Юрисконсульт

Юрисконсульт — это сотрудник государственной или частной организации, обеспечивающий соблюдение законодательства в процессе ее деятельности. Он следит за тем, чтобы законы соблюдались как самой компаний, так и по отношению к компании. Главные задачи человека, занимающего должность юрисконсульта — выдача заключений по частноправовым вопросам и выступление в суде в качестве поверенного.

Места работы

Юрисконсульт может работать как в государственных и общественных учреждениях, так и на частных предприятиях, деятельность которых нуждается в постоянной юридической поддержке.

Нормативная база

Юрист организации – это должностное лицо, которое регулирует правовые аспекты деятельности предприятия.

Данная должность может быть предусмотрена как в государственных учреждениях, так и в частных организациях.

В крупной компании правовой деятельностью может заниматься целая юридическая служба (отдел).

Юрист организации, прежде всего, должен быть хорошо ознакомлен с положениями Гражданского кодекса.

Специалист обязан не просто хорошо знать содержание кодекса, но и легко ориентироваться в данном документе.

Поскольку Гражданский кодекс постоянно дополняется различными правками, работнику необходимо отслеживать все изменения и быть в курсе новых положений закона.

Кроме Гражданского кодекса юристу важно разбираться в Трудовом кодексе, поскольку его работа часто связана с решением различного рода вопросов, возникающих в кадровой сфере.

Работники отдела кадров нередко обращаются за помощью к юристам.

Например, при разработке методики аттестации сотрудников, при приеме на работу или увольнении, при объявлении выговоров и т.д.

Помимо основных законодательных актов юрист должен разбираться в нормативных документах, регламентирующих деятельность его организации.

Вид нормативного документа зависит от того, к какой организационной правовой форме относится данное предприятие.

Так, юрист некоммерческой организации (НКО) должен разбираться в действующих законах, регулирующих деятельность НКО.

Преимущества штатного юриста

Организация может решать свои юридические вопросы двумя способами: заключить договор с юридической компанией (адвокатским бюро) и обращаться к ним при необходимости за правовой помощью, либо оформить в штат постоянного сотрудника.

В первом случае главным преимуществом является то, что в распоряжении компании оказывается целая юридическая организация, в которой работают специалисты разного профиля.

Это позволяет рассчитывать на получение квалифицированной помощи по любому вопросу.

Но подобные юридические конторы работают с несколькими клиентами одновременно, поэтому решение срочного вопроса для конкретного заказчика может затянуться.

К тому же, отсутствует возможность получения моментальной юридической помощи по незначительным текущим делам, поскольку нужный специалист не находится непосредственно на предприятии.

Главный минус работы с юридическими конторами – высокая стоимость подобных услуг.

Наличие штатного юриста, либо целого юридического отдела дает руководству организации целый ряд преимуществ.

К ним относятся:

  • Стабилизация и снижение затрат на получение юридической помощи.
  • Постоянное наличие специалиста непосредственно на предприятии.
  • Осведомленность юриста о направлении деятельности организации, что позволяет учесть специфику, возможные «подводные камни».
  • Быстрое решение привычных правовых проблем благодаря выработке определенных шаблонных приемов, моделей работы.
  • Осведомленность работника об особенностях финансовой, налоговой, бухгалтерской деятельности организации. Подобные знания позволяют наиболее эффективно решать правовые проблемы, возникающие в любой из этих сфер.
  • Личная заинтересованность работника в коммерческом успехе предприятия.
  • Наличие партнерских отношений между юристом и руководством организации.

Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (ЕКС), 2019
Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих
Разделы «Общеотраслевые квалификационные характеристики должностей работников, занятых на предприятиях, в учреждениях и организациях» и «Квалификационные характеристики должностей работников, занятых в научно-исследовательских учреждениях, конструкторских, технологических, проектных и изыскательских организациях», утвержденные Постановлением Минтруда РФ от 21.08.1998 N 37
(редакция от 15.05.2013)

Эксперт по промышленной безопасности подъемных сооружений

Должностные обязанности. Разрабатывает или принимает участие в разработке документов правового характера. Осуществляет методическое руководство правовой работой на предприятии, оказывает правовую помощь структурным подразделениям и общественным организациям в подготовке и оформлении различного рода правовых документов, участвует в подготовке обоснованных ответов при отклонении претензий. Подготавливает совместно с другими подразделениями предприятия материалы о хищениях, растратах, недостачах, выпуске недоброкачественной, нестандартной и некомплектной продукции, нарушении экологического законодательства и об иных правонарушениях для передачи их в арбитражный суд, следственные и судебные органы, осуществляет учет и хранение находящихся в производстве и законченных исполнением судебных и арбитражных дел. Участвует в разработке и осуществлении мероприятий по укреплению договорной, финансовой и трудовой дисциплины, обеспечению сохранности имущества предприятия. Проводит изучение, анализ и обобщение результатов рассмотрения претензий, судебных и арбитражных дел, практики заключения и исполнения хозяйственных договоров с целью разработки предложений об устранении выявленных недостатков и улучшении хозяйственно-финансовой деятельности предприятия. В соответствии с установленным порядком оформляет материалы о привлечении работников к дисциплинарной и материальной ответственности. Принимает участие в работе по заключению хозяйственных договоров, проведении их правовой экспертизы, разработке условий коллективных договоров и отраслевых тарифных соглашений, а также рассмотрении вопросов о дебиторской и кредиторской задолженности. Контролирует своевременность представления структурными подразделениями справок, расчетов, объяснений и других материалов для подготовки ответов на претензии. Подготавливает совместно с другими подразделениями предложения об изменении действующих или отмене утративших силу приказов и других нормативных актов, изданных на предприятии. Ведет работу по систематизированному учету и хранению действующих законодательных нормативных актов, производит отметки об их отмене, изменениях и дополнениях, подготавливает справочную документацию на основе применения современных информационных технологий и вычислительных средств. Принимает участие в подготовке заключений по правовым вопросам, возникающим в деятельности предприятия, проектам нормативных актов, поступающих на отзыв. Осуществляет информирование работников предприятия о действующем законодательстве и изменениях в нем, ознакомление должностных лиц предприятия с нормативными правовыми актами, относящимися к их деятельности. Консультирует работников предприятия по организационно-правовым и другим юридическим вопросам, подготавливает заключения, оказывает содействие в оформлении документов и актов имущественно-правового характера.

Должен знать: законодательные акты, регламентирующие производственно-хозяйственную и финансовую деятельность предприятия; нормативные правовые документы, методические и нормативные материалы по правовой деятельности предприятия; гражданское, трудовое, финансовое, административное право; налоговое законодательство; экологическое законодательство; порядок ведения учета и составления отчетности о хозяйственно-финансовой деятельности предприятия; порядок заключения и оформления хозяйственных договоров, коллективных договоров, тарифных соглашений; порядок систематизации, учета и ведения правовой документации с использованием современных информационных технологий; основы экономики, организации труда, производства и управления; средства вычислительной техники, коммуникаций и связи; правила и нормы охраны труда.

Требования к квалификации.

Юрисконсульт I категории: высшее профессиональное (юридическое) образование и стаж работы в должности юрисконсульта II категории не менее 3 лет.

Юрисконсульт II категории: высшее профессиональное (юридическое) образование и стаж работы в должности юрисконсульта или других должностях, замещаемых специалистами с высшим профессиональным образованием, не менее 3 лет.

Юрисконсульт: высшее профессиональное (юридическое) образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное (юридическое) образование и стаж работы в должностях, замещаемых специалистами со средним профессиональным образованием, не менее 5 лет.

Комментарии к должности

Приведенные выше квалификационные характеристики должности «Юрисконсульт» предназначены для решения вопросов, связанных с регулированием трудовых отношений и обеспечением эффективной системы управления персоналом в различных организациях. На основе этих характеристик разрабатывается должностная инструкция юрисконсульта, содержащая права и ответственность работника, а также конкретный перечень его должностных обязанностей с учетом особенностей организации и управления деятельностью предприятия (учреждения).

При составлении должностных инструкций руководителей и специалистов необходимо учесть общие положения к данному выпуску справочника и введение с общими положениями к первому выпуску справочника должностей.

Обращаем ваше внимание на то, что одинаковые и схожие наименования должностей могут встречаться в разных выпусках ЕКС. Найти схожие названия можно через справочник должностей (по алфавиту).

История профессии

Профессия юрисконсульта появилась в Древнем Риме. В период жизни и деятельности основателя Римской империи Октавиана Августа мнения юрисконсультов, как знатоков права, получили статус обязательных и принимались во внимание судами при вынесении решения. С тех пор институт юрисконсультов менялся, совершенствовался и в современном виде сформировался уже в начале XX века.

Обязанности юрисконсульта

Главные должностные обязанности юрисконсульта:

  • Подготовка юридических документов (аналитические записки, исковые заявления, доверенности, справки, претензии, договоры и др.).
  • Консультирование клиентов компании по юридическим вопросам.
  • Представительство интересов компании и ее клиентов в суде, государственных органах и организациях.
  • Составление отчетности о проделанной работе (особенно это требуется в крупных компаниях).

Иногда юрисконсульт занимается ведением реестра юридической документации в письменном и/или электронном виде.

Требования к юрисконсульту

Главные требования к юрисконсульту:

  • Высшее юридическое образование.
  • Профессиональное знание гражданского, трудового, жилищного и семейного законодательства, законов о защите прав потребителей и других областей права.
  • Опыт представительства в судах общей юрисдикции и арбитражном суде.
  • Навыки подготовки юридических документов.
  • Навыки правовой экспертизы договоров.
  • Знание системы «Консультант Плюс».
  • Уверенное владение ПК.

Иногда функции юрисконсульта требуют знания разговорного и письменного английского языка.

Образец резюме

Образец резюме юрисконсульта.

Как стать юрисконсультом

Стать юрисконсультом может человек с высшим юридическим образованием. Конечно, предпочтение отдают людям с опытом работы, но вчерашние выпускники ВУЗов имеют все шансы устроиться на работу помощником юриста или юрисконсульта.

Зарплата юрисконсульта

Заработная плата юрисконсульта варьируется от 30 до 80 тысяч рублей в месяц. Также по результатам работы возможны премии. Средняя зарплата юрисконсульта составляет 55 тысяч рублей в месяц.

Как стать юристом предприятия

Для того чтобы стать грамотным юристом организации молодому специалисту необходимо соответствовать следующим требованиям:

  • Получить качественное юридическое образование.
  • Ориентироваться в российском законодательстве.
  • Быть в курсе всех принятых изменений и дополнений к законам.
  • Пройти курсы и тренинги, которые позволят присоединить к полученным в ВУЗе теоретическим знаниям некоторые практические навыки.
  • Изначально поработать в статусе помощника юриста, чтобы получить необходимые навыки во время работы с более квалифицированным и опытным специалистом.
  • Разобраться в тонкостях работы конкретной организации.

Эффективность работы юриста во многом зависит от его технической оснащенности.

На компьютере специалиста обязательно должна быть установлена справочная база данных, постоянно обновляемая.

Это может быть система «Консультант Плюс», «Гарант» и др.

Кроме того, у юриста должна быть подписка на периодические издания («Российская газета», «Экономика и жизнь» и т.д.).

Чем лучше юрист осведомлен обо всех изменениях и событиях, происходящих в законодательной сфере, тем эффективнее он будет строить свою работу.

Также, специалист должен получать своевременную информацию обо всех изменениях в той сфере деятельности, к которой относится работа предприятия.

Например, юрист медицинской организации должен быть в курсе всех изменений, которые происходят в области правового регулирования системы здравоохранения.

Необходимые профессиональные навыки и знания

  • высокий уровень знаний в области гражданского, уголовного, финансового, трудового, административного права (умение ориентироваться в законодательстве РФ, законах, нормативных актах);
  • умение составлять юридическую документацию (владение особенностями, правилами содержания, официально-деловой стилистикой);
  • знание специфики делопроизводства в различных органах власти;
  • необходимо всегда быть осведомленным по поводу постоянных изменений в законодательстве, уметь их вовремя отслеживать и учитывать в своей работе.

Личные качества

  • аналитические способности;
  • системное мышление;
  • умение отстаивать свою точку зрения;
  • внимательность, хорошая память;
  • умение быстро разыскивать необходимую информацию;
  • грамотная, логичная, четкая речь;
  • наличие коммуникативных способностей;
  • эмоциональная устойчивость;
  • деловая хватка;
  • ответственность;
  • стрессоустойчивость;
  • объективность;
  • настойчивость;
  • работоспособность.

Место работы

  • государственные и финансовые структуры;
  • юридические конторы;
  • страховые компании;
  • правоохранительные органы;
  • фирмы, имеющие соответствующие отделы.

Плюсы и минусы профессии

Плюсы:

  • высокая зарплата юрисконсульта (при высоком уровне компетенции и опыта работы).

Минусы:

  • большая ответственность;
  • частые стрессовые ситуации (профессия юрисконсульта тесно связана с разрешением конфликтов, а также не редки необоснованные претензии со стороны начальства);
  • ненормированный рабочий день (часто приходится подолгу задерживаться на работе).

Где пройти обучение

Помимо высшего образования на рынке есть ряд краткосрочного обучения длительностью, как правило, от недели до года.

Институт профессионального образования «ИПО» приглашает вас пройти дистанционные курсы по направлению «Юриспруденция» (есть варианты 256, 512 и 1024 ак.ч.) с получением диплома или удостоверения государственного образца. Мы обучили более 8000 выпускников из почти 200 городов. Можно пройти обучение экстерном, получить беспроцентную рассрочку.

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *