами бухгалтерской службы являются ведение бюджетного учета финансово-хозяйственной деятельности, осуществление контроля за сохранностью собственности, правильным расходованием денежных средств и материальных ценностей.

2. Функции

2.1. Организация бухгалтерского учета основных фондов, материальных запасов, денежных средств и других ценностей организации.

2.2. Организация расчетов с контрагентами по хозяйственным договорам,

с бюджетом и внебюджетными фондами.

2.3. Начисление и выплата заработной платы, своевременное проведение расчетов с сотрудниками организации.

2.4. Обеспечение строгого соблюдения кассовой и расчетной дисциплины, расходования полученных в учреждениях банков (кредитных организациях) средств по назначению.

2.5. Осуществление предварительного контроля за своевременным и правильным оформлением документов и законностью совершаемых операций.

2.6. Применение утвержденных в установленном порядке типовых унифицированных форм первичной учетной документации, строгое соблюдение порядка оформления этих документов.

2.7. Обеспечение своевременного и правильного отражения на счетах бюджетного учета и в отчетности хозяйственных операций.

2.8. Организация контроля за сохранностью нефинансовых активов и денежных средств.

2.9. Составление и представление в установленные сроки бухгалтерской и статистической отчетности, отчетности в государственные социальные внебюджетные фонды, налоговых деклараций и пояснений к ним.

2.10. Принятие мер к предупреждению недостач, растрат и других нарушений и злоупотреблений.

2.11. Проведение инструктажа материально ответственных лиц по вопросам учета и сохранности ценностей, находящихся на их ответственном хранении.

2.12. Осуществление контроля за своевременным проведением и участие в проведении инвентаризации активов и обязательств организации, своевременное и правильное отражение результатов инвентаризации в бухгалтерском учете.

2.13. Составление и согласование с руководителем организации (при отсутствии плановых отделов и иных аналогичных подразделений) плановых калькуляций, смет расходов и расчетов к ним.

2.14. Участие в проведении анализа финансово-хозяйственной деятельности организации с целью выявлений внутрихозяйственных резервов, ликвидации потерь и непроизводительных расходов.

2.15. Осуществление мероприятий по повышению уровня автоматизации учетно-вычислительных работ.

2.16. Систематизированный учет положений, инструкций, других нормативных актов по вопросам организации и ведения бюджетного учета.

2.17. Обеспечение хранения бухгалтерских документов, регистров учета, иных документов, связанных с деятельностью бухгалтерской службы и бухгалтерского архива.

3. Права и обязанности

3.1. Требовать от подразделений и сотрудников организации представления материалов (планов, отчетов, справок и т.п.), необходимых для осуществления работы, входящей в компетенцию бухгалтерской службы.

3.2. Не принимать к исполнению и оформлению документы по операциям, которые нарушают действующее законодательство и установленный порядок приема, оприходования, хранения и расходования денежных средств, оборудования, материальных и других ценностей.

3.3. Представлять руководству организации предложения о наложении дисциплинарных взысканий на лиц, допустивших недоброкачественное оформление и составление документов, несвоевременную передачу их для отражения на счетах бухгалтерского учета и в отчетности, а также за недостоверность содержащихся в документах данных.

3.4. Осуществлять связь с другими организациями и государственными органами по вопросам, входящим в компетенцию бухгалтерии.

3.5. Указания бухгалтерии в пределах функций, предусмотренных настоящим положением, являются обязательными к руководству и исполнению всеми подразделениями и сотрудниками организации.

4. Ответственность

4.1. Всю полноту ответственности за качество и своевременность выполнения возложенных настоящим положением на бухгалтерскую службу задач и функций несет главный бухгалтер организации.

4.2. Степень ответственности других работников бухгалтерии устанавливается должностными инструкциями. Главный бухгалтер устанавливает служебные обязанности работников бухгалтерии в должностных инструкциях, утверждаемых руководителем организации по представлению главного бухгалтера.

5. Взаимоотношения, служебные связи

Структурные подразделения, сторонние организации

Бухгалтерская служба получает документы

Бухгалтерская служба передает документы

5.1. Взаимоотношения со структурными подразделениями

Кадровая служба

— приказы по личному составу; — табели учета рабочего времени сотрудников;

— больничные листы;

— отчеты о расходовании бланков трудовых книжек и вкладышей к ним.

— ведомости использования очередных отпусков;

— бланки трудовых книжек и вкладышей к ним.

Коммерческий отдел

— хозяйственные договоры, сметы, акты и другие материалы по вопросам выполнения договорных обязательств;

-счета на приобретение

товарно-материальных

ценностей;

— авансовые отчеты сотрудников

  • — сведения о нормах расхода денежных средств и материалов;

  • — сведения о затратах по видам деятельности и отдельным договорам;

— сведения об оплате счетов, дебиторах и кредиторах;

— указания по вопросам оформления и представления для учета документов и сведений.

Секретариат

— копии приказов и распоряжений директора по основной деятельности

— корреспонденция в адрес бухгалтерии

— проекты приказов и распоряжений по вопросам финансовой деятельности;

— сводки, справки, сведения по запросам руководства;

— отчеты о результатах финансово-хозяйственной деятельности

5.2. Взаимоотношения со сторонними организациями

Банк

— выписки по счетам и прилагаемые к ним документы;

— письменные разъяснения по вопросам взаимодействия с банком

— расчетно-платежные банковские документы; — чеки на получение денежных средств и объявления на взнос наличными; — сведения по вопросам работы с денежной наличностью.

Государственная налоговая инспекция

— акты и документы по вопросам правильности исчисления и уплаты налогов в бюджет;

— письменные разъяснения по налогообложению.

— приказы, документы и пояснения, необходимые для правильного исчисления налогов; — расчеты по налогам (налоговые декларации);

— бухгалтерская отчетность.

6. Организация работы

6.1. Бухгалтерская служба работает в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка организации.

    1. Реорганизация и ликвидация бухгалтерской службы проводится на основании приказов директора учреждения.

Руководители организации несут ответственность за организацию бухгалтерского учета и соблюдение законодательства при выполнении любых хозяйственных операций. Им предоставлены широкие пределы полномочий в организации бухучета, что позволяет им активно участвовать во всех этапах учета.

Организационная форма и структура бухгалтерского аппарата устанавливается руководителем предприятия в зависимости от объема работ. Это может быть:

  • самостоятельное структурное подразделение под руководством главного бухгалтера;
  • наличие в штате должности главного бухгалтера/бухгалтера;
  • передача ведения бухучета на договорных началах (для этих целей можно использовать централизованную бухгалтерию, специализированную фирму, бухгалтера-специалиста);
  • самостоятельное ведение бухучета (лично руководителем).

Руководитель в обязательном порядке должен обеспечивать должные условия для выполнения подразделениями и работниками требований главбуха, касаемые документального оформления хозяйственных операций с последующим предоставлением в бухгалтерию всей необходимой документации и информации.

Структура и функции бухгалтерии

Структура аппарата бухгалтерии и объем его работ определяются индивидуально в зависимости от объемов работ конкретной организации, степени оперативной самостоятельности ее подразделений и уровня автоматизации учета. Согласно этим конкретным условиям организационной деятельности учет можно организовать по следующим формам:

  • централизованная;
  • децентрализованная;
  • смешанная.

Определение 1

Централизованный учет предполагает оформление в подразделениях предприятия исключительно первичных документов с их последующей передачей в установленные сроки бухгалтерии. В ней уже производится синтетический и аналитический учет произведенных операций, подбивается отчетность, в том числе и бухгалтерский баланс сразу по всему предприятию.

Определение 2

Децентрализованный учет представляет собой полный цикл учета (начиная с оформления документации на хозяйственные операции по всем стадиям бухгалтерской обработки информации и заканчивая подготовкой отчетности подразделений), который проходит в структурных подразделениях предприятия.

Центральная бухгалтерия обеспечивает сводку отчетов, поступающих со всех подразделений , составляет сводные отчеты, включая баланс по всему предприятию и контролирует ведение учета в подразделениях. Благодаря децентрализации становится возможным приближение бухгалтерского аппарата к месту непосредственного проведения хозопераций, повышение его оперативности и аналитичности обработанных данных. В то же время такой тип учета усложняет разделение труда между работниками, занятыми в учете, и влечет за собой увеличение расходов на содержание бухгалтерского аппарата.

Определение 3

Смешанная форма организации учета представляет собой выполнение полного цикла учета и составление отдельного бухгалтерского баланса отдельными подразделениями (чаще всего это наиболее крупные локации). Также они занимаются частью учетных работ (например, обрабатывают первичные данные, ведут учет расчетов с работниками и тому подобное).

Состав и численность бухгалтерских подразделений зависит от масштаба хозяйственной деятельности предприятия, объема и сложности учета по ним, а также от квалификации персонала.

Для крупных организаций отделы могут формироваться по следующим признакам;

  • предметный;
  • линейный;
  • функциональный.

По предметному признаку выделяют следующие типы учетных отделов (групп):

  • основных средств и нематериальных активов;
  • денежных средств;
  • материалов;
  • производства;
  • расчетов с персоналом;
  • готовой продукции;
  • расчетных операций.

Если организация небольшая, функции ведения бухучета в ней обычно также распределяются по предметному признаку между соответствующими работниками — каждый исполнитель выполняет полный объем работ по своему расчетному участку.

Если бухгалтерские работы распределяются по функциональному признаку, то в таком случае каждый отдел или отдельный исполнитель выполняет конкретный комплекс операций, например, проверку документов или составление отчетности.

Линейный признак предусматривает распределение бухгалтерских работ по подразделениям где они выполняются одним исполнителем или группой.

По каким требованиям должен вестись бухучет

К ведению бухучета предъявляются единые требования, вне зависимости от форм собственности организаций. К основным относят следующие:

  • бухучет ведется предприятием непрерывно, начиная с момента его регистрации как юрлица вплоть до реорганизации или ликвидации согласно законодательству Российской Федерации;
  • объекты бухучета отражаются по методу двойных записей на счетах бухучета, взаимосвязанных между собой, а также по методу простой записи (ведется на забалансовых счетах, входящих рабочий план счетов);
  • ведется документирование активов, обязательств и прочих подтверждений хоздеятельности, также ведутся регистры бухучета и отчетности на русском языке;
  • в данных аналитического учета оборотов и остатков соблюдается равенство (по счетам синтетического учета на первое число ежемесячно);
  • все хозоперации и инвентаризации вовремя регистрируются без пропусков или каких-либо изъятий на счетах бухучета;
  • организация устанавливает в своей учетной политике способ ведения бухучета;
  • все текущие производственные затраты, а также затраты на работы, услуги и капитальные вложения отражаются в учете раздельно.

Ответственные за организацию и ведение бухучета должностные лица, не соблюдающие нормы и требования бухучета, которые предусматриваются законодательством РФ (включая требования, касающиеся искажения такой отчетности и несоблюдения сроков ее предоставления и публикации) будут привлечены к ответственности (она может быть дисциплинарной, административной или уголовной) согласно законам Российской Федерации.

В статье 7 Закона о бухучете №402-ФЗ указано, что ведение бухучета и хранение соответствующей документации должно быть организовано руководством экономического субъекта.

В обязанности руководителя экономического субъекта (кроме кредитных организаций) входит возложение ведения бухучета на главбуха или другое должностное лицо данного субъекта. Также он может заключить договор об оказании услуг по ведению бухучета.

Руководитель кредитной организации обязан возложить ведение бухучета исключительно на главного бухгалтера. Руководитель субъекта малого и среднего предпринимательства может вести бухучет самостоятельно.

В ОАО (кроме кредитных), страховых организациях, негосударственных пенсионных и акционерных инвестиционных фондах, УК паевых инвестиционных фондов, а также в прочих экономических субъектах, которые имеют допущенные к обращению на биржевых торгах и у прочих организаторов торговли ценные бумаги (исключая кредитные организации), в органах управления внебюджетных госфондов и внебюджетных территориальных госфондов главбух или другое должностное лицо, занятое ведением бухучета, должны соответствовать следующим требованиям:

  • иметь профессиональное высшее образование;
  • обладать стажем работы, который связан с ведением бухучета или составлением финансовой отчетности (также допускается аудиторская деятельность) от 3 лет из последних 5 календарных, если высшее образование в этой сфере отсутствует — от 5 лет из последних 7 календарных;
  • не иметь судимости в экономической сфере (неснятой и непогашенной).

Помимо Закона №402-ФЗ другие федеральные законы могут устанавливать дополнительные требования к главбуху или прочим должностным лицам, занимающимся бухгалтерской деятельностью.

Физлицо, с которым был заключен договор об оказании услуг по ведению бухучета экономическим субъектом, обязано соответствовать требованиям, прописанным в пункте 4 статьи 7 Закона №402-ФЗ. Юрлицо, с которым заключается подобный договор, должно иметь в штате более одного работника, который будет отвечать приведенным выше требованиям.

Банк России устанавливает требования, которым должен соответствовать главный бухгалтер кредитной организации.

Если между руководителем экономического субъекта и главбухом (или иным лицом, ведущим бухучет) возникают разногласия в отношении ведения бухучета, то есть два вида разрешения конфликта:

  • данные первичной документации принимаются/не принимаются главбухом или иным лицом, занятым ведением бухучета (должностным или с кем заключен договор) к регистрации и накоплению в регистрах бухучета по письменному указанию руководителя экономического субъекта, принявшего единоличную ответственность за полученные в результате данные;
  • объект бухучета отражается/не отражается главбухом или иным лицом, занятым ведением бухучета (должностным или с кем заключен договор) в финансовой отчетности по письменному указанию руководителя экономического субъекта, принявшего единоличную ответственность за отчетную дату, финансовые результаты и движения средств за отчетный период.

Всё ещё сложно? Наши эксперты помогут разобраться

Положение об отделе бухгалтерии определяет основные цели, задачи и функции последнего. В нем указывается, кто назначается ответственным и главным в отделе (главный бухгалтер). Также выделяется, кто проводит эти назначения, кто структурирует отдел, и кто может его расформировать.

Все вышеупомянутые пункты документа изложены кратко и емко, при этом все указанные права и обязанности соответствуют действующему законодательству Российской Федерации

Параграфы положения

Каждый подобный документ должен иметь смысловые параграфы, которые кратко и четко будут формировать определения всех возможных полномочий и свобод сотрудников отдела бухгалтерии. К ним относятся:

  1. Общее. Конкретизируется определение отдела, его название. Уточняется, кем он создается и кем ликвидируется. Определяется, кто руководит подразделением. Перечисляются законы и нормативы, на которые ссылается отдел в своей работе и т.д.
  2. Структура. Определяется, кем утверждается структура, какие подразделения она может содержать.
  3. Задачи. Лаконично перечисляются главные задачи отдела, к которым относятся учет хозяйственно-финансовой деятельности, контроль за использованием финансирования и т.д.
  4. Функции. Выходя из поставленных задач, прописываются и основные функции, такие как формирование и предоставление отчетов, учет имущества и т.д.
  5. Права. Уточняются основные правовые возможности отдела и всех его сотрудников, например, требовать придерживаться порядка оформления операций т.д.
  6. Связи. Перечисление отделов, с которыми ведется взаимосвязь, а также характеристика этих отношений.
  7. Ответственность. Обозначается, что основную ответственность несет главный бухгалтер, а также уточняются причины этой ответственности.

Перечень ПБУ о бухгалтерском учете в 2019 году

Все ПБУ, действующие в 2018 году:

ПБУ 1/2008
«Учетная политика организации»;
(статьи, новости и разьяснения)

ПБУ 2/2008
«Учет договоров строительного подряда»;
(статьи, новости и разьяснения)

ПБУ 3/2006
«Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте»;
(статьи, новости и разьяснения)

ПБУ 4/99
«Бухгалтерская отчетность организации»;
(статьи, новости и разьяснения)

ПБУ 5/01
«Учет материально-производственных запасов»;
(статьи, новости и разьяснения)

ПБУ 6/01
«Учет основных средств»;
(статьи, новости и разьяснения)

ПБУ 7/98
«События после отчетной даты»;
(статьи, новости и разьяснения)

ПБУ 8/2010
«Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы»;
(статьи, новости и разьяснения)

ПБУ 9/99
«Доходы организации»;
(статьи, новости и разьяснения)

ПБУ 10/99
«Расходы организации»;
(статьи, новости и разьяснения)

ПБУ 11/2008
«Информация о связанных сторонах»;
(статьи, новости и разьяснения)

ПБУ 12/2010
«Информация по сегментам»;
(статьи, новости и разьяснения)

ПБУ 13/2000
«Учет государственной помощи»;
(статьи, новости и разьяснения)

ПБУ 14/2007
«Учет нематериальных активов»;
(статьи, новости и разьяснения)

ПБУ 15/2008
«Учет расходов по займам и кредитам»;
(статьи, новости и разьяснения)

ПБУ 16/02
«Информация по прекращаемой деятельности»;
(статьи, новости и разьяснения)

ПБУ 17/02
«Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы»;
(статьи, новости и разьяснения)

ПБУ 18/02
«Учет расчетов по налогу на прибыль организаций»;
(статьи, новости и разьяснения)

ПБУ 19/02
«Учет финансовых вложений»;
(статьи, новости и разьяснения)

ПБУ 20/03
«Информация об участии в совместной деятельности»;
(статьи, новости и разьяснения)

ПБУ 21/2008
«Изменения оценочных значений»;
(статьи, новости и разьяснения)

ПБУ 22/2010
«Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности»;
(статьи, новости и разьяснения)

ПБУ 23/2011
«Отчет о движении денежных средств»;
(статьи, новости и разьяснения)

ПБУ 24/2011
«Учет затрат на освоение природных ресурсов».
(статьи, новости и разьяснения)

Последние редакции всех действующих ПБУ можно найти в «Справочнике бухгалтера» на «Клерке»

📌 Реклама Отключить

Положения по бухгалтерскому учету: что это и для чего они нужны

ПБУ или положения по бухгалтерскому учету (иногда неофициально именуемые правилами ведения бухучета) — это нормативные акты, в которых установлен порядок составления бухгалтерской отчетности и ведения бухучета в том или ином направлении хозяйственной деятельности фирмы.

ПБУ могут регламентировать особенности учета различных активов, пассивов, отдельных фактов хозяйственной деятельности.

Новые ПБУ в 2019–2021 годах

Министерством финансов начата глобальная разработка федеральных стандартов бухучета на 2019–2020 годы. Согласно приказу Минфина «Об утверждении программы разработки федеральных стандартов бухучета…» от от 18.04.2018 N 83н будут разработаны новые ПБУ и внесены поправки в уже изданные положения. План разработки и внедрения новшеств приведен в таблице ниже.

Разработка федеральных стандартов бухгалтерского учета

N п/п Рабочее наименование проекта стандарта Предполагаемая дата вступления стандарта в силу для обязательного применения
1.1 Запасы 2019
1.2 Нематериальные активы 2020
1.3 Аренда 2022
1.4 Основные средства 2020
1.5 Незавершенные капитальные вложения 2020
1.6 Дебиторская и кредиторская задолженности (включая долговые затраты) 2020
1.7 Документы и документооборот в бухгалтерском учете 2020
1.8 Доходы 2022
1.9 Некоммерческая деятельность 2021
1.10 Бухгалтерская отчетность 2021
1.11 Участие в зависимых организациях и совместная деятельность 2021
1.12 Расходы 2022
1.13 Финансовые инструменты 2022
1.14 Добыча полезных ископаемых 2022

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *